КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям 2 страница
При изучении темы «Президент Российской Федерации» прежде всего отмечается, что сущность правового статуса Президента России связана с его ролью главы государства. Необходимо показать характерные особенности правового статуса Президента РФ как главы государства, отметив те функции, полномочия, которые делают его таковым. Требуется обратить внимание на особое место Президента России в системе органов государственной власти и то, в чем оно выражается. Важно отметить, что особое место и роль Президента России в системе государственных органов не дает оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от неё, особо указать на систему гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя, диктатора. В рамках изучаемой темы с целью глубокого уяснения содержания разнообразных полномочий Президента России дается один из вариантов их классификации. Это несомненно позволяет полнее усвоить правовые понятия, связанные с этой ключевой фигурой в системе органов власти и высших должностных лиц государства. При характеристике отдельных полномочий Президента России необходимо усвоить, что Президент обладает правом роспуска лишь одной из палат парламента России, но не всего парламента. Освещая компетенцию Президента России в сфере координации деятельности властных структур государства, рекомендуется указать на связь с первым вопросом, раскрываемой темы, а именно особым местом Президента России в системе органов государственной власти. Изучение вопроса о полномочиях Президента РФ завершается кратким описанием конституционно-правовых форм, в которые облекаются решения Президента РФ в процессе реализации его полномочий. Рекомендуется особо отметить обязательность правовых актов Президента России для исполнения на всей территории Российской Федерации. Особый порядок прекращения полномочий Президента и те объективные причины, которые его порождают, представляют значительный интерес при изучении темы. Среди оснований досрочного прекращения полномочий Президента серьезное внимание уделяется процедуре отрешения Президента России от должности ввиду особого значения этой процедуры и её детальной регламентации в Конституции Российской Федерации. Давая описание этой процедуре, следует указать на два её основных этапа; выявить субъектов права выдвигать обвинение против Президента РФ и права принимать решение об отрешении Президента от должности. Следует также обратить внимание на роль в этом процессе группы численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и специальной комиссии, образуемой этой палатой Федерального Собрания России. В заключении требуется указать на ситуацию, когда полномочия Президента России временно исполняет иное лицо. При этом следует перечислить конституционные ограничения полномочий на этом посту для временно исполняющего обязанности Президента. При характеристике места Правительства РФ в системе органов государственной власти требуется назвать нормативно-правовые акты, закрепляющие полномочия высшего органа федеральной исполнительной власти. Уясняя положения о составе Правительства России, важно определиться с порядком его формирования. При этом важно указать связь с конституционным правом Президента РФ распустить Государственную Думу после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства. Значительное влияние Президента Российской Федерации на деятельность федеральной исполнительной власти определена ролью Президента в формировании структуры федеральных органовисполнительной власти, назначении на должности и освобождении от них заместителей Председателя Правительства и федеральных министров» Необходимо изучить и обстоятельства, при которых прекращаются полномочия Российского правительства. При изучении данной темы рекомендуется указать на нормативно-правовые акты, определяющие круг полномочий Правительства Российской Федерации и основные направления его деятельности или функции„ Правительство России реализует свои функции в различных сферах (областях) жизни общества, что требует раскрыть содержание его деятельности в этих сферах» Рекомендуется особо выделить законопроектную деятельность Правительства Российской Федерации и его взаимоотношения по этому направлению реализации своих полномочий с парламентом страны. Контроль парламента Российской Федерации за деятельностью Правительства ограничен определенными рамками, что следует уяснить слушателям» При изучении темы рекомендуется осветить многогранную работу Правительства России по обеспечению осуществления полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории Российской Федерации, сочетанию интересов Федерации и её субъектов в системе исполнительной власти. В рамках темы необходимо коснуться содержания функциональных обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей и федеральных министров, четкое определение которых является важнейшим моментом организации деятельности Правительства России. При изложении вопроса важно обратить внимание на коллегиальный характер деятельности Правительства Российской Федерации. При этом требуется указать, что ни один вопрос не решается Правительством без участия федерального министра, к сфере ведения