Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура судоходных компаний, менеджмент судов




Порядок регистрации судов в Российской Федерации

 

Согласно Статьи 15 КТМ РФ:

Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:

- граждан Российской Федерации;

- юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-субъектов Российской Федерации;

- муниципальных образований.

2. На основании решения одного из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 3 настоящей статьи, право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут - чартеру) в случае, если:

-фрахтователь судна по бербоут - чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

-собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации; залогодержатель ипотеки судна или обременения судна того же характера, установленных и зарегистрированных в соответствии с законодательством государства собственника судна, дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;

-законодательство государства собственника судна не запрещает предоставление судну права плавания под флагом иностранного государства;

-право плавания под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено в момент предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

 

Согласно Статьи 20. КТМ РФ «Название судна»

1. Судно, подлежащее регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге, должно иметь свое название. Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

2. Название судна может быть изменено при переходе права собственности на судно или при наличии других достаточных на то оснований. Об изменении названия судна немедленно уведомляются залогодержатели зарегистрированных ипотек судна.

Статья 21. Позывной сигнал

1. Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

2. Порядок присвоения судну позывного сигнала устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи, порядок присвоения идентификационного номера судовой станции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой станции уполномоченной организацией в области электрорадионавигации и спутниковой связи.

Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены Приказом Минтранса Российской Федерации от 21 июля 2006 года №87 (далее - Правила №87).

Датой регистрации судов является день внесения соответствующих записей в Государственный судовой реестр, Российский международный реестр судов, бербоут-чартерный реестр либо реестр строящихся судов (пункт 4 Правил №87). Ипотека судна (строящегося судна) регистрируется на день получения заявления о регистрации.

В Государственном судовом реестре подлежат регистрации пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, другие несамоходные суда с главными двигателями мощностью не более 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, исключение составляют спортивные и прогулочные суда, используемые в некоммерческих целях (пункт 14 Правил №87).

Военные корабли, военно-вспомогательные суда и пограничные корабли могут быть зарегистрированы в Государственном судовом реестре только в том случае, если они используются в коммерческих целях, в противном случае эти суда регистрации не подлежат.

Не подлежат регистрации в Государственном судовом реестре шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна.

Регистрирующий орган проводит регистрацию судов в следующем порядке (пункт 26 Правил №87):

· принимает необходимые для регистрации документы. При получении документов вносится запись в книгу учета входящих документов. Если представляемые документы не соответствуют установленным требованиям, заявителю отказывается в приеме документов и по его требованию ему выдается письменный мотивированный отказ в приеме документов. Если документы регистрирующим органом принимаются, заявителю выдается расписка в получении документов с их перечнем и указанием даты представления документов.

· проводит правовую экспертизу документов.

· устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на судно, а также основания для отказа или приостановления регистрации (случаи, когда в регистрации может быть отказано, перечислены в пункте 48 Правил №87).

· вносит записи в Государственный судовой реестр (при отсутствии противоречий и оснований для отказа или приостановления регистрации).

· выдает документы, подтверждающие регистрацию.

Регистрации судна должна быть произведена в срок не свыше одного месяца со дня подачи заявления о регистрации судна. Регистрационные действия начинаются с момента приема документов на регистрацию.

В бербоут-чартерном реестре судов подлежат регистрации суда, зарегистрированные в реестре судов иностранного государства, предоставленные в пользование и во владение российским фрахтователям по бербоут-чартеру, при выполнении следующих условий (пункт 50 Правил №87):

· фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Кодекса торгового мореплавания;

· Федеральная служба по надзору в сфере транспорта приняла решение о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

В Российском международном реестре судов подлежат регистрации суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг (буксировки, ледокольной проводки, спасательных операций и иных услуг) (пункт 59 Правил №87). По заявлению собственника судна или российского фрахтователя в Российском международном реестре судов может быть зарегистрировано судно, зарегистрированное в Государственном судовом реестре или бербоут-чартерном реестре.

В реестре строящихся судов регистрируются права на строящиеся суда, которые после постройки считаются морскими судами (пункт 71 Правил №87).

Правила регистрации судов рыбопромыслового флота утверждены Приказом Госкомрыбоводства Российской Федерации от 31 января 2001 года №30 «Об утверждении правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах».

Документы, которые необходимо представить для регистрации судна в Государственном судовом реестре, перечислены в пункте 32 Правил №87. Такими документами являются:

· оформленная анкета судового реестра, в которой содержатся полные данные о судне и его владельце;

· правоустанавливающие документы (договор купли-продажи или договор на постройку судна, акт приемки судна от судостроительной организации либо продавца, другие документы);

· мерительное свидетельство;

· пассажирское свидетельство (для пассажирского судна).

Перечисленные документы представляются и для регистрации судна в Российском международном реестре судов (за исключением судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства, предоставленного российскому фрахтователю по бербоут-чартерному договору).

Вместе с заявлением о регистрации и всеми необходимыми документами в обязательном порядке предъявляется документ об оплате государственной пошлины.

Все документы должны быть представлены в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. После регистрации подлинники документов возвращаются правообладателю (пункт 41 Правил №87).

Статья 39 КТМ РФ. Сведения, подлежащие внесению в Государственный судовой реестр или судовую книгу

1. Регистрация судов осуществляется в Государственном судовом реестре или судовой книге на имя собственника (собственников).

