Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Источники земельного права




 

§ 1, Понятие и классификация источников земельного права

Под термином «источник права» понимают источник права в материальном и формальном смысле. Под источником права в материальном смысле понимаются общественно-экономические условия, которые детерминируют процесс правообразования при помощи и посредством государственной деятельности и которые составляют социальную основу права. Термином «источники права» в формальном, или юридическом, смысле обозначается специфика способов правотворчества, результатом которого являются нормативные правовые акты государства, органов местного самоуправления и их должностных лиц, служащие формой внешнего выражения норм права. Именно об этих источниках права в формальном, или юридическом, смысле идет речь при изучении дисциплины земельного права

Источниками земельного права являются нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения. Такие нормативные правовые акты должны отвечать признакам, объективно присущим источнику права. Во-первых, должны являться носителями государственно-властной силы. Во-вторых, эти акты должны иметь нормативный характер, т.е. быть рассчитаны на многократное применение. В-третьих, эти акты должны быть адресованы неопределенному числу субъектов. И, наконец, должны быть обязательны для исполнения всеми субъектами.

Выделяются следующие виды источников земельного права: Конститу­ция РФ, международные договоры Российской Федерации, законодательные акты, основной целью которых является регулирование земельных отноше­ний; законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природо­пользования и охраны окружающей среды, и иные законодательные акты. К источникам права относятся также указы Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Особое положение в системе источников права занимают судебная практика и договорное право.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют важную функцию, применяя земельное законодательство, обеспечивая защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц на землю. Правоприменительная функция осуществляется судами в процессе рассмотрения споров, которые возбуждаются по искам заинтересованных лиц. В процессе рассмотрения исков вырабатываются общие подходы, принципы, единообразные формы разрешения споров, формируется единая практика деятельности судебных органов.

§ 2. Международные правовые договоры Российской Федерации как источники земельного права

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью национальной правовой системы. Основополагающий принцип соотношения норм российского и международного права закреплен в Конституции РФ как приоритет норм международного права над национальным правом, при этом нормы международного права и международные договоры Российской Федерации признаются составной частью отечественной правовой системы.

Непосредственное действие норм международного договора в российском земельном праве Земельный кодекс РФ (ст. 4) признает при наличии двух условий:

- ратификации международного договора в установленном порядке;

- закрепление иных правил, чем те, которые установлены Кодексом. Международные договоры могут служить основой для установления режима охраны среды обитания объектов животного мира, ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на соответствующих территориях. В качестве примера можно привести Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г.), и Протокол об изменении Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Париж, 3 декабря 1982 г.).

§ 3. Конституция как источник земельного права

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., устанавливает основные положения всей российской правовой системы. Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции имеют непосредственное зна­чение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.

В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства Российской Федерации. Конституция РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В совместном ведении находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности, в том числе на землю; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; земельное законодательство. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Конституция определяет общие принципы для всех остальных отраслей права.

§ 4. Законы Российской Федерации как источники земельного права

Основополагающее место в системе источников земельного права за­нимает такой источник, как федеральные законы. Именно федеральные за­коны призваны урегулировать наиболее обширную сферу использования природных ресурсов и обеспечения охраны земель.

Центральное место среди прочих законов занимает Земельный кодекс РФ, принятый 25 октября 2001 г.

Земельный кодекс закрепил систему правовых норм, регулирующих от­ношения собственности на землю, что особенно важно в условиях рыночных отношений. Кодекс разрешил проблему разграничения публичной собствен­ности на землю, установив критерии и принципы разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. Урегулированы вопросы частной собственности на землю, предусмотрены меры по всестороннему соблюдению и реализации прав част­ных земельных собственников, закреплены их гарантии, механизм правовой защиты. Усилен механизм судебной защиты прав земельных собственников при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. С точки зрения создания привлекательных условий для иностранных инвестиций s России огромное значение имеют нормы, предоставляющие иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без граждан­ства право иметь в собственности земельные участки.

Федеральный закон от 24 июня 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» имеет своей целью установление бла­гоприятных условий для развития сельского хозяйства, целесообразное ис­пользование сельских территорий, создание условий для рыночных институ­циональных преобразований и создание условий для эффективной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного на­значения» направлен на урегулирование полномочий органов государствен­ной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; уста­новление прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков в области обеспечения плодо­родия земель сельскохозяйственного назначения; закрепляет меры государ­ственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и государственной поддержки деятельности в этой области и др.

