Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговые права и обязанности в связи с гражданскими правоотношениями 1 страница




 

Предисловие

 

Налоговое право - это институт публичного права, являющийся составной частью финансового права. Совершенно очевидны значение и роль налогового законодательства в жизнедеятельности любого субъекта права, общества и государства, в т.ч. при применении гражданских правоотношений. Поэтому учебные программы юридических вузов обязательно предусматривают изучение финансового права (подчас, выделяя налоговое право в отдельную дисциплину).

В течение 1997-2008 гг. опубликован целый ряд учебной литературы (Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Химичева Н.И. М.: БЕК, 1997; Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997; Финансовое право: Учебник. М.: Юристь, 2000; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2003; Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристь, 2004; Финансовое право. Учебник / Под ред. С.В. Запольского. М.: ЭКСМО, 2006; Налоговое право России / Отв. ред. Ю.А. Крохина и др. М.: НОРМА, 2008; Финансовое право: Учебник. 2-е изд. / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: Проспект, 2009 и др.). Глубокое освоение курса налогового права связано с изучением весьма значительного объема нормативно-правовых документов, литературы, судебной, судебно-арбитражной, налоговой и предпринимательской практики.

Изложенное в сжатом виде содержание настоящего дополнения преследует выполнение функции "справочного материала" по налоговым правоотношениям, притом - в связи с гражданскими правоотношениями.

При этом, по меньшей мере, два важнейших обстоятельства общего характера следует учитывать при формировании, изучении и применении финансового законодательства вообще и налогового законодательства, в частности.

Во-первых, публично-правовые предписания должны были быть предметно и детально наполненными и согласованными с предписаниями иных отраслей законодательства.

Во-вторых, действующая правовая система не допускает и не должна допускать никакой конкуренции, никакого противостояния или противоборства между предписаниями права частного и права публичного, поскольку является единым юридическим механизмом в обществе.

 

Раздел I. Общие положения

 

К статье 1 ГК РФ ("Основные начала гражданского законодательства").

Положению о том, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ, корреспондирует предписание п. 4 ст. 3 НК РФ о том, что не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

К статье 2 ГК РФ ("Отношения, регулируемые гражданским законодательством").

К налоговые правам и обязанностям прямо относится п. 2 ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которым к имущественным отношениям, основанным на административном и ином властном подчинении одной стороны другой (в частности, к налоговым и другим финансовым отношениям), гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

При этом в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Так, согласно ст. 73 Налогового кодекса РФ, совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в т.ч. сделок, совершаемых в целях погашения суммы задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем (налоговым органом).

При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность (ст. 74 НК РФ).

К статье 3 ГК РФ ("Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права").

В силу Конституции (ст. 71) гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Налоговое же законодательство Конституцией (ст. 71, 72, 75) отнесено к ведению России, совместному ведению государства и субъектов Российской Федерации.

Основным нормативным источником налогового права является Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ*(4), введена в действие с 1 января 1999 года Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ*(5) (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3825). Часть вторая Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ вводится поэтапно. Глава 21 "Налог на добавленную стоимость", глава 22 "Акцизы", глава 23 "Налог на доходы физических лиц", глава 24 "Единый социальный налог (взнос)" были введены в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ*(6)). В последующие годы введены в действие: глава 25 "Налог на прибыль организаций"; глава 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов"; глава 25.2 "Водный налог"; глава 25.3 "Государственная пошлина"; глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых"; глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)"; глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения"; глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"; глава 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции"; глава 28 "Транспортный налог"; глава 29 "Налог на игорный бизнес"; глава 30 "Налог на имущество организаций"; глава 31 "Земельный налог".

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из первой (общей) и второй (особенной) частей, 11 разделов, 37 глав и более 500 статей. Вместе с тем структура и объем Налогового кодекса будут изменяться и увеличиваться.

Со статьей 3 ГК РФ, устанавливающей структуру гражданского законодательства и требования к его содержанию, в правовой связи находятся ряд статей НК РФ и других актов налогового законодательства (ст. 1, 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 16 и др., федеральные законы *(7), указы Президента РФ*(8), постановления Правительства РФ*(9), решения Конституционного Суда РФ*(10), постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (в ряде случаев совместно с Верховным Судом РФ)*(11).

