КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2. Конституция – основной закон государства 1 страница
Тип занятия: Информационная лекция. 1. Понятие, сущность и формы конституции. 2. Структура, содержание и основные функции Конституции РФ. 3. Юридические свойства Конституции РФ. 4. Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ. 5. Особая правовая охрана Конституции РФ. 6. Основные этапы развития российской конституции.
Краткое изложение материала 1. На определенном этапе общественного развития люди пришли к выводу, что главное в нем заключается не в переустройстве власти, а в отыскании оптимального варианта взаимоотношений власти с одной стороны и свободы индивидов – с другой. Для ликвидации неограниченной власти (абсолютизма) и появились конституции, которые закрепляли юридическое равенство прав и свобод граждан, установление пределов власти и ее организацию. В доктрине конституционного права под конституцией понимается основной закон государства и общества, обладающий высшей юридической силой (что означает ее приоритет над всеми иными нормативно-правовыми актами). Акты, противоречащие конституции, не должны иметь законной силы. В этом проявляется ее юридическая сущность, как основного закона, закрепляющего и регулирующего основы и принципы конституционного строя, права человека и гражданина и их гарантии, а также организацию органов государственной власти и местного самоуправления. Но конституция имеет и социально-политическую сущность, которая заключается в том, что в ней содержится запись соотношения политических и идеологических позиций общественных сил, существующего на момент ее принятия. «Действительная конституция страны – отмечал немецкий исследователь Ф.Лассаль, – это фактическое соотношение сил, существующих в стране, и она тогда прочна и имеет значение, когда точно выражает соотношение этих сил». Интересы различных социальных слоев и групп при выработке текста конституции учитываются не в равной мере. Более влиятельная общность оказывает и более весомое, определяющее влияние на содержание основного закона. Возможен и компромисс различных социальных сил. Сообразно с этим следует различать конституцию юридическую и фактическую. Для нынешней конституции РФ характерна ориентация на общечеловеческие ценности, как документа, закрепляющего баланс основных интересов всех социальных слоев общества, как акта общественного согласия. 2. В юридических свойствах конституции раскрываются ее правовая природа и основное назначение. Доктрина конституционного права к таким свойствам относит: верховенство, которое означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам. Они развивают конституцию, но не могут интегрировать ее вопреки содержанию. Это юридическое верховенство закреплено в самой Конституции РФ (см. ст. 15, ч.1). Конституция является базой для законодательства РФ. Будучи таковой, конституция предусматривает необходимость принятия нормативно-правовых актов, развивающих ее положения. Так, прямо указывается на принятие конституционных или обычных федеральных законов (см. ст. 6, ст.36, ч.3; ст.43, ст. 59, ст. 70, ст.77 Конституции РФ). Особый порядок принятия и изменения. Выделяются три способа принятия конституции: народный, когда источником являются непосредственно избиратели (референдум). Так принята ныне действующая Конституция РФ. Может конституция быть принята парламентом или учредительным собранием. Октроированный способ – это когда конституция даруется актом главы государства. Как правило, это вынужденный вариант в условиях монархического правления, чтобы удержать трон в условиях кризиса. Договорный способ, когда конституция является результатом соглашения между парламентом и главой государства, либо между субъектами, учреждающими федеративную форму государственного устройства (таковой была Конституция СССР 1924 г.). Любой из этих способов связан с особой учредительной властью у органа ее принимающего или непосредственно у народа. По порядку внесения дополнений и изменений в конституцию, различают конституции «гибкие» и «жесткие» (предусматривается усложненный порядок внесения изменений и дополнений). Существуют нормы, устанавливающие пределы возможных изменений, т.е. некоторые принципиальные положения основного закона не подлежат изменению. В ныне действующей конституции РФ – это гл. гл. I-II. Этим обеспечивается стабильность конституции, т.е. длительность ее действия. Данное ее свойство основывается на незыблемости существующего конституционного строя. Поскольку в настоящее время все еще в РФ переходный период, то возможны изменения. Таким образом, в одном ряду со стабильностью конституции стоит и проблема ее динамизма, который вновь должен будет заложить стабильность. Будучи основным законом государства и общества, конституция выполняет следующие функции: юридическая, суть которой состоит в том, что конституция является основным источником права, лежащим в основе всей системы правового регулирования общественных отношений в РФ; политическая, заключающаяся в том, что конституция определяет отношения между гражданами и государством, а также организацию самого государства, значит является правовой основой всей политической системы России. Все политические силы (особенно в плане участия их во власти) действует на основе норм конституции и актов ее развивающих и конкретизирующих. Идеологическая – означает, что при всем политическом и логическом многообразии конституция, закрепляя общечеловеческие ценности (собственность, права и свободы человека, демократию), убеждает людей действовать в соответствии с этими ценностями. Поэтому идеологический вектор присутствует всегда. 3. Конституционный строй в государстве зависит не от того, насколько он установлен записью в основном законе, а от того, насколько все элементы политической системы будут его соблюдать. Сообразно с этим существует система средств и способов, обеспечивающих практическое действие конституции. В доктрине выделяются две основные формы реализации основного закона: соблюдение и применение. Применение может осуществляться непосредственно (прямое действие – ст.15, ч.1 Конституции РФ), так и опосредованно. Прямое действие конституции проявляется в двух аспектах. Во-первых, оно связано с такой категорией как дух и смысл основного закона, что заложено в идеях самой конституции или выводится из них трактовкой тех органов, которые развивают и реализуют нормы конституции в соответствующих правовых актах или дают им толкование. Так, путем трактовки можно дать характеристику места и роли Президента РФ в системе органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ). Нормы-принципы и бланкетные нормы, содержащиеся в конституции, устанавливают для государственных органов и должностных лиц обязательные ориентиры поведения, другие нормы подлежат непосредственному применению, порождая при этом конкретные конституционно-правовые отношения. Во-вторых, прямое действие конституции обязывает суды и другие органы государственной власти обосновывать свои акты и действия. Нормами основного закона, что, к сожалению, не всегда имеет место в правоприменительной практике. Под охраной конституции в науке конституционного права понимается совокупность юридических и организационных средств, призванных обеспечивать соблюдение режима конституционной законности. Субъектами этой охраны выступают государственные органы. В первую очередь – это глава государства как гарант конституции, законодательные органы, как федеральные, так и субъектов федерации, судебные органы всех уровней и иные правоохранительные органы. Но существует и специальный институт, обеспечивающий охрану конституции – это органы конституционного надзора и контроля (Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, о которых более подробно речь пойдет в соответствующем разделе). При реализации охранительной функции может быть обеспечена такая черта основного закона как реальность. Конечно, она зависит, в первую очередь от организаторской работы государства, его органов и должностных лиц, деятельности общественных формирований. Вместе с тем и гражданам нужно воспитывать в себе уважение к основному закону, чувство необходимости его соблюдения. Нужно помнить, что одной институциональной оформленности для построения правового государства недостаточно. Его создание возможно обеспечить при наличии соответствующего интеллектуально-духовного уровня гражданского населения, его просвещенностью и образованием, что заложено в самой идее правового государства. 4. В доктринальном аспекте под конституционализмом следует понимать систему идей и представлений об общедемократических, общецивилизованных политико-правовых ценностях государственно-организационного общества, т.е. систему таких идей и представлений об устройстве государства и общества, которые отвечают общепризнанным началам их построения и развития. Юридический аспект характеристики конституционализма всегда связан с закреплением этих идей и представлений в конституции и других важнейших конституционно-правовых актах. Если мы проанализируем реальность и не найдем в ней всего идеального набора, закрепленного в основном законе, то с неизбежностью придем к выводу, что конституционализма мы еще не достигли. Таким образом, практическая сторона этого явления обращена к политико-правовому опыту воплощения закрепленных в конституции идей и ценностей в реальную жизнь. Как справедливо замечает С.А.Авакьян (см. указанную выше его монографию), что главное не только в наличии конституции, чтобы говорить о конституционализме, а в связанности государства и общества правом, законом, во внедрении в сознание и бытие людей идеи приоритета личности и уважения ее достоинства, в реальном участии народа в осуществлении функций власти, в наличии процессуальных механизмов защиты прав и свобод граждан, в убежденности людей в необходимости и пользе институтов власти и законов, в наличии действенных средств защиты конституционного строя и конституции. В заключение автор делает вывод, что конституционализм – это сложная общественная модель, идеал общества, жить в соответствие с которым хотелось бы каждому, развиваясь по пути общественного прогресса. Но сегодня – это только база и ориентир социально-политического развития России. Так соотносятся категории конституция и конституционализм. Проблема соответствия юридической конституции фактическим общественным отношениям – извечная проблема. 