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» определяет землеустроительные отношения и права и обязанности участников землеустройства, определяет систему правовых норм, регулирующихправовые, хозяйственные, технические мероприятия, направленные на осуществление работ в области рационального и эффективного использования земли, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

В Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре» закрепляется компетенция органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра; определяются состав сведений и документов государственного земельного кадастра и порядок ведения государственного земельного кадастра.

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель» устанавливает правовое регулирование земельных отношений, возникающих по поводу осуществления мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения, на землях, предназначенных для нужд сельского хозяйства, и т.д.

К федеральным законам, регулирующим земельные правоотношения, также относятся Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О пере­воде земель или земельных участков из одной категории в другую", Закон РФ от 11 октября 1991 г. №1738-1 «О плате за землю», Закон РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах» и многие другие.

Особую категорию законодательных актов составляют кодексы — Вод­ный, Лесной, Градостроительный.

§ 5. Указы Президента РФ как источники земельного права

Одним из источников земельного права являются указы Президента Российской Федерации. Эти указы обязательны для исполнения на всей тер­ритории страны. Следует отметить, что особое значение указы Президента РФ имели до принятия Земельного кодекса РФ, когда существовало множество пробелов в земельном законодательстве и стояла необходимость в принятии решений по вопросам использования земель, их охраны, урегулирования отношений собственности по поводу земельных участков. В настоящее время большинство указов Президента РФ в сфере земельных правоотношений признано утратившими силу.

§ 6. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права

Огромный массив земельного законодательства составляют постановления Правительства РФ и иные нормативные акты органов исполнительной власти. Земельный кодекс РФ предоставляет право Правительству РФ принимать в пределах полномочий, определенных Кодексом, федеральными законами, указами Президента РФ, постановления в области земельных правоотношений.

Основная цель постановлений Правительства РФ — конкретизировать положения федеральных законов или указов Президента РФ. Основанием такой конкретизации нередко являются нормы Земельного кодекса РФ, которые предусматривают необходимость принятия соответствующего нор­мативного правового акта Правительства РФ.

§ 7. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ как источники земельного права

Конституция России относит к предмету совместного ведения Россий­ской Федерации и ее субъектов вопрос регулирования земельных отношений и издания нормативных правовых актов в сфере земельного права. Земельный кодекс РФ повторяет данное положение Конституции РФ, указывая, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Россий­ской Федерации и ее субъектов, и фиксирует, что закон является основной, но не единственной формой реализации нормотворческих полномочий зако­нодательных органов субъектов Российской Федерации.

Во многих субъектах Федерации приняты законодательные акты, пред­метом правового регулирования которых является весь комплекс земельных отношений. В одних субъектах Российской Федерации действуют земельные кодексы, в других — законы о земле или законы о регулировании земельных отношений. Учитывая актуальность обеспечения охраны земель, в ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, основной целью которых является решение этой проблемы.

§ 8. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, со­гласно пункту 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ, издаются в качестве источников земельного права на основании и во исполнение «настоящего Кодекса, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".

К компетенции ведения органов местного самоуправления относятся такие вопросы, как планирование застройки территории поселения, террито­риальное зонирование земель поселения, установление правил землеполь­зования и застройки, изъятие земельных участков и др.

§ 9. Судебно-арбитражная практика как источник земельного права Судебная практика занимает особое место в системе источников земельного права. Строго говоря, судебная практика не является источником права. Вместе с тем она играет важную роль в применении земельного законодательства. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют важную функцию, применяя земельное законодательство, обеспечивая защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц на землю. Вырабатываемые общие подходы, принципы, единообразные формы разре­шения споров составляют практику деятельности судебных органов.

§ 10. Роль договоров и обычаев в регулировании земельных отношений

Правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного, считается пра­вовым обычаем.

Обычай был основным источником права на ранних ступенях развития общества. Многие последующие источники права представляли собой систе­матизированные записи наиболее важных и оправдавших себя обычаев.

Примером включенного в земельное право обычая можно считать пра­вило раздела земельного участка между собственниками, расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на последнее, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком — оправдавшему себя обычаю. Нередко сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей включаются в договоры сервитутов, распреде­ление конкретных земельных долей при акционировании крестьянских кол­лективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.