Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные тенденции развития местного самоуправления в современной России




Конституцией Российской Федерации установлено, что единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуп Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы на Основными направлениями развития местного самоуправления являются задачи, которые решают органы местного самоуправления через систему законов и других нормативно-правовых актов. Одной из проблем органов местного самоуправления является ее экономическая и финансовая база. Очень мала доля денежных средств, которая принадлежит местному самоуправлению (примерно 2% от общего объема денежных средств в стране, а остальное принадлежит государству и частникам). Очевидно, при таком соотношении трудно ожидать эффективного результата работы от местного самоуправления Органы государственной власти должны не только создавать правовую и экономическую основу деятельности муниципальной власти, но и разъяснять населению государственную политику в области развития местного самоуправления, способствовать тому, чтобы граждане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения Принятие государственных нормативов и стандартов в области медицины, образования, коммунального обслуживания, безопасности, а также применение этих нормативов в муниципальных образованиях должны быть нацелены на решение задач развития человеческого потенциала территории и местного сообщества. Местное самоуправление позволяет оптимизировать использование общенациональных ресурсов. Местные сообщества способны решать свои проблемы в наиболее эффективных формах, с учетом конкретных условий каждой отдельной территории. Поэтому реально действующее местное самоуправление позволяет государственной власти сконцентрироваться на

решении проблем федерального и регионального уровня, способствует повышению эффективности государственного управления

 

. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права России определяется тем, что муниципальное право — это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в общей системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении. Как уже отмечалось, муниципальное право — это комплексная отрасль права. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права, а во-вторых, будучи нормами основных отраслей права и оставаясь таковыми, вместе с тем входят во вторичную правовую структуру — комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом связано и взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности. Муниципальное право тесно взаимосвязано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Тем самым нормы конституционного (государственного) права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Взаимосвязь муниципального права с административным правом обусловлена тем, что органы местного самоуправления обладают в соответствии с законом административной право-субъектностью. Так, местная администрация, административная комиссия при местной администрации вправе налагать в пределах своей компетенции, согласно Кодексу РСФСР об административных правонарушениях, административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения, а также осуществлять другие полномочия административно-правового характера. Следует также учитывать, что время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе, правовое регулирование которой осуществляет административное право. Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Муниципальное право как комплексная отрасль российского права, его предмет и особенности Местное самоуправление как форма выражения власти народа является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, поэтому в сферу муниципального правового регулирования включены общественные отношения, возникающие в процессе их практической повседневной реализации на уровне муниципального образования. Следует хорошо усвоить основное понятие муниципального права - понятие муниципального образования и его четыре обязательных элемента (отсутствие хотя бы одного из них дает основание не относить территориальное образование к категории муниципальных образований). Итак, муниципальное образование – это городское поселение, сельское, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.Муниципальное право в правовой системе российского права является комплексной отраслью права, регламентирующей управленческие отношения по предметам ведения и в объеме полномочий органов местного самоуправления, и как комплексная отрасль права тесно взаимосвязано с другими отраслями права. Общественные отношения, регулируемые муниципальными нормами, возникают при осуществлении вопросов местного значения в поселениях (городских и сельских), муниципальных района, городских округах и внутригородских муниципальных образованиях городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Традиционно все правовые отраслевые науки кроме своего предмета, объекта и метода (методов) имеют свою совокупность правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений (например, конституционное, административное, гражданское, уголовное право и др.). Муниципальное право как и другие комплексные отрасли права используют нормы права отраслевых наук. Следует уяснить разницу между кругом отношений, регулируемых отраслью «муниципальное право», который значительно шире понятия «право муниципального управления», отражающее содержание регулирования управленческих решений, реализуемых органами местного самоуправления только в отношении субъектов права, не входящих в систему местного самоуправления, расположенных на территории муниципального образования (например, общественные объединения, коммерческие и некоммерческие организации и др.). Обратим внимание на понятие «предмет отрасли» муниципального права (в сравнении с понятием «предмет науки» муниципального права, рассматриваемом во второй теме). Предмет отрасли – это управленческие отношения, регулируемые в основном нормами муниципального права, возникающими между публично-властными органами местного самоуправления и физическими, либо юридическими лицами по вопросам местного значения в объеме компетенции органов местного самоуправления