5. Под конституционно-правовой ответственностью следует понимать наступление неблагоприятных последствий для субъекта, совершившего правонарушение (негативная ответственность). В позитивном аспекте – это правовое состояние, обусловленное участием в публично-правовых отношениях, когда ответственность может наступать без вины. Следует уяснить, имеет ли конституционно-правовая ответственность репрессивный характер. Здесь нужно исходить из общего правила, что юридическая ответственность не имеет репрессивного характера. Следовательно, для последнего утверждения необходимо признание конституционно-правовой ответственности одним из видов юридической ответственности, что законодательством еще прямо не признано. Основанием привлечения к негативной конституционно-правовой ответственности (как и любой другой) является правонарушение, понятие которого еще четко не выработано теорией конституционного права. Однако конституционным правонарушением можно считать противоправное, виновное поведение, посягающее на основы конституционного строя, конституционные права и свободы граждан, организацию государственной власти, за которое законодательство предусматривает конституционно-правовую ответственность. В настоящее время законодательство развивается в направлении регламентации оснований применения каждой из мер ответственности. Наиболее разработанной и практически действенной является процедура конституционного судопроизводства. Меры конституционно-правовой ответственности: а) признание Конституционным Судом акта или отдельных его положений неконституционными; б) признание Конституционным Судом издания акта не входящим в компетенцию органа государственной власти; в) приостановление Президентом РФ действия акта органа исполнительной власти субъекта РФ; г) отставка Правительства РФ по инициативе Президента РФ (ответственность без вины); д) роспуск Президентом РФ Государственной Думы; е) отрешение Президента РФ от должности; Ж) отзыв депутата или прекращение его полномочий по другим основаниям вопреки его воле и другие. Начиная со времен античности, среди обычных законов выделялись основные, определявшие организацию властей в государстве и изменявшиеся в особом порядке. Аристотель называл такие законы, в Древнем Риме для их обозначения существовало понятие rem publicam constituere, в Среднике Века – lex fundamentalis, а начиная с первой половины XVIII века появилось понятие «конституции». Однако принципиальное отличие всех этих актов от существующего понимания конституции заключается в том, что лишь в конце XVIII в. конституция стала рассматриваться как инструмент ограничения власти в пользу народа. Конституции, выполнявшие подобную функцию, впервые появились на территории Северной Америки – «Билль о правах» штата Вирджиния, принятый 12 июня 1776 г., а затем федеральная конституция США 1787 г. Несколькими г.ми позднее конституции появились в рамках континентальной Европы: 5 мая 1791 г. в Польше, а 3 сентября того же г. – во Франции. 1812 г. – в Испании, 1814 г. – в Норвегии, 1822 г. – в Португалии, 1831 г. – в Бельгии, 1868 г. – в Люксембурге, 1874 г. – в Швейцарии. Постепенно вошло в употребление понятие конституции Великобритании, состоящей из ряда законодательных актов, принципов и правовых обычаев. В первой половине ХХ века идеи конституции были привнесены в арабский мир (Египет – 1923 г.), после второй мировой войны – в Японию (1947) и Индию (1950). В странах Восточной Европы и других странах социалистического лагеря сложилась самостоятельная традиция социалистических конституций, которая в Европе утратилась в 1990-е годы (были приняты конституции западноевропейского образца). Со времен Великой французской революции по поводу понятия конституции идут споры. В этом споре одни утверждают, что государств без конституции не бывает, т.к. устройство органов и статус личности существует в любом государстве. Другие полагают необходимым соблюдение определенных условий. Там, где не соблюдаются права человека и нет разделения властей (а также правового государства, независимости суда и т.д.) конституции нет. Фактически предмет спора состоит, во-первых, в том, должен ли быть нормативный акт, закрепляющий основы государственного строя и, во-вторых, в том, любое ли государство, где строй закреплен нормативно, может считаться конституционным, или государственные принципы должны по содержанию отвечать сложившему представлению о конституционном устройстве. Относительно объяснения сущности конституции известны следующие теории. 1. Формально-юридическая теория. Согласно её положениям, Конституция – это основной закон, определяющий институты, принципы осуществления власти организации правительства и отношения правительства и управляемых, независимо от содержания этого закона. 2. Естественно-правовая теория. Для её сторонников конституция – это воплощение естественного права. 3. Социологическая теория. На ней необходимо остановиться подробнее. Родоначальником этой теории стал Ф. Лассаль. Фактическую Конституцию, утверждал он, имеет любое государство, иначе оно было бы анархией. Конституция и закон по существу однородны, но между ними есть различия: она более неприкосновенна, порядок её изменения особый. Действительной руководящей силой и для конституции, и для закона является реальное соотношение сил внутри общества. Это действительная причина, которая определяет все законы и правовые учреждения. Конституционные вопросы – вопросы силы, а не права. Реальное соотношение сил записывается на бумаге, и они становятся правовыми учреждениями. Действительную конституцию имеет всякая страна, ведь всякий организм каким-то образом устроен. Частью социологической теории является деление конституций на материальные и формальные, а также юридические и фактические. Смысл и того, и другого деления состоит в том, чтобы показать отличие действительного соотношения сил и фактического устройства государства от того, который закреплен на бумаге. В случае расхождения возникает ситуация фиктивной конституции. 4. Марксистско-ленинская теория стала развитием и уточнением социологической: конституция – это соотношение сил в классовой борьбе, а экономическая власть выступает действительной основой политической власти. 5. Социально-генетическая теория рассматривает конституцию через её социальные функции – закрепление доминирования права над властью. Конституция обеспечивает правовыми средствами ограничение власти в государстве и государства в обществе путем деконцентрации полномочий, разделение функций, определение порядка их осуществления и т.п. Конституция имеет юридическое значение как акт высшей юридической силы, закрепляющий основы правовой системы, а социальное производно от значения и роли в обществе государственной власти, ограничиваемой и организуемой конституцией. Среди функций конституции принято выделять юридическую, социальную и идеологическую (воспитательную). Юридическая функция конституции определяется её природой и местом в системе правовых актов. Конституция закрепляет основы правовой системы; выступает в качестве акта, создающего (учреждающего) новое государство или новую систему органов государства; наделяет полномочиями отдельные органы государственной власти, а также закрепляет основные, наиболее общие права и обязанности личности и определяет механизм правовой защиты государственного устройства. Социальная функция конституции состоит в организации деятельности государства и установлении порядка взаимодействия государственной власти с личностью и общественными институтами. Сама по себе конституция отражает определенную идеологию, идеологию тех принципов, на которых она базируется. Устройство государственной власти в соответствии с этими принципами и их применение в качестве правовых норм отражается на общественном сознании, и в этом проявляется идеологическая (воспитательная) роль конституции. Классификация конституций возможна по различным признакам. Наиболее часто конституции классифицируются в зависимости от: а) порядка принятия: октроированные, референдумные и законодательные; б) формы государства: от формы правления – монархические и республиканские, формы территориального устройства – федеративные и унитарные; в) срока действия: постоянные и временные; г) сложности изменения текста: гибкие и жесткие; д) формы документа: кодифицированные (изложенные в одном документе) и некодицифированные, писаные и неписанные (содержание норм которых выводится из практики государственного устройства, реальных общественных отношений). Форма конституции а) Порядок принятия и изменения. Одной из существенных особенностей, отличающих конституцию от законов, является порядок её принятия и изменения. Обычно предусматривается либо квалифицированное большинство в парламенте, либо обязательное вынесение на референдум, либо утверждение новой конституции специальным органом учредительной власти. Действующая Конституция РФ различает поправки в Конституцию (изменение глав 3-8), которые принимаются в форме специальных Законов о поправках в Конституцию, и пересмотр Конституции (изменение глав 1, 2 и 9)[Гл.9]. Принятие таких законов в целом осуществляется в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона и, кроме того, с соблюдением специальной процедуры согласования проекта органами законодательной власти субъектов РФ. Пересмотр Конституции осуществляется специально формируемым органом – Конституционным Собранием, которое может само утвердить новый текст Конституции или вынести его на всенародное голосование. [Постановление КС РФ от 28.11.1995 N 15-П] [Постановление КС РФ от 31.10.1995 N 12-П] Следует различать изменение и преобразование конституции. Изменение