Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По управлению биоресурсами 1 страница




В-третьих, отметим, что наиболее эффективной действующей системой правовой охраны атмосферы является механизм регионального правового регулирования, созданный на уровне Европейской экономической комиссии ООН. Систему правовой охраны атмосферы ЕЭК ООН можно использовать в качестве примера универсального международно-правового регулирования охраны атмосферы на уровне ООН.

Во-вторых, следует принять универсальную Конвенцию ООН об охране атмосферы. Международно-правовой механизм ООН по охране атмосферы может включать в себя охрану атмосферы от химического, биологического, бактериологического, шумового, радиационного и иных видов загрязнений, а также международно-правовое регулирование изменения климата, систему международно-правовой охраны озонового слоя.

Сентября 2007 г. страны - участницы Монреальского протокола достигли соглашения заморозить и постепенно прекратить производство гидрохлорфторуглерода и сократить на 10 лет время, которое отводится для его изъятия из обращения. Гидрохлорфторуглерод тоже оказывает негативное воздействие на окружающую среду и, в частности, способствует глобальному потеплению. На встрече стран - участниц Монреальского протокола, приуроченной к его 20-й годовщине, было принято решение к 2013 г. заморозить производство гидрохлорфторуглерода. Ранее предусматривалось, что промышленно развитые государства полностью свернут его производство к 2030 г., а развивающиеся страны - к 2040 г. Теперь эти сроки сокращаются на 10 лет. В рамках Монреальского протокола уже удалось запретить производство и потребление 100 видов химикатов, разрушающих озоновый слой. Многие из этих веществ способствуют глобальному потеплению. В целом мировое потребление таких соединений сократилось более чем на 95%.

Таким образом, в результате рассмотрения вопросов международно-правовой охраны атмосферы, изменения климата и охраны озонового слоя можно сделать следующие выводы. На наш взгляд, во-первых, проблема загрязнения атмосферы включает в себя и проблему изменения климата, и проблему озоновой дыры. Поэтому наиболее эффективной и действенной системой охраны атмосферы является комплексное международно-правовое регулирование вышеназванных экологических проблем глобального масштаба.

 

 

§ 3. Международно-правовые проблемы

в связи с изменением климата Земли

 

В последние 15 - 20 лет на авансцену международного сотрудничества в природоохранной области выдвинулась проблема предотвращения глобальных изменений климата.

Сам факт изменений климата на нашей планете никогда не оспаривался учеными и является скорее закономерным, чем из ряда вон выходящим явлением. Действительно, периодически на Земле на протяжении всей истории ее существования происходили серьезные климатические изменения в сторону как потепления, так и похолодания.

Однако с конца 80-х годов прошлого века в мире начала доминировать теория так называемого антропогенного, т.е. происходящего по вине человека, изменения климата. По мнению многих ученых, из-за растущих объемов выбросов в атмосферу парниковых газов <1>, главным образом углекислого газа, в мире ускорился процесс глобального потепления, или роста средней температуры поверхности Земли. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) - работающий под эгидой ООН "мозговой центр" по проблемам климата, регулярно публикующий доклады о его состоянии, - сделала вывод, что на протяжении XX в. среднегодовая температура на Земле поднялась примерно на 0,6 (+/-0,2) град. C и что главной причиной потепления климата за последние 50 лет явились хозяйственная деятельность человека <2> и связанный с ней рост выбросов парниковых газов. По оценкам экспертов, наибольший вклад в эти выбросы вносят энергетика (26%), промышленность (19%), землепользование и лесное хозяйство (17%), сельское хозяйство (14%), транспорт (13%) <3>, а главным виновником глобального потепления признается рост концентрации в атмосфере углекислого газа от сжигания ископаемого топлива и процессов обезлесения - со времен промышленной революции (середина XVIII в.) эта концентрация увеличилась на 35%.

