Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям 2 страница




При изучении темы «Прези­дент Российской Федерации» прежде всего отмечается, что сущность правового статуса Президента России связана с его ро­лью главы государства. Необходимо показать характерные особен­ности правового статуса Президента РФ как главы государства, отметив те функции, полномочия, которые делают его таковым.

Требуется обратить внимание на особое место Президента России в системе органов государственной власти и то, в чем оно выражается. Важно отметить, что особое место и роль Прези­дента России в системе государственных органов не дает основа­ний трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от неё, особо указать на систему гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя, диктатора.

В рамках изучаемой темы с целью глубокого уяснения содер­жания разнообразных полномочий Президента России дается один из вариантов их классификации. Это несомненно позволяет полнее усвоить правовые понятия, связанные с этой ключевой фигурой в системе органов власти и высших должностных лиц государства. При характеристике отдельных полномочий Президента России не­обходимо усвоить, что Президент обладает правом роспуска лишь одной из палат парламента России, но не всего парламента.

Освещая компетенцию Президента России в сфере координации деятельности властных структур государства, рекомендуется ука­зать на связь с первым вопросом, раскрываемой темы, а именно особым местом Президента России в системе органов государст­венной власти.

Изучение вопроса о полномочиях Президента РФ завершается кратким описанием конституционно-правовых форм, в которые об­лекаются решения Президента РФ в процессе реализации его пол­номочий. Рекомендуется особо отметить обязательность правовых актов Президента России для исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации.

Особый порядок прекращения полномочий Президента и те объ­ективные причины, которые его порождают, представляют значи­тельный интерес при изучении темы. Среди оснований досрочного прекращения полномочий Президента серьезное внимание уделяется процедуре отрешения Президента России от должности ввиду осо­бого значения этой процедуры и её детальной регламентации в Конституции Российской Федерации. Давая описание этой процеду­ре, следует указать на два её основных этапа; выявить субъек­тов права выдвигать обвинение против Президента РФ и права принимать решение об отрешении Президента от должности. Следу­ет также обратить внимание на роль в этом процессе группы чис­ленностью не менее 1/3 от общего числа депутатов Государствен­ной Думы и специальной комиссии, образуемой этой палатой Феде­рального Собрания России. В заключении требуется указать на ситуацию, когда полномочия Президента России временно исполня­ет иное лицо. При этом следует перечислить конституционные ог­раничения полномочий на этом посту для временно исполняющего обязанности Президента.

При характеристике места Правительства РФ в системе орга­нов государственной власти требуется назвать нормативно-правовые акты, закрепляющие полномочия высшего органа феде­ральной исполнительной власти.

Уясняя положения о составе Правительства России, важно оп­ределиться с порядком его формирования. При этом важно ука­зать связь с конституционным правом Президента РФ распустить Государственную Думу после трехкратного отклонения представ­ленных кандидатур Председателя Правительства.

Значительное влияние Президента Российской Федерации на деятельность федеральной исполнительной власти определена ро­лью Президента в формировании структуры федеральных органовисполнительной власти, назначении на должности и освобождении от них заместителей Председателя Правительства и федеральных министров» Необходимо изучить и обстоятельства, при которых прекращаются полномочия Российского правительства.

При изучении данной темы рекомендуется указать на норма­тивно-правовые акты, определяющие круг полномочий Прави­тельства Российской Федерации и основные направления его деятельности или функции„ Правительство России реализует свои функции в различных сферах (областях) жизни общества, что тре­бует раскрыть содержание его деятельности в этих сферах»

Рекомендуется особо выделить законопроектную деятельность Правительства Российской Федерации и его взаимоотношения по этому направлению реализации своих полномочий с парламентом страны. Контроль парламента Российской Федерации за деятельно­стью Правительства ограничен определенными рамками, что следу­ет уяснить слушателям»

При изучении темы рекомендуется осветить многогранную ра­боту Правительства России по обеспечению осуществления полно­мочий федеральной исполнительной власти на всей территории Российской Федерации, сочетанию интересов Федерации и её субъектов в системе исполнительной власти.

В рамках темы необходимо коснуться содержания функцио­нальных обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей и федеральных министров, четкое определение которых является важнейшим моментом организа­ции деятельности Правительства России. При изложении вопроса важно обратить внимание на коллегиальный характер деятель­ности Правительства Российской Федерации. При этом требуется указать, что ни один вопрос не решается Правительством без участия федерального министра, к сфере ведения которого он отнесен. Для организации деятельности Правительства Российской Федерации принципиально важен круг вопросов, решение по кото­рым принимаются исключительно на заседаниях Правительства, то есть коллегиально.