Муниципальноеправо как наука и как учебная дисциплина. Наука муниципального права как одна из научных отраслей права исследует, вырабатывает и систематизирует знания, идеи, научные подходы, понятия и положения об отрасли муниципального права, предмете и методах регулирования, а также о правотворческой и правоприменительной практике.
Обратите внимание, что «предмет науки» муниципального права – это исследование законов, закономерностей и особенностей в сфере управленческой деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, складывающихся при этом отношений, анализ их в процессе правоприменительной практики, выявление свойств и особенностей, характерных для муниципально-правового регулирования этих отношений, с целью использования выводов, рекомендаций и предложений для повышения эффективности деятельности в сфере местного самоуправления.
Следует учесть так же, что наука муниципального права разрабатывает научные понятия и категории, которыми она пользуется для исследования муниципально-правовых отношений, реализуемых в пределах местного самоуправления.Важное значение для научных исследований проблем муниципального права имеет законодательство Российской Федерации, содержащее правовые нормы и решения, регламентирующие различные вопросы функционирования деятельности органов местного самоуправления.
Следует обратить внимание на взаимосвязь науки муниципального права с другими отраслями права: с конституционным, административным,

гражданским правом и др. При изучении системы учебной дисциплины муниципального необходимо хорошо усвоить, что общая часть курса охватывает важнейшие направления деятельности российского государства по установлению принципов и организационно-правовых основ деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления, определению их компетенции, разграничению полномочий, осуществлению общегосударственной, политической, экономической, финансовой, кадровой политики на местах и др. Особенная часть курса предусматривает изучение деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий в основных сферах жизнедеятельности муниципальных образований.

 

Историко-теоретические основы и зарубежный опыт местного самоуправления Развитие муниципального права, его институтов неразрывно связано с возникновением и эволюцией местного самоуправления как децентрализованной формы управления, разработкой теоретических концепций местного самоуправления, формированием законодательства, регулирующего муниципальную деятельность. При изучении историческийх аспектов местного самоуправления следует уделить внимание причинам зарождения основ общественного самоуправления, изучить сновы правовых муниципальных систем европейских стран, а также США, Японии и ряда других государств в ходе реализации муниципальных реформ XIX века. Следует учесть, что традиции общинного, городского самоуправления уходят своими корнями в глубину веков, к полисной демократии античного мира, городским и сельским общинам средневекового сословного государства. Важно понять значение Великой французской революции в развитии конституционного движения в европейских странах, правовых реформ XIX века, появлении новых форм организации власти в сфере государственного управления, формировании местного управления свободного от бюрократической опеки центральной власти, предполагающего определенную автономию, обособленность в системе государственной власти. Следует изучить опыт зарубежных стран по вопросам создания и функционирования разнообразных моделей местного самоуправления, принципам формирования органов местного самоуправления, компетенции местного самоуправления, сочетанию форм непосредственной и представительной демократии, а также представительных и исполнительно-распорядительных органов в системе местного самоуправления, особенности развития муниципального прав в различных странах мира. В учебном курсе муниципального права в качестве исторических основ российского местного самоуправления важно изучить опыт местного управления и самоуправление в России первой половины XIX века, а также реформы системы местного самоуправления второй половины XIX века, их цель и значение; исторический опыт организации местной власти в советский период. Следует определить значение Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» 1990г. и Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении» 1991г., какую роль они сыграли в становлении и развитии начал местного самоуправления в России.

 

Понятие и формы местного (муниципального) самоуправления Местное самоуправление является объективной основой формирования муниципального права. Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и в других муниципальных образованиях, создаваемых в порядке, установленном законодательством. Каждое муниципальное образование имеет необходимые для решения вопросов местного значения муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы самоуправления Деятельность населения муниципальных образований, формируемых им органов местного самоуправления, по самостоятельному решению вопросов местного значения носит публично-властный характер, ибо местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти. Перечень полномочий местного самоуправления позволяет выделить следующие его основные функции:1.Обеспечение участия населения в решении местных дел. Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления. Важное значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления. 2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления. 3. Обеспечение развития соответствующей территории. Органы местного самоуправления принимают программы развития соответствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление. 4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах. Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами. 5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществлении этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов. 6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами. Органам государственной власти РФ и ее субъектов запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы. Все вышеуказанные функции местного самоуправления между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.