--------------------------------

<1> К основным парниковым газам относят водяной пар, углекислый газ (CO2), метан, озон, закись азота, хлорфторуглероды, гидрофторуглероды и др. Эти газы создают парниковый эффект в атмосфере Земли, задерживая в ней тепло солнечных лучей и поддерживая комфортабельную для жизни человека среднюю температуру на поверхности планеты на уровне +15 град. C (в их отсутствие эта температура опустилась бы до -18 град. C).

<2> Climate Change 2001: The Scientific Basis. Contribution of Working Group I to the Third Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. Cambridge, United Kingdom and New York, United States, Cambridge University Press; Global Environmental Outlook 3, UNEP, Earthscan Publications Ltd, 2002. P. 214.

<3> Climate Change 2007: Synthesis Report. Contributions of Working Groups I, II and III to the Fourth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. Geneva, IPCC, figure 2.1.

 

По прогнозам МГЭИК, при сохранении неизменными сценариев экономического развития на планете климат к концу нынешнего века может потеплеть более чем на 6 град. C, а уровень моря - подняться почти на 60 см <1>. Это грозит миру непредсказуемыми и опасными последствиями: смещением традиционных зон сельского хозяйства и рыболовства, обострением проблем снабжения водой и продовольствием, разрушением видового многообразия, затоплением целых городов и даже стран. Причем корректнее было бы говорить не о глобальном потеплении, а о всей совокупности изменений климата, которые в разных странах проявляются по-разному. Одним из серьезных доказательств происходящих на планете изменений климата считается учащение природных катастроф и всякого рода экстремальных погодных явлений (ураганов, торнадо, цунами, наводнений, засух и др.), которые мы уже реально наблюдаем и ощущаем практически повсеместно в мире.

--------------------------------

<1> Climate Change 2007: The Physical Science Basis. IPCC WGI Fourth Assessment Report. Summary for Policymakers. P. 13.

 

До сих пор ученые не могут прийти к единому мнению о том, какие факторы являются определяющими в происходящих изменениях климата, сходясь тем не менее в одном - антропогенное влияние на климат присутствует и должно быть минимизировано. Вместе с тем они признают, что тенденция изменений климата на планете может продолжиться даже в случае стабилизации объема выбросов в атмосферу парниковых газов, поэтому центр тяжести соответствующих ответных мер должен все больше смещаться в сторону стратегий смягчения нашего воздействия на климат и адаптации к нему.

Вопросы изменений климата начали предметно рассматриваться международными природоохранными организациями примерно с середины 70-х годов прошлого века. На тот момент они стояли в ряду других глобальных экологических проблем и связывались с рисками загрязнения атмосферы.

Первая всемирная конференция по проблемам климата состоялась в 1979 г. при поддержке Всемирной метеорологической организации (ВМО). Она привела к созданию Всемирной климатической программы и Всемирной программы исследований климата.

В 1980-е годы экологические проблемы планеты стали активно обсуждаться на международной арене. Мощным стимулом в этом плане послужил опубликованный в 1987 г. доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию под руководством премьер-министра Норвегии Г.Х. Брундтланд "Наше общее будущее". В докладе раскрывается существо концепции "устойчивого развития", которая позволила бы согласовать приоритеты человечества в области охраны окружающей среды и в сфере социально-экономического развития. Проблема изменений климата неоднократно упоминается в докладе как один из серьезных вызовов планете, требующий принятия немедленных согласованных международных мер <1>.

--------------------------------

<1> Our Common Future The World Commission on Environment and Development. Oxford University Press, 1987. P. 174 - 177.

 

На стыке 80-х и 90-х годов прошлого века, когда произошел настоящий прорыв экологии в большую политику <1>, проблема изменений климата стала быстро набирать вес в мировой повестке дня. Она была активно подхвачена международными организациями, и с конца 80-х годов задача охраны глобального климата стала регулярно отражаться в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН <2>.

--------------------------------

<1> Именно в это время были подписаны такие важнейшие международно-правовые документы, как Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г., Базельская конвенция о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением 1989 г., в 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялось крупное международное экологическое мероприятие - Конференция ООН по окружающей среде и развитию.

<2> Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 43/53 от 6 декабря 1988 г., 44/207 от 22 декабря 1989 г., 45/212 от 21 декабря 1990 г. и др. под общим названием "Охрана глобального климата в интересах нынешнего и будущих поколений человечества".

 

Одновременно для рассмотрения проблемы климата стали создаваться первые специализированные международные структуры. Так, в 1988 г. силами Всемирной метеорологической организации (ВМО) и Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) была учреждена Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), о которой уже говорилось выше. К работе Группы были подключены порядка 2,5 тыс. авторитетных ученых из разных стран мира. Позже на ее основе была создана Глобальная система систем наблюдения за Землей (ГЕОСС), включающая Глобальную систему наблюдения за климатом (ГСНК).

Работа МГЭИК катализировала дипломатические усилия по климатической проблеме. В марте 1989 г. на встрече высокого уровня по охране атмосферы в Гааге участники высказались в пользу "нового подхода" к проблематике изменений климата. Проведенная в ноябре того же года министерская конференция в Нордвике (Нидерланды) по существу стала первой межправительственной встречей высокого уровня, специально посвященной проблеме изменений климата.

Выводы первого оценочного доклада МГЭИК о состоянии глобального климата, вышедшего в августе 1990 г., были проанализированы организованной ВМО в ноябре 1990 г. Второй всемирной конференцией по проблемам климата. Резолюция 45/212 Генеральной Ассамблеи ООН, принятая в декабре 1990 г., постановила организовать под эгидой ГА ООН и при поддержке ЮНЕП и ВМО межправительственные переговоры по подготовке эффективной Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК).

Текст Конвенции был согласован в достаточно короткие сроки, и уже в июне 1992 г. она была открыта для подписания на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. После необходимого числа ратификаций в марте 1994 г. РКИК вступила в силу. Конвенция, во-первых, признала наличие проблемы антропогенных изменений климата <1>, обозначив ее как серьезный вызов человечеству, требующий выработки глобальной стратегии действий. Во-вторых, она сориентировала мировое сообщество - в качестве главного вектора решения этой проблемы - на стабилизацию концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допустил бы опасного антропогенного вмешательства в климатическую систему. В-третьих, она призвала все страны проводить национальную политику и сотрудничать в деле сокращения выбросов парниковых газов, в том числе составлять национальные кадастры выбросов, налаживать отчетность в этой сфере <2>, обмениваться информацией и технологиями, принимать меры по адаптации к изменениям климата и др. В-четвертых, она закрепила принцип "общей, но дифференцированной ответственности" государств в борьбе с изменениями климата. Было, в частности, признано, что на индустриально развитых странах в силу их больших технологических и финансовых возможностей, а также учитывая их главный вклад в глобальные выбросы парниковых газов со времен промышленной революции, лежит и большая ответственность за сокращение выбросов этих газов. Эта группа из 41 развитой страны, включая 14 стран с переходной экономикой <3>, а также Европейское сообщество, вошла в приложение I к Конвенции. В приложении II к Конвенции были выделены 24 развитые страны - члены ОЭСР, которым прописывались дополнительные обязательства по предоставлению финансовой и технологической помощи развивающимся странам в климатической области.

--------------------------------

<1> Конвенция делает акцент на тех изменениях климата, которые вызваны деятельностью человека. В ст. 1 Конвенции "изменение климата" определяется как "изменение климата, которое прямо или косвенно обусловлено деятельностью человека, вызывающей изменения в составе глобальной атмосферы, и накладывается на естественные колебания климата, наблюдаемые на протяжении сопоставимых периодов времени".

<2> Секретариат РКИК разработал общую форму для представления кадастров выбросов и поглощения парниковых газов, который представляет собой фиксированный набор таблиц для занесения численной и текстовой информации.

<3> На момент подписания Киотского протокола (1997 г.) в приложении I к РКИК насчитывалось 14 стран с переходной экономикой. После вхождения большинства стран Центральной и Восточной Европы в ЕС (в 2004 г. и в 2007 г.) в приложении I из этой группы остались только Россия, Украина и Белоруссия.

 

РКИК выдержала проверку временем и до сих пор остается основополагающим международно-правовым документом по проблеме изменений климата. Это подтверждается практически универсальным членством в Конвенции - ее ратифицировали 194 страны. Слово "рамочная" в ее названии не случайно - данный документ представляет собой лишь общие рамки международной договоренности по климатической проблеме. Однако при всей ее важности Конвенция не обозначила ни конкретных порогов необходимых сокращений парниковых газов, ни конкретных сроков таких сокращений, ни конкретных размеров финансовой помощи развивающемуся миру в климатической области. Поставленные в ней цели носят характер "желательных" и не несут юридических последствий для не выполнивших их стран. Поэтому изначально предполагалось, что впоследствии, по мере накопления новых знаний и выявления новых задач, Конвенция будет дополняться новыми, более конкретными соглашениями. Одно из таких соглашений не заставило себя долго ждать.

Новый раунд климатических переговоров привел к подписанию на 3-й конференции сторон РКИК в декабре 1997 г. в японском городе Киото специального протокола к Конвенции - Киотского протокола <1>. Протокол обязал 38 развитых стран и стран с переходной экономикой, а также Европейское сообщество добиваться количественных сокращений или ограничений своих выбросов шести парниковых газов (углекислый газ, метан, закись азота, хлорфторуглероды, перфторуглероды, гексафторид серы) <2> в среднем на 5,2% в первом периоде обязательств (2008 - 2012 гг.) ниже уровня 1990 г. Эти страны вошли в приложение Б Киотского протокола <3>. При этом каждой из стран ставились свои количественные ограничения по выбросам: например, США должны были сократить свои выбросы на 7%, страны ЕС в совокупности - на 8%, Япония - на 6%. России и Украине разрешалось сохранить свои выбросы на уровне 1990 г., а Исландии и Австралии - увеличить их соответственно на 10 и 8%.

--------------------------------

<1> Японисты считают, что правильнее говорить "Киотоский протокол".

<2> По принятой РКИК методологии, выбросы всех парниковых газов рассчитываются в эквиваленте CO2.

<3> За основу приложения Б к Киотскому протоколу было взято приложение I к РКИК, однако они не тождественны друг другу. В частности, в приложение Б Киотского протокола не вошли Турция и Белоруссия, входящие в приложение I к РКИК.

 

В Протоколе были также обозначены пять секторов, в которых эти сокращения должны осуществляться: это энергетика, промышленные процессы, использование растворителей и других продуктов, сельское хозяйство и отходы <1>. Протокол предусмотрел три "механизма гибкости", которые страны приложения Б могут использовать для выполнения своих обязательств по сокращению выбросов парниковых газов. Это "межгосударственная торговля квотами" - когда страна, превысившая свой лимит по сокращениям выбросов, продает единицы сокращений другой стране, выбрасывающей больше положенного; "механизм чистого развития" (МЧР) - когда развитая страна вместо сокращений выбросов парниковых газов на своей территории инвестирует в проект по сокращению выбросов на территории развивающейся страны и пускает полученные единицы сокращений в зачет своего национального обязательства по Киотскому протоколу; "проекты совместного осуществления" (ПСО) - когда развитая страна инвестирует для этих же целей в проекты по сокращению выбросов в другой развитой стране или стране с переходной экономикой. На 11-й конференции сторон РКИК в 2001 г. в Марракеше (Марокко) были приняты решения в отношении практического запуска "механизмов гибкости" Киотского протокола, что активизировало его ратификацию многими развитыми странами, которые благодаря этим механизмам получили возможность наиболее экономически выгодным для себя способом выполнять свои обязательства по Киотскому протоколу.

--------------------------------

<1> Список регулируемых Протоколом парниковых газов и секторов, в которых должны осуществляться их сокращения, вошли в его приложение А.

 

В отличие от Конвенции Протокол фиксировал юридически обязательные для государств приложения Б количественные пороги сокращений своих выбросов, которые становились для них законом после ратификации на национальном уровне. В обязанность всем государствам также вменялись составление национальных кадастров выбросов и регулярная отчетность перед РКИК о ежегодных выбросах своей страны (это делается в виде направления в секретариат Конвенции соответствующих национальных сообщений).

Киотский протокол вступил в силу только спустя восемь лет после его подписания - в феврале 2005 г. <1>. Сегодня в нем участвуют 192 страны. Секретариат РКИК находится в Бонне. Главным руководящим органом Конвенции является конференция сторон, а Киотского протокола - совещание сторон, которые собираются на свои заседания ежегодно. После вступления Киотского протокола в силу с 2005 г. заседания руководящих органов Конвенции и Протокола стали проводиться совместно. На момент написания настоящего учебника состоялось 16 сессий в рамках РКИК ООН и шесть сессий в рамках Киотского протокола.

--------------------------------

<1> Страны активно подписывали Киотский протокол и менее активно ратифицировали его. Следует отметить, что вступление Киотского протокола в силу стало возможно только после ратификации его Россией в ноябре 2004 г. По положениям Протокола, он должен был вступить в силу после того, как его ратифицируют как минимум 55 сторон РКИК, включая стороны, входящие в приложение I к РКИК, на долю которых приходится не менее 55% выбросов углекислого газа сторон Приложения I за 1990 г. К 2004 г. 33 ратифицировавшие на тот момент Протокол стороны Приложения I "тянули" всего на чуть более 44% общих выбросов и добрать недостающие 11% чисто математически можно было либо за счет его ратификации США, ответственных за 36,4% выбросов CO2 (однако Президент США Дж. Буш (мл.) в марте 2001 г. заявил о выходе США из Протокола), либо за счет России, на которую приходилось 17,4% общемировых выбросов CO2. Несмотря на далеко не однозначное отношение экспертного сообщества России к вопросу о целесообразности ратификации страной Киотского протокола (см. суждение Совета-Семинара РАН от 16 мая 2004 г.), осенью того же года Президент России В.В. Путин, а впоследствии Госдума одобрили ратификацию Протокола, открыв путь для его вступления в силу шестью месяцами позже. Мотивация российских властей в этом вопросе остается не до конца понятной. В СМИ были ссылки на якобы достигнутую в ходе очередного саммита Россия - ЕС в мае 2004 г. неофициальную договоренность В.В. Путина с руководством ЕС о согласии России на ратификацию Протокола в обмен на поддержку вступления России в ВТО со стороны ЕС (см.: Авдеева Т. Киотский протокол: за и против // Мировая экономика и международные отношения. 2004. N 11. С. 88 - 98).

 

Подписание РКИК и Киотского протокола придало проблематике изменений климата еще более мощный международный резонанс - с ней так или иначе стали связывать другие задачи в области охраны окружающей среды, развития и международной безопасности. Со второй половины 2000-х годов политический уровень рассмотрения климатических вопросов существенно возрос, заметно обогатился формат их обсуждения.

Целенаправленные усилия в этом плане были предприняты ООН. Генеральный секретарь этой организации Пан Ги Мун поставил проблему климата под свой личный контроль: в 2007 г. он назначил трех специальных посланников по проблеме изменения климата <1>, на сайте ООН открылся специальный "климатический" раздел - www.un.org/climatechange, в рамках ООН была проведена целая серия неформальных встреч высокого уровня по проблемам климата. В апреле 2007 г. впервые в истории организации климату было посвящено заседание Совета Безопасности ООН.

--------------------------------

<1> Это бывшая премьер-министр Норвегии, руководитель Всемирной комиссии по устойчивому развитию Г.Х. Брундтланд, бывший министр иностранных дел Республики Корея Хан Сенг Су и бывший президент Чили Р.Л. Эскобар.

 

Действительно, проблема климатических изменений все нагляднее проявляет себя как серьезная угроза международной безопасности. Многие авторитетные аналитические центры сегодня признают ее приоритетной среди глобальных угроз <1>. По оценкам, из-за климатических изменений порядка 200 млн. человек могут стать так называемыми экологическими переселенцами <2>. В беднейших странах этот процесс может спровоцировать столкновения племен и общин за пахотную землю, воду и важнейшие виды сырья. Целый комплекс политических, международно-правовых и экономических вопросов взаимодействия государств возник с началом таяния арктических льдов, которое высвобождает большие пространства Арктики для навигации и освоения природных ресурсов континентального шельфа.

--------------------------------

<1> Специалисты британской научно-исследовательской организации "Оксфордская группа" в опубликованном недавно докладе "Глобальные ответы на глобальные угрозы: устойчивая безопасность в XXI столетии" ставят проблему изменений климата на первое место в ряду факторов, которые они считают первопричинами конфликтов и неустойчивости в сегодняшнем мире (Abbot C., Rogers P. and Sloboda J. Global Responses to Global Threats: Sustainable Security for the 21st Century. Oxford Research Group. June 2006. P. 7).

Авторы доклада, изданного в 2003 г. Пентагоном, утверждают, что изменение климата за последующие 20 лет может привести к глобальной катастрофе, сопровождающейся гибелью миллионов людей в войнах и природных бедствиях (цит. по: Дроздов Ю., Маркин А. Наглый орел - 2007 // Безопасность и мир. 2007. N 1 (01). С. 23).

По мнению посла Великобритании по климатическим вопросам Дж. Эштона, глобальное потепление является важнейшим вопросом безопасности, который по масштабам своего влияния на экономику, политику и промышленность стран мира сравним разве что с периодом "холодной войны" (см.: Выступление Дж. Эштона на арктическом семинаре в Най Алесунде (Норвегия) в августе 2007 г. // http://www.enn.com/top_stories/article/22093).

<2> Myers N. Environmental Refugees: An emergent security issue. OSCE 13th Economic Forum. Prague, EF.NGO/4/05 22 May 2005. P. 1 (http://www.osce.org/eea/14851).

 

В последние годы климатическая проблематика стала предметом серьезного внимания практически всех ведущих международных организаций и объединений государств: помимо организаций системы ООН она заняла видное место в работе "Группы восьми", "Группы двадцати", Форума ведущих экономик мира по энергетике и климату <1>, организации "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС), БРИКС и др. Климатические вопросы заинтересованно обсуждаются неправительственными организациями, международными деловыми кругами.

--------------------------------

<1> Впервые заседание Форума прошло по инициативе Президента США Дж. Буша (мл.) в сентябре 2007 г. как определенная альтернатива климатическим переговорам в рамках ООН. Эта практика продолжилась и при Б. Обаме. Форум объединяет 17 ведущих экономик мира: США, Австралию, Бразилию, Канаду, Китай, ЕС, Францию, Германию, Индию, Индонезию, Италию, Японию, Республику Корея, Мексику, Россию, ЮАР, Великобританию.

 

Многие авторитетные мировые лидеры поставили вопросы климата во главу угла создаваемых ими организаций и фондов.

Признанием высокой актуальности тематики изменения климата в современном мире послужило присвоение МГЭИК и известному американскому политику-экологу А. Гору Нобелевской премии мира 2007 г.

Между тем вызывает опасение то, что за последние 20 лет обсуждение вопроса изменений климата чрезмерно политизировалось, и с подачи СМИ эта серьезнейшая глобальная проблема раскручивается как некий политический и медийный проект, имеющий своих заказчиков и лоббистов во влиятельных международных кругах. Научный мир раскололся на "алармистов" и "скептиков", которые обвиняют друг друга в политической ангажированности <1>, и это сильно мешает конструктивной работе над проблемой.