конституции – это корректировка её текста, тогда как преобразование – это действия, оставляющие текст в прежнем виде, и развивающие конституционные положения: в законодательстве, путем толкования, конституционной практики или неиспользования конституционных полномочий. б) Юридическими свойствами конституции являются верховенство и прямое действие. Верховенство – это не только высшая юридическая сила, но и регулирование на уровне принципов отношений, составляющих предмет практически всех отраслей национального права. Что касается прямого действия конституции, то под ним следует понимать применение её в случае отсутствия более частного регулирования – регулирования на уровне закона. [Постановление КС РФ от 16.06.1998 N 19-П] в) Структура конституции обычно включает торжественную преамбулу (юридическая сила преамбуле, как правило, не придается), основная часть, разбиваемая на части, разделы или главы. Эти части следуют, во-первых, более частные вслед за более общими, а во-вторых, менее значимые вслед за теми, которым придается большее значение. Конституция может содержать заключительные и переходные положения, регулирующие, как в действующей конституции, порядок вступления её в силу и действие прежних правовых актов. Довольно часто конституцию сопровождают приложения, например, договоры или декларации, включавшиеся в конституции советских времен. г) Содержание правового регулирования конституции чаще всего охватывает установление принципов устройства государства и осуществления государственной власти (в том числе принципы внутренней и внешней политики государства), перечень основных прав, свобод и обязанностей личности, территориальное устройство, а также виды органов государственной власти, их полномочия и порядок изменения самой конституции. В Конституции также может содержаться описание государственных символов, порядок формирования всех органов государственной власти д) Особенности норм конституции. Нормы конституции, как уже отмечалось, выделяются даже среди других норм конституционного права тем, что они носят наиболее абстрактный, обобщенный характер, сформулированы в качестве норм-принципов. Нормы многих конституций отличаются от норм законов также языком и стилем изложения. Нормы-принципы зачастую подменяются политическими лозунгами, в конституции включаются оценочные суждения, которые отражают идеологию составителей. Многие нормы конституций торжественны по форме изложения, исполнены пафоса и в силу этих обстоятельств часто неприменимы в качестве правовых установлений. е) Охрана конституции. Под охраной конституции следует понимать систему мер, направленных на защиту конституционного текста от произвольного изменения, и мер, обеспечивающих исполнение норм конституции. Про порядок принятия и изменения конституции было сказано выше. Обеспечение исполнения норм конституции осуществляется различными способами. В сфере исполнительно-распорядительной деятельности контроль за конституционностью осуществляют вышестоящие или специальные органы. Это может быть глава государства (в России Президент осуществляет такие функции в качестве гаранта конституции), органы парламентского контроля (Уполномоченный по правам человека) и надзорные органы общей компетенции (прокуратура). Как в сфере исполнительной (в части контроля за изданием нормативных актов высшими органами власти), так и в области законодательной деятельности, а в некоторых странах – даже судебной, охрана конституции осуществляется посредством конституционного контроля в форме конституционного судопроизводства (конституционной юстиции). Более подробно российская модель конституционного контроля будет освещена в разделе, посвященном судебной власти. Специальным механизмом охраны конституции служит также конституционно-правовая ответственность, осуществляемая на основании и в порядке, предусмотренном конституционно-правовыми нормами. История конституционного развития России а) Правовой статус личности и его историческое развитие Начиная с XI – XII века началось разделение русского общества на сословия, которое просуществовало до 23(10) ноября 1917 г. Представители каждого сословия обладали отдельным правовым статусом практически во всех областях правового регулирования, хотя первоначально сословное деление возникло из соображений фискального (налогового) характера. Дворянство сформировалось из служилого сословия, которое несло служебное тягло. За несение службы они наделялись поместьями и другими правами. В 1785 г. «Жалованной грамотой дворянству» обязанность служить была отменена, однако привилегии сохранились: для дворян были специальные учебные заведения, только они могли владеть крестьянами, недвижимостью (до 1830-х гг.), были свободны от телесных наказаний. Горожане несли тягло податей с промыслов. Городское сословие составляли именитые граждане, купцы 3-х гильдий, цеховые ремесленники и посадские (мещане). Крестьяне жили общинами, имевшими своих выборных начальников, голов, сотских старост и т.д. Крестьяне делились на черносошных (государственных), прикрепленных к заводам и фабрикам, монастырских и частных. Крепостное право – основная особенность правового положения крестьян – формировалось в течение длительного времени. До конца XVI столетия крестьяне пользовались правом свободного перехода с одной земли и от одного владельца к другому, затем это право было ограничено, а около 1591 г. отменено вовсе. Начиная с первых десятилетий XVIII в., главным образом с первой ревизии (1719 г.) крестьяне постепенно превращаются в негласную собственность своих владельцев, приравниваясь к вещи, попав не только в экономическую, но и личную зависимость. Крестьяне лишились права заключать гражданские сделки и стали подсудны только суду помещика. Начиная с 1803 начался процесс освобождения крестьян, который закончился 5 марта 1861 г. манифестом об отмене крепостного права. К началу ХХ века часть прав закреплялась за всеми подданными независимо от сословной принадлежности (право на судебную защиту, процессуальные права при уголовном преследовании, право собственности, свобода печати, свобода вероисповедания). Право передвижения для всех сословий ограничивалось паспортной системой. Всеобщий характер носила и воинская повинность. Особый статус имели инородцы – племена, поставленные в особое положение. Они имели свою систему управления и обладали некоторыми финансовыми льготами. Евреи обладали особым статусом начиная с начала XVIII в.С 1769 г. было установлено главное ограничение – черта оседлости. Ограничивались права на приобретение недвижимости и вступление в брак. б) Органы государственной власти Как и основы правового статуса личности, система высших органов государственной власти Российской Империи закреплялась в Основных государственных законах 1906 г., которые носили характер первой российской конституции. Они обладали большей юридической силой по сравнению с другими законодательными актами и изменялись в особом порядке. Монарх. С образованием единого российского государства при Иване III и Иване IV (XVI в.) оформляется монархия, которая, однако, была довольно существенно ограничена властью церкви и дворянства. Только в годы правления Петра I, в России окончательно установилось самодержавие, юридически закрепленное в Воинском уставе и сочинении Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей», включенном позднее в Общее Собрание Законов Российской Империи. После принятия Основных государственных законов 1906 г. монарх получил статус главы государства, обладая полномочиями и в законодательной, и в исполнительной, и в судебной власти. Монарх формально получал свою власть от Бога, был неприкосновенен и неответственен за свои действия, включая общеуголовные преступления, имел ряд почетных прав – на придворных, на титул (до 1547 гг. Великого князя, с 1547 г. – царя, а с 1721 г. – императора). В области законодательной власти обладал правом назначать выборы, созывать и распускать законодательный орган, право законодательной инициативы, право вето. Оставался номинальным главой судебной власти, назначал судей и прокуроров, утверждал некоторые уголовные приговоры судов (в отношении дворян, чиновников и священнослужителей), имел право помилования. Император назначал и отстранял от должности министров, определял направления государственной политики, был верховным главнокомандующим, имел право издавать специальные указы (акты верховного управления), имевшие силу закона. Правительствующий Сенат. Сенат обладал статусом высшего надзорного органа (в административной сфере) и высшей кассационной судебной коллегии. Деятельность Сената состояла в надзоре за исполнением законов, рассмотрении особо важных уголовных дел в качестве суда первой инстанции, издании руководящих разъяснений по вопросам толкования и применения законов, которые основывались на обобщении судебной практики и т.п. Сенат возглавлял судебную систему, состоявшую из мировых судей (которые после избрания утверждались в должности Сенатом), окружных судов и судебных палат (апелляционной инстанцией по одной на несколько губерний). Государственная Дума. Учреждение Государственной Думы состоялось сперва в рескрипте министру внутренних дел Булыгину и положении от 6 августа 1905 г., а затем в манифесте 17 октября 1905 г., даровавшем гражданские свободы. Манифест преобразовал Государственную Думу в орган всеобщего представительства и закреплял за ней законодательные полномочия. Одновременно с учреждением Государственной Думы было утверждено положение о выборах. Избрание депутатов осуществлялось по 4 куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей, причем по разным куриям они были 4-х, 3-х, 2-х степенными и прямыми, однако выборы не были всеобщими и равными. Дума была наделена законодательными полномочиями, но принятые Думой законы подлежали утверждению Государственным Советом и Императором, имевшим право абсолютного вето. Государственная Дума также утверждала бюджет, но не участвовала в формировании правительства.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |