Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники бюджетного права




 

Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств. Бюджетное право является важнейшей частью финансового права и состоит из общей и особенной частей.

Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие самые общие принципы и методы деятельности органов государственного управления и местного самоуправления в бюджетной сфере, а также основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Субъектами бюджетных правоотношений являются: государство, национально-государственные и административно-территориальные образования (РФ и ее субъекты, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах РФ или субъектов РФ в целом); представительные и исполнительные органы государственной и местной власти; организации - получатели бюджетных средств К бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части. Источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты различной юридической силы, которые можно условно разделить на две группы: нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюджетных отношений; финансово-плановые акты, к которым относятся собственно бюджеты, финансовые планы ведомств, сметы учреждений и т.д. Основным источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ. Конституция устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст. 5). В главе 3 Конституции, посвященной федеративному устройству России, определяются предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения.. Предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения Кроме того, в Конституции (ст. 132) закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет [8].

В развитие основных положений в сфере бюджетного права, закрепленных в Конституции РФ, издаются и специальные законодательные акты, составляющие собственно бюджетное законодательство РФ. Бюджетное законодательство включает в себя Бюджетный кодекс РФ и принятые в соответствии с ним: федеральные законы о федеральном бюджете; законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ; нормативные правовые акты муниципальных образований о местных бюджетах; иные федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения; нормы международного права. Бюджетный кодекс РФ Федеральный закон "Бюджетный кодекс РФ" был принят в 1998 году и является важнейшим документом, регулирующим бюджетные правоотношения. В первой части Бюджетного кодекса фиксируются определения базовых понятий бюджетного права, компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений. Компетенция органов власти различных уровней в области бюджетных правоотношений Вторая часть Бюджетного кодекса РФ называется "Бюджетная система РФ" и описывает бюджетное устройство РФ, доходы, расходы, дефицит, профицит бюджетов.

В третьей части Бюджетного кодекса описывается состав участников, процедуры и стадии бюджетного процесса, осуществляемого в РФ. Четвертая часть посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Наконец, пятая часть - заключительные положения. Среди прочих федеральных законов, относящихся к источникам бюджетного права необходимо выделить Федеральный закон "О бюджетной классификации РФ".

Бюджетной классификацией называют группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы РФ. Определение и состав бюджетной классификации описаны в Бюджетном кодексе РФ, в то время как подробное описание каждой из группировок приводится в ФЗ "О бюджетной классификации РФ". Бюджетная классификация включает в себя следующие виды группировок: классификация доходов бюджетов РФ; функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга; классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ; Классификация доходов бюджетов РФ Доходы бюджетов РФ подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Группами бюджетных доходов являются: налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозмездные перечисления; доходы целевых бюджетных фондов; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Каждая из групп включает в себя ряд подгрупп. Например, группа налоговых доходов включает в себя такие подгруппы как: налоги на прибыль; налоги на товары и услуги. лицензионные и регистрационные сборы; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины и сборы. В рамках подгрупп выделяют статьи и подстатьи. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ. Функциональная классификация является группировкой расходов бюджетов всех уровней и отражает направления бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Функциональная классификация расходов включает в себя четыре уровня. Первый уровень - разделы, отражающие направления расходования бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Примеры разделов функциональной классификации расходов: государственное управление и местное самоуправление; судебная власть; национальная оборона; образование и т.д. В пределах разделов выделяют подразделы, конкретизирующие направления расходования бюджетных средств. Например, в рамках раздела "образование" бюджетные средства направляются на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование и т.д., которые являются подразделами раздела "Образование" функциональной классификации расходов.

Третий уровень функциональной классификации расходов составляют целевые статьи, которые отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации. В качестве примеров целевых статей, выделяемых в рамках раздела "образование" функциональной классификации можно назвать "ведомственные расходы на образование", а также расходы на реализацию федеральных целевых программ "Дети России" и "Молодежь России". Наконец, четвертым уровнем функциональной классификации являются виды расходов, которые детализируют направления расходования бюджетных средств в пределах целевых статей.

Так, например, видом расходов в рамках целевой статьи "ведомственные расходы на образование" подраздела "дошкольное образование" раздела "образование" функциональной классификации расходов является финансирование "детских дошкольных учреждений". Экономической классификацией расходов называют группировку расходов бюджетов по их "экономическому содержанию". Это означает, что расходы группируются в зависимости от целей: финансирование текущих расходов; финансирование капитальных расходов; предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения. К текущим расходам относят закупки товаров и оплату услуг; выплату процентов; субсидии, субвенции и текущие трансферты, а также оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды; создание государственных запасов и резервов; приобретение земли и нематериальных активов; капитальные трансферты.

Ведомственная классификация расходов бюджетов отражает распределение средств по главным распорядителям и распорядителям (на местном уровне) средств соответствующих бюджетов. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете. Перечень главных распорядителей бюджетных средств в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ.

Перечень распорядителей средств местных бюджетов утверждается решением представительных органов местного самоуправления. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов - группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов - группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, видов муниципального долга - группировка долговых обязательств Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления[9].

Классификация видов государственных внешних долгов РФ, субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Важную роль в бюджетном процессе играет Налоговый кодекс РФ. Первая часть Налогового кодекса1 была принята в 1998 году после пяти лет согласований.

