Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И повышение квалификации работников 1 страница




 

Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров

 

Комментарий к статье 196

 

Рассматриваемый раздел введен в ТК в связи с необходимостью более тщательного регулирования отношений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.

Глава 31 этого раздела содержит общие положения, относящиеся к такому виду отношений, непосредственно связанных с трудовыми. При этом ст. 196 ТК устанавливает права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке работников. Эти обязанности работодателя многогранны и закреплены законом, потому что профессиональная квалификация работников является одним из непременных условий качественной трудовой деятельности. В целом ряде федеральных законов и иных нормативных правовых актов страны предусмотрена обязанность работодателя проводить повышение квалификации работников, что обусловлено необходимостью выполнения работниками определенных видов трудовой деятельности.

В ч. ч. 1 и 2 ст. 196 ТК закреплено право работодателя определять потребность в квалифицированных кадрах. Она устанавливается исходя из необходимости наиболее оптимального функционирования организации (работодателя). Поэтому работодатель самостоятельно определяет ежегодную численность работников, направляемых на обучение, с учетом своих финансовых возможностей и потребностей в специалистах соответствующего профиля и уровня подготовки.

Условия и порядок подготовки и повышения квалификации работников определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работодатель может организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

При организации обучения женщин и несовершеннолетних должны учитываться профессии, виды производств и работ, на которых допускается применение их труда (ст. ст. 253, 265 ТК).

В рассматриваемой статье установлено, что формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Указанные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также перечень необходимых профессий и специальностей, количество требующихся работников по каждой из них и уровень их будущей квалификации определяются, как правило, в коллективных договорах. Правила о необходимости учета мнения представительного органа работников при решении работодателем форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации и перечня необходимых профессий и специальностей применяются там, где коллективный договор не заключается.

Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, поскольку наличие у них соответствующей квалификации требуется для надлежащего выполнения трудовых обязанностей.

Организация профессионального обучения на производстве осуществляется в соответствии с Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-221. Этот нормативный акт может применяться и в настоящее время в соответствии со ст. 423 ТК.

Частью 5 комментируемой статьи закреплены гарантии работникам, проходящим профессиональную подготовку.

Следует иметь в виду, что первоначальное профессиональное обучение лиц, не имеющих профессии, осуществляется как подготовка новых работников на основе ученического договора, заключаемого между работодателем и работником (см. ст. 198 ТК). Эта подготовка может проводиться в форме индивидуального, бригадного и курсового обучения.

Как правило, обучение лиц, принятых работодателем и ранее не имевших профессии, не превышает шести, а в ряде случаев - 12 месяцев.

Работодатели могут направлять работников в образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, для получения высшего и среднего профессионального образования. Предусмотрена также профессиональная переподготовка специалистов по соответствующим дополнительным профессиональным образовательным программам как вид дополнительного профессионального образования.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Такая цель достигается, в частности, и при обучении вторым (смежным) профессиям, когда работник обучается новой профессии с начальным или более высоким уровнем квалификации.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы или с частичным отрывом от работы в соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571 <1>.

--------------------------------

<1> БНА. 2000. N 44.

 

Повышение квалификации работников организуется отдельно для рабочих с целью обновления знаний, повышения уровня экономических знаний, умений, навыков и мастерства по имеющимся профессиям. Повышение квалификации специалистов осуществляется с целью обновления их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с федеральными органами исполнительной власти, организациями, основанными на различных формах собственности, и органами службы занятости. Государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также негосударственные образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, выдают слушателям, прошедшим курс обучения, документы государственного образца (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке и о присвоении квалификации) (см. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (в ред. от 31.03.2003) <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580; 2000. N 12. Ст. 1291; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225; 2003. N 14. Ст. 1276.

 

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям.

Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ утверждены Приказом Минобразования России от 18.06.1997 N 1221 <1>.

--------------------------------

<1> БНА. 1997. N 15.

 

Дополнительные профессиональные образовательные программы для получения дополнительной квалификации могут осваиваться параллельно с освоением основных образовательных программ по направлениям или специальностям высшего или среднего профессионального образования.

Перечень дополнительных профессиональных образовательных программ для получения дополнительных квалификаций формируется Минобрнауки России.

Профессиональная переподготовка специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.

Право реализации дополнительной профессиональной образовательной программы для присвоения дополнительной квалификации возникает у образовательного учреждения после проведения процедуры лицензирования и издания соответствующего приказа Минобрнауки России, если иное не предусмотрено государственным образовательным стандартом высшего или среднего профессионального образования по соответствующему направлению или специальности или государственным образовательным стандартом послевузовского профессионального образования по соответствующей отрасли наук.

Образовательное учреждение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и технологий обучения создает необходимые условия слушателям для освоения образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования.

При освоении дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации может производиться перезачет учебных дисциплин, изученных ранее в ходе освоения основных образовательных программ профессионального образования соответствующего уровня и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ в форме, определяемой образовательным учреждением самостоятельно, с учетом требований профессиональной части образовательного стандарта.

Порядок освоения дополнительных профессиональных образовательных программ параллельно с основными образовательными программами среднего, высшего и послевузовского профессионального образования регулируется соответствующими нормативными документами Минобрнауки России.

Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности или для получения дополнительной квалификации.

Дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки специалистов разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением (подразделением) самостоятельно на основе установленных нормативных документов с учетом потребности заказчика.

В учебных планах профессиональной переподготовки специалистов в качестве одного из разделов может предусматриваться стажировка слушателей.

Стажировка проводится в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, предусматривает изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения новых профессиональных обязанностей.

Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и в органах исполнительной власти.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией.

Для проведения итоговой аттестации создается соответствующая государственная аттестационная комиссия, состав которой утверждается руководителем образовательного учреждения.

Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует ее деятельность, обеспечивает единство требований в оценке знаний слушателей.

Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке, которые удостоверяют право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.

Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам для получения специалистами дополнительной квалификации и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают дипломы о дополнительном (к высшему) образовании или о дополнительном (к среднему профессиональному) образовании, удостоверяющие присвоение дополнительной квалификации.

При освоении дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации параллельно с освоением основной образовательной программы по направлению или специальности высшего или среднего профессионального образования указанные дипломы выдаются после получения диплома о высшем или среднем профессиональном образовании.

 

Статья 197. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации

 

Комментарий к статье 197

 

Норма комментируемой статьи ТК установлена в развитие прав, закрепленных ст. ст. 37 и 43 Конституции РФ, и предусматривает одно из основных трудовых прав работников (ст. 21 ТК).

Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, установленное ст. 197 ТК, реализуется, как правило, путем заключения дополнительного соглашения между работником и работодателем. Это соглашение дополняет трудовой договор с работником и исходит из положений ст. 196 ТК.

В ряде случаев, когда организация направляет специалиста на подготовку по определенной специальности в образовательное учреждение, с ним до начала обучения заключается контракт в соответствии с типовым контрактом. Такой контракт, например, заключается со специалистом, прошедшим подготовку в соответствии с государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 44 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения работой специалистов, подготовленных в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, и Типового контракта со специалистом, подготовленным в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 475.

 

В случае если организация направляет работника на обучение в высшее или среднее профессиональное учебное заведение для овладения необходимой специальностью с учетом профиля деятельности организации в соответствии с Положением о целевой и контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 N 942 <1>, заключается контракт между работодателем и студентом в соответствии с типовым контрактом, форма которого утверждена Постановлением Минтруда России и Госкомвуза России от 27.12.1995 N 73/7 <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 39. Ст. 3777.

<2> БНА. 1996. N 5.

 

Такие контракты могут заключаться организациями различных организационно-правовых форм, основанными на различных формах собственности.

Предметом этого контракта являются двусторонние обязательства осуществить целевую контрактную подготовку специалиста для удовлетворения потребности работодателя в кадрах соответствующей квалификации с соблюдением интересов обучающихся. Это означает обязанность работодателя создавать работникам, проходящим профессиональную подготовку, необходимые условия для совмещения работы с обучением и предоставлять гарантии, установленные ТК, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, специальными соглашениями и трудовым договором (см. коммент. к ст. 196).

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, установлены ст. ст. 173, 174 ТК. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

Следует иметь в виду, что до выхода на работу студент, как сторона контракта с работодателем, может по его просьбе быть освобожден от исполнения обязанности проработать на предприятии (в организации) обусловленный срок при наличии ряда уважительных причин, возникших после заключения контракта. Это допускается, например, в следующих случаях:

- при наличии медицинских противопоказаний к работе в конкретных организациях (должностях) или территориях;

- при наличии одного из родителей или супруга (супруги) инвалида I или II группы, если работа находится не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);

- если работа предоставляется не по месту службы мужа (жены) - военнослужащего офицерского или начальствующего состава, прапорщика, мичмана и других военнослужащих, работающих по контракту в Вооруженных Силах РФ, органах МВД России и других федеральных служб;

- если работа предоставляется вне места постоянного жительства семьи мужа (жены) или родителей, беременной женщины или лиц, имеющих ребенка в возрасте до полутора лет на момент окончания учебного заведения;

- если предлагаемая работа (должность) не соответствует уровню и профилю профессионального образования или нарушены условия жилищного либо материального обеспечения, предусмотренные контрактом;

- если место расположения организации, с которой заключен контракт, не совпадает с местонахождением организации, в которой работает супруг, ранее окончивший обучение.

 

Глава 32. УЧЕНИЧЕСКИЙ ДОГОВОР

 

Статья 198. Ученический договор

 

Комментарий к статье 198

 

Субъектами ученического договора являются работодатель и работники данной организации, а также работодатель и лица, ищущие работу и желающие трудиться в данной организации. В ст. 198 ТК уточняется, что работодатель имеет право заключать с работником данной организации ученический договор не только на переобучение, но и на профессиональное обучение. Во-первых, с лицом, ищущим работу и желающим трудиться в данной организации, - на профессиональное обучение, и, во-вторых, с работником данной организации - на переобучение и профессиональное обучение. В обоих случаях обучение работника может проводиться как без отрыва, так и с отрывом от работы.

Принципиально важным является то, что из ст. 198 исключены положения о том, что ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права. Это последовательное закрепление принципа действия трудового законодательства на отношения, регулируемые ученическим договором, независимо от субъектов этих отношений.

С работниками же, состоящими в трудовых отношениях с работодателем (организацией), заключается дополнительный к трудовому договору ученический договор о переобучении с целью получения новой профессии или специальности, необходимость в которой обусловлена желанием смены профессии (специальности) либо повышения профессиональной квалификации с учетом потребностей производства или личных мотивов работника.

После принятия комментируемой статьи в новой редакции такой же ученический договор на обучение определенной профессии заключается с лицом, желающим трудиться в данной организации, и является дополнительным к трудовому договору.

Ученический договор по своей природе относится к соглашениям, регулируемым нормами трудового права, поскольку отношения по профессиональному обучению работников непосредственно связаны с трудовыми отношениями и указаны как самостоятельные отношения в ст. 1 ТК (см. коммент. к ней). На всем протяжении действия ученического договора на учеников распространяются нормы трудового законодательства (см. коммент. к ст. ст. 203 - 205).

Следовательно, все регулирование осуществляется по нормам трудового законодательства вплоть до прекращения ученического договора по основаниям, предусмотренным для трудового договора, что не позволяет отнести ученический договор на профессиональное обучение к гражданско-правовым договорам. Нужно исходить из того, что в этом случае заключается ученический договор, регулируемый трудовым правом, и возникает правоотношение, предшествующее трудовым правоотношениям.

Субъектами правоотношения по ученичеству являются работодатель и физическое лицо, обучающееся определенной специальности (ученик). Основанием возникновения данного правоотношения служит ученический договор, но у работника он является дополнительным к трудовому договору. Содержание правоотношения составляют обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения по подготавливаемой специальности, квалификации и обязанности работника пройти обучение и проработать в течение срока, установленного в ученическом договоре. Время ученичества, его оплата и другие вопросы определяются при заключении ученического договора согласно ст. ст. 203 - 208 ТК. После заключения ученического договора издается приказ (распоряжение) работодателя.

 

Статья 199. Содержание ученического договора

 

Комментарий к статье 199

 

Содержание правоотношения, возникшего на основании ученического договора, составляют права и обязанности его сторон, в том числе обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения по получаемой специальности, квалификации и право работника их приобрести или обязанности работника пройти обучение и проработать в течение срока, установленного в ученическом договоре, и, соответственно, право работодателя требовать исполнения этой обязанности.

Именно обязанность работодателя обеспечить возможность получения работником определенной специальности, квалификации и обязанность работника пройти соответствующее обучение с целью их обретения в качестве оговоренных сторонами ученического договора условий составляют основную часть содержания данного договора.

Следует отметить, что в ученическом договоре могут предусматриваться иные условия по соглашению сторон, но они не могут противоречить трудовому законодательству или снижать уровень установленных гарантий.

 

Статья 200. Срок и форма ученического договора

 

Комментарий к статье 200

 

Из ч. 1 комментируемой статьи прежде всего усматривается, что ученический договор является срочным, хотя никаких определенных сроков, ограничивающих действие этого договора, в приведенной норме не установлено. Очевидно, имеется в виду свобода сторон в определении срока ученического договора в зависимости от сложности поручаемых видов работ, объема теоретических знаний и практических навыков, необходимых для овладения соответствующей профессией, специальностью, квалификацией. Следует иметь в виду, что продолжительность срока обучения в соответствии с ученическим договором может корректироваться и в связи с возрастом или образовательной подготовкой лица, поступающего на обучение.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает обязательную письменную форму ученического договора. Это должен быть единый двусторонний документ, подписанный каждой из сторон (учеником и работодателем) в двух экземплярах (по одному экземпляру для каждой из них).

 

Статья 201. Действие ученического договора

 

Комментарий к статье 201

 

Действие ученического договора начинается с даты, указанной в самом договоре, и продолжается в течение срока обучения. Прекращением данного договора является следующий день после календарной даты, которой определено окончание данного договора (см. коммент. к ст. 14).

Часть 2 комментируемой статьи указывает уважительные причины, при наличии которых действие ученического договора продлевается. Так, в частности, в ней говорится о том, что действие договора продлевается в случаях болезни ученика, прохождения военных сборов, но это не закрытый перечень и могут иметь место и другие случаи, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В процессе действия ученического договора условия договора, определяющие его содержание, могут быть пересмотрены только по соглашению сторон. В этом случае должно быть оформлено письменное дополнение к договору в двух экземплярах (по одному для работодателя и ученика), так же как и при заключении самого ученического договора.

 

Статья 202. Организационные формы ученичества

 

Комментарий к статье 202

 

Комментируемая статья в основном совпадает со ст. 184 КЗоТ, которая также устанавливала индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве.

При индивидуальном обучении ученик изучает самостоятельно курс теоретических знаний, пользуясь при этом консультациями специалистов, и прикрепляется к квалифицированному работнику для овладения практическими навыками либо включается для этой цели в бригаду, где получает соответствующую профессиональную подготовку под руководством бригадира или одного из членов бригады с достаточным опытом работы и высокой квалификацией.

При бригадной форме обучения ученики объединяются в специальные группы, которые включаются в состав бригады для овладения профессиональными навыками под руководством высококвалифицированного рабочего - инструктора производственного обучения.

При курсовой форме обучения, учитывая, что такая форма применяется при обучении сложным профессиям, оно организуется в два этапа. Вначале ученики проходят теоретическое обучение в учебных группах численностью до 30 человек в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах, непосредственно на предприятиях либо на постоянно действующих курсах, организуемых министерствами и ведомствами.

По усмотрению работодателя для получения теоретических знаний ученики могут направляться в учреждения начального профессионального образования по договору, заключаемому работодателем (организацией) с соответствующим профессионально-техническим или иным училищем, с оплатой за счет средств работодателя. Затем обучение продолжается непосредственно на рабочих местах в организации под руководством квалифицированных инструкторов.

По окончании обучения проводятся квалификационные экзамены, и успешно сдавшим их выдается свидетельство о присвоении разряда, класса, категории по соответствующей профессии.

 

Статья 203. Время ученичества

 

Комментарий к статье 203

 

Следует отметить, что эта норма, закрепленная комментируемой статьей, в основном воспринята из ст. 185 КЗоТ, которая устанавливала, что теоретические занятия и производственное обучение при подготовке рабочих непосредственно на производстве в формах, установленных ст. 184 КЗоТ, а ныне ст. 202 ТК, должны проводиться в пределах рабочего времени, предусмотренного законодательством для работников соответствующих возрастов, профессий и производств. При этом может учитываться и состояние здоровья учеников.

Так, например, для учеников, как и для работников в возрасте до 16 лет, продолжительность ежедневной работы не может превышать пяти часов, а в возрасте с 16 до 18 лет - семи часов (ст. 94 ТК). В соответствии со ст. 92 ТК на пять часов в неделю сокращена продолжительность рабочего времени для работников, являющихся инвалидами I или II группы, на четыре часа в неделю и более - для лиц, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда. Следовательно, для всех этих лиц, являющихся учениками, время ученичества в течение недели не должно превышать установленной для них, как и для соответствующих категорий работников, нормы рабочего времени.

Часть 2 комментируемой статьи соотносится со ст. 187 КЗоТ, так как преследует те же цели создания необходимых условий совмещения работы с обучением. Именно под этим углом зрения следует рассматривать закрепленные ею положения, что работники, проходящие обучение, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени (см. коммент. к ст. 93).

С целью создания необходимых условий для обучения ч. 3 комментируемой статьи устанавливает дополнительные гарантии в виде запрещения в период ученического договора привлекать работников, являющихся учениками, к сверхурочным работам, и направлять их в служебные командировки, не связанные с ученичеством.

 

Статья 204. Оплата ученичества

 

Комментарий к статье 204

 

На протяжении всего времени действия ученического договора ученикам должна выплачиваться стипендия в размере, определенном при заключении договора. Размер стипендии устанавливается в зависимости от получаемой учеником профессии, специальности, квалификации. При этом следует иметь в виду, что размер стипендии не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ (см. коммент. к ст. 133).

За работу, которую ученик выполняет на практических занятиях, а следовательно, и за произведенную продукцию, ему должна производиться оплата по установленным расценкам (ст. ст. 129 - 158 ТК).

 

Статья 205. Распространение на учеников трудового законодательства

 

Комментарий к статье 205

 

Поскольку ученический договор является основанием возникновения правоотношений, непосредственно и тесно связанных с трудовыми, на учеников с момента его заключения распространяются нормы трудового законодательства, включая и нормы, регулирующие охрану труда. Все ученики пользуются трудовыми правами и несут обязанности наравне с работниками данной организации, включая подчинение правилам внутреннего трудового распорядка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.