Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международный экологический суд




 

В практической деятельности мирового сообщества возникают экологические споры, требующие разрешения международными органами. В этих целях в июле 1993 г. в составе Международного суда ООН (Гаага) создана "камера по экологическим вопросам".

По инициативе группы юристов на учредительной конференции, проведенной в Мехико в ноябре 1994 г., был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд)*(148). Он является неправительственной организацией. Первый состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран.

Деятельность Международного экологического суда регулируется его уставом, в соответствии с которым суд разрешает международные споры по вопросам охраны окружающей среды и природопользования в трех формах: а) путем консультирования заинтересованных сторон по их просьбе на основе юридического анализа конкретной ситуации; б) путем примирения спорящих сторон на основе принятия компромиссного решения спорной ситуации, которое устраивает обе стороны. Решение может быть оформлено в виде соглашения, исполняемого добровольно на взаимной основе; в) путем проведения полноценного судебно-арбитражного процесса по взаимному желанию сторон с вынесением решения, которое стороны заранее признают для себя обязательным.

Рассмотрение споров в Международном экологическом суде основано на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела.

Круг лиц, которые могут обращаться в Международный экологический суд, неограничен. Это могут быть частные лица, общественные организации, государственные органы, включая правительства.

Международный экологический суд может рассматривать широкий круг споров. В него включаются споры, связанные с загрязнением окружающей среды соседнего государства и возмещением экологического вреда; недопущением, приостановлением или вовсе прекращением экологически вредной деятельности. Он рассматривает также споры, касающиеся использования и охраны разделяемых двумя и более государствами природных ресурсов. В числе некоторых других - споры о защите экологических прав граждан.

Рассмотрение дел в Международном экологическом суде основано на международном праве окружающей среды, национальном законодательстве сторон, на прецедентах.

 

Приложение 1

 

Рекомендуемая литература

 

Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Часть общая. Курс лекций. Барнаул: АГУ, 1994.

Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Часть особенная. Курс лекций. Барнаул: АГУ, 1995.

Боголюбов С.А. Экологическое право России. Учебник. М., 1998 г.

Боголюбов С.А. Экологическое право России. Учебник. М., 2004 г.

Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. М., 1996.

Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М.: Наука, 1985.

Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. М.: Наука, 1990.

Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М: Юристъ, 1998; 2000.

Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник. М: Юристъ, 1999.

Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник. М.: Юристъ, 2003.

Бринчук М.М., Дубовик О.Л., Жаворонкова Н.Г., Колбасов О.С. Экологическое право: от идей к практике. М., 1997.

Бринчук М.М., Урсул А.Д., Мастушкин М.Ю. Правовые аспекты устойчивого развития. Учебное пособие. М.: Ступени, 2005.

Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда. М., 1996.

Васильева М.И. Экологические права граждан. Основы теории. Учебное пособие. Тверь, 1999.

Вершило Н.Д. Правовая охрана окружающей среды и устойчивое развитие. Саратов, 2005.

Виноградов С.В. Международное право и охрана атмосферы. М.: Наука, 1987.

Вылегжанина Е.Е. Сохранение биосферы и международная ответственность. М., 1993.

Голиченков А.К. Организационно-правовые формы санитарно-экологического контроля в СССР. М., 1984.

Голиченков А.К. Экологический контроль: теория и практика правового обеспечения. М., 1991.

Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. М.: ИНФРА-М, 2005.

Дубовик О.Л. Механизм действия права в охране окружающей среды. М.: Наука, 1984.

Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М.: Наука, 1988.

Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса РФ. М.: Спарк, 1998.

Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М. 2001.

Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2002.

Дубовик О.Л. Экологическое право. М.: Проспект, 2003.

Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольф Г. Экологическое право. Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1998.

Земельное право. Учебник. Под ред. проф. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 1998

Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. М.: ИГП РАН, 1999.