Наряду с НК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ к налоговому законодательству относятся нормативные акты Министерства финансов (далее - Минфин), Министерства экономического развития и торговли (далее - МЭРТ), субъектов Российской Федерации и органов муниципальных образований.

Федеральная налоговая служба (далее - ФНС), Федеральная таможенная служба (далее - ФТС) и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Вместе с тем закон наделил ФНС правами утверждать формы и форматы документов (декларации, расчеты и др.) и порядок их заполнения.

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ).

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Действующая налоговая система состоит из:

а) федеральных налогов (НДС, налог на доходы физических лиц и др.);

б) региональных налогов (транспортный налог и др.);

в) местных налогов (налог на имущество физических лиц);

г) специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения, особые экономические зоны - глава 26.2 НК РФ,

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах" и др.).

Каждый налог имеет самостоятельный объект (ст. 17, 38, 146, 182, 209, 236, 247, 333.2, 335.9, 336, 346.14, 346.29, 358, 374, 389 НК РФ).

К статье 7 ГК РФ ("Гражданское законодательство и нормы международного права").

Правила, сформулированные ст. 7 ГК РФ, воспроизведены в ст. 7 НК РФ. В настоящее время на территории России применяются более 70 соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения, заключенных между Российской Федерацией и иностранными государствами (Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, ФРГ, Индией, Канадой, Норвегией, США, Турцией, Францией, ЮАР, Японией и др.). Эти международные акты являются составной частью действующего законодательства России.

К статье 17 ГК РФ (Глава 3 "Граждане (физические лица)".

Физические лица - граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, а также индивидуальные предприниматели являются налоговыми резидентами, если находятся на территории России не менее 183-х дней в течение 12 следующих подряд месяцев и признаются налогоплательщиками (ст. 11, 19, 207 НК РФ).

Гражданин (физическое лицо), решивший осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката или частного нотариуса, обязан встать на налоговый учет, ему оформят свидетельство и соответствующий идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), носящий персонифицированный характер (ст. 83, 84 НК РФ). Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110, Порядок и условия присвоения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденный приказом Министерства РФ по налогам и сборам (ныне - ФНС) от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178).

Обязательной постановке на налоговый учет подлежит гражданин, если он обладает недвижимым имуществом или транспортными средствами (ст. 85 НК РФ).

При установлении опеки и (или) попечительства, патронажа в отношении гражданина, доверительного управления имуществом подопечного соответствующие органы и организации обязаны сообщать об этом налоговым органам не позднее 5-ти дней со дня принятия соответствующего решения.

Установлен порядок исполнения налоговых обязанностей безвестно отсутствующего и недееспособного физического лица (ст. 51 НК РФ).

К ст. 48 ГК РФ ("Понятие юридического лица").

Юридические лица (независимо от организационно-правовой формы), создаваемые в соответствии с ГК РФ и иными федеральными законами, подлежат обязательной постановке на налоговый учет. Каждому юридическому лицу присваиваются индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки (КПП). Налоговому учету подлежат имущество и транспортные средства организаций, а также иностранные организации в установленных случаях (ст. 83, 84, 85, 204 НК РФ).

Предпринимательская деятельность организаций напрямую связана с расчетными операциями, осуществляемыми через банки и иные кредитные организации. Банки открывают банковские счета организациям (и индивидуальным предпринимателям) только после их постановки на учет в налоговом органе (ст. 86 НК РФ).

Установлен порядок исполнения налоговых обязанностей при реорганизации юридического лица (ст. 50 НК РФ) и при ликвидации организации (ст. 49 НК РФ).

К статьям 18-47, 49-123 ГК РФ (Статус, права и обязанности субъектов гражданского права).

I. Налогоплательщики (граждане и организации, включая иностранные) вправе, в частности, получать письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, использовать налоговые льготы, получать копию акта налоговой проверки, осуществлять иные правомочия. Одновременно они обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также несут иные обязанности. Перечень прав и обязанностей, предусмотренных ст. 21, 23 НК РФ, не является исчерпывающим и не ограничивается предписаниями Налогового кодекса. Права и обязанности налогоплательщиков возникают в силу федеральных законов и иных правовых актов (ежегодно принимаемых федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, указов Президента РФ и др.).

