Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В социальном партнерстве 2 страница




- установление порядка определения особенностей работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских, фармацевтических, работников культуры (ст. 282 ТК)).

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

Так, в настоящее время действует Закон города Москвы от 11.11.2009 N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве", в соответствии со ст. 10 которого создана Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Она ведет коллективные переговоры, подготавливает проект, обсуждает и заключает Московское трехстороннее соглашение; оказывает практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (окружных и районных) соглашений.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых организуется в соответствии с региональными соглашениями о социальном партнерстве, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. Они, как правило, являются постоянно действующими.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Такие комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства, как на двух-, так и на трехсторонней основе.

Их задача - проведение коллективных переговоров, подготовка проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключение. Их деятельность строится на принципах, общих для комиссий всех уровней.

ТК предусматривает также создание комиссии на локальном уровне для ведения переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Поскольку лицам, участвующим в коллективных переговорах, в соответствии со ст. 39 ТК предоставляются гарантии и компенсации, важно своевременно оформить создание комиссии совместным решением сторон, обеспечивающим возможность и своевременность предоставления установленных для них льгот.

Финансово-экономический кризис, наступивший в нашей стране осенью 2008 г., вызвал весьма негативные последствия в сфере социально-трудовых отношений: это сложности в обеспечении занятости и трудоустройства граждан; увеличение числа безработных в связи с сокращением рабочих мест; банкротство и ликвидация предприятий; многочисленные факты длительной задержки заработной платы; снижение номинального размера заработной платы; незаконная практика введения в организациях неполной рабочей недели (двух- и трехдневной) с неоплачиваемыми дополнительными выходными днями.

Широко распространены такие факты, как, например, запрещение работодателями создавать работникам по своей инициативе в трудовых коллективах первичные профсоюзные организации, вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры.

Оценивая указанные факты, нельзя не учитывать, что они являются грубыми нарушениями конституционных прав граждан в сфере труда, основу которых составляют международно-правовые нормы МОТ.

Поэтому значительное усиление требований к работодателям о строжайшем соблюдении норм трудового законодательства в условиях экономического кризиса поднято на уровень общегосударственной политики по защите трудовых прав и интересов работников.

С учетом основных направлений, сформулированных в Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, члены Российской трехсторонней комиссии 29.04.2009 подписали Рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса <1>, в которых подчеркивается, что в период экономического кризиса существенно возрастает роль социального диалога между работодателями и представляющими интересы работников профсоюзами.

--------------------------------

<1> Письмо Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 05.05.2009 N П27-14932-РТК "О направлении Рекомендаций по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса" // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2009. N 5.

 

Цель взаимодействия социальных партнеров - согласование комплекса антикризисных мер, способствующих сохранению эффективных рабочих мест, снижению социальной напряженности в коллективах, обеспечению содействия занятости и сдерживанию массового высвобождения работников, защите их трудовых прав.

В Рекомендациях выделены четыре раздела: I. Общие положения; II. Основные механизмы сотрудничества социальных партнеров в период экономического кризиса; III. Разработка и реализация антикризисных мер; IV. Заключительные положения.

В этом важном документе подчеркивается, что Рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса предназначены для использования сторонами социального партнерства на уровне конкретной организации для разработки антикризисных мер в сфере регулирования социально-трудовых отношений, реализация которых должна осуществляться с участием широкого круга работников и их представителей. При этом особо обращается внимание на то, что в целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников.

Формы антикризисных программ в сфере социально-трудовых отношений могут быть различными в зависимости от особенностей конкретной организации. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с ТК, коллективными договорами и соглашениями.

Органами, обеспечивающими согласование интересов сторон, выступают преимущественно комиссии по заключению и контролю выполнения коллективных договоров. Они разрабатывают и согласовывают комплекс антикризисных мер либо как отдельный документ, либо как часть общей антикризисной программы организации.

В антикризисной программе могут применяться различные меры и способы выхода из кризиса, обусловленные спецификой, условиями деятельности и финансово-экономическим состоянием организации. Использование тех или иных мер должно быть согласовано в ходе соответствующих переговоров социальных партнеров.

Проект комплекса (программы) антикризисных мероприятий целесообразно обсудить на общем собрании (конференции) работников, а также при необходимости с органами местного самоуправления.

В заключительной части комментируемого документа особо обращается внимание на то, что более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений.

Рекомендации рассчитаны прежде всего на социальных партнеров в организации (т.е. на локальном уровне), поскольку у них больше возможностей понять реальное кризисное положение, причины его возникновения и обеспечить непосредственно совместную выработку единых подходов к его преодолению.

Однако в Рекомендациях обращается внимание на то, что более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений: на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Следовательно, сфера применения Рекомендаций шире, чем их наименование.

В соответствии с п. 19 Рекомендаций Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и аналогичные трехсторонние комиссии в субъектах РФ в целях снижения напряженности на рынке труда и предотвращения массового высвобождения работников в регионах также рассматривают вопросы взаимодействия социальных партнеров в условиях экономического кризиса и на этой основе могут вносить в государственные органы исполнительной власти предложения к проектам законодательных и иных нормативных правовых актов.

 

Статья 35.1. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда

 

Комментарий к статье 35.1

 

Органами социального партнерства согласно комментируемой статье выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые образуются по решению сторон, на равноправной основе и осуществляют свою деятельность на всех уровнях, начиная с федерального и завершая локальным уровнем.

Многоуровневая организационно-правовая структура органов социального партнерства обеспечивает единообразие и необходимую субординацию в деятельности всех органов социального партнерства, участвующих в регулировании социально-трудовых отношений.

В комментируемой статье намечены меры по повышению роли федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по обеспечению условий для активного участия комиссий в регулировании социально-трудовых отношений на всех уровнях их деятельности.

Меры, предусмотренные в комментируемой статье, обеспечивают существенное повышение роли указанных компетентных органов в обеспечении согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и тем самым оказывают значительное влияние на формирование и реализацию государственной политики в сфере труда.

 

Глава 6. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

 

Статья 36. Ведение коллективных переговоров

 

Комментарий к статье 36

 

Глава 6 ТК (ст. ст. 36 - 39) включает нормы, содействующие реализации одного из основных прав работников, закрепленных в ст. 21 ТК, - права на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей.

В основе содержания комментируемых статей данной главы лежат нормы МОТ, закрепившие в числе основополагающих принципов и прав в сфере труда свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров, завершающихся заключением коллективного договора. В их числе Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, предусматривающая обязательность их соблюдения всеми государствами - членами МОТ, даже если они не ратифицировали Конвенции, в которых принципы и права получили свое выражение и развитие. Эта обязательность определяется самим фактом членства соответствующих государств в МОТ.

Международно-правовая характеристика права на ведение коллективных переговоров раскрывается в ряде конвенций и рекомендаций: в Конвенции N 98 "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (1949 г.); в Конвенции N 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.) и в Рекомендации N 163 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.).

В ст. 4 Конвенции N 98 обращается внимание на необходимость поощрения развития и использования процедуры ведения переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.

Понятие коллективных переговоров в сфере труда, а также мер и средств, содействующих их организации, раскрыты в Конвенции N 154 и Рекомендации N 163. Под коллективными переговорами понимаются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников - с другой, в целях:

a) определения условий труда и занятости;

b) и (или) регулирования отношений между работодателями и работниками;

c) и (или) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.

Конвенция N 154 имеет широкую сферу действия, ибо она распространяется на все отрасли экономической деятельности. В ней указывается также, что национальным законодательством могут устанавливаться гарантии и особые способы ее применения в отношении вооруженных сил, полиции и государственной службы.

Меры содействия коллективным переговорам определяются соответствующими национальными условиями. В Конвенции N 154 указывается, что эти меры должны быть направлены, в частности, на то, чтобы: а) коллективные переговоры были возможны для всех работодателей и всех категорий работников в отраслях деятельности, указанных в Конвенции; б) чтобы они распространялись на все вопросы, которые составляют цель коллективных переговоров.

Основополагающие положения международных трудовых норм о ведении коллективных переговоров получили достаточно полное отражение в российских законах, регламентирующих вопросы содержания и порядка ведения коллективных переговоров.

Право работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей является одним из основных трудовых прав, закрепленных в ст. 21 ТК. Инициаторами проведения таких переговоров могут быть представители любой стороны. Получив уведомление одной стороны в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, другая сторона обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Неисполнение обязанностей по вступлению в коллективные переговоры влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.28 КоАП).

Чтобы не допускать ослабления позиции заинтересованных организаций работников в процессе ведения коллективных переговоров и заключения соответствующих договоров и соглашений, запрещается их ведение и заключение от имени работников лицами, представляющими работодателя (ч. 3 ст. 36 ТК, ч. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ТК представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения. Сторона, получившая такое предложение, должна отправить ответ инициатору предложения с указанием представителей от своей стороны и их полномочий для участия в работе комиссий по проведению коллективных переговоров.