Как защитить ваши экологические права: руководство для граждан и неправительственных организаций. О.А. Яковлева, В.Л. Мищенко, В.В. Устюкова. М., 1996. (Зеленый мир. 1997. N 6)

Козырь О.М. Правовые вопросы охраны окружающей среды от загрязнения агрохимикатами. М., 1989.

Колбасов О.С. Экология: политика - право. М.: Наука, 1976.

Колбасов О.С. Правовые исследования по охране окружающей среды в СССР. Итоги науки и техники. Серия "Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов". Т. 5. М.: ВИНИТИ, 1978.

Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. М., 1997.

Копылов М.Н. Введение в международное экологическое право. Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 2007.

Кравченко С.Н. Имущественная ответственность за нарушение природоохранительного законодательства. Львов, 1979.

Кравченко С.Н. Социально-психологические аспекты правовой охраны окружающей среды. Львов, 1988.

Кремер Людвиг, Винтер Герд. Экологическое право Европейского Союза. Отв. ред. профессор О.Л. Дубовик. М.: Городец, 2007.

Круглов В.В. Правовая охрана окружающей среды в промышленности. Свердловск, 1983.

Круглов В.В. Правовые вопросы охраны окружающей природной среды. Учебное пособие. Часть 1, 2, 3. Екатеринбург, 1993, 1994.

Конституция Российской Федерации. Комментарий. М. Юридическая литература, 1997.

Кравченко С.Н. Имущественная ответственность за нарушение природоохранительного законодательства. Львов, 1979.

Краснова И.О. Экологическое право и управление в США. М.: Байкальская академия, 1992.

Краснова И.О. Экологическое право США: исследование теории и практики развития. М., 1996.

Крассов О.И. Земельное право. Учебник. Третье изд. М.: Юристъ. 2007.

Крассов О.И. Экологическое право. Учебник. М.: Дело. 2001

Крассов О.И. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2001.

Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002.

Лисицын Е.Н. Охрана природы в зарубежных странах. М.: Агропромиздат., 1987.

Малышева Н.Р. Охрана окружающей среды от шумового воздействия (правовые и организационные вопросы). Киев: Наукова думка, 1984.

Малышева Н.Р. Гармонизация экологического законодательства. Киев, 1996.

Моткин Г.А. Основы экологического страхования. М.: Наука, 1996.

Муртазалиев А.М. Правовая охрана окружающей среды в бассейне Каспийского моря. Махачкала, 1997.

Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России. М.: Республика, 1993.

Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1995.

Петров В.В. Экология и право. М.: Юридическая литература, 1981.

Постатейный комментарий к Закону РФ об охране окружающей природной среды. М. 1993.

Права человека. Итоги века, тенденции и перспективы. Отв. ред. член-корр. РАН Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2002.

Право природопользования в СССР. М.: Наука, 1990.

Правовая охрана окружающей среды в области промышленного производства. Киев: Наукова думка, 1986.

Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве. М.: Наука, 1989.

Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М., 1990.

Робинсон Н.А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США. М.: Прогресс, 1990.

Розовский Б.Г. Правовое регулирование рационального природопользования. Киев: Наукова думка, 1981.

Современное экологическое право в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., 2001.

Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М.: Наука, 1986.

Транин А.А. Охрана окружающей среды: проблемы развития буржуазного права. М.: Наука, 1987.

Транин А.А. Национальные парки в СССР: проблемы и перспективы. М. Наука, 1991.

Чичварин В.А. Охрана природы и международные отношения. М.: Международные отношения, 1970.

Шемшученко О.С. Организационно-правовые вопросы охраны окружающей среды в СССР. Киев. Наукова думка, 1976.

Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. Киев: Наукова думка, 1989.

Шестерюк А.С. Вопросы кодификации законодательства об охране окружающей среды. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

Шестерюк А.С. Экологическое право: вопросы теории и методологии анализа. СПб: Изд-во СПб ГУ. 2000.

Экологическое право и рынок. М., 1994.

Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды. М.: Наука, 1985.

 

Бринчук М.М.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Справочник по охране природы. М., 1980. С.37.

*(2) Основными из них являются: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее". М., 1989 г.; Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Беренс III У. Пределы роста М. 1991; Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М. 1994; Н.Ф. Реймерс. Надежды на выживание человечества. М. 1992; Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. М.: ИНФРА-М, 2005. Что касается кризисного состояния окружающей среды в России, то его оценки даны в ежегодных Государственных докладах о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации; в др. работах.

*(3) Жевлаков Э.Н., Жаркова Ю.Г., Рубина Е.А. проблемы соблюдения законности в сфере экологии // Правовые проблемы охраны окружающей среды. Под ред. проф. Жевлакова Э.Н. М., 1998. С.128; Нарышева Н.Г. Арбитражная практика по делам о возмещении вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды // Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1997, N 5.

*(4) Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению // Зеленый мир. 1994. N 19. С. 8.

*(5) Зеленый мир. 1994. N 14. С. 14.

*(6) Зеленый мир. 1994. N 14. С.14.

*(7) Онищенко Г.Г. Окружающая среда и состояние здоровья населения /Экологическая безопасность: проблемы, поиск, решения. М., 2001. С. 14, 17.

*(8) Федоров Н. Сочинения. М., 1982. С.301.

*(9) Дуглас Уильям О. Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия. М., 1975. С. 238.

*(10) См.: Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994; Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М., 1990.

*(11) Бринчук М.М. "Экологическое право (право окружающей среды). Учебник для студентов высших юридических учебных заведений. М.: Юристъ, 1998. С. 36-43.

*(12) Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа. Человек. Технология. Пер. с англ. Л., 1974. С. 32.

*(13) Колбасов О.С. Экология: политика - право. М.: Наука, 1976. С. 54; Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М., 1992. С.63; Общая теория права и государства. Учебник. Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С.241.

*(14) Общая теория права и государства. Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 136.

*(15) Колбасов О.С. Экология: политика-право. М., 1976. С. 167; Правовая охрана природы в СССР. Учебное пособие. / Под ред. В.В. Петрова. М., 1976. С.55-58; Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. Учебник. /Под ред. В.В. Петрова. М., 1988. С.24.; Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. Киев, 1989. С.70; Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы. М., 1990. С.5.

*(16) Обратим внимание на то, что в законодательстве устанавливается право собственности на природные ресурсы, а не природные объекты. Так, согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Понятие природного объекта более широкое, оно включает в себя и соответствующий природный ресурс. По действующему законодательству отношения собственности распространяются на часть природы, которая используется или может быть использована человеком.

По поводу отношений собственности в контексте предмета водного законодательства О.С. Колбасов писал: "В той части, в какой отношения водного хозяйства являются по существу отношениями по использованию и охране вод, они являются предметом водного законодательства. К их числу принадлежат отношения исключительной государственной собственности на воды...". - Колбасов О.С. Водное законодательство в СССР. М.: Юрид. литература, 1972. С. 19.

С учетом юридического понятия категорий "собственность на природные ресурсы", "использование природных ресурсов", представляется, что по содержанию понятие собственности шире понятия использования природных ресурсов и поэтому отношения собственности не могут быть частью отношений по использованию. Отношения собственности на природные ресурсы целесообразно выделять в предмете законодательства и права в самостоятельную группу отношений.

*(17) Шемшученко Ю.С., Мунтян В.Л., Розовский Б.Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев, 1978. С.10.

*(18) Право природопользования в СССР. М., 1990. С.14.

*(19) Под природопользованием понимается использование человеком природных ресурсов в целях удовлетворения его разнообразных потребностей - физиологических, экономических, эстетических, научных и др., а также использование природной среды для удаления отходов производства и потребления.

*(20) Охрана окружающей среды (природных комплексов, объектов, ресурсов) - деятельность, направленная на сохранение или восстановление благоприятного состояния природной среды, воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

*(21) Шестерюк А.С. Экологическое право: проблемы методологии. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Санкт-Петербург, 2000, С. 77.