II. Правам и обязанностям налогоплательщиков корреспондируют обязанности, права и ответственность налоговых органов (ст. 31, 32, 33, 34, 34.2, 35 НК РФ, ст. 7, 8, 10-14 Закона РФ "О налоговых органах в Российской Федерации").

III. Лица (прежде всего, организации, индивидуальные предприниматели) выполняющие функции налоговых агентов, исчисляют, удерживают у налогоплательщиков и перечисляют налоги в бюджетную систему РФ соответствующие счета Федерального казначейства (ст. 24 НК РФ). Функции налоговых агентов могут возникнуть, в частности, при исполнении договоров подряда, исполнении внешнеэкономических сделок, начислении и выплате заработной платы или приравненных к ней платежей и др.

IV. Когда отношения между лицами могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности, тогда эти лица могут быть признаны взаимозависимыми (ст. 20 НК РФ) в судебном порядке.

V. Налогоплательщики (граждане, юридические лица) в установленном порядке должны вести бухгалтерский и налоговый учет, оформлять и представлять бухгалтерскую и налоговую отчетность - налоговые декларации, балансы и иные формы и документы (ст. 80, 81, 176, 229, 289, 313-333, 333.15, 345, 346.10, 346.23, 346.24, 346.40, 346.41, 386, 398 НК РФ). Формы налоговой отчетности утверждаются ФНС по соглашению с Минфином и обязательны для налогоплательщиков.

VI. За нарушение срока постановки на налоговый учет, за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, за непредставление налоговой декларации, за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения виновное лицо привлекается к ответственности (ст. 116, 118, 119, 120 НК РФ).

VII. Граждане (включая индивидуальных предпринимателей) и организации могут быть подвергнуты налоговым проверкам (ст. 87 НК РФ). Проверки могут быть камеральными (проверка осуществляется на основе налоговых деклараций и иных документов) и выездными.

В рамках выездной налоговой проверки, проводимой на основе решения, принимаемого руководителем налогового органа, налогоплательщик обязан допустить должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение, предоставить необходимые документы (договоры, платежные и иные документы), материалы и разъяснения. Если налогоплательщик не выполнит обязанности, предусмотренные ст. 89, 91, 93, 93.1 НК РФ, то налоговый орган вправе использовать принудительный порядок получения истребуемых документов (изъятие, выемку, проведение экспертизы).

По результатам выездной налоговой проверки составляется акт по форме, утвержденной в установленном порядке. Налогоплательщик вправе ознакомиться с содержанием этого акта и, при необходимости, представить в письменном виде возражения по акту проверки. На основании акта руководитель налогового органа принимает одно из следующих решений:

а) о привлечении лица к ответственности;

б) об отказе в привлечении лица к ответственности.

Решение налогового органа о привлечении лица к ответственности может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе (см. ст. 101.2 НК РФ).

К статье 152 ГК РФ ("Защита чести, достоинства и деловой репутации").

С правилами указанной статьи корреспондируют предписания ст. 102 НК о том, что любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда, органом внутренних дел, таможенным органом составляют налоговую тайну, которая не подлежит разглашению. К налоговой тайне не относятся:

а) сведения, которые разглашены налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

б) сведения об ИНН;

в) сведения о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за эти нарушения;

г) сведения, предоставляемые налоговым органам иностранных государств в соответствии с международными договорами (соглашениями);

д) сведения избирательным комиссиям о размере, источниках доходов, имуществе кандидата и его супруге.

К статье 182-189 ГК РФ (Глава 10. "Представительство. Доверенность").

В прямой взаимосвязи находятся положения указанных статей ГК с предписаниями ст. 26-29 НК РФ. Использование института представительства в налоговых правоотношениях возможно лишь при соблюдении правил, предусмотренных статьями 182-189 ГК РФ.

К статье 128 ГК РФ ("Виды объектов гражданских прав").

Объектами налогообложения являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) либо иной объект (дивиденды, проценты, доходы от источников за рубежом), который имеет стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика закон (ст. 38 НК РФ) связывает возникновение налоговой обязанности.

