Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ая группа




Ая группа.

По отношению к государству физические лица делятся на граждан, иностранцев, лиц без гражданства. Административно-правовой статус граждан РФ устанавливаются Конституцией РФи другими нормативными правовыми актами.

Гражданин обладает двумя юридическими свойствами – правоспособностью и дееспособностью. В административных отношениях эти свойства имеют свои особенности.

Правоспособность возникает с рождения и прекращается со смертью. Человек реализует свою правоспособность в следующих отношениях:

- с государственной системой управления;

- с органами местного самоуправления;

- с негосударственными организациями.

Права граждан в административных отношениях делятся на:

- личные (личная неприкосновенность и т.д.)

- социально-экономические (право частной собственности и т.д.)

- социальные (право на образование и т.д.)

- социально-культурные (право на свободу литературного, художественного творчества и т.д.);

- политические (право на свободу слова и т.д.).

На граждан возлагают обязанности:

- платить налоги и сборы;

- сохранять природу и окружающую среду;

-защищать Отечество.

И т.д.

Важнейшим правом граждан является право на обращение в орган исполнительной власти. Основными видами обращения являются:

- предложение – обращение внимания исполнительной власти на возможность улучшения его работы;

- заявление – обращение по поводу реализации права или конного интереса, не связанное с нарушением права или интереса;

- жалоба – обращение в государственные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права.

Жалобы делятся на общие и специальные Общие жалобы делятся на административные и судебные. Жалоба должна быть разрешена в срок до одного месяца.

Обжалованию подлежит действия государственных, муниципальных служащих, в результате которых:

-нарушены права и свободы;

-созданы препятствия для регистрации прав;

-на граждан незаконно возложены обязанности;

-гражданин незаконно привлечен к ответственности.

К государственным организациям относятся: органы исполнительной власти (государственного управления), государственные предприятия, учреждения и объединения (корпорации, концерны и т.п.), структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные властными полномочиями.

К негосударственным организациям - общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры и т.д.

Органы исполнительной власти делятся на два вида:

- федеральные органы;

- органы исполнительной власти субъектов РФ.

Органы исполнительной власти различаются по организационно-правовым формам. Это:

- правительство;

- советы министров, имеющие статус правительства;

- министерства;

- государственные комитеты;

- службы;

- главное управление, управления;

- инспекции;

- агентства;

- департаменты;

- администрации;

- мэрии.

По порядку принятия решений органы делятся на коллегиальные и единоначальные.

Органы исполнительной власти включают: Президента РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Президент РФ. Его статус определяется Конституцией РФ. Президент осуществляет государственную власть, как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент определяет основные направления внешней и внутренней политики государства. Президент возвышается на ветвями власти: законодательной, исполнительной, судебной, не входя организованно в систему какой-либо власти.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Это коллегиальный орган.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют руководство отраслями, межотраслевое регулирование и координацию, контроль и надзор, специфические функции. Эти органы работают в сферах экономики, социально- культурной и административно - политической деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов РФ. Система органов исполнительной власти разных субъектов Федерации (республик, краев, областей) различна. Система органов исполнительной власти республик определяется в Конституции и других законах; других субъектов – в уставах и иных правовых актах.

Органы местного самоуправления:

- изменяют статус гражданина;

- организуют исполнение нормативных правовых актов;

- помогают гражданам РФ реализовать права, исполнять обязанности;

- осуществляют охрану и защиту прав и свобод граждан.

Выборные и иные органы местного самоуправления образуются в городах, сельских поселениях и других территориях. Органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти.

5. Система административного права.

Под системой административного права принято понимать внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения различных сферах и отраслях управления.

Административное право содержит общую и особенную части.

В Общей части объединяются нормы, которые регулируют общественные отношения, общих для всех отраслей и институтов государственного управления. В нее включаются нормы права, за закрепляющие принципы и содержание государственного управления, исполнительной власти, механизм административно-правового регулирования, правовое положение субъектов(органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных, служащих, граждан, общественных объединений и др.)

В Общей части содержатся также нормы, определяющие формы и методы деятельности органов исполнительной власти и иных исполнительных органов, различные меры административного принуждения, производство по делам об административных правонарушениях и др.

В Особенной части содержатся нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (в экономической, социально-культурной и административно-политических сферах).

К основным элементам, составляющим систему административного права, относятся институты данной отрасли права, которые отражают наиболее важные, общие проблемы административного-правового регулирования общественных отношений.

Обычно в качестве институтов системы административного прва называются следующие:

· административно-правовой статус граждан (физических лиц);

· административно-правовой статус исполнительной власти;

· административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий, учреждений;

· административно-правовой статус общественных объединений;

· государственная и муниципальная служба;

· формы государственного управления;

· методы государственного управления;

· административная ответственность;

· административный процесс;

· обеспечение законности в государственном управлении;

· административно-правовые основы управления в сфере экономики;

· административно-правовые основы управления социально-культурной области;

· административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

Таким образом, система административного права обусловлена спецификой регулируемых административным правом общественных отношений (управленческих).

 

Вопрос№3 Источники административного права

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Основными источниками административного права являются:

- Конституция РФ 1993г., содержащая нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.;

- международные и некоторые другие акты, например межгосударственные соглашения. Это, в частности, соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (Москва,13 июля 1976г.);

- федеральные конституционные законы, федеральные законы РФ, в которых определяются различные вопросы, касающиеся организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, правовые режимы в различных сферах общественных отношений и др. К таким законам относятся, например, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», федеральные законы: от 27мая 1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и от 27 мая 1996г. №57-ФЗ «О государственной охране».

- указы и распоряжения Президента Российской Федерации. В частности, нормы административного права содержатся в указах Президента РФ определяющих правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся по его руководством (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное указом Президента РФ от 19 июля 2004г. №927). Указами Президента РФ регулируются вопросы, касающиеся системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Это, например, Указ Президента РФ от марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указ Президента РФ от 20 мая 2004г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»

- постановления и распоряжения Правительства РФ. Постановлениями Правительства РФ утверждаются различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности и сфере государственно-управленческой деятельности, положения в федеральных органах исполнительной власти, которые находятся под его руководством. К примеру, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2007г. №300.

- приказы, инструкции, распоряжения, постановления и другие акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти. Например, Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утвержденные приказом Минтранса РФ от 29 ноября 2000г. №145.

- на уровне республик, входящих в состав России, источниками административно-правовых норм являются конституции и законы республик, нормативные правовые акты президентов этих республик, акты органов исполнительной власти;

- в краях, областях, городах федерального значения, автономной области и округах к источникам административного права относятся законодательные акты, уставы субъектов РФ, акты, издаваемые органами государственной власти государственного управления (это решения, постановления, распоряжения);

- нормативные акты органов местного самоуправления и общественных объединений, если на них возложены полномочия по осуществлению государственных полномочий;

- некоторые судебные акты (например, постановление судьи о наложения административного штрафа).

К источникам административного права относятся также акты, выдаваемые руководителями государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений, действие которых ограничено рамками данного формирования.

 

 

Вопрос№4 Понятие механизма административно-правового регулирования

Под механизмом административно-правового регулирования принимается система административно-правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления.

Структурно этот механизм составляют следующие элементы:

1. Система государственных и (муниципальных) органов как управляющих звеньев. Например: Государственная Дума, Правительство и МВД России.

Министерство внутренних дел считало необходимым установить административную ответственность за незаконное потребление наркотических средств в общественных местах. Оно обратилась в Правительство, обладающее правом законодательной инициативы. Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы законопроект, в котором содержится соответствующая норма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.