которого он отнесен. Для организации деятельности Правительства Российской Федерации принципиально важен круг вопросов, решение по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства, то есть коллегиально. Изучая тему, необходимо отметить организационные моменты, связанные с проведением заседаний Правительства: право Президента Российской Федерации председательствовать на заседаниях Правительства, открытый характер заседаний, необходимость предварительного согласования вопросов, связанных с участием представителей органов законодательной и судебной властей в этих заседаниях. Уяснение вопроса предполагает определение нормативно-правовой базы, на основе которой осуществляется подготовка и проведение заседаний Правительства. Целесообразно усвоить комплексную характеристику Аппарата Правительства Российской Федерации как рабочего органа, обеспечивающего деятельность Правительства и осуществляющего контроль исполнения принятых им решений. Многочисленные полномочия высший орган исполнительной власти реализует посредством издания соответствующих правовых актов, виды которых требуется указать. Изучая вопрос, рекомендуется кратко отразить особенности содержательного различиявидов актов Правительства Российской Федерации. Сложный процесс подготовки правовых актов Правительства России необходимо изучать, основываясь и на нормах Положения о подготовке проектов постановлений и распоряжений Правительства. Характеризуя порядок вступления в силу актов Правительства Российской Федерации, требуется указать, что этот порядок определяется Президентом РФ в его указах. Для самоконтроля знаний по изучаемой теме слушателям рекомендуется ответить на следующие вопросы: 1. Какие полномочия Президента РФ характеризуют его как главу государства? 2. В чем заключается система гарантий, препятствующих превращению Президента России в авторитарного правителя? 3. Каковы основные группы полномочий Президента Российской Федерации? 4. Какие правовые акты издает Президент РФ, реализуя свои полномочия? В чем их различия? 5. Какие основания прекращения полномочий Президента РФ закреплены в Конституции? 6. Что необходимо для принятия решения о выдвижении обвинения против Президента России? 7. Каков порядок принятия решения об отрешении Президента России от должности? 8. Кто временно исполняет обязанности Президента России в случае их досрочного прекращения? 9. Какими полномочиями главы государства не обладает временно исполняющий обязанности Президента России? 10. Что представляет из себя Правительство Российской Федерации? 11. Каков порядок формирования Правительства России? 12. При каких обстоятельствах прекращаются полномочия Правительства РФ? 13. В каких сферах жизни общества Правительство Российской Федерации реализует свои полномочия? 14. Что относится к полномочиям Правительства РФ в сфере бюджета и финансов? 15. Каковы полномочия Правительства РФ в сфере укрепления законности и правопорядка? 16. Какие виды правовых актов издает Правительство России? 17. Каков порядок вступления в силу актов Правительства Российской Федерации? 18. В каком нормативно-правовом акте устанавливается порядок вступления в силу актов Правительства Российской Федерации? В рамках изучения темы «Федеральное Собрание Российской Федерации» необходимо уяснить представительный характер парламента России. При этом важно отметить, что каждая из палат Российского парламента формируется с учетом необходимого представительства. Федеральное Собрание России осуществляет функции и полномочия, в которых выражена сущность его правового статуса. При изучении вопроса требуется обратить внимание на постоянно действующий характер работы парламента России, непрерывность вдеятельности парламента и направления их обеспечения. Порядок заседания палат парламента Российской Федерации имеет свои особенности, которые необходимо уяснить. Важно отметить направления и формы, посредством которых обеспечивается необходимая организация работы палат Федерального Собрания. При этом требуется отметить роль комитетов и комиссий в процессе организации многогранной деятельности палат парламента России. Продолжая изучение темы, важно уяснить, что различия полномочий палат парламента России в значительной мере обусловлены неодинаковым характером представительства этих палат, на что уже выше обращалось внимание. При характеристике отдельных вопросов ведения Совета Федерации и Государственной Думы особо отметить полномочия по кадровым назначениям, занимающие значительное место в общем объеме полномочий палат Российского парламента. Рекомендуется указать правовые акты, принимаемые палатами Федерального Собрания по вопросам своего ведения. При изучении темы важно указать на обстоятельства, по поводу которых установлены специальные правила регулирования противоречий между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации. Определяя содержание специальных правил регулирования названных выше противоречий, рекомендуется подтвердить постоянно действующий характер деятельности парламента Российской Федерации ссылкой на отсутствие возможностей для роспуска парламента России в целом. Слушателям надлежит усвоить важнейшие понятия, определяющие законодательную деятельность