Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношения между должником и финансовым агентом 7 страница




В соответствии с требованиями законодательства не имеют значения различные способы и форма выражения произведения. Но само по себе такое выражение должно иметь место, то есть произведение должно быть выражено в объективной форме. Под таковой понимается существование произведения не только в виде творческого замысла, в мыслях и голове автора, а отдельно от него. Иные (кроме самого автора) лица должны иметь потенциальную возможность познакомиться с произведением. Все виды выражения произведений в объективной форме перечислены в п.2 ст. 971 ГК, причем этот перечень не является исчерпывающим, развитие науки и техники может его пополнить.

Новеллой в вопросе об объективной форме произведения является то, что правовая охрана за некоторым исключением распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Исключение составляют произведения в устной форме. На них авторское право распространяется только в том случае, если было публичное произнесение, исполнение. Надо полагать, что если произнесение, исполнение не носило публичного характера, к примеру, речь была произнесена перед членами семьи, а не в зале при стечении народа, то авторское право на такое произнесение не распространяется.

В действующем законодательстве закрепляется правило о нераспространении авторского права на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, открытия, факты. Это объясняется, прежде всего, тем, что авторское право способно охранять только элементы формы произведения и не в состоянии охранять элементы содержания, которые в принципе может придумать множество людей. Форма же произведения при первом его создании всегда уникальна. Например, идею романа «Мертвые души» Н.В. Гоголь воспринял от А.С. Пушкина, методы исследования синтез и анализ используется в тысячах научных исследований и т. д.

Нельзя вместе с тем четко и полностью отделить в конкретном произведении форму от содержания, поэтому в какой-то, пусть малой степени содержание произведения также охраняется. Особенно это касается произведений научной литературы нетехнического характера. Однако, автору всегда нужно иметь в виду, что полной охраны содержания в этом случае все же нет и видоизмененная кем-либо форма может повторить известное из другого произведения содержание.

Круг произведений - объектов авторского права довольно полно, но в то же время не исчерпывающим образом изложен в ст. 972 ГК. Совершенно новыми, прежде авторским правом не охранявшимися объектами являются произведения градостроительства и садово-паркового хозяйства, произведения прикладного искусства, программы для ЭВМ.

Включению программ для ЭВМ в число объектов авторского права предшествовала длительная дискуссия в литературе ряда стран мира о сути этих объектов и их месте среди результатов интеллектуальной творческой деятельности. Практика в разных странах шла по разным путям, в некоторых странах программы защищались в патентном законодательстве, в других - по смешанной системе с элементами экспертизы и регистрации. В результате обсуждения и анализа практики применения законодательства специалисты по правовой охране и организации обладателей программ сошлись на том, что авторское право защищает эти объекты наиболее оперативным и дешевым способом.

Кроме расширения перечня объектов, законодатель располагает их более упорядоченно, по определенной системе. В ст. 971, 972 ГК, по сути дела, дана классификация объектов по признаку способа выражения и степени обусловленности прав. В ранг законодательного возведено деление произведений на производные (переводы, аннотации, рефераты и др.) и составные (энциклопедии, антологии, базы данных). Более того, это самостоятельные виды объектов авторско-правовой охраны, самостоятельные произведения, не зависящие от того, являются ли произведения, на которых они основаны или которые они включают, объектами авторского права. Имеется в виду, что составное произведение может состоять из материалов и иной информации, не являющейся объектом авторского права.

Из общего списка объектов выведены и регулируются отдельными самостоятельными статьями официальные документы, символы и знаки.

Вопрос о статусе проектов официальных документов назрел в последние годы в связи с развитием законодательной работы в новых суверенных странах, бывших республиках СССР. Усилиями ученых-юристов ряда стран появились оригинальные законодательные решения некоторых проблем, а также альтернативные предложения и целые нормативные акты. В ряде случаев предложенные решения беззастенчиво использовались их коллегами в законотворческом процессе других стран. Ст. 975 достаточно ясно претендует на предупреждение проблем в этой области, принципиально закрепляя право авторства на проект за его разработчиком. Применяется презумпция согласия разработчика на использование проекта компетентным органом при направлении последнему проекта автором или опубликовании его в открытой печати, а также на изменение содержания документа. Третья часть данной нормы содержит указание на момент времени, а также событие, начиная с которого уровень официальности отношений возрастает и можно не упоминать имени разработчика.

Ст. 974 ГК закрепляет перечень документов, не являющихся объектами авторского права. Речь идет, прежде всего, об официальных документах. Объекты должны обладать всеми атрибутами официального документа и снабжены сведениями о дате и органе, их принявшем. Сам акт принятия документа должен соответствовать компетенции данного органа. До тех пор, пока эти условия не выполнены, говорится не о документах, а об их проектах, на которые может существовать и охраняться авторское право.

В отношении флагов, гербов, орденов, денежных знаков неприменение авторских прав вполне понятно - по своей сути эти предметы не терпят наличия какого-либо, кроме государственного, влияния и должны принадлежать всему народу и использоваться в порядке, специально установленном в законодательном акте об их учреждении либо введении. Требует пояснения выражение «иные государственные символы и знаки». Здесь речь идет о штандартах высших должностных лиц (например, штандарт Президента Республики Казахстан), официальных пробирных клеймах, знаках контрольных и надзорных органов (государственного стандарта и сертификации, различных инспекций, таможни, государственной авиакомпании и пр.).

Непредставление авторско-правовой охраны произведениям народного творчества также вполне объяснимо. Во-первых, невозможно определить субъекта такого творчества; во-вторых, нельзя ограничивать, а наоборот, необходимо всячески поощрять благотворное влияние народного творчества на нынешних авторов произведений.

Сообщение о событиях и фактах, имеющие информационный характер не отвечают главному требованию творческого характера объекта авторского права. Действительно, в прогнозе погоды, информации об официальном визите, курсах валют и пр. элемента творчества нет. Однако, недельный или за иной период обзор таких событий и фактов может быть объектом авторского права, если кроме констатации имеет место анализ, авторская оценка или подборка мнений других лиц по поводу случившихся событий.

Главной фигурой и основным субъектом авторского права является автор. Если произведение создано совместным творческим трудом двух или более лиц, они признаются соавторами. Под автором (соавтором) понимаются лица, обозначаемые как разработчик, переводчик, составитель, режиссер постановщик, художник - постановщик, композитор. Автором произведения может быть только физическое лицо.

Отдельного рассмотрения в виду его нетрадиционного решения требует вопрос о возрасте авторов. Он регулируется не нормами данного раздела, а статьями общей части ГК. Право авторства не ограничено возрастом, т.к. возможность гражданина иметь право интеллектуальной собственности на изобретения, произведения науки, литературы и искусства, иные результаты интеллектуальной деятельности является составной частью гражданской правоспособности. По разному (в зависимости от возраста) решается только вопрос о возможности распоряжения результатами такой деятельности. В отношении несовершеннолетних до 14 лет такими результатами распоряжаются их родители, усыновители или опекуны, а вот граждане от 14 до 18 лет распоряжаются созданными ими произведениями в полной мере. Однако это право может быть ограничено органом опеки и попечительства.

Еще одними субъектами авторских правоотношений являются организации, на которые возлагается управление авторскими и смежными правами. Договор об этом может быть заключен как при жизни автора непосредственно им самим или иным правообладателем, так и после его смерти наследниками. Подробное регулирование статуса таких организаций содержится в Законе «Об авторском праве и смежных правах». Закон требует, чтобы эти организации не занимались коммерческой деятельностью, а также осуществлением использования произведений, полученных для управления на коллективной основе. Основным их назначением является заключение на основе полученных от авторов полномочий лицензионных договоров с пользователями авторских прав с определением причитающегося за использование произведения вознаграждения, его сбор и распределение между правообладателями. Во исполнение Закона уже создано Казахстанское авторское общество, призванное содействовать успешной реализации и защите авторских прав. Его деятельность проходит под контролем и на основе отчетности по важнейшим моментам деятельности перед уполномоченным государственным органом – Комитетом по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан (далее – Комитет).

В законодательстве закрепляются важнейшие имущественные и личные неимущественные права.

Личные неимущественные права (ст. 977 ГК РК) включают в себя важнейшее правомочие создателя произведения признаваться автором произведения и требовать такого признания при его использовании.

Это правомочие неотделимо от личности автора и принадлежит только ему. По своей сути оно неотчуждаемо и непередаваемо как по наследству, так и по договору. Только сам автор осуществляет право авторства, после его смерти право авторства прекращается, а наследники имеют только право на защиту авторства наследодателя. Для существования данного права не имеет значения, на каком основании (по своей ли инициативе, либо по служебному заданию работодателя) создано произведение, а также наличие или отсутствие факта его обнародования. Данное право фактически не ограничено во времени. Нарушение авторства может выражаться в полном присвоении кем-либо факта создания произведения, либо указания третьим лицом на его авторства части произведения. Эти случаи принято еще называть плагиатом. По своей сути право авторства является абсолютным правом и ему корреспондирует обязанность всякого лица не указывать себя автором данного произведения. При установлении факта плагиата не имеет никакого значения наличие и степень вины нарушителя. Например, если произведение указывается как принадлежащее другому лицу, а не подлинному автору и эти сведения были взяты из публикации, где сведения об авторе были первоначально искажены, то современные издатели ложных сведений несут ответственность в полной мере независимо от их вины.

Право на авторское имя включает в себя право использовать произведение, воспользовавшись одним из трех правомочий: проставить свое подлинное имя, не проставлять никакого имени или воспользоваться вымышленным именем, называемым псевдонимом.

Избранный автором способ указания имени должен соблюдаться всеми лицами при полном или частичном использовании произведения путем нанесения его на экземпляры произведения или при цитировании. Причем составной частью этого правомочия является право автора требовать не искажения избранного им имени.

Как и право авторства, право на авторское имя является абсолютным, неотчуждаемым, личным правом. Оно реализуется автором при его жизни, а после смерти наследники или иные правообладатели вправе защищать это правомочие. Реальное значение для автора право на имя приобретает при обнародовании произведения, хотя и необнародованное произведение может быть снабжено авторским именем.

Право на авторское имя, а точнее право автора отказаться от анонимности произведения или от ранее избранного им псевдонима может повлиять на объем других правомочий, в частности, на срок охраны авторских прав. ГК РК предусматривает семидесятилетний срок охраны произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом, исчисляемый после даты его правомерного обнародования (ст. 982). Если в течение этого срока автор такого произведения раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общее правило о действии авторского права в течение всей жизни автора и пятидесяти лет после его смерти.

Право на неприкосновенность произведения означает, что никто кроме автора или без согласования с ним не вправе вносить какие-либо изменения и дополнения. Автор может защищать неприкосновенность своего произведения, включая его наименование, от внесения без его согласия любых изменений, а также от снабжения изданий произведения иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и пояснениями.

Последними из правомочий автора являются тесно связанные между собой право на обнародование и право на отзыв ранее принятого решения об обнародовании произведения. Определение «обнародование» понимается как осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для сведения путем его опубликования, публичного исполнения, передачи в эфир каким бы то ни было иным способом. То есть само обнародование производится третьими лицами, но только с согласия автора. Момент обнародования определяет только автор, так как он и только он знает, в какой степени готовности, зрелости находится произведение.

Обнародование произведения является важным юридическим фактом. В частности, именно с момента обнародования возникает право третьих лиц на свободное использование произведения, закрепленное в ст. 18 - 26 Закона об авторском праве и смежных правах.

Обнародование произведения более, чем другие действия, показывает сильные и слабые стороны произведения. Если до этого момента только сам автор или его близкие судили о достоинствах и недостатках произведения, то после обнародования это делает неопределенный круг лиц, публика. Реакция может оказаться не такой, какой ожидал автор. Поэтому в качестве неотъемлемой части права на обнародование, также закреплено право автора на отзыв путем отказа от ранее принятого решения об обнародовании произведения. В целях повышения ответственности авторов и учета интересов третьих лиц установлены формальности реализации права на отзыв. Их выполнение может быть очень обременительно для автора возмещение убытков, публичное оповещение об отзыве, несение расходов по изъятию тиража из обращения, но случаи реализации авторами данного права все же встречаются на практике.

Имущественные права автора (ст. 978 ГК РК) означают, что автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Перечень прав автора по использованию произведения начинается с права на воспроизведение. Ст. 978 ГК определяет воспроизведение как повторное придание произведению объективной формы, какую оно имело в оригинале (издание произведения, тиражирование звуко- или видеозаписей и т.п.). К способам воспроизведения также относятся изготовление одного или более экземпляров произведения в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи.

Воспроизведением произведения является также его запись для временного или постоянного хранения в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме. С появлением новых технических способов воспроизведения произведений путем копирования для действенной защиты прав авторов возникла необходимость особой оговорки их сути и пределов совершения таких действий. Так, под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение в любом размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или других технических средств, иных, чем издание.

В отношении произведений изобразительного искусства право на ее воспроизведение трансформируется в такое оригинальное правомочие как право доступа. Оно заключается в том, что автор картины вправе требовать от собственника предоставления возможности сделать ее копию.

Касаясь права автора на распространение следует иметь в виду, что за ним предусматривается право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного обладателя авторских прав (право на импорт). В целом право на распространение является важнейшим правомочием рыночного характера, указывающим на главное изменение в имущественных авторских правах - они стали предметом самых разных сделок. Естественно, не имеет значения, для использования на какой территории (внутри страны, за ее границами) передается произведение.

Тесно примыкает к праву на воспроизведение право практической реализации градостроительного, архитектурного, дизайнерского проекта. Особо подчеркивается практическая реализация (т.е. воплощение в строительной конструкции, материале), а не только в рисунках, чертежах, проектах, содержащих авторскую оригинальность. Любое, даже разовое практическое воплощение таких объектов (строительство только одного дома по чужому оригинальному проекту, пошив только одного комплекта одежды с чужой дизайнерской разработки) есть использование права автора на воспроизведение и должно иметь место с согласия автора.

Очень сходны между собой по своей сути два отдельно указанных правомочия - право на публичный показ и право на публичное исполнение. Они относятся к разным группам объектов. Публично показывают путем демонстрации с помощью различных кадров, пленок, средств техники произведения изобразительного искусства и аудиовизуальные произведения. Исполняются же путем игры, пения, танца, пантомимы музыкальные, драматические, хореографические и подобные им произведения. Причем как публичный показ, так и публичное исполнение не обязательно должны быть «в живую», при непосредственном присутствии публики, а могут быть произведены в записи (фильм, фонограмма и пр.).

Близки по значению к этим правомочиям, но все же отличаются от них и потому указаны в качестве самостоятельных право на публичное сообщение и право на сообщение в эфир. От публичных показа и исполнения они отличаются масштабом охвата зрительской аудитории, а также выполнением сообщения с помощью специальных технических средств глобальной информационной сети - радио и телепередатчиков, спутников, ретрансляторов, оптико-волоконного и иного кабеля. Публикой может оказаться значительная часть всего человечества (недавние концерты Л. Паваротти, М. Кабалье). Еще одним отличительным признаком этого правомочия является прямая связь между передающей станцией и антенной слушателя, зрителя и отсутствие промежуточной записи на какой - либо носитель.

Обзор авторских прав показывает, что ряд правомочий имущественного характера, предоставленных автору, ввиду их исключительности представляют собой своеобразную монополию. Конечно, эта монополия касается не совершения деятельности, а только определенного произведения. Но все же исключительные права автора препятствуют совершенно свободному использованию произведения другими лицами и поэтому законодательство устанавливает территориальные границы и временные пределы существования и использования авторских прав. Они закреплены в ст. 980 - 983 ГК.

Авторские права ограничены не только в пространстве, но и во времени. Так, авторское право действует в течение всей жизни автора и семьдесят лет после его смерти (ст. 982 ГК РК).

Для определения временных границ важно уяснить два момента - начало возникновения права и момент его прекращения. Особенностью авторских прав является отсутствие необходимости какой-либо их регистрации, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. По правилам ГК, а также ст. 9 Закона об авторском праве и смежных правах право на произведение науки, литературы или искусства возникает в силу факта его создания.

Однако, обладатель авторского права или какого-либо исключительного правомочия на произведение для свидетельства об авторстве на обнародованное либо необнародованное произведение, о факте и дате опубликования произведения или о договорах, затрагивающих права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных реестрах. Такую регистрацию осуществляет уполномоченный орган - Комитет.

Конечно, указанная регистрация носит необязательный характер и служит дополнительным доказательством наличия авторских прав. Для регистрации являются обладатели авторских прав, возникших раньше, до момента регистрации.

Авторские права действуют в течение всей жизни автора и семьдесят лет после его смерти (ст. 982 ГК). С введением этого правила наше законодательство по авторским правам стало отвечать главному требованию для вступления в Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений. Нормы о предельных сроках авторских прав и порядке их исчисления обычно не вызывают трудностей и понятны из текста соответствующих статей. Отметим только, что право на авторство, право на имя и право на защиту репутации автора охраняется бессрочно.

В законодательстве внедрен комплекс санкций разноотраслевого характера. Это объясняется тем, что за нарушение авторских прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. К примеру, ст.184 Уголовного кодекса Республики Казахстан устанавливает за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав такие меры наказания как штраф, привлечение к общественным работам и, кроме того, лишение свободы. Но это больше превентивные, чем реальные меры ответственности. В повседневной реальности наиболее распространенными способами защиты авторских прав является применение мер гражданско-правовой имущественной ответственности. Здесь диапазон мер защиты достаточно широк. Это все способы и меры защиты гражданских прав, предусмотренные в ст. 9 ГК, а также ряд специальных мер, предусмотренных комментируемой главой и ст. 49 Закона об авторском праве и смежных правах.

Общие меры защиты гражданских прав не требуют комментариев, поэтому остановимся на специальных мерах. Особенностью этих мер, как, впрочем, и всех мер защиты авторских прав является вынесение решения об их применении только управомоченным лицом, поскольку все авторские права есть права не публичные, а частные. Нормы указанных выше статей ГК и Закона об авторском праве и смежных правах применимы только к не договорному нарушению прав. Если нарушаются права по заключенному авторскому договору, то применяются соответствующие условия договора, а также нормы гражданского законодательства об обязательствах.

Самым первым действием по охране автором принадлежащих ему исключительных прав является, возможность автора помещать на каждом экземпляре произведения знак охраны произведения. Этот знак состоит из латинской буквы С в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав и года первого опубликования произведения. В литературе, да и в законодательстве помещение знаков авторской охраны связывают с вопросом возникновения авторского права и презумпцией авторства, однако, эти знаки обладают еще и охранными функциями, и служат своеобразной превентивной мерой. Они не просто оповещают о наличии охраняемых авторских прав, но и предупреждают потенциального нарушителя о возможных неблагоприятных последствиях использования чужого произведения.

Смежные права

Впервые на территории Республики Казахстан смежные права стали охраняться с введением Основ гражданского законодательства. Ст. 141 и 142 этого нормативного акта впервые признали, что артистам, режиссерам - постановщикам и дирижерам принадлежит право на имя, право на защиту постановки и исполнения от искажения, право осуществлять или разрешать использование постановки и исполнения и право на вознаграждение. Запись исполнения, трансляции исполнения и иное использование могли производиться только с согласия исполнителя. По сравнению с ранее действовавшим ГК КазССР это было прорывом в охране этих специфических, производных по своей сути прав. Дальнейшее развитие этого принципиального решения было сделано Законом об авторском праве и смежных правах.

Для правильного уяснения объема правового регулирования смежных прав отметим, что в ст. 985 - 990 ГК установлены наиболее принципиальные положения о смежных правах, создающие основу для более полного их регулирования в специальных нормативных актах, главным из которых является Закон об авторском праве и смежных правах. Поэтому уяснение сущности правовой охраны объектов смежных прав лучше производить, изучая и сопоставляя между собой нормы главы 51 ГК и нормы указанного Закона.

Необходимо иметь в виду, что в целях законодательной экономии ст. 988 ГК отнесла все вопросы регулирования исключительных и иных прав субъектов смежных прав, а также ответственности за их нарушение к регулированию специальными нормативными актами. Главным из таких актов, как уже отмечалось выше, является Закон об авторских и смежных правах.

Этот Закон существенно расширил объекты охраняемых смежных прав. Ст. 34 распространяет смежные права на постановки, исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. При этом не имеют значения назначение, содержание и достоинство, а также способ и форма выражения данных произведений. Это краткое перечисление объектов правовой охраны, объединяет несколько больших групп смежных прав, имевших до появления обобщающего названия собственные наименования: права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права); прав производителей фонограмм на фонограммы (фонограммные права); права организаций эфирного вещания; прав организаций кабельного вещания. После уяснения объектного состава и характера прав становится понятна множественность прав в термине «смежные права». Речь идет не об одном, а о нескольких правах.

Объект смежных прав «исполнение» понимается как представление произведения, фонограммы, постановки посредством игры, пения, танца в живом исполнении или с помощью каких - либо технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения. Под исполнением понимается также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности с сопровождением или без сопровождения звуком. Соответственно, субъектом смежных прав исполнителем будет являться актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, поет, читает, декламирует, играет на музыкальном инструменте или каким - либо иным образом исполняет произведения литературы и искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер). К исполнителям относятся также режиссер постановщик спектакля и дирижер.

Под фонограммой понимается любая, исключительно звуковая, независимо от способа, запись исполнения или иных звуков. Соответственно производителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого - либо исполнения или иных звуков. При отсутствии доказательств иного, изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначены на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Изготовитель фонограммы и (или) исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:

латинской буквы «Р» в окружности: Р;

имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

года первого опубликования фонограммы.

Объектом смежных прав, принадлежащим организациям эфирного и кабельного вещания, является передача, созданная самой такой организацией, а также по ее заказу другой организацией. Сама же передача сводится к сообщению произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организации эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению.

Законодатель несколькими приемами подчеркивает производный характер смежных прав, причем зависимость прав разных субъектов смежных прав является различной. Как бы «первичной» по степени близости к авторским правам являются права исполнителя. Он осуществляет принадлежащие ему права при условии соблюдения прав авторов исполняемого произведения. В свою очередь такие субъекты смежных прав как производитель фонограммы и организация вещания осуществляют права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного произведения (п.п. 2 и 3 ст. 986 ГК).

Как и объекты авторского права, смежные права возникают с появлением самого объекта охраны, без необходимости регистрации произведения или выполнения иных формальностей.

Вопросы действия смежных прав во времени и пространстве решаются во многом схоже с авторскими правами. Статья 987 ГК регулирует действие смежных прав трех групп субъектов в зависимости от соответственно гражданства, места первого обнародования и места нахождения передающих устройств. Статья 990 ГК устанавливает зависимость охраны прав иностранных исполнителей и иных субъектов смежных прав от первого обнародования на территории Республики Казахстан, а также наличия международного договора Республики Казахстан.

Срок охраны смежных прав - семьдесят лет, исчисляемых от соответственно первого исполнения или постановки, первого обнародования фонограммы и первой передачи в эфир (ст. 990 ГК).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.