Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное экологическое право от Викторианской эпохи до Международного союза охраны природы и природных ресурсов (1839 - 1948 гг.). 3 страница




- многосторонние договоры об обмене во многом схожи с двусторонними. От последних их отличает лишь то, что в трансакции принимает участие более двух государств. С помощью двусторонних и многосторонних договоров об обмене в период с 1987 по 2010 г. на цели охраны окружающей среды было направлено 900 млн. долларов США.

Следующей успешной попыткой "экологизации" международной кредитно-финансовой системы явилось окончательное внедрение к 1989 г. в практику Всемирного банка процедуры оценки воздействия на окружающую среду.

Можно выделить четыре механизма, посредством которых Всемирный банк принимает участие в развитии международного экологического права:

- политики и процедуры Банка в отношении окружающей среды;

- положения по состоянию окружающей среды в кредитных и грантовых соглашениях Банка;

- роль Банка в качестве попечителя и имплементационного органа международных целевых фондов по вопросам охраны окружающей среды;

- деятельность Инспекционной комиссии Всемирного банка по охране окружающей среды <1>.

--------------------------------

<1> См.: Нурмухаметова Э.Ф. Инспекционная комиссия Всемирного банка: вклад в устойчивое развитие // Московский журнал международного права. 2006. N 4(64). С. 129 - 145.

 

26 апреля 1986 г. произошло разрушение четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС. Несмотря на то что Чернобыльская катастрофа нанесла большой ущерб гражданам соседних государств, сельскому хозяйству и животноводству Европы и правительства европейских стран возместили в порядке предварительных мер своим гражданам соответствующий производственный ущерб, а также расходы, связанные с погашением краткосрочной задолженности в банках <1>, СССР иски предъявлены не были, а добровольную компенсацию советское правительство не предложило. Однако такие страны, как Германия, Великобритания и Швеция, зарезервировали за собой право на предъявление подобных исков в будущем <2>.

--------------------------------

<1> По данным на 1 декабря 1987 г., Великобритания заплатила почти 5 млн. фунтов стерлингов, Германия - 390 млн. немецких марок, Швеция - 321 млн. шведских крон.

<2> См.: Международное право. Практикум: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Вылегжанина, А.Я. Капустина, М.Н. Копылова. С. 299 - 302.

 

В ответ на поднятые аварией на Чернобыльской АЭС международно-правовые вопросы МАГАТЭ оперативно разработало в 1986 г. две конвенции: Венскую конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии и Венскую конвенцию о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации.

В 1980-е годы стала привлекать к себе внимание проблема трансграничной перевозки опасных отходов. Резкий рост затрат на удаление отходов привел к появлению "торговцев ядовитым товаром", которые начали вывозить опасные отходы в Африку, Восточную Европу и другие регионы мира.

Для борьбы с подобной практикой в 1989 г. под эгидой ЮНЕП была разработана и принята Базельская конвенция о контроле над трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (вступила в силу в 1992 г.).

Реализуя задачи в деле содействия и укрепления регионального осуществления Базельской конвенции 1989 г., 30 января 1991 г. в Бамако (Мали) была принята Конвенция о запрещении ввоза в Африку опасных отходов и о контроле за их трансграничной перевозкой и обращением с ними в пределах Африки (вступила в силу в апреле 1991 г.).

Бамакская конвенция содержит запрет на ввоз в страны - участницы Конвенции опасных отходов. При этом, в отличие от Базельской конвенции, она не делает исключения для радиоактивных отходов, которые в приложении I открывают список опасных отходов, запрещенных к ввозу в Африку.

С 1973 г. в Европейском экономическом сообществе начинают приниматься экологические программы <1>, которые по своей природе по существу являются политико-юридическими документами, определяющими перспективы развития правотворчества и иной деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды в рамках Сообщества на обозначенный период: Первая - 1973 - 1976 гг.; Вторая - 1977 - 1982 гг.; Третья - 1983 - 1986 гг.; Четвертая - 1987 - 1992 гг.; Пятая - 1993 - 2000 гг.; Шестая - 2002 - 2012 гг.

--------------------------------

<1> Их официальное название - Программы действий в интересах окружающей среды.

 

В рассматриваемый здесь период времени были приняты четыре экологические программы. Первая программа явилась поворотным пунктом в эволюции природоохранной политики ЕЭС.

Особый интерес с точки зрения концептуальных основ международно-правового регулирования представляют Третья и Четвертая программы. Они исходили из приоритета "превентивного" подхода, который должен предотвратить возникновение экологических проблем, т.е. в рамках ЕЭС произошло изменение подхода к решению проблемы в целом.

Завершают рассматриваемый период три региональные конвенции, содержание которых занимает рубежное положение и подводит к современному этапу в развитии международного экологического права. Это Конвенция ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г., Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г. и Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.

Конвенция 1991 г. явилась первым международным соглашением, закрепившим права общественности на доступ к информации о предлагаемых видах деятельности и принятии решений, связанных с ними. 21 мая 2003 г. к Конвенции 1991 г. в Киеве был принят Протокол по стратегической экологической оценке, из сферы действия которого изымаются планы и программы, единственной целью которых является обслуживание потребностей, связанных с национальной обороной или чрезвычайными ситуациями в гражданской сфере, а также финансовые или бюджетные планы и программы.

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий была заключена в целях предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации последствий аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бедствиями.

Принятая в Хельсинки в 1992 г. Конвенция ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер сегодня является наиболее универсальным действующим международным договором, регулирующим режим использования международных рек. Закрепленные в ней принципы принятия мер предосторожности, "загрязнитель платит" и устойчивого управления призваны предотвратить, ограничить и сократить любое трансграничное воздействие.

Рост экологических проблем в первые годы "стокгольмской эры" наблюдался в основном в промышленно развитых странах, которые к началу 1970-х годов стали создавать природоохранные министерства, департаменты или агентства для решения внутренних проблем, таких как загрязнение воздуха и воды. Развивающиеся страны скептически отнеслись к новой экологической повестке дня, поскольку для них более насущными приоритетами были их собственное экономическое развитие и сокращение бедности. Они также были обеспокоены тем, что презумпция конечности ресурсов Земли и их быстрого истощения или деградации, как это было предсказано в книге Римского клуба "Пределы роста" (1972 г.), станет основанием для того, чтобы отказаться от своего более высокого уровня развития и потребления. Кроме того, ко времени проведения Стокгольмской конференции развивающиеся страны испытывали потребность в "новом международном экономическом порядке", который повлек бы серьезные реформы в управлении глобальной экономической системой. Таким образом, развивающиеся страны отказались вступить в серьезный диалог по экологическим вопросам, представляющим интерес для промышленно развитых стран, без гарантий того, что новые международные экологические инициативы не будут реализованы за счет их законного стремления к экономическому росту, а также не заморозят неравенство в распределении богатств в мире.

Волна международного экологического интереса, достигшего пика ко времени Стокгольмской конференции, стихла к концу 1970-х годов, уменьшилась частота проводимых всемирных конференций. Несмотря на ограниченное и неопределенное финансирование, ЮНЕП, однако, добилась заметного прогресса в осуществлении ключевых частей Плана действий, принятого на Стокгольмской конференции. Некоторые специализированные учреждения ООН приняли дополнительные экологические проекты, часто сотрудничая друг с другом, с ЮНЕП и неправительственными организациями, такими как МСОП. Тем не менее ответ системы ООН на экологические проблемы в этот период оставался фрагментарным и в значительной степени нескоординированным. Кроме того, международные усилия в сфере охраны окружающей среды и развития экономики шли по большей части по раздельным институциональным путям, несмотря на настойчивые усилия развивающихся стран связать эти два важнейших приоритета.

Современный этап развития международного экологического права ("эра Рио-де-Жанейро").

Четвертый этап, который иногда называют "эрой Рио-де-Жанейро", берет начало с Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. Именно с ней и с принятыми на ней документами связан перевод международного природоохранного сотрудничества на рельсы социоприродного развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.