Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы, устанавливающие требования к внутренней организации и деятельности местного самоуправления




· Выборная сменяемость депутатов и должностных лиц муниципальных образований. В Конституции Российской Федерации принципы формирования органов, реализующих властные полномочия, изложены в главе 1 «Основы конституционного строя». Выборы позволяют обеспечить гражданам возможность влиять на формирование органов власти, а следовательно, учувствовать в управлении делами общества и государства

· Обязательность представительных органов местного самоуправления и их право образовывать перед ним исполнительные органы. Основной закон Российской Федерации аналогичного положения не имеет. Мы же полагаем, что приоритетность представительного органа в системе органов местного самоуправления, не подвергается сомнению т.к. представительный орган является основным выборным органом местного самоуправления, который наделен всей полнотой власти по решению местных вопросов.

· Сочетание местных и государственных интересов в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Указанный принцип следует из конституционной формулировки ст. 18, о том, что смысл, содержание и применение законов, деятельность как законодательной, так и исполнительно власти, так и местного самоуправления определяются правами и свободами человека и гражданина. Заключаем, что органы местного самоуправления и органы государственной власти имеют одни и те же конституционные цели и рамки деятельности.

· Гласность деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Статья 29 Конституции Российской Федерации провозгласила право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, всеми законными способами. Мы полагаем, что соблюдение принципа гласности, является необходимым условием, которое обеспечивает участие жителей муниципального образования в процессе подготовки, обсуждения, принятия, исполнения и контроля за исполнением решений органами местного самоуправления.

· Принцип законной деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Подзаконный характер деятельности местной власти позволяет прежде всего говорить об этом уровне осуществления власти как об институте, подчиненном общегосударственным интересам, которые свое юридическое оформление получают в законах.

· Участие жителей в процессе подготовки, обсуждения, принятия, исполнения и контроля за исполнением решений органами местного самоуправления. Данные права граждан находят свое закрепление в Основном законе российской федерации, в частности из положения ч.1 ст. 32.

· Подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления. Указанный принцип связан прежде всего с принципом выборности и установления самостоятельной компетенции органов местного самоуправления. Политическая самостоятельность выборных должностных лиц означает связанность в своей деятельности при принятии решений прежде всего с интересами населения.

9. Функции местного самоуправления.

Функции местного самоуправления - это основные направления деятельности органов местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов, направленные на реализации права граждан на местное самоуправление

- обеспечение реализации права граждан на решение вопросов местного значения, путем использования механизмов непосредственной демократии (местные выборы и местный референдум), деятельности выборных и представительных органов местного самоуправления, обеспечения гарантий местного самоуправления.

- управление муниципальной собственностью, выполняемое специальными органами местного самоуправления

- охрана общественного порядка, в соответствие со статьей 132 Конституции РФ

- обеспечение комплексного развития территории муниципального образования

- удовлетворение социальных и социально-бытовых потребностей населения

- представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами

10. Основные теории местного самоуправления.

Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права и была разработана немецкими учеными в начале XIX века. Цель этой теории состояла в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин. Община исторически является предшественницей государства. Последнее появляется в результате объединения общин по экономическим и политическим мотивам.

Хозяйственная и общественная теория самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что самоуправление есть заведование делами местного хозяйства. Ее сторонники утверждали, что собственные дела общины - это дело общинного хозяйства, и что таким образом самоуправление есть управление делами местного хозяйства.

Государственная теория самоуправления была разработана Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством.

Политические теории местного самоуправления. Согласно одной из политических теорий, созданной Р. Гнейстом, сущность местного самоуправления заключается в том, что оно осуществляется почетными представителями местного населения, выполняющими свои обязанности безвозмездно. Смягченной формой этой теории является учение

11. История развития местного самоуправления в дореволюционной России.

Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Общественная самодеятельность на уровне местных структур, вплоть до XVI века, не была нормирована законом и фактически развивалась на основе народного обычая, сложившихся традиций

Представителем княжеской власти был так называемый наместник - кормленщик. Он собирал подати, совершал имущественные сделки,

Низшей административной единицей была волость, во главе которой стоял сотский (сотник).

В XVII веке на большинстве территорий России существовали две формы «самоуправления» - губная и земская. Каждым округом - «губой» - управляли губной староста и его помощники - целовальники.

1708 года царь издал Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов». Петр I провел вторую административную реформу. Существовавшие к этому времени 11 губерний были разделены на 45 провинций (позднее - на 50), которые стали основными единицами губерний.

В 1723-1724 гг. была проведена реформа городского сословного управления и учреждены выборные сословно-общинные учреждения городского самоуправления, получившие названия магистраты. В Москве был создан новый орган местного самоуправления - Бурмистерская палата, вскоре переименованная в ратушу. Она состояла из избранных на избирательных собраниях бурмистров.