--------------------------------

<1> Большой резонанс в конце 2009 - начале 2010 г. получил так называемый "климат-гейт" - запущенные по Интернету "разоблачения" в адрес ряда ведущих климатологов и в целом МГЭИК, обвиняющие их в подтасовывании и неточной интерпретации данных о реальности опасных изменений климата, что спровоцировало падение доверия к климатической науке и многосторонним климатическим переговорам.

 

Растет осознание последствий изменений климата для мировой экономики. Этот процесс уже реально приносит колоссальные экономические потери, особенно велик ущерб от природных катаклизмов. По оценкам вышедшего в 2006 г. в Великобритании авторитетного доклада Н. Стерна "Экономика климатических изменений", возможные потери от политики бездействия в отношении изменений климата могут превысить 20% ВВП, в то время как меры по последовательному сокращению выбросов парниковых газов могут потребовать затрат в размере всего около 1% глобального ВВП <1>.

--------------------------------

<1> Stern Review: The Economics of Climate Change. Summary of Conclusions. P. vi; см.: http:// www.hm-treasury.gov.uk/ independent-reviews/ stem_review_economics_climate_change/ stern_review_report.cfm.

 

С подписанием Киотского протокола стало ясно, что пора общих деклараций о защите климата прошла и ей на смену приходит суровая необходимость жертвовать своими экономическими интересами ради преодоления этой глобальной угрозы. Протокол сигнализировал и о том, что экологические стандарты в мировой экономике, о формировании которых эксперты говорили уже давно <1>, становятся реальностью, соответственно меняются и технологический уклад базовых отраслей хозяйства, и правила международной конкуренции.

--------------------------------

<1> См.: Авдеева Т. Проблемы выработки экологических стандартов для мирового рынка и России // Правила рынка / Под ред. В.Д. Щетинина. М., 1993. С. 269 - 284.

 

Главные перемены затрагивают традиционную энергетику. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), для удержания концентрации CO2 в атмосфере на неопасном для климата уровне странам фактически необходимо совершить экологическую и энергетическую революцию, пройдя пик использования углеводородных носителей не позднее 2020 г. и перейдя впоследствии на преимущественно низкоэмиссионные и возобновляемые виды энергетики - газ, чистый уголь, атом, гидроресурсы, ветровую, солнечную, волновую, геотермальную и приливную энергетику. При этом главным средством достижения этих целей эксперты называют кардинальное повышение энергоэффективности экономики, чтобы в 2050 г. производить каждый доллар ВВП, используя лишь половину энергии, необходимой для этого в 2002 г. По оценкам, эти меры могут потребовать до 430 млрд. долл. в год дополнительных инвестиций <1>.

--------------------------------

<1> How the Energy Sector Can Deliver on a Climate Agreement in Copenhagen. Special Early Excerpt of the World Energy Outlook 2009 for the Bangkok UNFCCC meeting. OECD/IEA 2009. P. 3, 12, 13, 17.

 

Мировая экономика берет курс на максимальное снижение углеродоемкости и энергоемкости производства, снижение "углеродного следа" всеми игроками международного общения. В 2008 г. эти идеи материализовались в провозглашенном ООН Новом глобальном зеленом курсе, который предполагает ставку на двуединство задач развития и сохранения климата за счет приоритетного развития экологических ниш роста и новейших экологически чистых технологий. Стратегия "зеленого" экономического роста находится в центре внимания ЮНЕП и ОЭСР <1>. "Зеленые" пакеты стимулирования экономики и стратегии "зеленого роста" разрабатываются всеми ведущими странами мира, включая США, ЕС, Китай, Южную Корею. В практику страховых и аудиторских компаний вошла классификация инвестиционных проектов в свете климатических рисков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.