Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Координационные и совещательные органы Правительства




Компетенция Правительства Российской Федерации и порядок прекращения его полномочий. Ответственность Правительства

 

Компетенция есть совокупность полномочий, регламентирующих деятельность Правительства в интересах народов России. Различают: 1) общую компетенцию; 2) предметную или специальную компетенцию и 3) компетенцию по руководству федеральными органами исполнительной власти.

Общая компетенция - это круг полномочий, определяющих главные направления и сферы деятельности Правительства. Соответственно своему статусу Правительство организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование вопросов экономики и социальной сферы; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В отличие от общей предметная (специальная) компетенция характеризует круг полномочий, определяющих деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни: экономическая, бюджетно-финансовая и денежная политика, в социальной сфере, а также развитие науки, культуры, образования, природопользование, обеспечение законности, прав и свобод граждан и др.

В сфере экономики Правительство РФ осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства, прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, осуществляет управление федеральной собственностью и др.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и реализует налоговую политику, принимает согласованные с Центральным банком РФ меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; обеспечивает проведение единой политики цен и др.

В социальной сфере Правительство принимает меры по реализации прав граждан в области социального обеспечения, трудовых прав, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ.

В сфере науки, культуры, образования Правительство обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В сфере обеспечения законности, прав и свободы граждан, борьбы с преступностью Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов и органов судебной власти.

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности РФ Правительство организует оснащение вооружением и военной техникой Вооруженных Сил РФ; принимает меры по охране Государственной границы РФ; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения; руководит гражданской обороной. В сфере внешней политики и международных отношений Правительство обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ; отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан РФ за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности.

Компетенция Правительства по руководству федеральными органами исполнительной власти - это круг конституционных полномочий, определяющих деятельность Правительства по руководству работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролю за их деятельностью. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ»:

федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач;

для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Правительство утверждает положение о федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников аппаратов и размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

Правительство назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти;

Правительство РФ вправе отменить акты федеральных органов исполнительной власти или приостановить действие этих актов;

Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Сложение полномочий Правительства. Предусмотренные Конституцией основания сложения Правительством своих полномочий перед вновь избранным Президентом РФ. Правительство РФ ответственно перед Президентом. Оно действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. При этом Председатель Правительства заявляет вновь избранному Президенту о сложении полномочий Правительством. Президент принимает заявление и рассматривает вопрос о выполнении Правительством своих обязанностей до сформирования нового Правительства. При этом в соответствии с Конституцией РФ (ч. 5 ст. 117) Правительство в случае сложения полномочий продолжает по поручению Президента действовать до сформирования нового Правительства. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ.

Отставка Правительства. Полномочия Правительства прекращаются по основаниям, предусмотренным законом. Возможно и досрочное прекращение его полномочий путем отставки. Отставка - это предусмотренное Конституцией основание сложения Правительством полномочий, которое может принять только Президент РФ. В соответствии с Конституцией отставка Правительства возможна в следующих случаях: 1) Правительство по собственной инициативе может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом; 2) принятия Президентом решения об отставке Правительства; 3) выражения Государственной Думой недоверия Правительству и оно поддержано Президентом. В последнем случае Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Президент оказывается перед крайним выбором, если Государственная Дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ. В этом случае глава государства либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу.

Ответственность Правительства. Решение, принятое Государственной Думой на основании постановки такого вопроса перед палатой Председателем Правительства. Конституция РФ (ч. 4 ст. 117) предоставляет Председателю Правительства право поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. От отказа в доверии следует отличать конституционное право Государственной Думы выразить недоверие Правительству. Решение Государственной Думы не влечет автоматической отставки Правительства. Решение об отставке принимает самостоятельно Президент РФ. В течение 3 месяцев Государственная Дума вправе повторно выразить недоверие Правительству. В этом случае Президент должен принять одно из двух решений: 1) объявить об отставке Правительства; 2) распустить Государственную Думу.

 

 

Образуемые Правительством для обеспечения согласованности действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач (координационные органы), а также для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений рекомендательного характера (совещательные органы).

Координационные органы именуются комиссиями, а совещательные - советами. В состав комиссий и советов в зависимости от возложенных на них задач по рассмотрению вопросов, находящихся в ведении Федерации или ее субъектов либо в их совместном ведении, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти. Кроме того, в состав комиссий и советов могут включаться представители иных органов государственной власти, предпринимательских структур, общественных объединений, ученые, специалисты и общественные деятели. Сфера деятельности и полномочия комиссий и советов определяются решениями об их образовании или положениями о них. Решения указанных органов оформляются протоколами, а при необходимости реализуются в виде проектов постановлений и распоряжений Правительства, которые вносятся в установленном порядке в Правительство. Для оперативной и качественной подготовки материалов и проектов решений Правительства комиссии и советы правомочны создавать рабочие группы из числа специалистов в сответствующих областях.

Комиссия Правительства представляет собой его орган, созданный им для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в различных областях общественной и государственной жизни. В состав комиссии входят члены Правительства РФ, а также иные лица. Комиссию, как правило, возглавляет заместитель Председателя Правительства РФ. Свою деятельность комиссия осуществляет на общественных началах. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решения принимаются простым большинством голосов, оформляются протоколами и являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ. Правовое положение комиссии, ее состав и порядок деятельности определяется Правительством. При федеральном Правительстве созданы и действуют следующие комиссии: по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ; по борьбе с незаконными экспортно-импортными валютно-финансовыми операциями; по вопросам Всемирной торговой организации; по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике; по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот; по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ по реализации соглашений о разделе продукции; по оперативным вопросам; по совершенствованию налогового законодательства; по управлению фондом национально-культурного возрождения народов России; по экономической реформе и др.

Особое значение имеет деятельность учрежденной 9 июня 1997 г. Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам, играющей роль «малого правительства». На Комиссию возложено оперативное рассмотрение текущих и перспективных вопросов, связанных с обеспечением реализации экономической реформы, социальной политики и структурной перестройки экономики, создание условий для развития предпринимательства, а также предварительное рассмотрение вносимых в Правительство проектов законов и решений и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.