При Екатерине II развитие государственного управления и местного самоуправления продолжилось.

При Екатерине II число губерний было увеличено до 51. Столичные губернии и крупные регионы (в них входило по две губернии) теперь возглавлялись крупными сановниками и ответственными перед царицей наместниками. Они наделялись, как правило, чрезвычайными полномочиями. Губернии управлялись губернаторами, назначаемыми Сенатом, и губернскими правлениями (последние, как и ландраты, фактически были в подчинении у губернаторов).

Выборы в Общую городскую думу проходили один раз в три года. Председательствовал в Общей городской думе городской голова. При голосовании гласные от каждого разряда имели только один голос, поэтому не играло никакой роли то, что число гласных от разных разрядов различно.

Общая дума избирала из своего состава Шестигласную думу, которая вела непосредственную работу по заведованию текущими городскими делами.

Кроме Общей и Шестигласной дум устанавливался еще и третий орган - собрание «общества градского».

Наиболее значительные реформаторские преобразования были осуществлены в начале 60-х г. XIX в., когда вскоре после отмены крепостного права Александр II подписал указ правительствующему Сенату о введении в действие с 1 января 1864 года Положения о земских учреждениях.

Александр II подписал указ правительствующему Сенату о введении в действие с 1 января 1864 года Положения о земских учреждениях.

Основным фактором, который способствовал рождению земства, стал указ от 19 февраля 1861 года, согласно которому более 20 млн. крепостных крестьян получили «вольную».
Земская (1864) и городская (1870) реформы преследовали цель децентрализации управления и развития начал местного самоуправления в России. В основе реформ лежали две идеи. Первая - выборность власти: Вторая идея: местное самоуправление имело реальную финансовую основу своей деятельности

12. Организация местной власти в советский период.

Октябрьская революция внесла коренные изменения в формирование системы местных органов власти и ее структуру.
К концу декабря 1917 года отношение нового правительства к институтам старого самоуправления меняется: 27 декабря 1917 года декретом Советов Народных Комиссаров был распущен Земский союз. К весне 1918 г. завершилась ликвидация всех земских и городских органов местного самоуправления.

Во-первых, местные Советы являлись органами власти и управления, действующими в границах существующих тогда административных территорий. Во-вторых, существовала организационная взаимосвязь и соподчиненность по вертикали.

И, наконец, при определении компетенции и пределов полномочий местных Советов, устанавливалась их самостоятельность в решении вопросов местного значения, но их деятельность допускалась лишь в соответствии с решениями центральной власти и вышестоящих Советов.


В Конституции РСФСР 1918 года задачи местных Советов определялись следующим образом:
-проведение в жизнь всех постановлений высших органов советской власти;
-принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношении;
-разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;
-объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.
Все доходы и расходы местных Советов были поставлены под контроль центра.
В конце 1919 года были определены единицы местного самоуправления независимо от размера (губернии, уезда, волости, города, деревни). Они стали называться коммунами

 

В Советах были созданы специальные органы (коммунотделы) для руководства «коммунальным хозяйством».

Система местного самоуправления в СССР, в том числе и в Российской Федерации в 80-е гг. XX века характеризовалась следующим образом. Местные Советы должны были руководить на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждать планы экономического и социального развития и местный бюджет; осуществлять руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивать соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействовать укреплению обороноспособности страны.

Во второй половине 80-х годах постепенно стал утверждаться взгляд, что местное самоуправление - это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при отделении местного самоуправления от государственной власти.
Первым практическим шагом на этом пути стало принятие 9 апреля 1990 года Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».
Согласно Закону система местного самоуправления включала в себя местные Советы, органы территориального общественного самоуправления населения (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, сельские комитеты и другие органы), а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Первичным территориальным уровнем местного самоуправления признавался сельсовет, поселок (район), город (район в городе). Закон предоставил союзным и автономным республикам право самостоятельно определять и другие уровни (исходя из местных особенностей).

13. Общая характеристика англо-саксонской системы местного самоуправления.

Англосаксонская муниципальная система существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В научной литературе именно ее традиционно называют первой муниципальной системой.

Основные признаки англосаксонской муниципальной системы:

 органы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые

прямо разрешены им законом. В случае нарушения этого правила акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий;

 органы местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти;

 основная единица местного самоуправления – приход.

В компетенцию органов местного самоуправления входят: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др.

Англосаксонская система характеризуется децентрализацией местного самоуправления. Представительная власть осуществляется муниципальной палатой, а исполнительная — префектами, су-префектами, муниципальными префектами. Органы местного самоуправления издают нормативно-правовые акты, устанавливают и взимают местные налоги, оказывают местные услуги, включая

транспорт, торговлю и т.д., организуют строительство, охраняют памятники культуры, истории и т.д. Она построена на общественной теории, объединившей теорию свободной общины, хозяйственную теорию, а также частично юридическую теорию местного самоуправления. Ее черты:

— высокая степень автономии местного самоуправления, выборность, отсутствие на местах

специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;

— отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).

Особенности:

 Избираемые населением представительные органы местного самоуправления здесь самостоятельны,

это означает, что ни одна государственная инстанция не вправе указывать им или руководить ими, когда они занимаются вопросами своей исключительной компетенции.

 В этой модели отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов местного самоуправления вышестоящим по каким бы то ни было вопросам; каждая местная община — это отдельный мир, живущий по своим собственным законам и обычаям (при этом государство предъявляет единственное требование: чтобы эти законы и обычаи не нарушали общегосударственное законодательство)

 В рамках данной модели главная роль в управлении местными делами принадлежит не столько органу местного самоуправления в целом, сколько профильным комитетам и комиссиям, формируемым депутатами этого органа; именно эти комитеты и комиссии решают, например, открывать ли в населенном пункте новый детский сад и принимать ли на постоянное жительство иммигрантов. Эта модель — в отличие, к примеру, от континентальной — не предусматривает учреждения на местах представительств центрального правительства, опекающих местные органы и надзирающих за ними.

 

14. Характерные черты континентальной (французской) модели местного самоуправления.

Континентальная (европейская) модель утвердилась в странах континентальной Европы, франкоязычных странах Африки, а также странах Латинской Америки, Ближнего Востока.

Особенности:

 высокая степень централизованного управления;

 многоуровневость модели местного самоуправления;

 подчинение нижестоящего уровня власти вышестоящему уровню;

 отсутствие четкого определения компетенции органов каждого уровня (бывает, что одни и те же вопросы в одних регионах решают выборные органы местной власти, а в других — представители государственной власти);

 сочетание выборности и назначаемости местных органов власти;

 принцип ultra veries (от лат. действовать с превышением полномочий), воплотившийся в прав иле негативного регулирования. Правило негативного регулирования — правило предоставления полномочий местным органам власти, согласно которому муниципальным органам разрешены все действия, прямо не запрещенные законом и не относящиеся к компетенции других органов (разрешено все то, что не запрещено);

 сочетание государственного управления и местного самоуправления в пределах одних административно-территориальных единиц;

 осуществление прямого контроля за деятельностью местных органов власти с помощью контролирующих органов;

 муниципальная служба рассматривается как разновидность государственной службы.

 

15. Смешанная (германская) модель местного самоуправления.

смешанная модель местного самоуправления отличается своей двойственностью. Дело в том, что в ней присутствуют некоторые черты англо-саксонской и континентальной моделей, хотя при этом имеется и собственная специфика. Как правило, здесь местное самоуправление автономно, но испытывает сильное влияние со стороны государства. На органы местного самоуправления возложено исполнение как собственных, так и делегированных государственных полномочий. Подобная модель существует в Германии, Австрии и даже Японии.

В Германии местное самоуправление основано на двух положениях: во-первых, на обязанности федеральных земель поддерживать входящие в них территории в их стремлении к самоуправлению и самостоятельному развитию; во-вторых, осуществлять выравнивание и консолидацию местных территориальных образований. В Конституции ФРГ говорится, что в землях, округах, общинах население должно иметь представительство, созданное всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными выборами.

Общинам предоставлено право «вершить», в рамках закона под свою ответственность, все дела местного сообщества. Под общинами в Германии понимаются территориальные поселенческие единицы местного уровня. Подробнее всего вопросы местного самоуправления регулируются на уровне законодательства федеральных земель. Каждая из 16 земель в ФРГ имеет свою конституцию. Особый федеральный правовой статус в стране имеют также 3 города — Берлин, Гамбург, Бремен. В каждой земле изданы специальные законы, регулирующие устройство и деятельность институтов местного самоуправления. В ряде случаев федеральными нормами допускается выход за рамки этих полномочий.

Земли Германии делятся на округа, в которых нет представительных органов. Во главе округов находятся правительственные президенты, которых назначают правительства земель. Округа делятся на районы и города со статусом районов, в которых выделяются общины и города со статусом общин. Все они имеют муниципальные советы, а граждане или советы избирают бургомистра. Среди основных видов общин выделяются следующие образования: собственно общины (до 20 тыс. жителей); города (обычно свыше 20 тыс.); крупные города (свыше 100 тыс.). Всего в Германии (при общем населении страны 82 млн. человек) функционирует 13 854 общины (включая 82 крупных города) и 323 района

16. Организационно-правовые формы муниципальных зарубежных систем.