*(22) Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 437.

*(23) Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М., 1992. С. 29.

*(24) Лившиц Р.З. Указ. соч. С. 30.

*(25) Булгаков М.Б., Ялбулганов А.А. Природоохранные акты: от "Русской правды" до петровских времен. // Государство и право. 1996. N 8. С. 136-146.

*(26) Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.2. С. 73.

*(27) Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологического права: развитие правовых идей охраны природы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1991. N 1 C. 50-57.

*(28) Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 5. С. 58.

*(29) Цит. по: Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. Изд-во Моск. ун-та. 1992. С.13.

*(30) Цит. по: Малышко Н.И. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Киев, 1982. С. 19-20.

*(31) Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологического права. Управление и контроль за природопользованием по советскому законодательству 1917-30 годов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1991. N 3 C. 62.

*(32) Зеленый мир. 1997. N 6. С.4.

*(33) Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. N 40. Ст. 586.

*(34) СП СССР. 1973. N 2. Ст. 6.

*(35) СП СССР. 1979. N 2. Ст. 6.

*(36) СП СССР. 1988. N 6. Ст. 14.

*(37) Гетьман А.П. Процессуальные нормы и отношения в экологическом праве. Харьков, 1994. С. 4.

*(38) В мировой науке выработаны правила определения долговременных или постоянных пределов устойчивого потребления природных ресурсов. Так, экономист МБРР Герман Дейли, считает, что:

- для возобновимых ресурсов (почва, вода, лес, рыба) темпы потребления не должны превышать темпов регенерации (поэтому, например, отлов рыбы можно проводить в равновесном, устойчивом режиме, если его темпы не превышают темпов воспроизводства оставшейся популяции);

- для невозобновимых ресурсов (ископаемое топливо, высококачественные минеральные руды, грунтовые воды) темпы потребления не должны превышать темпов их замены на возобновимые ресурсы (например, нефтяное месторождение можно эксплуатировать в стабильном режиме, если часть доходов от него систематически вкладывается в разработку и производство солнечных коллекторов или посадку деревьев, так что после исчезновения нефти будет обеспечен эквивалентный поток энергии от возобновимого источника). - Herman Daly. Toward Some Operational Principles of Sustainable Development // Ecological Economics. 1990. 2. P.1-6.

*(39) Экологическое равновесие - 1) баланс естественных или измененных человеком средообразующих компонентов и природных процессов, приводящий к длительному (условно бесконечному) существованию данной экосистемы; 2) динамическое равновесие прихода и оттока энергии, вещества и информации, поддерживающее экосистему в качественно определенном состоянии и ведущее к закономерной смене одной экосистемы другой в ряду сукцессионного развития, характерного для данного географического места и геологического периода. (Сукцессия - последовательная смена биоценозов, преемственно возникающих на одной и той же территории под влиянием природных факторов или воздействия человека). - Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. С. 427.

*(40) См.: Бринчук М.М., Дубовик О.Л. Федеральный закон "Об охране окружающей среды": теория и практика // Государство и право. 2003. N 3.

*(41) См.: Бринчук М.М.. О головном акте экологического законодательства // Государство и право. 2001. N 11. С. 64-75.

*(42) СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 305.

*(43) Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1995. С. 96.

*(44) См.: Общая теория права и государства. Под ред. академика РАЕН В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 1994. С. 142-144.

*(45) Вопрос об экологических правах человека рассмотрен подробно в разделе V учебника в теме "Эколого-правовой статус человека".

*(46) См.: Общая теория права и государства. Под ред. академика РАЕН В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 1994. С. 144.

*(47) Общая теория права и государства. Под ред. академика РАЕН В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 1994. С. 147.

*(48) Впервые в нашей стране, а точнее - в СССР, право на благоприятную окружающую среду было закреплено в Декларации прав и свобод человека, принятой в 1991 г. Съездом народных депутатов СССР - Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. N 37. Ст. 1083.

*(49) Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. С. 50.

