Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I IV. Регулирование государственных доходов 29 страница




Независимость Центральных банков является не самоцелью, а средством для выполнения своих функций и задач, предписанных им законами. Наделение Центральных банков ответственностью за достижение намеченных целей предполагает обязательную и стро­гую их подотчетность. Так, законодательство практически всех го­сударств предусматривает обязанность Центрального банка ежегод­но публиковать свой годовой отчет и предоставлять информацию о своей деятельности правительству и (или) парламенту.

Понятие «независимость Центрального банка» включает в себя независимость политическую и экономическую. Кроме того, как показывает практика, в развитых странах с федеральной структурой (США, Германия, Швейцария) Центральные банки более независи­мы, чем в странах с централизованной структурой (Япония, Вели­кобритания, Франция).

Политическая независимость характеризуется в первую очередь процедурой назначения (выбора) руководства Банка, степенью от­ражения в законодательстве целей, задач, функций и полномочий Центрального банка.

Так, высшее руководство Центрального банка может назначать­ся правительством (Франция, Япония), главой государства (США, Великобритания, ФРГ) или по смешанной схеме (например, в Ис­пании управляющий Банка Испании назначается королем по пред­ложению правительства, а заместитель управляющего — правитель­ством по предложению управляющего). Срок полномочий руково­дства различен: во Франции управляющий Банка Франции и два его заместителя назначаются на неопределенный срок; в Германии срок полномочий всех членов правления Бундесбанка, как правило, составляет восемь лет, но в исключительных случаях может быть сокращен до пяти лет; семь постоянных членов Совета управляю­щих Федеральной Резервной Системы США назначаются на четыр­надцатилетний срок, а председатель ФРС и его заместитель — на четырехлетний срок; шесть членов Совета правления Банка Испа­нии назначаются на четыре года, а управляющий Банка Испании и его заместитель выполняют свои функции в течение шести лет, кроме того, в течение двух лет после окончания срока службы они

5О2 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

не имеют права заниматься профессиональной деятельностью, свя­занной с кредитными учреждениями и рынком ценных бумаг.

Необходимо также отметить, что банки, подотчетные по закону парламенту (Швеция, Германия, США, Швейцария, Голландия), обладают большей самостоятельностью в отличие от банков, подот­четных Министерству финансов, которых в мировой практике большинство.

Экономическая независимость подразумевает самостоятель­ность Центрального банка при определении денежно-кредитной политики страны, участие государства в капитале Центрального банка и в распределении прибыли банка, возможность прямого или косвенного финансирования государственных расходов Централь­ным банком. Так, например, в зависимости от степени участия го­сударства в капитале Центрального банка различают Центральные банки государственные, капитал которых принадлежит государству (Великобритания, Франция, ФРГ, Канада), акционерные (США, Италия), смешанные или акционерные банки, лишь часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия). Однако неза­висимо от принадлежности капитала государству Центральный банк остается юридически самостоятельным, так как имущество Центрального банка, по общему правилу, обособлено от имущества государства, и банк вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом по собственному усмотрению как собственник.

В настоящее время большинство государств признало необходи­мость предоставления Центральному банку большей самостоятель­ности, ибо независимость банка от правительства является необхо­димым условием осуществления эффективной и стабильной денеж­но-кредитной и валютной политики.

Структура

Для эффективного осуществления стоящих перед Центральным банком задач законодательство предусматривает определенную структурную организацию высшего элемента банковской системы.