Изучая тему, необходимо отметить организационные моменты, связанные с проведением заседаний Правительства: право Прези­дента Российской Федерации председательствовать на заседаниях Правительства, открытый характер заседаний, необходимость предварительного согласования вопросов, связанных с участием представителей органов законодательной и судебной властей в этих заседаниях. Уяснение вопроса предполагает определение нормативно-правовой базы, на основе которой осуществляется подготовка и проведение заседаний Правительства.

Целесообразно усвоить комплексную характеристику Аппарата Правительства Российской Федерации как рабочего органа, обес­печивающего деятельность Правительства и осуществляющего кон­троль исполнения принятых им решений.

Многочисленные полномочия высший орган исполнительной власти реализует посредством издания соответствующих правовых актов, виды которых требуется указать. Изучая вопрос, рекомен­дуется кратко отразить особенности содержательного различиявидов актов Правительства Российской Федерации. Сложный про­цесс подготовки правовых актов Правительства России необходимо изучать, основываясь и на нормах Положения о подготовке проек­тов постановлений и распоряжений Правительства. Характеризуя порядок вступления в силу актов Правительства Российской Фе­дерации, требуется указать, что этот порядок определяется Пре­зидентом РФ в его указах.

Для самоконтроля знаний по изучаемой теме слушателям реко­мендуется ответить на следующие вопросы:

1. Какие полномочия Президента РФ характеризуют его как главу государства?

2. В чем заключается система гарантий, препятствующих превраще­нию Президента России в авторитарного правителя?

3. Каковы основные группы полномочий Президента Российской Фе­дерации?

4. Какие правовые акты издает Президент РФ, реализуя свои пол­номочия? В чем их различия?

5. Какие основания прекращения полномочий Президента РФ закреп­лены в Конституции?

6. Что необходимо для принятия решения о выдвижении обвинения против Президента России?

7. Каков порядок принятия решения об отрешении Президента Рос­сии от должности?

8. Кто временно исполняет обязанности Президента России в слу­чае их досрочного прекращения?

9. Какими полномочиями главы государства не обладает временно исполняющий обязанности Президента России?

10. Что представляет из себя Правительство Российской Федера­ции?

11. Каков порядок формирования Правительства России?

12. При каких обстоятельствах прекращаются полномочия Прави­тельства РФ?

13. В каких сферах жизни общества Правительство Российской Фе­дерации реализует свои полномочия?

14. Что относится к полномочиям Правительства РФ в сфере бюд­жета и финансов?

15. Каковы полномочия Правительства РФ в сфере укрепления за­конности и правопорядка?

16. Какие виды правовых актов издает Правительство России?

17. Каков порядок вступления в силу актов Правительства Рос­сийской Федерации?

18. В каком нормативно-правовом акте устанавливается порядок вступления в силу актов Правительства Российской Федерации?

В рамках изучения темы «Федеральное Собрание Российской Федерации» необ­ходимо уяснить представительный характер парламента России. При этом важно отметить, что каждая из палат Российского пар­ламента формируется с учетом необходимого представительства.

Федеральное Собрание России осуществляет функции и полно­мочия, в которых выражена сущность его правового статуса. При изучении вопроса требуется обратить внимание на постоянно дей­ствующий характер работы парламента России, непрерывность вдеятельности парламента и направления их обеспечения. Порядок заседания палат парламента Российской Федерации имеет свои особенности, которые необходимо уяснить.

Важно отметить направления и формы, посредством которых обеспечивается необходимая организация работы палат Федераль­ного Собрания. При этом требуется отметить роль комитетов и комиссий в процессе организации многогранной деятельности па­лат парламента России.

Продолжая изучение темы, важно уяснить, что различия пол­номочий палат парламента России в значительной мере обусловле­ны неодинаковым характером представительства этих палат, на что уже выше обращалось внимание. При характеристике отдельных вопросов ведения Совета Федерации и Государственной Думы особо отметить полномочия по кадровым назначениям, занимающие значи­тельное место в общем объеме полномочий палат Российского пар­ламента. Рекомендуется указать правовые акты, принимаемые па­латами Федерального Собрания по вопросам своего ведения.

При изучении темы важно указать на обстоятельства, по по­воду которых установлены специальные правила регулирования противоречий между Государственной Думой и Президентом Россий­ской Федерации. Определяя содержание специальных правил регу­лирования названных выше противоречий, рекомендуется подтвер­дить постоянно действующий характер деятельности парламента Российской Федерации ссылкой на отсутствие возможностей для роспуска парламента России в целом.

Слушателям надлежит усвоить важнейшие понятия, определяю­щие законодательную деятельность Федерального Собрания России. Характеризуя первую стадию законодательного процесса, требует­ся указать субъекты права законодательной инициативы, ссылаясь на соответствующую статью Конституции Российской Федерации, содержащую их исчерпывающий перечень. Рекомендуется отметить особенности внесения законопроектов по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты и др.

Раскрывая содержание второй стадии законодательного про­цесса, обратить внимание на сложившуюся в Государственной Думе практику рассмотрения законопроектов в два чтения, кратко оха­рактеризовав сущность каждого из них. При характеристике третьей стадии законодательного процесса рекомендуется указать на неодинаковый порядок принятия федеральных и федеральных конституционных законов и объяснить это различие.

Рассмотрение принятого закона Советом Федерации в четвер­той стадии имеет свои особенности, среди которых особо отме­тить конституционно закрепленную возможность принятия закона без рассмотрения этой палатой парламента России и перечень во­просов, федеральные законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Рекомендуется обратить внимание на обстоятельства создания согласительной комиссии и возможность преодоления Государст­венной Думой решения Совета Федерации об отклонении федерального закона. Характеризуя особенности порядка принятия федеральных конституционных законов, необходимо ссылаться на тре­бования ст.108 Конституции Российской Федерации.

Определение содержания завершающей (пятой) стадии законо­дательного процесса требует указания на право Президента Рос­сийской Федерации отклонить федеральный закон (право "вето") и возможность Федерального Собрания России принять закон в преж­ней, неизменной редакции. Завершая изучение темы, рекомендует­ся отметить право Российского парламента вносить поправки в Конституцию России и некоторые особенности этой процедуры.

Рекомендуется в порядке самоконтроля знаний по данной теме ответить на следующие вопросы:

1.Что представляет собою парламент России согласно Конституции Российской Федерации?

2.Каков характер представительства палат Федерального Собра­ния?

3.Какие органы создаются в палатах парламента России с целью обеспечения их эффективной работы?

4.Что относится к исключительным полномочиям Совета Федерации?

5.Что относится к исключительным полномочиям Государственной Думы?

6.Из каких стадий складывается процесс принятия федеральных законов?

7.Какие субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией Российской Федерации?

8.Каков порядок вступления в силу федеральных законов на тер­ритории России?

9.Каков порядок принятия и вступления в силу поправок к Кон­ституции Российской Федерации?

Приступая к изучению темы «Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации», рекомендуется отметить множествен­ность смыслов понятия местного самоуправления. Раскрывая поня­тие местного самоуправления, особо подчеркнуть, что при этой системе организации и деятельности граждан ими под свою ответ­ственность решаются вопросы местного значения.

Эффективное решение вопросов в интересах всех жителей дан­ной территории невозможно вне многообразных форм осуществления местного самоуправления. При этом требуется уяснить два основ­ных направления реализации местного самоуправления, а затем детализировать их, указав конкретные формы. Рекомендуется ука­зать и территориальное общественное самоуправление, являющееся специфической формой самоуправления, его органы.

Изучение темы требует определить понятие принципов местно­го самоуправления и перечислить эти принципы, закрепляемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, ха­рактеризуя их содержательную сторону. Определив понятие функ­ций местного самоуправления, необходимо конкретизировать функ­ции, сопровождая это краткой их характеристикой. Особое внима­ние рекомендуется обратить на функцию охраны общественного по­рядка и обеспечения режима законности на данной территории как непосредственно связанную с деятельностью ОВД.

В рамках изучаемой темы, следует усвоить понятие полномо­чий местного самоуправления. Рекомендуется указать тех, кем реализуются полномочия местного самоуправления. Важно отме­тить, что, несмотря на невхождение органов местного самоуправ­ления в систему органов государственной власти, их полномочия включают в себя отдельные государственные полномочия, обеспе­чиваемые определенными гарантиями государства. Завершая изуче­ние вопрос о полномочиях, следует перечислить основные полно­мочия, реализуемые местной администрацией и выборным предста­вительным органом местного самоуправления.

Слушателям, изучающим тему, рекомендуется усвоить, что ме­стное самоуправление в Российской Федерации не только провоз­глашается, но и гарантируется, получая свое закрепление в Кон­ституции России.

Завершая изучение темы, следует ответить на вопросы в по­рядке самоконтроля знаний:

1.Что понимается под местным самоуправлением?

2.Каковы организационные формы осуществления местного само­управления?

3.Какие органы территориального общественного самоуправления вам известны?

4.Что понимается под принципами местного самоуправления?

5.Какие принципы местного самоуправления закреплены Конститу­цией России и федеральным законодательством?

6.Что такое функции местного самоуправления?

7.Какие функции выполняет местное самоуправление?

8. Что подразумевается под полномочиями местного самоуправле­ния?

9.Какие основные полномочия реализуют местные администрации?

10.Какие основные полномочия реализуют выборные представи­тельные органы местного самоуправления?

11.Какие конституционные гарантии местного самоуправления по­лучили свое закрепление в Основном законе России?

В процессе изучения темы «Конституционные основы судебной власти Российской Федерации» слушателям надлежит усвоить, что судебная власть является одной из разновидностей государственной вла­сти, её самостоятельной ветвью. Органы судебной власти само­стоятельны (ст.10 Конституции РФ) и вершат правосудие.

Правосудие отличает ряд специфических признаков, которые требуется знать. Носителями судебной власти в Российской Фе­дерации являются судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обя­занности на профессиональной основе. Судебная власть в лице судей должна надежно защищать права и законные интересы граж­дан, общественных организаций, органов власти и управления, должностных лиц. Для этого правосудие должно быть объектив­ным, справедливым и беспристрастным.

Законодательством России установлен ряд требований к судь­ям, позволяющих обеспечить объективность, справедливость и беспристрастность осуществляемого ими правосудия. Эти требова­ния условно подразделяются на основные и дополнительные (взависимости от юридических источников, в которых они содер­жатся) и учитывают в своем содержании такие факторы как граж­данство, жизненный опыт, профессионализм, образование, мо­рально-этический облик, отношение к политической и предпри­нимательской деятельности.

При изучении темы, важно отметить, что для обеспечения объективности, справедливости и беспристрастности правосудия необходимо не только определить жесткие требования к судьям как носителям судебной власти, вершащим правосудие, но и га­рантировать самим судьям стабильность и независимость их поло­жения при отправлении правосудия, то есть реально обеспечить их независимость, несменяемость и неприкосновенность.

Это принципы правосудия, органично вплетенные в ткань этого вида государственной деятельности, гарантирующие автори­тетность и самостоятельность судебной власти, реально укре­пляющие положение центральной фигуры правосудия - судьи.

Независимость судей означает их подчинение только Консти­туции РФ и федеральному закону. Несменяемость судьи означает, что а) занимаемая им должность стабильно сохраняется и смена занимаемой им должности может произойти только с согласия судьи по его доброй воле, б) полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основани­ям, установленным федеральным законом. Неприкосновенность су­дей означает, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как в особом порядке, определяемом за­коном. Судья не подлежит административной ответственности и к нему неприменимо ни одно из предусмотренных трудовым зако­нодательством дисциплинарных взысканий.

Федеральное законодательство содержит ряд правовых гаран­тий, обеспечивающих независимость, несменяемость и неприкос­новенность судей, укрепляя тем самым авторитетность и само­стоятельность судебной власти.

Для объективности и беспристрастности правосудия необходи­мо не только определить жесткие требования к судьям, не только закрепить правовые гарантии их независимости, неприкосновенно­сти, но и обеспечить надежные гарантии защиты прав и законных интересов сторон судебного разбирательства.

Решению этой задачи служат принципы правосудия, связанные с непосредственной реализацией судебной власти. Принцип откры­тости судебного разбирательства означает, что дела во всех судах разбираются открыто за исключением случаев, предусмот­ренных законом. Принцип состязательности и равноправия сторон означает, что судебное разбирательство является спором о фак­тах и их правовой оценке. В этом споре участвуют равноправ­ные стороны, которые могут предоставлять любые доказательст­ва.

Недопущение заочного разбирательства уголовных дел в судах, кроме случаев, установленных законом означает, что разбирательство дела в суде первой инстанции происходит с участием подсудимого, явка которого обязательна.

Осуществление судопроизводства с участием присяжных засе­дателей также являются принципами правосудия, связанными с непосредственной реализацией судебной власти.

В рамках изучаемой темы необходимо отметить особенность Конституционного Суда как судебного органа конституционного контроля. Требуют своего освещения те юридические источники, в которых определяются полномочия, порядок образования и дея­тельности Конституционного Суда Российской Федерации о Важно знать конституционно определенный порядок формирования Консти­туционного Суда.

Дальнейшее изучение вопроса требует раскрытия полномо­чий Конституционного Суда Российской Федерации, который решает дела о соответствии Конституции нормативно-правовых актов, разрешает споры о компетенции и осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральным законодательством. При этом рекомендуется обратить внимание на такие полномочия Конститу­ционного Суда как официальное толкование этим органом Консти­туции России и право законодательной инициативы.

При изучении вопроса следует уяснить основные принципы, которыми руководствуется в своей деятельности Конституционный Суд. Необходимо указать на независимость Конституционного суда в организационном, финансовом и материально-техническом отно­шениях и те отдельные направления, по которым она реализуется. Рекомендуется усвоить обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории страны.

В качестве самоконтроля знаний по теме рекомендуется отве­тить на следующие вопросы:

1.Что понимается под правосудием?

2. Какими специфическими признаками, отличающими его от других видов государственной деятельности, обладает правосудие?

3. Какие требования предъявляются к судьям в Российской Феде­рации?

4. Какие принципы правосудия, гарантирующие авторитетность и самостоятельность судебной власти, закреплены в Конституции Российской Федерации?

5. Что означает принцип независимости судей?

6. Какие правовые гарантии независимости судей предусматривает действующее законодательство?

7. Что означает принцип несменяемости судей и каковы его пра­вовые гарантии?

8. Что означает принцип неприкосновенности судей и каковы его правовые гарантии?

9. Что понимается под принципами правосудия, связанными с не­посредственной реализацией судебной власти?

10.Какими нормативно-правовыми актами определяются полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда?

11.Каков порядок формирования Конституционного Суда России?

12.Какие полномочия реализует Конституционный Суд России в це­лях защиты основ конституционного строя, основных прав и сво­бод человека?

 

 

Семинар, как групповая форма теоретического обучения, применяется для обсуждения тем учебной программы, расширяет и углубляет содержание лекции, максимально приближает студентов к реальным условиям деятельности юристов. Формы семинаров для дисциплины «Конституционное (государственное) право РФ»: тематический семинар, семинар-беседа, семинар с докладом.

Основные задачи семинара:

- закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной работы студентов с нормативно-правовыми актами, литературными источниками, материалами практики;

- формирование у студентов умения и навыков работы с литературой, анализа и оценки различных источников правовой информации;

- проверка усвоения программного материала и оценка знаний студентов по темам курса.

В процессе обсуждения учебных вопросов на семинаре преподаватель должен:

1) обеспечить высокий научный уровень выступлений;

2) добиваться максимальной практической направленности семинаров на профессиональную подготовку студентов как юристов-практиков;

3) обеспечить высокую активность обучающихся на занятиях.

В завершении занятий преподаватель:

- подводит его итоги и отмечает степень достижения поставленных целей, подготовленность и активность студентов;

- объявляет оценки;

- отвечает на возникшие у обучаемых вопросы;

- определяет задание на следующее занятие и дает рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

 

 

Семинар по теме 2. СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – 4 часа

 

Вопросы к семинару:

 

Предмет, метод и система конституционного права Российской Федерации.

Конституционно-правовые нормы и их классификация.

Источники конституционного права Российской Федерации.

 

В первом вопросе, кроме определений предмета, метода отрасли конституционного права РФ особо следует отметить особенности отношений, входящих в предмет отрасли конституционного права. Также необходимо уделить внимание отличиям понятий конституционного права как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины.

Ответ на второй вопрос предполагает охарактеризовать не только общие с другими нормами права признаки, но и специфические черты именно норм конституционного права.

При ответе на третий вопрос следует последовательно рассмотреть иерархическую структуру источников конституционного права Российской Федерации, отметив при этом особую роль общепризнанных принципов и норм международного права.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Конституция Российской Федерации.М.,2004.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2006. – 816 с.

Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции РФ. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 256 с.

Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. М., 2003.

Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 585 с.

Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. Учебник. М.: изд. "Былина", 2002.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Окунькова Л.А. М.:изд.БЕК, 2003.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Б. Зимненко, «Международное право в судебной практике России: конституционное правосудие //."Российская юстиция" N 9, 2003

Б.А. Страшун "Десять лет конституционных прав и свобод" // "Журнал российского права", N 11, 2003

С.В. Пчелинцев "Проблемы реализации положений конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве" // "Журнал российского права", N 11, 2003.

Белкин А. А. Избранные работы 90-х гг. по конституционному праву. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. – 321 с.

Бондарь Н. С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении: Учебное пособие. – М.: ОАО Издательский дом «Городец», 2004. – 352 с.

Волкова Н. С., Хабриева Т. Я. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. – М.: Норма, 2005. – 176 с.

Государственная символика РФ. – М.: «Экзамен», 2005. – 64 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.