Налоговое законодательство не применяет ряд традиционно используемых гражданским (и не только гражданским) законодательством терминов (вещи, недвижимые вещи, движимые вещи, неделимые вещи, сложные вещи, главная вещь и принадлежность, плоды и др.).

Вместе с тем такие термины, как "операции" (ст. 38, 146, 182 НК РФ и др.), "реализация" свойственны налоговому законодательству. По содержанию упомянутые термины аналогичны гражданско-правовым понятиям "сделка", "договор".

Объект налогообложения - это то, что необходимо для определения (установления) налоговой базы. Именно налоговая база является основанием для применения соответствующей ставки конкретного налога (ст. 17, 53, 154 НК РФ и др.).

Виды ставок:

- в твердой денежной сумме;

- в процентном выражении (адвалорные);

- пропорциональные;

- прогрессивные;

- регрессивные.

Имуществом являются объекты гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящиеся к имуществу согласно ГК РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ).

При исполнении сделок субъектами предпринимательской деятельности важное значение имеют положения ст. 40 НК РФ, устанавливающие порядок определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения. Если цена по сделке применяется (повышается или понижается) более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров в пределах непродолжительного времени, то налог и пени могут быть доначислены налоговым органом в установленном порядке.

Если у организации-налогоплательщика отсутствуют денежные средства либо их недостаточно для исполнения инкассового поручения налогового органа (бесспорное списание), то взыскание налога может быть обращено за счет имущества в порядке исполнительного производства (ст. 46, 47 НК РФ).

Если налогоплательщик-организация не исполнит в установленные сроки налоговой обязанности, а у налогового органа имеются достаточные основания полагать, что это лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество, то может быть произведен арест имущества, т.е. действия налогового органа по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества, совершенные с санкции прокурора (ст. 77 НК РФ).

К статье 142 ГК РФ ("Ценная бумага").

С положениями указанной статьи ГК РФ (равно и других статей главы 7 "Ценные бумаги" ГК РФ) взаимодействуют различные предписания налогового законодательства. Согласно п. 19 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ доходы, полученные акционерами от акционерных обществ (в виде дополнительно полученных акций, в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций и др.).

По сделкам с ценными бумагами (в которых одной стороной является гражданин) возникают налоговые правоотношения, связанные, в частности, с особенностями определения налоговой базы, уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами и операциями с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги (ст. 214.1 НК РФ).

По сделкам с ценными бумагами, стороной по которым является организация, возникают обязанности по налогу на прибыль, связанные с особенностями определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (ст. 280, 281, 282 НК РФ).

К статье 190-208 ГК РФ (Глава 11 "Исчисление сроков". Глава 12 "Исковая давность").

В налоговых правоотношениях (равно как и в гражданских) сроки имеют важное значение.

Порядок исчисления сроков, установленных налоговым законодательством, предусмотрен ст. 6.1, 17, подп. 8 п. 1 ст. 23, ст. 55, 57, 61, 62, 89, 113, 115, 163, 177, 192, 204, 216 НК РФ и др.

Установлено, что срок определяется календарной датой или истечением времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Срок исчисляется в рабочих днях, если иное не установлено законом.

Если документы либо денежные средства были сданы на почту или телеграф до 24-х часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года, непосредственно предшествующие году проведения проверки. По общему правилу, срок выездной налоговой проверки не может превышать 2-х, каждый может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях - до 6-ти месяцев.

Вместе с тем Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 144-П*(12) установлено, что срок проведения выездной налоговой проверки составляет время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика.

Следовательно, срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, порядок же календарного исчисления сроков, установленный ст. 6.1 НК РФ, в этих случаях не применяется (п. 3.2 упомянутого Постановления).

В налоговых правоотношениях действуют давностные сроки. В частности, налоговый орган может обратиться в суд с требованием о взыскании налоговой санкции штрафа не позднее 6-ти месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа (ст. 115 НК РФ).

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента выполнения решения о привлечении к ответственности, истекли три года (ст. 113 НК РФ) (срок давности).

По смыслу закона приведенные сроки (6 месяцев и 3 года) носят пресекательный характер и поэтому их пропуск восстановлению не подлежит.

Вместе с тем согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 года*(13) положения ст. 113 НК РФ не исключают для суда возможность в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки признать уважительными причины пропуска налоговым органам срока давности привлечения к ответственности и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации.

 

Раздел II. Право собственности и другие вещные права

 

К статье 209 ГК РФ ("Содержание права собственности"), статье 213 ГК РФ ("Право собственности граждан и юридических лиц"), статье 218 ГК РФ ("Основания приобретения права собственности").

К статье 219 ГК РФ ("Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество").

По общему правилу, момент возникновения права собственности влечет для собственника возникновение и обязанности по уплате налога (сбора) (ст. 44 НК РФ). Если право собственности возникает с момента государственной регистрации (здания, сооружения, земельного участка, квартиры, дома, воздушного судна и др.), то предварительно следует уплатить государственную пошлину. Согласно подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества государственная пошлина уплачивается гражданами в размере 1000 рублей, организациями в размере 15 000 рублей.

Приобретение права собственности на объект недвижимости означает для собственника (юридического лица) возникновение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (ст. 143, 146 НК РФ). Впоследствии организация становится плательщиком налога на имущество (ст. 373, 374, 379, 380, 382 НК РФ), уплачиваемого в региональный бюджет по ставке, установленной законом субъекта Российской Федерации, но которая не может быть более 2,2 процента от среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 380, 375 НК РФ). Если объект недвижимости расположен на земельном участке, которым организация обладает на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, то такая организация признается плательщиком земельного налога. Налог подлежит уплате в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований (местные бюджеты) в порядке и размерах, устанавливаемыми ст. 387-398 НК РФ, законами г. Москвы, Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законом.

К статье 222 ГК РФ ("Самовольная постройка").

В целях налогообложения недвижимое имущество, являющееся самовольной постройкой, находящееся на балансе организации, подпадает под действие налога на имущество организаций в качестве объекта.

К статье 301 ГК РФ ("Истребование имущества из чужого незаконного владения").

Лицо, ставшее невладеющим собственником (автомобиль у собственника был похищен в результате угона), остается налогоплательщиком транспортного налога впредь до момента подтверждения факта угона (кражи) объекта документом, выдаваемым уполномоченным органом.

К статье 316 ГК РФ ("Место исполнения обязательства").

В правовой связи с положениями приведенной статьи находятся, в частности, предписания ст. 147, 148 НК РФ, определяющие место реализации товаров (работ, услуг) по налогу на добавленную стоимость.

 

Раздел III. Общая часть обязательственного права

 

К статье 153 ГК РФ ("Понятие сделки"), статье 307 ГК РФ ("Понятие обязательства и основания его возникновения"), статье 420 ГК РФ ("Понятие договора").

Установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, исполнение или прекращение договорных обязательств влечет возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора (ст. 44 НК РФ).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить налоговую обязанность. Это предполагает, что сумма налога исчисляется налогоплательщиком, он оформляет и представляет налоговому органу налоговую отчетность (налоговые декларации), в установленный срок уплачивает сумму налога (или авансового платежа) денежными средствами в российской валюте. В случаях, прямо предусмотренных законом, налог может быть уплачен в иностранной валюте.

По ряду налогов (транспортному налогу) обязанность уплаты налога возникает в сроки, указанные налоговым органом, в документах (налоговых извещениях, уведомлениях, требованиях), которые налоговый орган направляет налогоплательщику.

К статье 854 ГК РФ ("Основания списания денежных средств со счета").

Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи (почты). Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Налоговая обязанность также считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом либо после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

Без распоряжения клиента списание денежных средств с банковского счета допускается по решению суда, в случаях, установленных законом, или в случаях, предусмотренных договором между банком и клиентом (п. 2 ст. 854 ГК РФ). Согласно ст. 46 НК РФ неуплата или неполная уплата налога налогоплательщиком в установленный срок влечет принудительное исполнение налоговой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание недоимки (неуплаченного в срок налога) и пени с налогоплательщиков-организаций производится в принудительном (бесспорном) порядке (ст. 45, 46, 47 НК РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.