Основная задача, которую решает этот закон, - кодификация правил, регулирующих взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков. В первом разделе помимо определения основных понятий, установления законодательных основ налоговой системы, описываются виды налогов и сборов, взимаемые на всех уровнях бюджетной системы РФ. Второй раздел, в основном, посвящен правам и обязанностям налогоплательщиков и налоговых агентов.

В третьем разделе описывается система налоговых органов, действующих в РФ, их полномочия и обязанности. Прочие разделы первой части Налогового кодекса (всего их семь) посвящены правилам уплаты налогов и сборов, налоговой отчетности и налоговому контролю, ответственности за совершение налоговых правонарушений и т.д. Вторая часть Налогового кодекса была принята в 2000 г.2 Во второй части подробно описываются виды налогов и порядок их взимания.

Помимо системообразующих нормативных актов, которыми являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон о бюджетной классификации, важными источниками бюджетного права являются собственно законы о бюджете (федеральном, субъектов РФ или муниципальных образований), а также отчеты об исполнении бюджета. Законы о федеральном бюджете рассматриваются Государственной Думой в четырех чтениях.

К настоящему моменту законы о федеральном бюджете имеют устоявшуюся структуру и определенную внутреннюю логику. Как правило, закон о бюджете включает в себя текстовую часть и приложения. Текстовая часть закона в последние годы содержит около 150 статей.

В виде приложений публикуются поступления доходов в федеральный бюджет, распределение расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации, ведомственная классификация расходов федерального бюджета, распределение средств из различных фондов в рамках межбюджетных отношений, перечень федеральных целевых программ и др.

Отчет об исполнении бюджета готовится органами государственной власти, исполняющими бюджет, и рассматривается органами представительной власти. Он может приниматься в форме закона или решения. На федеральном уровне отчет об исполнении бюджета должен передаваться Правительством РФ в Государственную Думу и Счетную палату РФ не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

После написания Счетной палатой РФ заключения на отчет об исполнении бюджета, Государственная Дума в течение 1,5 месяцев должна рассмотреть, принять его в виде закона или отклонить. В реальности сроки принятия отчета об исполнении в значительной степени отклоняются от утвержденных Бюджетным кодексом.

Так отчет об исполнении федерального бюджета на 2001 год был принят лишь в июне 2004 года, а за ряд лет отчеты об исполнении федерального бюджета так и не были приняты вообще, хотя их принятие является необходимым условием завершения бюджетного цикла[10].

 


Заключение

 

Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1. раскрытие общей характеристики;

2. рассмотрение источников бюджетного права;

3. рассмотрение федерального закона о бюджете.

По первому вопросу следует отметить, что понятие «источники права» принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепринятого определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором опре­деляются слова «источник права». В ходе работы проанализировано сложившееся в отечественной и зарубежной научной литературе представление об источнике права - его понятии, сущности, содержании и назначении, можно заявить о том, что источник права, как и само право, непозволительно опреде­лять лишь в одном каком-либо аспекте, однозначно. Источник права как явление и отражающее его понятие следует рассматривать, что традиционно и делается в юридической литера­туре, одновременно с разных позиций. Прежде всего, с этимологической стороны, с точки зрения общепринятого «расхо­жего» представления об источнике - о его понятии и содержании как таковых.

По второму вопросу можно отметить, что источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты различной юридической силы, которые можно условно разделить на две группы: нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюджетных отношений; финансово-плановые акты, к которым относятся собственно бюджеты, финансовые планы ведомств, сметы учреждений и т.д. Основным источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ.

По третьему вопросу был рассмотрен закон о бюджете на 2004 год. В ходе работы было установлено, что федеральный закон о бюджете на текущий год закрепляет нормы установленные в Бюджетном кодексе.

 


Список литературы

 

1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г N 145-ФЗ - справочная система «Гарант»

2. Алексеев С.С. Общая теория права – М.: Логос, 2001.

3. Бюджетное право / Под ред. А.М. Никитина.- М.: Юнита-дана, 2001

4. Бюджетное право / Под ред. В.С Блыкина.- М.: Закон и право, 2000

5. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация - М.:Дело,1999.

6. Нормы права и правоотношения./ Под ред. С.С. Алексеева - М.: Логос, 2000.

7. Основы теории государства и права (под ред. А.С. Пигалкина) - М.:Логос,1999.

8. Суриков В.В. Теория государства и права. - Киев: Закон, 1999

9. Теория государства и права / Под ред. Н.Г. Александрова.- М.: Закон и право, 2001

10. Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2003. - №5

11. Калинин А.Ю. Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права. Известие ВУЗов: Правоведение. 2000. - №6

12. www.minfin.ru

 


[1] Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2003. - №5. – с 21

[2] Алексеев С.С. Общая теория права – М.: Логос, 2001. – с 37.

[3] Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация - М.:Дело,1999. – с 43..

 

[4] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва. «АЗЪ». 1997.

[5] Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2003. - №5 – с 22.

[6] Калинин А.Ю. Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права. Известие ВУЗов: Правоведение. 2000. - №6 – с 7.

[7] Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2003. - №5 – 23.

[8] Бюджетное право / Под ред. В.С Блыкина.- М.: Закон и право, 2000 – с 78.

 

[9] Бюджетное право / Под ред. В.С Блыкина.- М.: Закон и право, 2000 – с 61.

 

[10] Бюджетное право / Под ред. В.С Блыкина.- М.: Закон и право, 2000 – с 89.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.