Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прокуратура: понятие, конституционная система органов прокуратуры, цели прокурорского надзора




Судебная система Российской Федерации

 

Система судов, организованных и действующих на единых демократических принципах, связанных между собой общей задачей - осуществлением правосудия. Судебную систему образует совокупность действующих в РФ судов. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ» в судебную систему РФ входят: федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи субъектов РФ. К системе федеральных судов относятся: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (система федеральных судов общей юрисдикции); 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ (система федеральных арбитражных судов). К судам субъектов РФ, в соответствии с Законом «О судебной системе РФ», относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» закрепляет единство судебной системы, которое гарантируется: установлением судебной системы федеральным законом, обязанностью всех судов осуществлять правосудие в соответствии с определенными федеральными законами правилами судопроизводства, признанием обязательности исполнения на всей территории РФ вступивших в законную силу судебных решений, законодательным определением единства статуса судей, финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета и др.

Конституционный Суд - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (см. главу 23).

Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным делам общей юрисдикции. В пределах своих полномочий Верховный Суд рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства; имеет право законодательной инициативы и право обращения в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции применяемых судами нормативно-правовых актов. В состав Верховного Суда входят Председатель, его заместители и члены. В состав Верховного Суда, кроме того, входят и народные заседатели. Председатель организует работу по изучению и обобщению практики, созывает Пленум и Президиум Верховного Суда и председательствует на их заседаниях, вносит представления по вопросам, требующим толкования, руководит организацией работ судебных коллегий и др.

В составе Верховного Суда РФ действуют три судебные коллегии:

1) по гражданским делам;

2) по уголовным делам;

3) военная коллегия.

Судебные коллегии рассматривают (по своему профилю) в качестве суда первой инстанции дела особой важности; кроме того, они выступают также кассационной и надзорной инстанциями по отношению ко всем судам общей юрисдикции. Решения судебных коллегий могут быть обжалованы в Президиуме Верховного Суда РФ. Высшей судебной инстанцией является Пленум Верховного Суда РФ, в который входят: Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и члены Верховного Суда РФ (всего численный штат Верховного Суда - 100 судей). В работе Пленума участвует министр юстиции РФ и Генеральный прокурор (участие последнего является обязательным).

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по решению экономических споров. К полномочиям Высшего Арбитражного Суда относятся: рассмотрение дел о признании недействительными ненормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры РФ, между субъектами РФ; рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в силу судебные акты арбитражных судов в РФ; изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дача разъяснений по вопросам судебной практики и др. Кроме того, Высший Арбитражный Суд ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ. Высшему Арбитражному Суду принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения. Он также принимает регламент, обязательный для арбитражных судов РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 1997 г. «Об арбитражных судах в РФ», кроме Высшего Арбитражного Суда в систему арбитражных судов входят федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ. В РФ в соответствии с Законом «Об арбитражных судах» созданы 10 арбитражных судов округов: Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный округ.

В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. При этом арбитражный суд может осуществлять судебную власть на территории нескольких субъектов РФ. Но в то же время на территории одного субъекта РФ могут осуществлять судебную власть несколько арбитражных судов. В составе Высшего Арбитражного Суда созданы следующие коллегии:

коллегия по разрешению дел по экономическим спорам;

коллегия по разрешению дел по спорам, возникающим в сфере управления;

коллегия по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу;

коллегия по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу.

Кроме того, в состав Высшего Арбитражного Суда входит Пленум Высшего Арбитражного Суда, состоящий из Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей, секретаря Пленума, председателей коллегий, судей Высшего Арбитражного Суда, председателей Высших арбитражных судов республик, входящих в состав Российской Федерации. В пределах своей компетенции арбитражные суды могут принимать следующие судебные акты: решения, определения, постановления, обязательные для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц и граждан.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ - судебный орган субъекта РФ, призванный осуществлять конституционное судопроизводство, т.е. определять конституционность (соответствие конституции республики уставу края, области, города федерального значения) нормативно-правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта РФ. Такой суд может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ. К полномочиям такого суда относится также толкование конституции (устава) субъекта РФ. Иные полномочия конституционного (уставного) суда устанавливаются законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

 

 

В соответствии с Конституцией РФ прокуратура представляет собой централизованную систему федеральных органов государства, призванных обеспечить единство (единообразное применение законодательства) законности на всей территории Российской Федерации. В главе 7 Конституции РФ содержится специальная статья, посвященная закреплению конституционно-правового статуса прокуратуры (следует в то же время иметь в виду, что прокуратура не входит в судебную систему). В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) прокуратура осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование. Организация и порядок деятельности органов прокуратуры и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О прокуратуре РФ» (в редакции от 17 ноября 1995 г.), другими законодательными актами РФ. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных указанными законодательными актами.

Деятельность прокуратуры базируется на таких принципах, как единая централизованная система; независимость от органов государственной власти и других объединений и организаций; гласность деятельности; прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов; создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры не допускается; прокуроры не вправе заниматься по совместительству иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Основной целью прокурорского надзора является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности. Для этого прокуратура осуществляет надзор:

а) за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов;

б) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

в) за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. В пределах своей компетенции прокурор вправе приносить протест на незаконный приговор, в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, прокуратура осуществляет расследование преступлений. Прокурор вправе обращаться в вышестоящие судебные инстанции с представлениями о даче судом разъяснений по вопросам судебной практики.

Систему органов прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов РФ, городов и районов, иные территориальные прокуратуры. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, назначаемый на должность сроком на 5 лет и освобождаемый от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность сроком на 5 лет Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуроры городов и районов, а также специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на 5 лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору. Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. Из числа названных лиц, а также других прокурорских работников в Генеральной прокуратуре образуется коллегия. Для дополнительного финансирования материально-технического и иного обеспечения органов прокуратуры, а также мероприятий по социальной защите работников прокуратуры Постановлением Правительства РФ от 26 января 2000 г. учрежден Фонд развития прокуратуры. Согласно Положению о фонде его средства направляются на укрепление материально-технической базы органов прокуратуры; строительство и ремонт служебных зданий и сооружений органов прокуратуры; строительство и приобретение жилых помещений для работников прокуратуры, а также выдачу беспроцентных ссуд на строительство и приобретение жилья работникам органов прокуратуры; финансирование мероприятий, связанных с социальной защитой работников прокуратуры, улучшение их медицинского обеспечения, а также на расходы медицинских и лечебно-оздоровительных учреждений органов прокуратуры.

Глава 30 Конституционный Суд и конституционное судопроизводство в Российской Федерации
142. § 1. Конституционная юстиция: понятие, назначение. Конституционный контроль
143. § 2. Статус Конституционного Суда РФ и его компетенция
144. § 3. Конституционное судопроизводство (конституционный процесс

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.