Очень важным дополнением в ч. 2 ст. 36 ТК является уточнение в ней даты начала коллективных переговоров, которой считается день, следующий за днем получения инициатором переговоров указанного ответа. Это уточнение имеет существенное значение еще и потому, что со дня их начала действуют особые гарантии представителям работников, участвующим в коллективных переговорах (ч. 3 ст. 39 ТК), а также начинает отсчитываться срок, по окончании которого стороны обязаны подписать коллективный договор на согласованных условиях и составить протокол разногласий (ч. 2 ст. 40 ТК).

Принципиально важным для обеспечения реальной защиты интересов работников в процессе ведения коллективных переговоров является закрепленное в ч. 3 комментируемой статьи требование соответствующих международно-правовых норм о недопущении к ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров и соглашений от имени работников лиц, представляющих интересы работодателей, а также организаций или органов, созданных либо финансируемых работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК.

 

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

 

Комментарий к статье 37

 

Порядок ведения коллективных переговоров, установленный в комментируемой статье, содействует реализации основных принципов социального партнерства (ст. 24 ТК), и в первую очередь принципа равноправия сторон.

В ней получила дальнейшее отражение приоритетная и возрастающая роль профсоюзов всех уровней в реализации их права представлять и защищать права и интересы работников на всех уровнях ведения коллективных переговоров.

Срок, место и порядок ведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, выступающими в качестве их участников. Они свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, составляющих предмет их переговоров.

Стороны и участники коллективных переговоров наделены взаимными правами и обязанностями, строгое соблюдение которых обеспечивает успешное их проведение и достижение соответствующих практических результатов (ч. ч. 6, 7 ст. 37 ТК). Так, стороны взаимно обязаны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Порядок ведения коллективных переговоров зависит от ряда взаимосвязанных условий: а) целей и уровня их ведения - для разработки единого проекта коллективного договора, для его заключения на локальном уровне или для переговоров и подписания соглашения на уровнях социального партнерства, указанных в ч. 6 ст. 37 ТК; б) порядок ведения зависит также от наличия и числа первичных профсоюзных организаций, объединяющих работников данного работодателя, числа профсоюзов (объединений профсоюзов) и, соответственно, количества членов профсоюзов, участвующих в переговорах и заключающих коллективные договоры или соглашения. И наконец, он зависит от наличия или отсутствия единого представительного органа, который может создаваться на соответствующем уровне социального партнерства. Все эти обстоятельства в комплексе предопределяют возможность создания единого представительного органа, условия его деятельности, а также права и обязанности указанного органа.

Коллективные переговоры могут быть организованы либо непосредственно между их сторонами, либо при участии единого представительного органа. Возможность непосредственного ведения переговоров предусмотрена в ч. 3 ст. 37, согласно которой первичная организация, объединяющая более 1/2 работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа. Кроме того, коллективные переговоры возможны непосредственно между работодателем и первичной профсоюзной организацией или иным представителем (представительным органом), выступающим от имени всех работников в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 37 ТК, при обязательном соблюдении установленных в ней правил.

Переговоры непосредственно между сторонами могут вестись и тогда, когда ни одна из первичных организаций или все вместе имеющиеся профсоюзные организации, желающие создать единый представительный орган, не объединяют более 1/2 работников данного работодателя. В таких случаях общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную организацию, которой, при согласии ее выборного органа, поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров и вступить в них. По существу, аналогичный порядок ведения коллективных переговоров имеет место и в случаях, когда в установленном порядке не удалось определить такую организацию, а также если работники данного работодателя вообще не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации. В этих случаях общее собрание (конференция) может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями по ведению коллективных переговоров.

В случаях, когда в организации работодателя существуют две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, то нередко возникает необходимость в создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и для его заключения.

В основе формирования единого представительного органа лежит принцип пропорционального его представительства в зависимости от численности представляемых ими членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган, который имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

В целях наиболее широкого охвата членов профсоюза коллективно-договорным регулированием условий труда, повышения их активности в обсуждении и установлении договорных условий труда, а также стимулирования вступления работников в члены профсоюза, в ч. 4 ст. 37 ТК предусмотрен ряд организационно-правовых мер, содействующих их реализации. Этому способствует предусмотренное требование к первичной профсоюзной организации, единому представительному органу либо иному представителю (представительному органу) работников, чтобы они при реализации своего права могли выступить с инициативой проведения коллективных переговоров одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров обязательно извещали об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя.

Кроме того, указанные органы, представляющие интересы работников, в течение последующих пяти рабочих дней обязаны создать с согласия всех первичных организаций, которые были извещены о начале коллективных переговоров, единый представительный орган либо включить их представителей в его состав.

Если в установленный срок названные первичные организации не сообщат о своем решении, в частности начать коллективные переговоры, или откажутся направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.

Право на ведение коллективных переговоров и подписание соглашений от имени работников на предусмотренных в ст. 26 ТК уровнях социального партнерства предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов).

В интересах дальнейшего развития принципов демократического подхода к участию профсоюзов в защите трудовых прав и интересов работников в ч. 5 комментируемой статьи предусмотрено, что при наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, который формируется с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров такое право предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

 

Статья 38. Урегулирование разногласий

 

Комментарий к статье 38

 

В ходе коллективных переговоров, естественно, и нередко возникают разногласия. Поэтому важное практическое значение имеет комментируемая статья, определяющая правовой порядок их урегулирования. Он включает прежде всего обязательность составления протокола разногласий по всем или отдельным вопросам, по которым не принято согласованное решение.

Согласно ч. 2 ст. 40 ТК при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия в соответствии со ст. 40 ТК могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в порядке, установленном ТК, иными федеральными законами (см. коммент. к ст. 40).

 

Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

 

Комментарий к статье 39

 

При применении комментируемой статьи важно учитывать, что лицами, участвующими в коллективных переговорах, являются прежде всего представители сторон социального партнерства, направленные в установленном порядке в соответствующую комиссию по ведению коллективных переговоров, по подготовке проекта коллективного договора, соглашения на любом уровне.

Кроме того, в указанной работе могут участвовать эксперты, специалисты, посредники. Все они имеют право на гарантии и компенсации на условиях, установленных в комментируемой статье.

Для успешного проведения довольно объемной и сложной работы, связанной с коллективными переговорами, предусмотрены следующие гарантии:

а) освобождение от основной работы на время переговоров, но на срок не более трех месяцев;

б) сохранение на соответствующий период заработной платы.

Кроме того, указанным лицам компенсируются все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах. Размеры и источники этих компенсаций определяются законодательством, коллективным договором, соглашением.

Что касается компенсационной оплаты за услуги экспертов, специалистов и посредников, то она производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

В отношении представителей работников в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены также еще дополнительные гарантии в сфере труда. Так, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, например, по сокращению численности или штата работников, без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство. Однако эта гарантия не действует в случаях расторжения трудового договора по инициативе работодателя, если оно производится за совершение представителем работников проступка, за который в соответствии с ТК, иными федеральными законами такое увольнение возможно (например, за прогул, за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения).

См. также п. п. "в", "г" п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2.

 

Глава 7. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

 

Статья 40. Коллективный договор

 

Комментарий к статье 40

 

В комментируемой статье сформулированы правовое понятие, стороны и значение коллективного договора, уточнены стороны, заключающие этот договор.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у отдельного предпринимателя. Его главная цель - на основе взаимного соглашения сбалансировать условия труда и заработной платы, определяющие содержание социально-трудовых отношений коллектива работников соответствующей организации или индивидуального предпринимателя.

Сторонами, заключающими коллективные договоры, выступают работники и работодатели в лице своих представителей.

Расширена сфера заключения коллективных договоров, поскольку в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи они регулируют социально-трудовые отношения не только в организации, но и у индивидуального предпринимателя.

Значение коллективных договоров заключается в том, что они являются правовым актом, содержащим нормы трудового права, которые регулируют трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. Коллективные договоры впервые включены в официальный перечень источников трудового права, предусмотренный ст. 5 ТК.

Определение коллективного договора полностью соответствует определению, данному в Рекомендации МОТ N 91 "О коллективных договорах" (1951 г.), согласно которому под коллективным договором подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся, или при отсутствии таких организаций с представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными, или их представителями.

В них также подчеркивается, что всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен.

Срок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора - три месяца со дня начала переговоров, который исчисляется со дня, следующего за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров согласия по ним.

Если в течение установленного срока не достигнуто согласия сторон по отдельным положениям проекта коллективного договора, стороны не освобождаются от обязанности подписать его на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Тем самым ТК, по существу, обязывает стороны к заключению коллективного договора, а также устанавливает срок и процедуру разрешения возникающих разногласий в период коллективных переговоров по оставшимся спорным вопросам или вынесения их на решение компетентных органов в соответствии с установленным порядком.

Важно учесть, что коллективный договор может заключаться как в организации в целом, так и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Определения филиала и представительства даны в п. п. 1, 2 ст. 55 ГК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.