2. В Государственный судовой реестр или судовую книгу вносятся следующие основные сведения:

порядковый регистрационный номер судна и дата его регистрации; название судна (настоящее и прежнее), порт (место) предыдущей регистрации судна и дата аннулирования ее (если таковые имеются); наименование порта (места) регистрации судна и присвоенный Международной морской организацией идентификационный номер судна; позывной сигнал судна;

наименование судостроительной верфи, место и год постройки судна;

тип и назначение судна, район его плавания; основные технические характеристики судна, в том числе вместимость (валовая и чистая), полная грузоподъемность и главные размерения судна;

имя, гражданство и адрес собственника (собственников); доля каждого из сособственников в общей долевой собственности, если имеется несколько собственников;

основания возникновения права собственности на судно или часть судна (договор купли - продажи, договор на постройку судна и другие);

имя и адрес судовладельца, если он не является собственником судна;

имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна в управление ему;

данные о зарегистрированной ипотеке судна, если она установлена в соответствии со статьями 376 и 377 настоящего Кодекса;

основание и дата исключения судна из Государственного реестра судов или судовой книги.

Если судно приобретено за границей, Временное свидетельство о праве плавания под флагом РФ выдает консул РФ в стране приобретения. Суда, валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн и/или мощностью главных двигателей менее 55 кВт регистрируются Государственной инспекцией маломерных судов в Судовой книге РФ в упрощенном порядке.

 

Регистрация судов осуществляется капитаном морского торгового порта, за исключением судов рыбопромыслового флота, регистрация которых осуществляется капитаном морского рыбного порта. Кроме «Свидетельства на право плавания под флагом» (Судовой патент- Ship’s Patent), капитан соответствующего порта РФ также выдает бессрочно «Свидетельство на право собственности» и «Свидетельство о безопасно минимальном составе экипажа» (Safe Manning List Certificate).

В ряде стран, вместо упомянутых «Судового патента» и «Свидетельства на право собственности», выдается единое свидетельство о регистрации.

Номер ИМО, который независимо от перемены названия судна, его собственника, его флага, остается неизменным, судно получает при постройке в РФ через национальную Морскую администрацию, однако судовладелец имеет право и самостоятельно обратиться в ИМО по поводу присвоения номера.

 

Следует различать два имущественно-правовых понятия:

Судовладелец – юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли он его собственником или использует на других законных основаниях.

Владелец (собственник) судна – субъект права собственности (т.е. собственник), который может судном распоряжаться – эксплуатировать самостоятельно, сдавать во фрахт, в управление и т.п..

Согласно Статьи 12 КТМ РФ. Субъекты права собственности на судно

1. Суда могут находиться в собственности: граждан и юридических лиц;

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; муниципальных образований.

2. Суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации.

Статья 13. Права собственника судна

Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статья 14. Передача судна в доверительное управление

1. Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника.

Судно, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Передача судна в доверительное управление не влечет за собой переход права собственности на него к доверительному управляющему. 2. Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.

3. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

4. В договоре доверительного управления судном должны быть указаны стороны такого договора, права и обязанности доверительного управляющего, размер и форма его вознаграждения.

Выбор схемы управления судами (т.е.типа судоходной компании) зависит, в основном, от количества судов и финансовых возможностей их владельца.

В основном можно выделить пять типов судоходных компаний:

1) Традиционный: компания владеет многими судами, самостоятельно осуществляет управление безопасностью мореплавания, фрахт, технический менеджмент судов, снабжение их ЗИПом, материалами, судовым имуществом, все виды бухгалтерского учета, сама комплектует экипажи через свои отделы кадров. В настоящее время в Российской Федерации это такие компании, как Дальневосточное морское пароходство (Владивосток), Приморское морское пароходство () и др.

2) С упрощенной системой менеджмента: компания владеет несколькими судами, ряд управленческих функций выполняется приглашаемыми специалистами (например, управление безопасностью мореплавания, бухучет, технический менеджмент), комплектование экипажей идет через крюинговые агентства. Фрахт и оперирование судов осуществляется самостоятельно.

3) Одна компания владеет одним судном: как правило, это суда зарегистрированные под «удобным флагом», компании учреждаются и регистрируются в сжатые сроки через морские адвокатские конторы в этих странах, причем в качестве формальных директоров могут фигурировать сами адвокаты. Подлинный владелец не выплачивает никаких налогов с доходов судна, а платит фиксированную сумму за регистрационные документы, которые обновляются один раз в 3-5 лет. Управление фрахтом, оперативное управление и техническое обслуживание судна выполняют по договорам операторские и менеджерские компании. Морские администрации стран «удобного флага» контролируют такие компании (соответственно, и суда) через то Классификационное общество, под надзором которого состоит судно. Одним из преимуществ такой формы владения судном является тот факт, что за претензии, предъявляемые к судну судовладельца, не может быть задержано или арестовано другое его судно, т.к. последнего просто не существует.

4) Операторская компания: компания работает, распоряжаясь судами, которые принадлежат другим судовладельцам по варианту 2 или 3 (часто это только формально, настоящими судовладельцами могут быть и сами операторы), суда которых зарегистрированы в любой стране мира и под любым флагом. В этом случае компания-оператор подписывает с оригинальным судовладельцем договор на доверительное управление (проформа SHIPMAN), в котором перечислены все функции, которыми занимается управляющая компания. После 01.07.2004 г., когда вошел в силу Кодекс охраны судов и портовых сооружений, все сведения о собственниках судна, его операторах, фрахтователях и менеджерах заносятся в Журнал непрерывной истории судна.

5) Комбинированный: В качестве примера можно рассмотреть российскую компанию Novoship Group (см. Рисунок 9.1).

Примечание: в 2007г. компания «Novoship Group» слита с государственной компанией «Совкомфлот» в объединенную компанию «Совкомшип» и ее структурная схема изменилась.

 

 

Рисунок 9.1 - Структура танкерной компании Novoship Group (Россия).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое регистрационные документы судна?

2.Что такое «удобный» флаг?

3.Порядок регистрации судов в Российской Федерации.

4.Структура и типы судоходных компаний.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.