*(50) Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. N 37. Ст. 1083.

*(51) Известия, 1996, 19 янв.

*(52) Хаманева Н.Ю. Контроль обмудсмена за соблюдением прав и свобод граждан // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. С. 141.

*(53) СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.

*(54) Права человека. Учебник для вузов. Отв. редактор - член-корр. РАН Е.А. Лукашева. М.: Норма, 1999. С. 515.

*(55) Зеленый мир. 2006. N 21-22. С. 5.

*(56) См.: Матузов Н.И. Правовые отношения // Теория государства и права. Курс лекции. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. С. 527.

*(57) Общая теория прав человека. Отв. ред. - д.ю.н. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 1996. С.28, 37.

*(58) По более поздним данным, в недрах России сосредоточены 30% мировых запасов природного газа, 50% алмазов, 25% запасов никеля, 17% олова, почти 10% запасов нефти. - Российская газета. 2006, 16 февр. N 32 (3998) С. 19 (вкладыш "Природные ресурсы").

По другим оценкам, объемы запасов ресурсов недр, о которых сообщается, преувеличены. Специалистами обращается внимание на очевидный сдвиг реальной экономической деятельности в стране в сторону ресурсопотребления, причем приоритет все более отдается использованию невозобновимой части естественных активов - полезных ископаемых. Запасы нефти, газа и многих важнейших руд у нас не столь велики, если учесть их на душу населения и если соотнести с себестоимостью добычи в малодоступных территориях с суровым климатом. - Россия в окружающем мире. Аналитический ежегодник. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. С. 43, 112.

*(59) По обеспеченности населения водными ресурсами Россия находится на втором месте после Бразилии - в год на одного жителя у нас приходится около 30 тыс. кубометров.

Россия - без преувеличения - величайшая лесная держава мира. На ее долю приходится 22% всех лесов земного шара. Площадь наших лесов составляет более 850 млн. гектаров, больше чем в любой другой стране. - Российская газета. 2006, 16 февр. N 32 (3998) С. 19 (вкладыш "Природные ресурсы").

*(60) К примеру, согласно ст. 13 Конституции Украины земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы континентального шельфа, внутренней (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа, от имени которого право собственности осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках компетенции, определенной Конституцией.

*(61) Робинсон Николас А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США. М., 1990. С. 448-449.

*(62) Право природопользования в СССР. М., 1990. с. 17.

*(63) СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

*(64) Виктор Филиппов. Снова отравили Северную Двину // Известия. 1995. 4 авг.

*(65) СЗ РФ. 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5498.

*(66) В соответствии с Положениями о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной служба по надзору в сфере природопользования, утвержденными постановление Правительства РФ, оба органа являются специально уполномоченные в области экологической экспертизы. В Положениях определяются объекты, по которым каждый из них проводит государственную экологическую экспертизу.

*(67) Экологическое досье России. 2005. N 4. С. 14.

*(68) СП СССР. 1973. N 2. Ст. 6.

*(69) Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба.

*(70) В Законе не установлены требования о масштабах проведения публичных слушаний по проекту технического регламента: должны ли они проводиться один раз в месте, предложенном заказчиком, либо заинтересованные лица могут потребовать более широкого публичного обсуждения. Закон предусматривает лишь, что срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

*(71) СЗ РФ. 2001. N 33 (Часть I). Ст. 3422

*(72) Макаров С., Шагарова Л. Проблемы экологического аудирования выходит из ряда второстепенных // Финансовые известия. 1996. 22 окт.

*(73) СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. II). Ст. 4973.

*(74) СЗ РФ. 2005. N 48. Ст. 5060.

*(75) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: "АЗЪ" Ltd, 1992. С. 693.

*(76) САПП. 1993. N 52. Ст. 5074; СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4146.

*(77) СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

*(78) СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4116.

*(79) СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

*(80) См.: Волков Г.А. Правовое регулирование механизма финансирования природоохранных мероприятий: состояние и тенденции развития // Законодательство. N 8, август 2000.

*(81) В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог отнесены к федеральным налогам и сборам. // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

*(82) СЗ РФ. 2005. N 14. Ст. 1254.

*(83) СЗ РФ. 2001. N 10. Ст. 958.

*(84) См.: Моткин Г.А. Основы экологического страхования. М., 1996; Бажайкин А.Л. Экологическое страхование: теория, практика правового регулирования. Автореф. канд. дисс. М. 2002.

*(85) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

*(86) Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М.: Юристъ, 1997. С. 318.

*(87) Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2001. С. 152.

*(88) Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2001. С. 137.

*(89) Онищенко Г.Г. Окружающая среда и состояние здоровья населения // Экологическая безопасность: проблемы, поиск, решения. М., 2001. С. 13.

*(90) Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2002. С. 156.

*(91) Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2002. С. 160.

*(92) Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями. Автореф. докт. дисс. М., 1994. С. 5.

*(93) Сухарев А.Я. Экологическая преступность: ее социальные корни и общественная опасность // Криминологические и правовые проблемы обеспечения экологической безопасности. Сборник научных трудов. М., 1996. С. 6.

*(94) СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; Российская газета. 2002, 14 мая.

*(95) СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506; СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3330.

*(96) Колбасов О.С. Возмещение гражданам экологического вреда // Государство и право. 1994. N 10.

*(97) Искоян А.Б. Правовое регулирование охраны и использования растительного мира. Ереван, 1987. С. 18.

*(98) Крассов О.И. Право лесопользования в СССР. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1991. С. 8; Крассов О.И. Земельное право. Учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 456. Крассов О.И. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 2007. С. 36-44.

*(99) Колбасов О.С. Основные направления правотворчества в области охраны окружающей природной среды // Советское государство и право. 1980. N 3. С.72-77.

*(100) Искоян А.Б. Правовое регулирование охраны и использования растительного мира. Ереван, 1987. С.116-117.

*(101) То же касается законодательства об охране атмосферного воздуха.

*(102) Прилежащая зона РФ - морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

*(103) Данное положение соответствует статье 3 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.): каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией.

*(104) Поручение разрабатывать и утверждать нормативы качества вод для водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, только специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора едва ли обоснованно. Эту работу целесообразно осуществлять специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области охраны окружающей среды (или специально уполномоченному государственному органу в области охраны вод) совместно со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора. При разработке таких нормативов, как предусмотрено в ст. 33 Закона, должна быть обеспечена и гарантирована не только экологическая безопасность населения, но и сохранение генетического фонда, защита и сохранение морской среды и природных ресурсов. Федеральный орган исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора вопросами сохранения генетического фонда, защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов не ведает.

*(105) СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 165.

*(106) Положение Закона о том, что за пределами зоны влияния вредного воздействия на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря необходимо соблюдать нормативы состояния морской среды представляется противоречащим правилам разработки нормативов предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и логике. В принципе нормативы предельно допустимых вредных воздействий должны устанавливаться на уровне, не превышающем соответствующий норматив качества окружающей среды (морской среды). То есть, не должны превышать нормативы качества морской среды и в пределах зоны влияния. Такое правило предусмотрено, в частности, в постановлении Правительства РФ от 19 декабря 1996 г. "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты": нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты разрабатываются исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

*(107) В соответствии со ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации находится на расстоянии 200 морских миль от исходной линии, от которой отсчитывается ширина территориального моря. Если подводная окраина простирается на расстояние более 200 морских миль, внешняя граница континентального шельфа России совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

*(108) Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М.: Юристъ, 1997. С. 400.

*(109) В соответствии со ст. 57 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

*(110) Трансзональные виды рыб - виды рыб, встречающихся в исключительной экономической зоне и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств, которые являются единым ареалом обитания этих видов живых ресурсов.

*(111) Трансграничные виды - виды рыб, моллюсков и ракообразных, за исключением живых организмов "сидячих видов", а также другие живые ресурсы, встречающиеся как в исключительной экономической зоне, так и в находящемся за ее пределами и прилегающем к ней районе, которые являются единым ареалом обитания этих видов живых ресурсов.

*(112) Анадромные виды рыб - виды рыб, образующихся в реках, озерах и других водоемах Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего образования.

*(113) Катадромные виды рыб - виды рыб, проводящих большую часть своего жизненного цикла в водах Российской Федерации, в том числе во внутренних водах и в территориальном море.

*(114) Кулагина Г.Д., Думнов А.Д. Природопользование современной России в зеркале статистики (опыт ретроспективного анализа) // Россия в окружающем мире: 2000. Аналитический ежегодник. М.: изд-во МНЭПУ, 2000. С. 126.

*(115) Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" городской лес отнесен к категории особо охраняемых природных территорий в городе Москве, наряду с национальным парком; природным парком; природно-историческим парком; экологическим парком; водоохранными зонами и др. (ст. 2). Городской лес - особо охраняемая природная территория, представляющая собой участок леса, расположенный в городской черте, и выполняющая средозащитные, климаторегулирующие, санитарно-гигиенические и рекреационные функции, оказывающие положительное влияние на экологическую обстановку и обеспечивающие благоприятные условия отдыха людей в лесной обстановке. - Вестник мэрии Москвы. Ноябрь 2001; Ведомости Московской Городской Думы. 2002. N 1.

*(116) Справочник по охране природы. М.: Изд-во "Лесная промышленность", 1980. С. 230-231.

*(117) Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). Перевод с англ. М.: Прогресс, 1989. С. 206; Медоуз, Донелла Х., Медоуз, Деннис Л., Рандерс, Йорген. За пределами роста. Перевод с англ. М.: Прогресс, 1994. С. 111.

*(118) Очевидно, что при проведении регистрационных испытаний следует оценивать опасность негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов не только на здоровье людей, но и растительный и животный мир, которые неизбежно страдают при использовании тех и других средств. Это особенно важно в связи с тем, что при регистрационных испытаниях разрабатываются регламенты их применения. Экологические факторы должны учитываться на стадии разработки регламентов, а не оцениваться применительно уже к разработанным регламентам, как это предусмотрено в Законе. Хотя в Законе обоснованно устанавливается, что регламенты обеспечивают эффективность применения пестицидов и агрохимикатов и их безопасность для здоровья человека, окружающей природной среды.

*(119) В зависимости от степени потенциальной опасности, возникающей при осуществлении генно-инженерной деятельности, для замкнутых систем устанавливается четыре уровня риска потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на здоровье человека:

I уровень риска соответствует работам, которые не представляют опасности для здоровья человека, и сопоставим с риском при работе с непатогенными микроорганизмами (непатогенные микроорганизмы - микроорганизмы, у человека, растений и животных болезней);

II уровень риска соответствует работам, которые представляют незначительную опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с условно - патогенными микроорганизмами;

III уровень риска соответствует работам, которые представляют умеренную опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с микроорганизмами, потенциально способными к передаче инфекции;

IV уровень риска соответствует работам, которые представляют опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с возбудителями особо опасных инфекций.

Работы, проводимые с микроорганизмами в замкнутых системах в масштабе, превышающем лабораторные исследования, относятся к III или IV уровню риска.

Генно-инженерная деятельность в условиях открытых систем приравнивается к III или IV уровню риска.

Юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие генно-инженерную деятельность, проводят оценку риска при планировании, подготовке и проведении генно-инженерной деятельности.

Работы, соответствующие I и II уровням риска, регистрируются в организации, осуществляющей генно-инженерную деятельность.

*(120) Трансгенные организмы - животные, растения, микроорганизмы, вирусы, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии.

*(121) Активное внедрение рыночных отношений способствовало превращению в "отходы металлолома" вполне годной высоколиквидной продукции - линий связи, деталей машин и механизмов, памятников, декоративных изделий из черных и цветных и т.д. со сдачей их в разветвленные приемные пункты и последующим вывозом за границу. При этом собственно металлические и неметаллические отходы как таковые, ежегодное образование которых в стране исчисляется миллиардами тонн, остаются во многом невостребованными и продолжают захламлять (загрязнять) окружающую среду.

Огромные размеры принял за последние годы вывоз из России отходов и лома черных и цветных металлов.

Важно учитывать, что при выплавке стали из лома черных металлов издержки в среднем в 20 раз ниже, чем при ее получении из руды и чугуна. Близкое соотношение и по цветным металлам. - Кулагина Г.Д., Думнов А.Д. Природопользование современной России в зеркале статистики (опыт ретроспективного анализа) // Россия в окружающем мире: 2000. Аналитический ежегодник. М.: изд-во МНЭПУ, 2000. С.125-126.

*(122) Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации в 2004 году. М., 2005. С.213.

*(123) Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации в 2005 году. М., 2006. С.229.

*(124) Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации в 2005 году. М., 2006. С. 112-113.

*(125) ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

*(126) Поленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993. С. 48 - 56.

*(127) Право и чрезвычайные ситуации. Сборник статей. М., 1992; Обеспечение безопасности населения и территорий (организационно-правовые вопросы). Сборник статей. М., 1994; Правовое регулирование проблем безопасности. Сборник статей. М., 2002.

*(128) Зеленый мир. 1997. N 3. С. 2.

*(129) См.: Бринчук М.М. Правовое регулирование отношений по поводу стихийных бедствий // Правовое регулирование проблем безопасности. Сборник статей. М., 2002. С. 7-29.

*(130) Зеленый мир. 1995. N 27. С. 5.

*(131) Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М.: Юристъ, 1998. С. 607-608.

*(132) Сфера действия Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", определяется фактом проживания граждан в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Гарантии социальной защиты установлены также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей.

*(133) ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 20. Ст. 220.

*(134) СЗ РФ. 2001. N 39. Ст. 3769.

*(135) Малышева Н.Р. Гармонизация экологического законодательства в Европе. Киев, 1996.

*(136) Написан при содействии Нидерландского института прогрессивных исследований в области гуманитарных и социальных наук Королевской Нидерландской Академии искусств и наук.

*(137) Матвеев Ю.Г. Англо-американское деликтное право. М., 1973. С. 136-160.

*(138) Третьякова А.А. Экологические права граждан по законодательству государств - членов Европейского Союза // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций 1995-1998 гг. М.: Зерцало, 1999. С. 339-342.

*(139) Топорнин Б.Н. Европейское право. Учебник. М.: Юристъ, 1998.

*(140) Environmental Liability. 1999. Vol.7. Issue 3. CS34-36.

*(141) Шмидт Кристиан. Рыночное хозяйство и экологическое законодательство в ФРГ // Экологическое право и рынок. М., 1994. С. 205; Miller Jefrey G., Colosi Thomas R. Fundamentals of Negotiation. A Guide for Environmental Professionals. Washington, DC, 1989.

*(142) Шмидт Кристиан. Указ соч. С.212.

*(143) Транин А.А. Охрана окружающей среды: проблемы развития буржуазного права. М., 1987. С. 17.

*(144) Захарченко Т.Р. Некоторые вопросы права окружающей среды США. Киев, 1992.

*(145) Захарченко Т.Р. Указ. соч. С. 59.

*(146) Закон охраняет природу // Америка. 1992. N 422. С. 15.

*(147) Robert H. Blomquist. Rethinking the Citizen as Prosecutor Model of Environmental Enforcement under the Clean Water Act: Some Overlooked Problems of Outcome // Independent Values. Georgia Law Review. 1988. P. 368.

*(148) Колбасов О.С. Международный экологический суд // Государство и право. 1996. N 5. С. 158.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.164 сек.