Федерального Собрания России. Характеризуя первую стадию законодательного процесса, требуется указать субъекты права законодательной инициативы, ссылаясь на соответствующую статью Конституции Российской Федерации, содержащую их исчерпывающий перечень. Рекомендуется отметить особенности внесения законопроектов по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты и др. Раскрывая содержание второй стадии законодательного процесса, обратить внимание на сложившуюся в Государственной Думе практику рассмотрения законопроектов в два чтения, кратко охарактеризовав сущность каждого из них. При характеристике третьей стадии законодательного процесса рекомендуется указать на неодинаковый порядок принятия федеральных и федеральных конституционных законов и объяснить это различие. Рассмотрение принятого закона Советом Федерации в четвертой стадии имеет свои особенности, среди которых особо отметить конституционно закрепленную возможность принятия закона без рассмотрения этой палатой парламента России и перечень вопросов, федеральные законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рекомендуется обратить внимание на обстоятельства создания согласительной комиссии и возможность преодоления Государственной Думой решения Совета Федерации об отклонении федерального закона. Характеризуя особенности порядка принятия федеральных конституционных законов, необходимо ссылаться на требования ст.108 Конституции Российской Федерации. Определение содержания завершающей (пятой) стадии законодательного процесса требует указания на право Президента Российской Федерации отклонить федеральный закон (право "вето") и возможность Федерального Собрания России принять закон в прежней, неизменной редакции. Завершая изучение темы, рекомендуется отметить право Российского парламента вносить поправки в Конституцию России и некоторые особенности этой процедуры. Рекомендуется в порядке самоконтроля знаний по данной теме ответить на следующие вопросы: 1.Что представляет собою парламент России согласно Конституции Российской Федерации? 2.Каков характер представительства палат Федерального Собрания? 3.Какие органы создаются в палатах парламента России с целью обеспечения их эффективной работы? 4.Что относится к исключительным полномочиям Совета Федерации? 5.Что относится к исключительным полномочиям Государственной Думы? 6.Из каких стадий складывается процесс принятия федеральных законов? 7.Какие субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией Российской Федерации? 8.Каков порядок вступления в силу федеральных законов на территории России? 9.Каков порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации? Приступая к изучению темы «Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации», рекомендуется отметить множественность смыслов понятия местного самоуправления. Раскрывая понятие местного самоуправления, особо подчеркнуть, что при этой системе организации и деятельности граждан ими под свою ответственность решаются вопросы местного значения. Эффективное решение вопросов в интересах всех жителей данной территории невозможно вне многообразных форм осуществления местного самоуправления. При этом требуется уяснить два основных направления реализации местного самоуправления, а затем детализировать их, указав конкретные формы. Рекомендуется указать и территориальное общественное самоуправление, являющееся специфической формой самоуправления, его органы. Изучение темы требует определить понятие принципов местного самоуправления и перечислить эти принципы, закрепляемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, характеризуя их содержательную сторону. Определив понятие функций местного самоуправления, необходимо конкретизировать функции, сопровождая это краткой их характеристикой. Особое внимание рекомендуется обратить на функцию охраны общественного порядка и обеспечения режима законности на данной территории как непосредственно связанную с деятельностью ОВД. В рамках изучаемой темы, следует усвоить понятие полномочий местного самоуправления. Рекомендуется указать тех, кем реализуются полномочия местного самоуправления. Важно отметить, что, несмотря на невхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, их полномочия включают в себя отдельные государственные полномочия, обеспечиваемые определенными гарантиями государства. Завершая изучение вопрос о полномочиях, следует перечислить основные полномочия, реализуемые местной администрацией и выборным представительным органом местного самоуправления. Слушателям, изучающим тему, рекомендуется усвоить, что местное самоуправление в Российской Федерации не только провозглашается, но и гарантируется, получая свое закрепление в Конституции России. Завершая изучение темы, следует ответить на вопросы в порядке самоконтроля знаний: 1.Что понимается под местным самоуправлением? 2.Каковы организационные формы осуществления местного самоуправления? 3.Какие органы территориального общественного самоуправления вам известны? 4.Что понимается под принципами местного самоуправления? 5.Какие принципы местного самоуправления закреплены Конституцией России и федеральным законодательством? 6.Что такое функции местного самоуправления? 7.Какие функции выполняет местное самоуправление? 