Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I IV. Регулирование государственных доходов 31 страница




Частью системы финансового контроля следует считать госу­дарственные органы, обеспечивающие организацию и порядок взи­мания налогов. Налоговые правоотношения возникают при совер­шении финансовых операций в процессе перехода частных финан­сов в государственные. В большинстве стран центральные налого­вые органы входят в систему Министерства финансов1. На региональном уровне и в административно-территориальных еди­ницах налоговый контроль осуществляется органами Министерства финансов и налоговыми отделами местных администраций.

Центральные органы осуществляют контроль за взиманием го­сударственных налогов, местные налоговые инспекции — за посту­плением местных налогов. Они функционируют при общем кон­троле и координации действий со стороны центральной налоговой администрации, которая может передавать часть своей компетен­ции местным структурам. Например, Государственная налоговая

1 Например, Центральное налоговое управление Министерства финансов Швеции; Служба внутренних доходов Министерства финансов США; Управле­ние налогов Министерства экономики и финансов Франции; Главное государ­ственное налоговое управление Министерства финансов КНР; Управление кон­троля за государственными финансами Румынии и т.д.

______ Глава 24. Финасовый контроль в зарубежных странах 523

администрация в Испании может делегировать право осуществлять руководство налоговой системой, сбор государственных налогов, ликвидацию государственных налогов и контроль за взиманием на­логов Генеральному Правлению Каталонии, которое будет выпол­нять эти функции через соответствующие органы, координируя их деятельность с государственной налоговой администрацией.

Органы налогового контроля действуют независимо в пределах, установленных законом, который определяет их права и обязанно­сти. Для осуществления контрольных функций налоговые органы, наделяются следующей финансовой юрисдикцией: а) осуществлять проверку документов, связанных с исчислением и уплатой налогов; б) проводить ревизии наличности на складах и в иных служебных помещениях с целью обеспечить исполнение налоговых распоряже­ний; в) изымать у субъектов налогообложения документы, свиде­тельствующие о сокрытии прибыли, и проверять обоснованность данных об источниках получения средств, указываемых в налого­вых декларациях; г) применять санкции в случае установления на­рушений правил уплаты налогов. Общее в юрисдикции органов на­логового контроля определяется их единым функциональным на­значением. При этом национальные системы, естественно, преду­сматривают и определенные отличия. Прежде всего это касается санкций за нарушение налогового законодательства.

Единообразной системы налогового контроля для всех стран не существует, поскольку каждое государство самостоятельно опреде­ляет организационные формы функционирования налоговой систе­мы. Тем не менее, как видно из приведенных примеров, общая схе­ма действует. Тенденция к унификации постепенно формируется по мере интернационализации социально-экономических отноше­ний государств, особенно на региональном уровне. Примером тако­го рода является активный процесс гармонизации национального законодательства и права Европейского Союза во всех сферах об­щественных отношений, в том числе и в области налогового, фи­нансового контроля. Создание единого финансового союза предпо­лагает и формирование общей системы контроля за доходами и расходами институтов ЕС.

Параллельно с Министерством финансов и независимыми службами финансовый контроль осуществляют министерства, для которых финансовая деятельность не является основной, а также предприятия и организации. Такая разновидность финансового контроля получила название «бухгалтерский контроль». Это кон­троль за законностью финансовых обязательств и операций, при­нимаемых и осуществляемых по указанию распорядителя креди­тов1. Контрольные функции выполняет главный бухгалтер. Если

Jfc

1 Распорядители кредитов делятся на две группы: в первую входят главные распорядители (министры, руководители независимых управлений, начальники основных отделов); во вторую — нижестоящие распорядители (начальники управлений, отделов министерств, руководители учреждений и организаций, ди­ректора государственных предприятий, школ, клиник и т.д.).

34'

524 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

Глава 24. Финасовый контроль в зарубежных странах 525

будет установлено, что распорядитель кредитов своим указанием нарушает финансовое законодательство, то он должен отказать в платеже и поставить в известность об этом своего руководителя. При повторном распоряжении бухгалтер обязан выполнить указа­ние распорядителя кредитов, но ответственность при этом ложится на последнего. При этом следует иметь в виду, что право повторно­го распоряжения имеют не все распорядители кредитов, а лишь те, кого национальный закон этим правом наделяет. Это, как правило, главные распорядители кредитов. Порядок осуществления бухгал­терского контроля мало чем отличается в государствах различных систем и регионов. Естественно, что национальные условия и госу­дарственные традиции предопределяют некоторые особенности, од­нако функции главного бухгалтера и принципы его отношений с распорядителем кредитов и Министерством финансов унифици­руют технику контроля вне зависимости от социальных и иных факторов.

Отдельный интерес представляют формы контроля за финансо­вым положением должностных лиц. В этой связи можно привести пример Франции, где наряду с общим контролем через систему на­логовых органов существует дополнительный контроль специаль­ной Комиссии, создаваемой в составе вице-председателя Государ­ственного совета, первого заместителя председателя Кассационного Суда и первого заместителя председателя Счетной палаты. Комис­сия получает декларации о финансовом положении членов прави­тельства, мэров коммун с населением более 30 тыс. человек и пред­седателей региональных советов и оценивает изменения в их иму­щественном положении. Каждые три года (или при необходимости чаще) Комиссия публикует соответствующий доклад в Официаль­ном вестнике, иногда с объяснениями заинтересованных лиц.

§ 3. Судебный контроль

Помимо органов законодательной и исполнительной власти в зарубежных странах финансовый контроль могут осуществлять и органы судебной власти. Так, в странах континентальной систе­мы права в рамках судебной системы существуют специализиро­ванные финансовые суды.

Во Франции судебным органом финансового контроля является Суд бюджетной дисциплины, учрежденный в 1948 г. и призванный осуществлять контроль за деятельностью распорядителей кредитов. В отличие от Счетной палаты он рассматривает дела только по за­просам председателей палат парламента, членов правительства, не­которых других должностных лиц и разбирает дела, связанные с персональной ответственностью лиц, участвующих в исполнении бюджета (за исключением министров).

В Германии согласно § 1 Закона о финансовых судах от 6 ок­тября 1965г. финансовая юрисдикция осуществляется независимы­ми, самостоятельными от административных органов власти адми­нистративными судами, которыми согласно § 2 названного закона

являются в землях Верховные земельные суды, в Федерации — Фе­деральный финансовый суд, расположенный в Мюнхене. Финансо­вые суды Германии согласно § 35 и 36 закона рассматривают лю­бые споры финансово-правового характера, в частности публич­но-правовые споры по налоговым вопросам, публично-правовые споры в отношении исполнения административных актов, а также иные публично-правовые споры, если для них предусмотрена воз­можность обращения в финансовый суд федеральным или земель­ным законом (§ 33). '»

В Сенегале органами судебного финансового контроля являют­ся Третий отдел (финансовый и счетный отдел) Верховного Суда и Суд бюджетной дисциплины. Третий отдел Верховного Суда (его функции аналогичны функциям французской Счетной палаты) призван осуществлять контроль за счетами государства, местных сообществ и публичных учреждений. Суд бюджетной дисциплины был создан законом от 5 февраля 1963г. по аналогии с француз­ским Судом бюджетной дисциплины и приобрел свою независи­мость от Верховного Суда в 1976 г.

§ 4. Банковский контроль

Особым видом финансового контроля является банковский контроль, который представляет собой контроль за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы страны. Банковский контроль имеет статус публично-правовой деятельности. Организация банковского кон­троля (или банковского надзора) нашла свое законодательное за­крепление в законах о Центральном банке и банковской системе.

Центральные банки играют значительную роль в проведении банковского контроля. Так, в Великобритании, Нидерландах и Италии Центральные банки являются единственными органами, уполномоченными осуществлять контроль и надзор за деятельно­стью финансово-кредитных институтов на территории государства. Однако чаще в мировой практике встречается система смешанного финансового контроля, когда Центральный банк выполняет обя­занности по надзору совместно с другими государственными орга­нами. Так, помимо Центрального банка во Франции банковский контроль осуществляет Банковская комиссия, Комитет по банков­ской регламентации, Комитет кредитных учреждений, в Япо­нии — Министерство финансов, в Германии — Федеральное ведом­ство по надзору за кредитными учреждениями, в США — Мини­стерство финансов, Служба Генерального контролера, Федеральная корпорация страхования депозитов. В Швейцарии, Канаде, Норве­гии, Австрии государственные органы банковского контроля и над­зора отделены от Центральных банков.

Главная цель банковского контроля — поддержание стабильно­сти банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредито­ров. Для реализации этих задач контрольные органы наделены ши­рокими полномочиями: запрашивают у проверяемой кредитной ор-

526 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

Глава 24. Финасовый контроль в зарубежных странах 527

ганизации необходимую информацию о ее деятельности; проводят проверки документации и отчетности; издают в рамках своей ком­петенции акты нормативного и индивидуального характера; прини­мают на законных основаниях решения по разным аспектам дея­тельности банков.

Банковский контроль осуществляется в виде лицензирования, регулирования и контроля за экономическими нормативами, ин­спекции и ревизии деятельности элементов банковской системы.

Кредитное учреждение может осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на осуществление банковской дея­тельности или отдельных банковских операций. Законодательство каждого государства устанавливает свой перечень требований, кото­рым должно соответствовать кредитное учреждение, желающее полу­чить лицензию. Одним из обязательных условий выдачи лицензии является положительный отзыв представителей того банковского союза, членом которого создаваемый банк намеревается стать. В Ве­ликобритании лицензированием банковской деятельности занимается Банк Англии, который в соответствии с банковским законом 1987 г. может отзывать или аннулировать лицензию любого банка, ограни­чивать срок действия уже выданной лицензии в случае систематиче­ских нарушений со стороны банка. Такими же полномочиями обла­дает Банк Японии в соответствии с законом 1942 г. и Банк Италии в соответствии с законом 1993 г. о банках. Во Франции согласно За­кону от 24 января 1984 г. правом выдачи и изъятия лицензий на осу­ществление банковских операций обладает Комитет кредитных учре­ждений. В Германии в соответствии с Законом 1961 г. о кредитном деле таким правом обладает Федеральное ведомство по надзору за кредитными учреждениями. По общему правилу органы, занимаю­щиеся лицензированием банковской деятельности, выдают, приоста­навливают и отзывают лицензии на ведение банковских операций, регулярно получают информацию от кредитных учреждений о виде и объеме их деловой деятельности, следят за соблюдением ими бан­ковского законодательства. На основании полученной информации орган, осуществляющий лицензирование банковской деятельности, принимает решение о предоставлении, продлении или аннулирова­нии лицензии. Как правило, лицензия аннулируется, если учреждае­мый банк не в состоянии начать операции по истечении установлен­ного для этого срока, или когда он осуществляет операции, не пре­дусмотренные лицензией, или не выполняет содержащиеся в ней ус­ловия, нарушает законы или нормативные акты, осуществляет действия, наносящие ущерб интересам кредиторов и вкладчиков.

Под регулированием банковской деятельности понимается раз­работка и издание уполномоченными органами правовых актов, определяющих условия, структуру и способы осуществления бан­ковского дела. Такими полномочиями обладает во Франции Коми­тет по банковской регламентации, в США — Совет управляющих Федеральной Резервной Системы, в Германии — Немецкий Феде­ральный Банк. В их полномочия входят разработка нормативных

требований, установление единых форм счетов, правил бухгалтер­ского учета и отчетности, правил проведения банковских операций для субъектов нижнего уровня кредитно-банковской системы. Так­же они наделены правом применять индивидуальный подход к от­дельным кредитным институтам и временно устанавливать им не­сколько иные, чем обычно, нормативы при наличии достаточных к тому оснований.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Центральные банки могут устанавливать обязательные нормативы, в частности минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собст­венных средств (капитала) для действующих кредитных организа­ций, минимальные размеры рисков, нормативы использования соб­ственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц, максимальный размер кредитов, гарантий и по­ручительств, предоставленных банком своим участникам (акционе­рам).

Непосредственные проверки и ревизии кредитных организаций могут проводиться как Центральным банком, так и специальными органами. В Германии такими полномочиями обладает Федеральное ведомство по надзору за финансовыми учреждениями, во Фран­ции — Банковская комиссия. Основной их задачей является кон­троль и надзор за точным исполнением кредитными учреждениями банковского законодательства и применение соответствующих санкций в отношении нарушителей с целью обеспечить стабиль­ность банковской системы. Для выполнения надзорных полномо­чий Банковская комиссия и Федеральное ведомство по надзору за финансовыми учреждениями имеют право требовать от кредитных учреждений любые сведения, объяснения и документы, которые они сочтут необходимыми. Кроме того, все кредитные учреждения обязаны представлять в эти органы отчеты о своей деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение финансового контроля. Назовите его виды.

2. В каких формах осуществляется парламентский контроль в об­ласти финансов?

3. Каково правовое положение и компетенция счетных палат?

4. Какие органы в зарубежных странах осуществляют администра­тивный и финансовый контроль?

5. В чем заключается судебный финансовый контроль?

6. Что понимается под банковским контролем? Каковы его задачи, субъекты, осуществляющие контроль?

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................

Раздел I.

Финансовая деятельность и финансовое право.

Глава 1. Правовые основы финансовой деятельности государства...................................

§ 1. Понятие финансовой деятельности государства

и муниципальных образований.........................6

§ 2. Финансовая система.............................9

§ 3. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность.....................................14

Глава 2. Предмет и система финансового права

§ 1. Понятие предмета финансового права и его место

в системе российского права..........................22

§ 2. Источники финансового права......................25

§ 3. Принципы финансового права......................26

§ 4. Система финансового права.......................28

Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения, их особенности и виды.........................31

§ 1. Финансово-правовые нормы. Общая характеристика.......31

§2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды......33

Раздел II.

Правовые основы финансового контроля

Глава 4. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации...........................

.37

§ 1. Понятие финансового контроля, его принципы...........37

§ 2. Виды финансового контроля и органы,

его осуществляющие...............................39

§ 3. Правовые основы аудита..........................57

§ 4. Формы финансового контроля.

Ревизия — основная форма финансового контроля...........59

Раздел III.

Правовой режим фондов денежных средств.

Глава 5. Бюджетное право Российской Федерации

63 63

§ 1. Понятие и значение государственного

и местного бюджетов...............................63

Содержание

§ 2. Бюджетное право и его источники.

Бюджетное правоотношение..........................65

Глава 6. Бюджетная система Российской Федерации

§ 1. Бюджетное устройство Российской Федерации.

Структура и принципы бюджетной системы................71

§ 2. Структура бюджета.............................76

§ 3. Правовой режим государственных внебюджетных

фондов........................................92

Глава 7. Бюджетный процесс..............................99

§ 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы..........99

§ 2. Стадия составления проекта бюджета.................102

§ 3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета...........104

§ 4. Стадия исполнения бюджета......................109

§ 5. Стадия составления и утверждения отчета

об исполнении бюджета............................112

Глава 8. Правовой режим финансов государственных

и муниципальных унитарных предприятий..................115

§ 1. Правовые основы финансово-хозяйственной

деятельности федерального казенного предприятия..........116

§2. Прибыль унитарных предприятий...................118

§ 3. Правовое регулирование использования

амортизационных отчислений.........................121

Глава 9. Правовое регулирование страхования

§ 1. Понятие страхования как экономической

и правовой категории..............................124

§ 2. Понятие страхового правоотношения.

Виды страхования................................128

§3. Государственное регулирование страховой деятельности.....133

§ 4. Правовые основы обязательного страхования............136

Раздел IV.

Правовое регулирование государственных

и муниципальных доходов................

Глава 10. Основные положения теории налогового права

§ 1. Понятие и роль налогов......................... 154

§ 2. Виды налогов................................165

§ 3. Принципы налогообложения......................175

§ 4. Элементы юридического состава налога...............187

Глава 11. Налоговые правоотношения

> 1. Понятие налоговых правоотношений.................223

> 2. Участники налоговых правоотношений...............225

Содержание

§ 3. Основные права и обязанности налогоплательщиков......229

§4. Обязанности налогоплательщиков...................237

§ 5. Иные участники налоговых правоотношений...........247

Глава 12. Источники налогового права

§ 1. Налоговое законодательство.......................255

§2. Дополнительные источники налогового права...........266

Глава 13. Система налогов в РФ

.274

Глава 14. Основные налоги, взимаемые

в Российской Федерации................................278

§ I. Налоги уплачиваемые физическими лицами............278

§ 2. Налоги, уплачиваемые организациями................284

§ 3. Налоги, уплачиваемые физическими

и юридическими лицами............................289

Глава 15. Правовое регулирование государственного и муниципального кредита в Российской Федерации.

§ I. Понятие и значение государственного (муниципального)

кредита. Формы государственного кредита................304

§ 2. Понятие, виды и структура государственного долга.

Методы управления государственным долгом..............306

§ 3. Правовое регулирование внутренних государственных

займов. Их виды.................................311

Раздел V.

Правовое регулирование государственных

и муниципальных расходов..............

Глава 16. Правовые основы государственных и муниципальных расходов...............

.315

§ 1. Понятие и виды государственных

(муниципальных) расходов...........................315

§2. Понятие сметно-бюджетного финансирования...........324

§ 3. Финансирование капитальных вложений.

Понятие капитальных вложений.......................326

Раздел VI.

Банковское кредитование, денежное обращение,

расчеты.........................................329

Глава 17. Правовое регулирование банковского

кредитования..........................................329

§ I. Сущность банковского кредита и принципы

его осуществления................................329

Содержание

§ 2. Банковская система России. Правовой статус Банка России и его взаимоотношения

с кредитными организациями.........................333

§ 3. Порядок регистрации кредитных организаций

и лицензирования банковской деятельности...............339

§ 4. Ответственность кредитных организаций

за нарушение банковского законодательства.

Порядок отзыва лицензий у кредитных организаций

и их ликвидация.................................-348

Глава 18. Правовые основы денежной системы

§ 1. Правовое регулирование денежного обращения

в Российской Федерации............................357

§ 2. Денежная система Российской Федерации.

Эмиссионное право Банка России..................... 360

Глава 19. Правовые основы расчетов......................365

§ I. Понятие расчетов, расчетных отношений

и банковского счета...............................365

§ 2. Формы безналичных расчетов......................368

§ 3. Осуществление расчетов через корреспондентские счета.... 378

Глава 20. Валютное регулирование и валютный контроль

.384

§ 1. Валютное правоотношение........................384

§ 2. Понятие и виды валютных операций.................387

§ 3. Правовое регулирование валютных операций

на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.......392

§ 4. Правовое регулирование валютного контроля...........398

Раздел VII.

Основные финансово-правовые институты

в зарубежных странах.................

Глава 21. Основы бюджетного права и бюджетного процесса...........

,401

§ 1. Понятие бюджета..............................401

§ 2. Понятие и источники бюджетного права..............408

§ 3. Принципы бюджетного права......................414

§ 4. Понятие бюджетного процесса и его стадии............420

Глава 22. Основы налогового права.......................437

§ 1. Налог и налоговое право.........................437

§ 2. Источники налогового права......................437

§ 3. Основные виды налогов.........................466

§ 4. Ответственность за налоговые правонарушения..........480

§ 5. Особенности правового регулирования налогов

в государствах — членах ЕС.........................489

Содержание

Глава 23. Правовые основы банковской деятельности.......................

§ 1. Банковская система: понятие и элементы.... § 2. Центральный банк: правовой статус, структура,

полномочия..........................

§ 3. Особенности банковской системы

государств — членов ЕС..................

Глава 24. Финансовый контроль в зарубежных странах.

.497 497

.499

. 507

§ 1. Парламентский контроль.........................515

§ 2. Административный контроль......................520

§ 3. Судебный контроль............................^24

§ 4. Банковский контроль...........................525




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.