Во главе Центрального банка стоит Президент (ФРГ, Япония) или Управляющий (Франция, Испания, Италия), которые обладают компетенцией общего права для управления банком. Националь­ным законодательством предусматривается также пост заместителя главы банка. В большинстве государств руководство и управление Центральным банком осуществляют коллегиальные органы. В Гер­мании в соответствии с реформой 2002 г. единственным органом Немецкого Федерального Банка является Правление, состоящее из Председателя, вице-председателя и еще шести членов. Все члены правления назначаются Федеральным Президентом Германии, при­чем Президент банка, его заместитель и еще два члена назначаются по предложению Федерального Правительства, кандидатуры же других четырех членов Правления выдвигаются Бундесратом по со­гласованию с Правительством. В США центральным органом Фе­деральной Резервной системы является Совет Управляющих (до

______ Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 503

1935 г. — Федеральный Резервный Совет), состоящий из семи по­стоянных членов, назначаемых на четырнадцать лет Президентом США с одобрения Сената с учетом обязательного равного предста­вительства от различных округов ФРС (но без обязательной бипар-тийности состава как в большинстве государственных агентств). Совет Управляющих возглавляют Председатель и его заместитель. Банк Японии возглавляет Комитет по политике, состоящий из Председателя банка, четырех представителей крупнейшего капитала и двух уполномоченных правительства (представителя Министерст­ва финансов и представителя Управления экономического плани­рования). Примечательно, что последние не имеют права голоса.

В рамках Центрального банка может создаваться совещатель­ный орган, например, во Франции эти функции выполняет Гене­ральный совет, который рассматривает общие вопросы управления банком и обсуждает кадровые вопросы.

По общему правилу, осуществление решений руководящих ор­ганов и ежедневное управление Центральным банком страны пору­чены службам, специализирующимся на отдельных направлениях деятельности банка.

В США в структуру Федеральной Резервной Системы входят также двенадцать Федеральных Резервных банков, свыше шести тысяч банков — членов Федеральной Резервной системы, а также Федеральный комитет открытого рынка и Федеральный консульта­ционный совет. Территория США разделена на 12 банковских ре­зервных округов, сформированных по экономико-географическому принципу так, что границы округов не совпадают с границами шта­тов. Во главе каждого округа стоит Федеральный Резервный банк, президент которого с 1935 г. утверждается Советом Управляющих Федеральной Резервной Системы. Совет директоров Федеральных Резервных банков намечает и вырабатывает определенный уровень банковских учетных ставок, который представляется на рассмотре­ние и утверждение Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы. Также в компетенцию Федеральных Резервных банков входит осуществление общего контроля и инспектирования бан­ков—членов Федеральной Резервной Системы, нескольких тысяч банковских холдинговых компаний, корпораций, филиалов и пред­ставительств иностранных банков в США. Кроме того, их задачей является кредитование банков, испытывающих временные финан­совые затруднения, с целью обеспечения стабильности всей бан­ковской системы и предотвращения возможною кризиса доверия со стороны вкладчиков. Федеральные Резервные банки проводят денежную эмиссию, оказывают различные финансовые услуги, осу­ществляют продажу и хранение ценных бумаг федерального прави­тельства. Каждый Федеральный Резервный банк представляет еже­недельный отчет об итогах своей деятельности в Совет Управляю­щих Федеральной Резервной Системы. Федеральный консультаци­онный совет (ФКС) был создан для обеспечения связи между всеми банковскими учреждениями и Федеральной Резервной Сие-

II

504 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

темой и осуществляет сегодня рекомендательные для Федеральной Резервной системы функции.

В Германии по результатам реформы 2002 г. Центральные бан­ки Земель престали быть самостоятельными юридическими лицами и фактически преобразовались в Главные управления Немецкого Федерального Банка. Как и ранее, территория Германии поделена на девять относительно равных в экономическом отношении регио­нов, в каждом из которых осуществляет свои полномочия одно Главное управление.

Полномочия

Находясь на верхнем уровне банковской системы, Центральный банк сегодня помимо банковской осуществляет также эмиссион­ную, нормотворческую и надзорную функцию. Современное зако­нодательство наделяет Центральный банк широкими полномочия­ми. Так, Центральный банк:

— контролирует денежную массу, включая эмиссию банкнот и монет;

— во взаимодействии с правительством разрабатывает и прово­дит денежно-кредитную политику внутри страны;

— поддерживает курс национальной валюты на международном финансовом рынке;

— осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

— осуществляет операции по обеспечению внешнеторговых со­глашений;

— ведет счета казначейства;

— контролирует государственный долг;

— выступает в роли банкира правительства, предоставляя в слу­чае необходимости кредиты для финансирования государственных расходов;

— выполняет финансовые поручения правительства;

— по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает норма­тивные акты, обязательные для органов государственной власти, юридических и физических лиц;

— является банкиром банковской системы, играя роль «креди­тора в последней инстанции» для других банков, что обеспечивает стабильность всей системы в целом;

— обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирова­ние системы расчетов;

— регулирует деятельность кредитно-финансовых институтов;

— лицензирует деятельность кредитных учреждений;

— устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности;

— осуществляет надзор за банками, кредитными учреждениями и финансовыми рынками;

— проводит проверки деятельности национальных и иностран­ных финансово-кредитных учреждений;

— участвует в деятельности международных организаций;

______ Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 505

— представляет интересы государства во взаимоотношении с центральными банками иностранных государств и международ­ными финансовыми организациями;

— осуществляет коммерческие операции.

Объем полномочий каждого Центрального банка определяется национальным законодательством. Так, Центральный банк может выполнять все функции самостоятельно, как это делает, например, Банк Англии, или разделить их с другими органами, или передать часть своих полномочий наднациональным образованиям.

Во Франции на верхнем уровне банковской системы помимо* Банка Франции действуют еще три самостоятельных субъекта: Ко­митет по банковской регламентации, Комитет по кредитным учре­ждениям и Банковская комиссия. Так, в 1945 г. во Франции был учрежден специальный орган управления кредитной системой стра­ны—Национальный Совет по кредиту, который в 1984г. транс­формировался в консультативный орган. Предназначенная Нацио­нальному Совету по кредиту роль в управлении кредитной систе­мой Франции перешла в 1993 г. к Комитету по банковской регла­ментации и Комитету по кредитным учреждениям. В настоящее время основной задачей Комитета по банковской регламентации является разработка и публикация подзаконных актов по вопросам банковской деятельности, отнесенных к компетенции этого Коми­тета и требующих нормативно-правового регулирования. В исклю­чительных случаях закон предусматривает возможность примене­ния индивидуального подхода. Все свои нормативные акты Коми­тет по банковской регламентации обязан публиковать в «Журналь Оффисьель». Комитет по кредитным учреждениям осуществляет лицензирование банковской деятельности и отдельных банковских операций, регистрацию кредитных учреждений, ведет реестр фран­цузских кредитных учреждений, при необходимости принимает управленческие решения в отношении отдельных кредитных учреж­дений. Банковская комиссия является независимым органом адми­нистративного надзора. Ее главной задачей является контроль и надзор за точным исполнением кредитными учреждениями бан­ковского законодательства и применение соответствующих санкций в отношении нарушителей. Необходимо также отметить, что само­стоятельность и независимость указанных учреждений относитель­на. Дело в том, что в состав Комитета по банковской регламента­ции, Комитета по кредитным учреждениям и Банковской комиссии входит управляющий Банка Франции.

В Германии в настоящее время помимо Немецкого Федерально­го Банка на верхнем уровне банковской системы дейс!вует Феде­ральное ведомство по надзору за финансовыми организациями, но­вый специализированный орган, созданный в результате объедине­ния с 1 мая 2002 г. Федерального ведомства по надзору за кредит­ным делом с Федеральными службами страхового надзора. Федеральное ведомство по надзору за финансовыми учреждениями выдает, приостанавливает и отзывае! лицензии на ведение банков-

33 - 9677

506 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 507

ских операций, регулярно получает информацию от финансовых учреждений о виде и объеме их деловой деятельности, следит за со­блюдением ими банковского законодательства.

Учитывая, что материальные и людские ресурсы Федерального ведомства по надзору за финансовыми учреждениями Германии, как и французских Комитета по банковской регламентации, Коми­тета по кредитным учреждениям и Банковской комиссии, довольно ограничены, национальные Центральные банки оказывают им все­стороннее содействие. Также при выполнении своих задач они мо­гут пользоваться услугами других лиц и учреждений.

Как правило, денежная эмиссия осуществляется Центральными банками самостоятельно. Однако в мировой практике существует опыт передачи эмиссионных полномочий специально созданным органам — Единым Центральным банкам. С 1 января 2002 г. двена­дцать государств Европейского Союза (Австрия, Бельгия, Греция, Испания, Италия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португа­лия, Финляндия, Франция, ФРГ) отказались от своих националь­ных валют и ввели на своих территориях единую валюту ЕВРО, правом на эмиссию которой обладает Европейский центральный банк. В соответствии со ст. 106 Договора о ЕС Европейский цен­тральный банк обладает исключительным правом санкционировать эмиссию банкнот и монет внутри Сообщества.

Европейский центральный банк еще очень молод, он только приступил к выполнению своих функций, а вот в Африке единые Центральные банки имеют уже многолетний опыт функционирова­ния. Речь идет о Центральных банках зоны франка КФА, в которую входят 14 государств Западной и Центральной Африки, образую­щих два валютных союза, объединяющим центром которых явля­ются Центральные банки регионов. Сегодня на территории зоны франка осуществляют свою деятельность три эмиссионных банка:

— Центральный банк государств Западной Африки, чья юрис­дикция распространяется на государства — члены Западноафрикан­ского валютного союза, в который входят Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал и Того;

— Банк центральноафриканских государств, объединяющий го­сударства — члены Центральноафриканского валютного союза, а именно Камерун, Центральноафриканскую республику, Конго, Габон, Экваториальную Гвинею и Чад;

— Центральный банк Коморских островов.

Каждый из трех Центральных банков обладает правом эмиссии. Так, в рамках зоны франка, начиная с 1945г., существует три ва­люты: франк финансового сотрудничества в Центральной Африке, франк африканского финансового сообщества в Западной Африке и франк Коморских островов. Тем не менее все три валюты имеют единое название — франк КФА (un franc CFA). В государствах зоны франка своих национальных Центральных банков нет, а есть национальные представительства эмиссионных банков

Кроме эмиссии Центральные банки зоны франка осуществляют

Ji

сотрудничество в сфере унификации валютного законодательства в отношении туристской валютной квоты, сроков репатриации и продажи иностранной валюты, невидимых сделок, движения ка­питалов. Также Центральные банки зоны франка объединили свои валютные резервы, которые они вправе размещать в соответствии с договорами о сотрудничестве, заключенными с Францией. Цен­тральные банки проводят единую денежную политику, основной целью которой является обеспечение стабильности франка КФА с сохранением валютных резервов.

Банковский контроль в Западной и Центральной Африке по примеру Франции осуществляют наднациональные банковские ко­миссии, созданные в каждой эмиссионной зоне, обладающие об­ширными полномочиями в сфере регулирования, лицензирования банковской деятельности и контроля за кредитными учреждениями. Кроме того, обладают судебными полномочиями, вправе налагать санкции вплоть до отзыва лицензии или увольнения руководителей. Решения банковских комиссий могут быть обжалованы в Совет ми­нистров Западноафриканского Валютного союза или в Администра­тивный совет Банка центральноафриканских государств.

§ 3. Особенности банковской системы государств — членов ЕС

Валютная интеграция в Европейском союзе берет свои истоки в сентябре 1950 г., когда через полгода после подписания Париж­ского договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) был создан Европейский платежный союз (ЕПС). В исторической ретроспективе ЕПС можно рассматривать как ре­альный первый шаг на пути к ныне действующему Экономическо­му и валютному союзу (ЭВС).

Организационные основы Экономического и валютного союза

Институциональное строительство ЭВС началось с учреждения в январе 1994 г Европейского валютного института (ЕВИ) в соот­ветствии со ст 109f Маастрихтского договора. ЕВИ разместился во Франкфурте-на-Майне (Германия) и ему была предписана роль прообраза Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кроме того, участие в деятельности ЕВИ национальных Центральных банков будущих государств — членов Еврозоны подготавливало их к работе в Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ)

ЕВИ функционировал, как и было предусмотрено приложен­ным к Маастрихтскому договору Протоколом об Уставе Европей­ского валютного института, с января 1994 г. по 30 июня 1998 г. С 1 июля 1998 г ЕВИ трансформировался в Европейский центральный банк (ЕЦБ) и его деятельность на этом фактически закончилась

Согласно ст. 109f Договора 1993 г. о ЕС ЕВИ являлся юридиче­ским лицом. Он управлялся Советом, состоявшим из президента ЕВИ и управляющих национальными центральными банками, один из которых одновременно являлся заместителем президента ЕВИ.

зз-

508 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

Президент ЕВИ назначался с общего согласия руководителей государств — членов ЕС по рекомендации комитета управляющих Центральных банков государств-членов или Совета ЕВИ после консультаций с Европейским парламентом и Советом ЕС. Прези­дент назначался из числа лиц, обладавших общепризнанной репу­тацией и профессиональным опытом в финансовых и банковских делах. В соответствии с Уставом ЕВИ его президентом мог стать только гражданин одного из государств — членов ЕС. Совет ЕВИ также назначал вице-президента ЕВИ, срок полномочий которого, как и президента ЕВИ, составлял 3 года.

Членами ЕВИ являлись Центральные банки государств — чле­нов ЕС. В качестве Центрального банка Люксембурга рассматри­вался Валютный институт Люксембурга. С учреждением ЕВИ ранее созданные Комитет управляющих центробанками и Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) были упразднены. Все ак­тивы и обязательства ЕФВС автоматически перешли к ЕВИ.

Главными задачами ЕВИ согласно ст. 4 Устава были определе­ны следующие: 1) укрепление сотрудничества между национальны­ми центральными банками; 2) укрепление координации валютной политики государств-членов с целью обеспечения стабильности цен; 3) ведение контроля за функционированием Европейской ва­лютной системы (ЕВС); 4) консультирование по вопросам, относя­щимся к компетенции национальных центральных банков и воз­действующим на стабильность финансовых институтов и рынков; 5) принятие на себя задач Европейского валютного фонда сотруд­ничества, который ликвидировался в соответствии с процедурой, изложенной в Уставе ЕВИ; 6) содействие использованию ЭКЮ и надзор за его обращением, в том числе функционированием кли­ринговой системы ЭКЮ.

Кроме того, ЕВИ должен был: а) вести регулярные консульта­ции относительно курса валют и использования средств валютной политики; б) консультироваться с национальными денежно-кредит­ными учреждениями перед принятием решений об общей стратегии валютной политики.

В процессе подготовки третьего этапа развития Экономическо­го и валютного союза ЕВИ осуществил следующие мероприятия: а) разработал инструменты и методы, необходимые для проведения единой валютной политики на третьем этапе; б) способствовал со­гласованию в случае необходимости правил и практических мето­дов сбора, составления и распространения статистических данных в регионах в пределах своей компетенции; в) подготовил правила деятельности национальных центробанков в структуре ЕСЦБ; г) со­действовал эффективному функционированию трансграничных платежей; д) контролировал техническую подготовку выпуска банк­нот ЕВРО.

Нужно отметить, что в общем плане полномочия ЕВИ не носи­ли императивный характер. Согласно ст. 15 Устава заключения и рекомендации ЕВИ не имели обязательной силы. На практике

______ Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 509

ЕВИ мог устанавливать ориентиры, определяющие методы осуще­ствления условий, необходимых для выполнения функций ЕСЦБ на третьем этапе построения ЭВС. Однако даже эти совместно со­гласованные ориентиры не имели обязательной силы.

Собственные средства ЕВИ были образованы из взносов нацио­нальных центральных банков согласно критериям, указанным в ст. 29.1 Устава ЕСЦБ (сумма в 615573495 ЭКЮ). Совет ЕВИ принимал перед началом каждого финансового года ежегодный бюджет. Годовые отчеты об исполнении бюджета утверждались Сек-ветом ЕВИ и затем публиковались в официальном вестнике. Еже­годная отчетность ЕВИ подлежала проверке независимыми аудито­рами, утвержденными Советом ЕВИ. Любые образовавшиеся из­лишки по результатам финансового года ЕВИ частично переводи­лись в общий резервный фонд ЕВИ, а остаток подлежал распределению между национальными Центральными банками. ЕВИ был ликвидирован по учреждении ЕЦБ, т.е. с 1 июля 1998 г. Все его активы и обязательства автоматически перешли к ЕЦБ.

Создавая ЕВИ, Европейский Союз ставил целью создать доста­точно независимый и полноценный орган для решения текущих проблем проведения единой валютной политики. Именно он дол­жен был стать предшественником институтов, появившихся на третьем этапе ЭВС. Представляется, что за период своего функцио­нирования с января 1994 г. по 30 июня 1998 г. ЕВИ успешно спра­вился с поставленными задачами и подготовил необходимые усло­вия для учреждения и функционирования ЕЦБ как центрального ядра ЕСЦБ.

Важные события в жизни Европейского Союза произошли в 1995 г., когда в состав ЕС вошли Австрия, Швеция и Финлян­дия. В мае того же года Комиссия ЕС опубликовала так называе­мую «Зеленую книгу по практическим вопросам введения единой валюты», в которой был достаточно подробно изложен сценарий поэтапного строительства валютного союза. «Зеленая книга» со­держала проект перехода к единой валюте, состоящего из трех фаз. Фаза «А» была ознаменована принятием 2 мая 1998 г. Евро­пейским советом решения о том, какие государства допускаются к переходу на ЕВРО с начала третьей стадии становления ЭВС. В ходе фазы «А» был упразднен ЕВИ, взамен которого были соз­даны ЕСЦБ и ЕЦБ; были приняты конкретные решения в отно­шении денежной и валютной политики, в частности по поводу ва­лютного курса ЕВРО. В «Зеленой книге» предусматривалось, что продолжительность фазы «А» не должна превышать 12 меся­цев — на практике она длилась около 7 месяцев. 1 января 1999 г. начался третий этап валютной интеграции и следующая его фаза. Курсы национальных валют были жестко зафиксированы по отно­шению к ЕВРО, который становился самостоятельной денежной единицей. Фаза «В» заканчивалась 31 декабря 2001 г.,' после нее начиналась фаза «С» — переход на наличные ЕВРО и изъятие из обращения национальных денежных знаков, который должен был

510 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

продолжаться максимум 6 месяцев, но на практике эту фазу уда­лось завершить за 3 месяца.

В конце 1997 г. Совет министров экономики и финансов госу­дарств ЕС (ЭКОФИН) утвердил окончательную дату введения в на­личное обращение банкнот и монет ЕВРО (1 января 2002 г.), а Ев­ропейский совет принял решение о создании нового важного орга­на валютного союза — Совета министров экономики и финансов государств ЭВС, который сейчас часто сокращенно называют Совет ЕВРО - 12.

25 марта 1998 г. Комиссия ЕС представила доклад о результатах соблюдения странами ЕС критериев конвергенции Маастрихтского договора и на его основе рекомендовала к вступлению в валютный союз 11 стран1. По политическим мотивам воздержались от участия в валютном союзе три страны ЕС — Великобритания, Дания и Швеция. Что касается Греции, эта страна не сразу смогла соот­ветствовать критериям конвергенции и присоединилась к ЭВС только через 2 года — в январе 2001 г.

Главным регулятором валютной политики в ЕС с 1 января 1999г. стала Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), центральным ядром которой является Европейский центральный банк (ЕЦБ).