8. Что подразумевается под полномочиями местного самоуправления? 9.Какие основные полномочия реализуют местные администрации? 10.Какие основные полномочия реализуют выборные представительные органы местного самоуправления? 11.Какие конституционные гарантии местного самоуправления получили свое закрепление в Основном законе России? В процессе изучения темы «Конституционные основы судебной власти Российской Федерации» слушателям надлежит усвоить, что судебная власть является одной из разновидностей государственной власти, её самостоятельной ветвью. Органы судебной власти самостоятельны (ст.10 Конституции РФ) и вершат правосудие. Правосудие отличает ряд специфических признаков, которые требуется знать. Носителями судебной власти в Российской Федерации являются судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судебная власть в лице судей должна надежно защищать права и законные интересы граждан, общественных организаций, органов власти и управления, должностных лиц. Для этого правосудие должно быть объективным, справедливым и беспристрастным. Законодательством России установлен ряд требований к судьям, позволяющих обеспечить объективность, справедливость и беспристрастность осуществляемого ими правосудия. Эти требования условно подразделяются на основные и дополнительные (взависимости от юридических источников, в которых они содержатся) и учитывают в своем содержании такие факторы как гражданство, жизненный опыт, профессионализм, образование, морально-этический облик, отношение к политической и предпринимательской деятельности. При изучении темы, важно отметить, что для обеспечения объективности, справедливости и беспристрастности правосудия необходимо не только определить жесткие требования к судьям как носителям судебной власти, вершащим правосудие, но и гарантировать самим судьям стабильность и независимость их положения при отправлении правосудия, то есть реально обеспечить их независимость, несменяемость и неприкосновенность. Это принципы правосудия, органично вплетенные в ткань этого вида государственной деятельности, гарантирующие авторитетность и самостоятельность судебной власти, реально укрепляющие положение центральной фигуры правосудия - судьи. Независимость судей означает их подчинение только Конституции РФ и федеральному закону. Несменяемость судьи означает, что а) занимаемая им должность стабильно сохраняется и смена занимаемой им должности может произойти только с согласия судьи по его доброй воле, б) полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Неприкосновенность судей означает, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как в особом порядке, определяемом законом. Судья не подлежит административной ответственности и к нему неприменимо ни одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий. Федеральное законодательство содержит ряд правовых гарантий, обеспечивающих независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, укрепляя тем самым авторитетность и самостоятельность судебной власти. Для объективности и беспристрастности правосудия необходимо не только определить жесткие требования к судьям, не только закрепить правовые гарантии их независимости, неприкосновенности, но и обеспечить надежные гарантии защиты прав и законных интересов сторон судебного разбирательства. Решению этой задачи служат принципы правосудия, связанные с непосредственной реализацией судебной власти. Принцип открытости судебного разбирательства означает, что дела во всех судах разбираются открыто за исключением случаев, предусмотренных законом. Принцип состязательности и равноправия сторон означает, что судебное разбирательство является спором о фактах и их правовой оценке. В этом споре участвуют равноправные стороны, которые могут предоставлять любые доказательства. Недопущение заочного разбирательства уголовных дел в судах, кроме случаев, установленных законом означает, что разбирательство дела в суде первой инстанции происходит с участием подсудимого, явка которого обязательна. Осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей также являются принципами правосудия, связанными с непосредственной реализацией судебной власти. В рамках изучаемой темы необходимо отметить особенность Конституционного Суда как судебного органа конституционного контроля. Требуют своего освещения те юридические источники, в которых определяются полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации о Важно знать конституционно определенный порядок формирования Конституционного Суда. Дальнейшее изучение вопроса требует раскрытия полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, который решает дела о соответствии Конституции нормативно-правовых актов, разрешает споры о компетенции и осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральным законодательством. При этом рекомендуется обратить внимание на такие полномочия Конституционного Суда как официальное толкование этим органом Конституции России и право законодательной инициативы. При изучении вопроса следует уяснить основные принципы, которыми руководствуется в своей деятельности Конституционный Суд. Необходимо указать на независимость Конституционного суда в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях и те отдельные направления, по которым она реализуется. Рекомендуется усвоить обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории страны. В качестве самоконтроля знаний по теме рекомендуется ответить на следующие вопросы: 1.