Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Консультации с заинтересованными сторонами по мероприятиям по погодным изменениям. 2 страница




--------------------------------

 

На региональном уровне, как уже было отмечено, основными международно-правовыми актами в области охраны атмосферного воздуха являются Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. (далее - Конвенция ТЗНБР) и протоколы к ней <1>. Трансграничное загрязнение воздуха на большие расстояния означает загрязнение воздуха, физический источник которого находится полностью или частично в пределах территории, находящейся под национальной юрисдикцией одного государства, и отрицательное влияние которого проявляется на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства, на таком расстоянии, что в целом невозможно определить долю отдельных источников или групп источников выбросов.

--------------------------------

<1> Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. N 23. Ст. 341.

 

Конвенция ТЗНБР была первым международным юридически обязательным инструментом, который имеет дело с проблемами загрязнения воздуха на широком региональном уровне. Основополагающими принципами деятельности сторон Конвенции ТЗНБР являются охрана человека и окружающей среды от загрязнения воздуха (ограничение, постепенное сокращение, предотвращение загрязнения воздуха) и выработка политики и стратегии борьбы с выбросами загрязнителей воздуха (обмен информацией, консультации, научно-исследовательская деятельность и мониторинг).

На региональном уровне действуют восемь протоколов к вышеназванной Конвенции, имеющих особое значение для ее реализации: Протокол о долгосрочном финансировании совместной программы по мониторингу и оценке трансграничного переноса атмосферных поллютантов (ЕМЕП) от 28 января 1984 г.; Протокол о снижении эмиссии и трансграничных потоков на 30% от 2 сентября 1987 г.; Протокол о контроле окислов азота и их трансграничного переноса от 31 октября 1988 г. (София, Болгария), вступил в силу 14 февраля 1991 г.; Протокол о контроле стойких органических загрязнителей (СОЗ) и их трансграничного переноса от 29 сентября 1997 г.; Протокол о дальнейшем снижении эмиссии серы от 14 июня 1994 г. (Осло, Норвегия), вступил в силу 5 августа 1998 г.; Протокол по тяжелым металлам от 29 декабря 2003 г. (Дания, Орхус); Протокол по стойким органическим загрязнителям от 23 октября 2003 г. (Дания, Орхус); Протокол о снижении подкисления, эвтрофикации и концентрации приземного озона от 30 ноября 1999 г. (Гетеборг, Швеция), вступил в силу 17 мая 2005 г.

В рамках регионального сотрудничества по охране атмосферы были разработаны основные методические документы по инвентаризации выбросов, рекомендованные к применению на международном уровне:

- Руководство по инвентаризации выбросов в атмосферу (соединения серы, азотсодержащие вещества, углеродистые соединения, неметановые летучие органические соединения, тяжелые металлы, стойкие органические загрязнители и твердые частицы) (Конвенция ТЗНБР, Программа ЕМЕП);

- Методическое руководство по выявлению и количественной оценке выбросов диоксинов и фуранов (Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, Программа ЮНЕП);

- Руководство по инвентаризации выбросов парниковых газов (Рамочная конвенция об изменении климата) и др.

В настоящее время в связи с принятием Стратегического подхода к международному управлению химическими веществами (SAICM) и разработкой нового законопроекта Европейского союза "Регистрация, оценка и выдача разрешения на производство и использование химических продуктов" (REACH) внимание международных организаций направлено на ограничение и сокращение выбросов химических веществ.

Руководство по инвентаризации выбросов в атмосферу было разработано в рамках осуществления Совместной программы наблюдений и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) и программы "Координация информации по окружающей среде" (CORINE) в Европейском союзе. Начиная с 1996 г. были опубликованы три редакции Руководства на английском языке, последняя редакция - в 2001 г. Руководство включает более чем 260 видов деятельности, составляющих трехуровневую иерархию подсекторов и 11 основных секторов - категорий источников загрязнения воздуха. Документ распространяет свое действие на следующие основные сектора - категории источников: сжигание в процессе производства энергии и ее трансформация; сжигание в коммерческом, административном и жилом секторах и сельском, лесном и рыбном хозяйствах; сжигание в промышленности; процессы производства; добыча и распределение ископаемого топлива; растворители и другое использование продукта; дорожный транспорт; другие мобильные источники выбросов; обработка и размещение отходов; сельское, лесное хозяйство и изменение землепользования; природа. В целях охраны атмосферы от загрязнения разработаны также Международные требования к предприятиям черной металлургии по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха.

Международно-правовая охрана атмосферы наиболее тесным образом связана с проблемой глобального потепления или изменения климата <1>. Основными международными актами, регулирующими проблему изменения климата, являются Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), принятая 9 мая 1992 г., вступившая в силу 1 марта 1994 г., и Киотский протокол к ней от 11 декабря 1997 г. <2>. В Киотском протоколе определено, что промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой (в том числе Российская Федерация) в период с 2008 по 2012 г. берут на себя обязательства по ограничению или сокращению выбросов своих парниковых газов <3>. Среди преимуществ Киотского протокола можно назвать то, что впервые в целях урегулирования экологических проблем мирового масштаба использовались рыночные механизмы и частный сектор экономики (юридические лица).

--------------------------------

<1> См., напр.: Christianson G.E. Greenhouse: The 200-Year Story of Global Warming. Walker and Co., New York, 1999; Christy J.R., Spencer R.W., Lobl E.S. Analysis of the Merging Procedure for the MSU Daily Temperature Time Series // J. Climate. 1998. Vol. 11. P. 2016 - 2041; Crowley T.J. Causes of Climate Change Over the Past 1000 years // Science. 2000. Vol. 289. N 5477. P. 270 - 277; English S.J., Renshaw R.J., Dibben P.C. and others. A Comparison of the Impact of TOVS and ATOVS Satellite Sounding Data on the Accuracy of Numerical Weather Forecasts // Quart. J. Roy. Meteorol. Soc. 2000. Vol. 126. N 569. P. 2911 - 2932. См.: Shacley S., Darier E. Seduction of the Sirens: Global Climate Change and Modelling // Science and public policy. L., 1998. Vol. 25. N 5. P. 313 - 325.

<2> См.: The Kyoto Protokol to the Convention on Climate Change // Climate Change Secretariat. Bonn, 1998.

<3> Постановление Правительства РФ от 11 февраля 1999 г. N 163 "О подписании Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 7. Ст. 942.

 

При разработке Киотского протокола к РКИК обеспечивалось активное участие

К 2009 г. Киотский протокол ратифицировала 181 страна. Согласно ст. 2 РКИК конечная цель документа - "стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Рамочная конвенция ООН об изменении климата, принятая 9 мая 1992 года // Собрание законодательства РФ. 1996. N 46. Ст. 5204. См., напр.: Миннекаева Д.Р. Протокол Киото: "за" и "против". Казань, 2005.

 

Развитым странам, согласно ст. 3 РКИК, следует играть ведущую роль в борьбе с изменением климата. Экономическая основа РКИК - принцип запрещения произвольной или необоснованной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли на пути принятия мер борьбы с изменением климата (п. 5 ст. 3 РКИК). Нельзя не отметить, что некоторые статьи Киотского протокола имеют явно дискриминационный характер именно по отношению к России и Украине.

Решением 6-й Конференции сторон Конвенции отклонен зачет сокращения выбросов CO2, полученных за счет развития атомной энергетики. Это неприемлемо для России и Украины, где на АЭС вырабатывается соответственно 12 и 45% всей электроэнергии. Запрещено было также привлекать к международной сертификации и торговле квотами <1> сокращение выбросов парниковых газов в период 1990 - 2001 гг., когда в России и Украине образовалась большая часть накопленного сокращения.

--------------------------------

<1> См.: Гуревич Н. Киотский протокол: надежды и разочарования // http://www.globalaffairs.ru/.

 

 

Государства приняли национальные акты в целях реализации РКИК и Киотского протокола. Так, Кабинет министров Украины принял распоряжение от 18 августа 2005 г. N 346, которым утвердил Национальный план мероприятий по реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. 12 августа 2005 г. Белоруссия ратифицировала Киотский протокол; 16 августа 2005 г. к нему присоединилась Сирия. В 2005 г. Канада подписала меморандумы о взаимопонимании по вопросам сокращения выбросов парниковых газов с Перу, Китаем, Украиной, Польшей, Литвой, Шри-Ланкой, Тунисом и Угандой <1>.

--------------------------------

<1> Gerholm T.R. Climate Policy after Kyoto. Multi-Science Publ. Co. Ltd, Brentwood, U.K., 1999.

 

На саммите в Пекине "Китай - Европейский союз", проходившем в сентябре 2005 г., было подписано Соглашение под названием "Партнерство по проблеме изменения климата и энергетической безопасности", по которому Пекин планирует к 2030 г. инвестировать в свою энергетику 1,5 трлн. евро.

В 2003 г. Европейский союз принял Директиву об организации системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, согласно которой с января 2005 г. начал функционировать внутренний европейский рынок торговли квотами.

В 2006 г. Правительством РФ приняты распоряжения о создании российского реестра углеродных единиц, российской системы оценки объемов антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов. Принимаются акты в отношении системы национальной инвентаризации общего регистра выбросов и порядка, определяющего торговлю квотами выбросов <1>. На практике применяются рыночные механизмы, предусмотренные Киотским протоколом <2>. Так, по сообщениям СМИ, Магнитогорский металлургический комбинат планирует заработать 70 млн. евро за счет продажи единиц сокращенных выбросов парниковых газов. Делая ставку на экологию, комбинат сокращает выбросы углекислого газа, внедряя новые технологии в производство.

--------------------------------

 

В июне 2009 г. нижняя палата конгресса США одобрила Акт об американской чистой энергии и безопасности. Согласно Акту американским предприятиям, в том числе муниципальным службам и нефтеперерабатывающим заводам, предстоит сократить объемы выбросов углекислого и других парниковых газов на 17% к 2020 г. и на 83% к 2050 г. относительно уровня 2005 г. Такие показатели предполагается достичь за счет частичного перехода на возобновляемые источники энергии, такие как солнце, ветер, а также геотермальные источники и биотопливо <1>.

--------------------------------

<1> См.: Джеймс Дитрих. США решили стать мировым лидером в борьбе с глобальным потеплением // Экология и право. 2009. N 32. С. 5.

 

Переговоры государств в посткиотском периоде, т.е. после истечения срока действия Киотского протокола в 2012 г., осложняются различными обстоятельствами. Новое международное климатическое соглашение должно закрепить обязательства стран мира по сокращению выбросов после 2012 г. и программы адаптации к последствиям изменения климата. По итогам 14-й Конференции сторон РКИК, состоявшейся в декабре 2008 г. в Познани (Польша), стало ясно, что назрела необходимость выработки посткиотского соглашения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Рагузина Г. Посткиотское соглашение - насущная необходимость // Экология и право. 2009. N 31. С. 36 - 37.

 

 

Наряду с проблемами загрязнения атмосферы и изменения климата в центре внимания находится и проблема озонового слоя. "Дыра" в стратосферном озоновом слое над Антарктидой, т.е. в слое, защищающем людей от вредного ультрафиолетового излучения, по мнению ученых, достигла рекордных размеров <1>. Предполагается, что благодаря уменьшению выброса разрушающих его веществ (ОРВ) и при условии неукоснительного соблюдения Монреальского протокола озоновый слой со временем восстановится. Однако это может произойти не ранее 2060 - 2075 гг.

--------------------------------

<1> См.: Крассов О.И. Экологическое право: Учебник для вузов. М., 2004.

 

В 1977 г. Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) был принят мировой план действий по озоновому слою, который носил научный характер. Данный документ предусматривал необходимость изучения воздействия озонового слоя и его разрывов на ультрафиолетовую радиацию и заболеваемость людей <1>.

--------------------------------

<1> Экологическое право: Учебник. М., 2009. С. 262.

Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. (далее - Венская конвенция 1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. (далее - Монреальский протокол) являются базовыми международными актами в сфере охраны озонового слоя <1>.

--------------------------------

<1> См.: Левицкая Е.В. Международно-правовые нормы по защите озонового слоя Земли и их осуществление (на примере РФ и США): Автореф. дис.... к.ю.н. Казань, 2000; Она же. Реализация международно-правовых норм по защите озонового слоя Земли в отечественном законодательстве и практике // Московский журнал международного права. 1999. N 3. С. 140 - 151.

В целях реализации вышеназванных международных актов были приняты Постановления Правительства РФ "О Федеральной целевой программе "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996 - 1997 годы", "О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции", "Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации".

Следует отметить, что к 2009 г. Монреальский протокол был ратифицирован всеми странами. Пан Ги Мун, Генеральный секретарь ООН, подчеркнул, что благодаря принятию национальных и глобальных мер участники Протокола сократили производство и потребление озоноразрушающих веществ более чем на 98%. Глава ООН добавил, что, кроме того, Протокол представляет собой важный инструмент в деле борьбы с изменением климата. По его словам, благодаря Протоколу уже удалось сократить выбросы парниковых газов на величину, эквивалентную 135 млрд. тонн двуокиси углерода <1>.

--------------------------------

<1> Восстановление озонового слоя является одной из наиболее успешных страниц международного сотрудничества, заявил Пан Ги Мун (Главная страница ООН. Центр новостей ООН // UN.http://www.un.org/russian/news/fullstorynews/asp?newsID=7627.свободный).

Согласно ст. 1 Венской конвенции 1985 г., озоновый слой означает слой атмосферного озона над пограничным слоем планеты. В соответствии с приложением 1 к Конвенции главными научными проблемами являются: a) изменение озонового слоя, которое может иметь результатом изменение интенсивности солнечного ультрафиолетового излучения (УФ-Б), влияющего на живые организмы и достигающего поверхности Земли, и возможные последствия для здоровья человека, организмов, экосистем и материалов, используемых человеком; b) изменение вертикального профиля озона, которое может нарушить температурную структуру атмосферы, и возможные последствия для погоды и климата.

Согласно приложению 1 "Исследования и систематические наблюдения" к Конвенции стороны сотрудничают в таких областях, как исследование физики и химии атмосферы, исследование влияния изменений озонового слоя на здоровье человека, биосферу и процессы фоторазложения, исследование воздействия на климат, систематические наблюдения за состоянием озонового слоя, тропосферной и стратосферной концентрацией исходных газов; переменными, имеющими большое значение для климатологии, и т.д. В приложениях к Конвенции перечислены химические вещества природного или антропогенного происхождения, которые могут изменять химические и физические свойства озонового слоя <1>.

--------------------------------

<1> Венская конвенция об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г. // http://www.ecolibrary.carec.kz/.

К Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г. принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 г. с корректировками, внесенными вторым Совещанием сторон (Лондон, 27 - 29 июня 1990 г.) и четвертым Совещанием сторон (Копенгаген, 23 - 25 ноября 1992 г.), скорректированный Совещанием сторон (Вена, 5 - 7 декабря 1995 г.) и с дополнительными корректировками, внесенными девятым Совещанием сторон (Монреаль, 15 - 17 сентября 1997 г.). На основе принципа "общей, но дифференцированной ответственности" этот документ предусматривает специальные преференции для развивающихся стран. "Я призываю стороны Монреальского протокола и впредь придерживаться такой модели и изыскивать пути взаимодействия, которые способствовали бы решению других экологических проблем, в частности проблемы изменения климата" <1>, - отмечается в послании Пан Ги Муна. Он подчеркнул, что 20 лет назад, когда был подписан Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г., не было уверенности в том, что положение в этой области удастся изменить к лучшему. В те годы во всем мире в атмосферу ежегодно выбрасывалось около 2 млн. тонн озоноразрушающих веществ. Генеральный секретарь обратил внимание на то, что спустя 20 лет развитые страны почти полностью перестали использовать эти вещества, а в развивающихся государствах масштабы их использования сократились более чем на 80% <2>.

--------------------------------

<1> Главная страница ООН. Центр новостей ООН // UN.http://www.un.org/russian/news/fullstorynews/asp?newsID=7627.

<2> Главная страница ООН. Центр новостей ООН. Участники Монреальского протокола решили запретить еще одно химическое соединение, разрушающее озоновый слой и способствующее глобальному потеплению // UN.http://www.un.org/russian/news/fullstorynews/asp?newsID=7627.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.