Европейская система центральных банков

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) и Европей­ский центральный банк (ЕЦБ) были учреждены в соответствии со ст. 4а Маастрихтского договора на базе Европейского валютного института; они призваны выполнять возложенные на них задачи и осуществлять свою деятельность в соответствии с положениями Договора и Устава ЕСЦБ и ЕЦБ2.

ЕСЦБ состоит из ЕЦБ и всех 15 Центральных банков госу­дарств-членов. В отличие от ЕЦБ и национальных Центральных банков ЕСЦБ не является юридическим лицом, а представляет со­бой совокупность юридических лиц (Центральных банков), кото­рые объединились на основе общих принципов, целей и задач.

В ст. 105 Договора о ЕС и ст. 2 Устава определяется главная цель ЕСЦБ — поддержание стабильности цен. Кроме того, в соот­ветствии со ст. 3 Протокола № 3 ЕСЦБ выполняет следующие ос­новные задачи:

• разработку и осуществление единой денежно-кредитной и ва­лютной политики ЕС;

• осуществление международных валютообменных операций;

• хранение и управление официальными валютными резервами стран ЭВС;

• содействие нормальному функционированию платежных сис­тем;

1 Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция.

2 Устав является Протоколом № 3 к Маастрихтскому договору.

______ Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 511

• способствование в осуществлении пруденциального надзора над кредитными учреждениями;

• контроль за стабильностьтю финансовой системы ЭВС.

Статья 107 Маастрихтского договора, а также ст. 7 Устава наде­ляет ЕСЦБ большой независимостью при принятии решений и проведения своей политики. При осуществлении своих полномо­чий и обязанностей ЕЦБ и Центральные банки государств-членов не должны запрашивать или выполнять указания институтов ЕС, равно как правительства какого-либо государства-члена или лю^рго другого властного органа. На практике сложилась ситуация, при которой национальные государства больше не имеют реальных ры­чагов воздействия на оперативное управление ЕСЦБ и ЕЦБ в силу их независимого статуса.

Статус ЕЦБ — главного органа ЕСЦБ — был зафиксирован в Маастрихтском договоре. На тот момент считалось неразумным включать изложение правового статуса ЕЦБ в сам текст договора. Поэтому за основу была взята следующая схема: основные аспекты функционирования ЕЦБ, в том числе цели, основы статуса и взаи­модействия с другими институтами ЕС (т.н. «внешние аспекты дея­тельности»), были инкорпорированы в сам текст договора, а положе­ния, касающиеся внутренних аспектов его функционирования (по­рядок деятельности высших управленческих и контрольных органов банка и др.), вынесены в отдельное приложение к договору — Про­токол № 3 «Об Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ». Такая схема позволила зало­жить стабильную основу для функционирования будущей системы.

Деятельностью ЕЦБ руководит Совет управляющих (Governing Council), который состоит из членов Правления (Executive Board, всего 6 человек) и всех управляющих национальными Центральны­ми банками стран Еврозоны (12 человек). Совет управляющих при­нимает наиболее важные решения по всем принципиальным во­просам и является по сути органом стратегического управления ЕЦБ. В отличие от Совета управляющих Правление1 ЕЦБ (Executi­ve board) формируется как наднациональный орган и концентриру­ет свои усилия на повседневном управлении банком и решении ад­министративно-технических задач. В состав Правления входят пре­зидент, вице-президент и еще четыре члена из числа наиболее ав­торитетных финансистов и специалистов банковского дела. Все они назначаются в результате довольно сложной процедуры, предусмат­ривающей, в частности, согласие Европейского Парламента и дру­гих институтов, а также государств-членов.

Срок полномочий членов Правления составляет 8 лет без права продления. В целях обеспечения преемственности и непрерывности функционирования члены Правления первого состава были назна­чены на различные сроки пребывания в должности — от 4 до 8 лет. При принятии решений каждый член Правления из участвующих в заседании имеет право одного голоса. Правление принимает ре-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.