Организационно-правовые формы муниципальных зарубежных систем

В современном мире более 190 независимых государств, в каждом из которых существует своя система местного управления. Первичными ячейками в зарубежных страхах обычно являются городские и сельские коммуны, имеющие различное название. Во многих развитых странах в 80-х гг. прошли реформы, направленные на децентрализацию (муниципализацию) власти. Поэтому с определенной долей условности можно говорить о постепенном стирании граней между всеми моделями. Представляется правомерным выделение следующих моделей местного самоуправления:

 Англо-саксонская модель утвердилась в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других, в основном англоязычных, странах, характерны следующие особенности:

1) избираемые населением представительные органы местного самоуправления самостоятельны - ни одна

государственная инстанция не вправе указывать им или руководить ими, когда они занимаются вопросами своей исключительной компетенции;

2) отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов МСУ вышестоящим; каждая местная община — это отдельный мир, живущий по своим собственным законам и обычаям, при этом государство предъявляет единственное требование, чтобы эти законы и обычаи не нарушали общегосударственное законодательство;

3) главная роль в управлении местными делами принадлежит не столько ОМСУ в целом, сколько профильным комитетам и комиссиям, формируемым депутатами этого органа; именно эти комитеты и комиссии решают, например, открывать ли в населенном пункте новый детский сад и принимать ли на постоянное жительство иммигрантов;

4) государственный контроль осуществляется косвенно через столичные министерства и суды.

5) население стран может избирать должностных лиц не входящих в орган МСУ, но принимающих участие в местном самоуправлении, например, в США местное население избирает шерифа, казначея и некоторых других функционеров.

 Континентальная (европейская) модель утвердилась в странах континентальной Европы, франкоязычных странах Африки, а также странах Латинской Америки, Ближнего Востока.

1) наличие чиновников государственной администрации, наблюдающих за деятельностью органов местного самоуправления;

2) сохраняется соподчиненность органов самоуправления различных уровней, в Италии, например, области следят за тем, чтобы нормативные акты, принимаемые органами самоуправления территориальных единиц, входящих в данную область (провинций, коммун и прочих), не противоречили действующему законодательству, а также определяют основные направления развития данных территорий, распределяют между ними деньги, поступающие от центральных властей;

 Романо-германская (смешанная) модель - В Германии, Австрии, Японии, в некоторых постсоциалистических и развивающихся странах, в ней присутствуют черты англо-саксонской и континентальной моделей:

1)местное самоуправление автономно, но испытывает сильное влияние со стороны государства;

2) на органы местного самоуправления возложено исполнение как собственных, так и делегированных государственных полномочий.

 Советская модель продолжает действовать в КНР, КНДР, Вьетнаме, на Кубе:

1) управление местными делами возлагает на органы государственной власти на местах;

2) строгое подчинение нижестоящих органов вышестоящим.

Следует сказать, что чем выше уровень развития демократии в стране, тем шире и активнее используется в

той или иной форме реальное местное самоуправление.

17. Территориальные основы местного самоуправления (понятие, содержание).

ТОМСУ - институт муниципального права, представляющий собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения

государственно-территориальное устройство - это разделение всей территории РФ на субъекты РФ, административно-территориальные единицы и населенные пункты, осуществляемое в целях государственного управления.

Территориальное устройство субъектов РФ - разделение территории субъектов РФ на административно-территориальные единицы, муниципальные образования и населенные пункты, осуществляемое в целях реализации публичной власти.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ - разделение территории субъектов РФ на административно-территориальные единицы и населенные пункты, осуществляемое в целях реализации государственной власти субъекта РФ.

Муниципально-территориальное устройство субъектов РФ - разделение территории субъектов РФ на муниципальные образования, осуществляемое в целях реализации муниципальной власти.

Ведомственно-территориальное устройство субъектов РФ - разделение территории субъектов РФ на ведомственно-территориальные образования (территории деятельности министерств, ведомств, военные округа, курортные зоны и т.п.), избирательные округа, временные пояса и т.п., осуществляемое в целях реализации федеральной государственной власти.

1) городское поселение;

2) сельское поселение;

3) муниципальный район;

4) городской округ;

5) внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения.

При этом в настоящее время в Российской Федерации предусмотрена двухуровневая организация местного самоуправления.

Муниципальными образованиями первого уровня являются городские и сельские поселения. Сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Второй уровень местного самоуправления представлен муниципальными районами. Муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Таким образом, в состав муниципального района входят сельские либо сельские и городские поселения

18. Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении.

Конституционное разграничение правотворческих полномочий. Конституция РФ закрепляет правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления за Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.