Что понимается под правосудием? 2. Какими специфическими признаками, отличающими его от других видов государственной деятельности, обладает правосудие? 3. Какие требования предъявляются к судьям в Российской Федерации? 4. Какие принципы правосудия, гарантирующие авторитетность и самостоятельность судебной власти, закреплены в Конституции Российской Федерации? 5. Что означает принцип независимости судей? 6. Какие правовые гарантии независимости судей предусматривает действующее законодательство? 7. Что означает принцип несменяемости судей и каковы его правовые гарантии? 8. Что означает принцип неприкосновенности судей и каковы его правовые гарантии? 9. Что понимается под принципами правосудия, связанными с непосредственной реализацией судебной власти? 10.Какими нормативно-правовыми актами определяются полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда? 11.Каков порядок формирования Конституционного Суда России? 12.Какие полномочия реализует Конституционный Суд России в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека?
Семинар, как групповая форма теоретического обучения, применяется для обсуждения тем учебной программы, расширяет и углубляет содержание лекции, максимально приближает студентов к реальным условиям деятельности юристов. Формы семинаров для дисциплины «Конституционное (государственное) право РФ»: тематический семинар, семинар-беседа, семинар с докладом. Основные задачи семинара: - закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной работы студентов с нормативно-правовыми актами, литературными источниками, материалами практики; - формирование у студентов умения и навыков работы с литературой, анализа и оценки различных источников правовой информации; - проверка усвоения программного материала и оценка знаний студентов по темам курса. В процессе обсуждения учебных вопросов на семинаре преподаватель должен: 1) обеспечить высокий научный уровень выступлений; 2) добиваться максимальной практической направленности семинаров на профессиональную подготовку студентов как юристов-практиков; 3) обеспечить высокую активность обучающихся на занятиях. В завершении занятий преподаватель: - подводит его итоги и отмечает степень достижения поставленных целей, подготовленность и активность студентов; - объявляет оценки; - отвечает на возникшие у обучаемых вопросы; - определяет задание на следующее занятие и дает рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Семинар по теме 2. СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – 4 часа
Вопросы к семинару:
Предмет, метод и система конституционного права Российской Федерации. Конституционно-правовые нормы и их классификация. Источники конституционного права Российской Федерации.
В первом вопросе, кроме определений предмета, метода отрасли конституционного права РФ особо следует отметить особенности отношений, входящих в предмет отрасли конституционного права. Также необходимо уделить внимание отличиям понятий конституционного права как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины. Ответ на второй вопрос предполагает охарактеризовать не только общие с другими нормами права признаки, но и специфические черты именно норм конституционного права. При ответе на третий вопрос следует последовательно рассмотреть иерархическую структуру источников конституционного права Российской Федерации, отметив при этом особую роль общепризнанных принципов и норм международного права. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Конституция Российской Федерации.М.,2004. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2006. – 816 с. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции РФ. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 256 с. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. М., 2003. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 585 с. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. Учебник. М.: изд. "Былина", 2002. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Окунькова Л.А. М.:изд.БЕК, 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Б. Зимненко, «Международное право в судебной практике России: конституционное правосудие //."Российская юстиция" N 9, 2003 Б.А. Страшун "Десять лет конституционных прав и свобод" // "Журнал российского права", N 11, 2003 С.В. Пчелинцев "Проблемы реализации положений конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве" // "Журнал российского права", N 11, 2003. Белкин А. А. Избранные работы 90-х гг. по конституционному праву. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. – 321 с. Бондарь Н. С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении: Учебное пособие. – М.: ОАО Издательский дом «Городец», 2004. – 352 с. Волкова Н. С., Хабриева Т. Я. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. – М.: Норма, 2005. – 176 с. Государственная символика РФ. – М.: «Экзамен», 2005. – 64 с.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |