Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина




Лекция 13.16. Понятия "правового статуса" и "правового положения" граждан Республики Беларусь. Особенности конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей. Правовой статус граждан как конституционно-правовой институт.

Теоретические основы и характеристика понятий - конституционные права, свободы, обязанности, долг, единство прав и обязанностей, равноправие и равенство. Классификация основных прав и свобод граждан. Гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан Республики Беларусь.

Личные права и свободы граждан, их содержание и гарантии. Политические права и свободы граждан, их содержание и гарантии.

Социально-экономические права граждан, их содержание и гарантии.

Государственная защита прав человека и гражданина. Общественная защита прав и свобод человека и гражданина. Неотъемлемость прав и свобод.

 

 

Конституционно-правовой статус человека и гражданина.

 

I. Историческое развитие прав и свобод, их система, классификация и юридические свойства.

Имеется в виду право в субъективном смысле: право, т.е. свободы.

Права и свободы -- закрепленная в Конституции или другом законодательном акте возможность определенного поведения лица.

Права человека —понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

Обязанность—это установленная законом необходимость совершать какие-либо действия или воздержаться от их совершения.

Гражданин —лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству.

Личность --субъект (человек) с присущими ему индивидуальными ему чертами и качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми).

Идея о том, что человек должен быть свободным от рождения возникла в XVII-XVIII вв. Теоретические основы заложили Локк, Руссо.

1689г.--Билль о правах, Англия. Этот акт был закреплен в Декларации Независимости США 1776г.

1789г.— во Франции принята Декларация прав человека и гражданина. Она является преамбулой нынешней Конституции Франции.

Существует 2 способа закрепления прав и свобод в Конституции:

Позитивный (когда в Конституции закреплены конкретные права и свободы)

Негативный (в Конституции закрепляются не конкретные права и свободы граждан, а устанавливаются запреты для субъектов, в т.ч. и государства не совершать определенных действий) Ст.110 Конституции: «какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону».

Классификация прав и свобод по мере их появления:

Конец 18-сер.20 вв. (в этот период в Конституциях и иных конституционных актах фиксировались главным образом личные и политические права и свободы)

Связанные с событиями, происходившими в Советском Союзе и других социалистических странах, где на конституционном уровне находили отражение социально-экономические права (право на труд, на отдых)

2-ая половина 20 в. (появляется много проблем: в области экологии, информационного обеспечения, в результате появляются такие права на конституционном уровне, как право на благоприятную окружающую среду и т.д.)

Классификация:

Основные права и свободы классифицируются:

Права и свободы человека

Права и свободы гражданина

По количеству обладателей:

Индивидуальные

Коллективные

По генезису:

Естественные (прирожденные)

Производные (т.е. сформулированные в международных пактах)

По характеру образования:

Основные

Дополнительные (т.е. зависящие от основных (например, право участвовать в управлении государством—основное, а право избирать и быть избранным—дополнительное))

Юридические свойства основных прав и свобод:

они возникают не на основе конкретных правоотношений, а непосредственно из Конституции

они выражают связи гражданина и государства

они существуют независимо от реализации

существование прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц

они реализуются через правоотношения, регулируемые, как правило, нормами других отраслей права

они одинаковы по объему и содержанию для всех граждан

они должны реально гарантироваться государством

 

Концепция прав человека и ее отражение в Конституции РБ. Принципы правового статуса личности.

Гражданин обладает правами и свободами и несет определенные обязанности, которые в совокупности составляют правовое положение (статус) личности.

Конституционное право закрепляет основы-принципы правового статуса (наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека и гражданина, их взаимоотношения).

Положение личности определяется не только правовыми нормами, но и другими видами социальных норм. Все эти нормы составляют общественный статус личности.

Виды правового статуса:

I. общий (конституционный)

II. специальный (статус определенной категории граждан)

III. индивидуальный (характеризует пол, возраст, семейное положение и т.д.)

IV. статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством

V. отраслевой (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный: несовершеннолетние)

В структуру конституционного статуса личности входит:

· гражданство

· основные права, свободы и обязанности

· правосубъектность (правоспособность + дееспособность)

· правовые принципы

· гарантии прав статуса

Принципы правового статуса закреплены в ст. 21-23 Конституции. Они имеют универсальный характер, определяют основные черты статуса всех членов общества и распространяются на всех без исключения и не только на основные права и свободы Конституции, но и права и свободы, которые регулируются иными отраслями права. Принципы:

1. равенство всех перед законом

2. гарантии прав и свобод

3. недопустимость ограничения прав и свобод

4. обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями

III. Гражданские (личные) права и свободы.

Личные права и свободы — естественные права, т.к. они возникают с рождения. В нашей Конституции о них говорится в ст.24-32.

Особенности:

не зависят от наличия у лица гражданства, т.е. принадлежности к государству

неотчуждаемы, т.е. они принадлежат человеку от рождения до смерти.

Право на жизнь —ст.24 Конституции. Впервые было закреплено в Декларации Независимости США (1776г.)

Содержание права на неприкосновенность — гарантия от необоснованного ареста, обыска или задержания. Ст. 107 УПК дает перечень оснований для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, т.е. задержание может быть применено:

К лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, ареста или дисциплинарного батальона.

К обвиняемому, нарушившему условия, примененные к нему мерой пресечения (подписка о невыезде, домашний арест, залог)

К осужденному, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора или постановление суда об условном неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочное освобождение

Ст.143 УПК «лицо, подвергнувшееся аресту санкцией прокурора, имеет право обжалования в суде законности его содержания под стражей»

Все сомнения, которые не представляются возможным устранить должны толковать в пользу подсудимого.

Ст. 27 Конституции «модно не давать показания против себя и ближних родственников».

Ст.28 «каждый имеет право на защиту от посягательств на его личную жизнь».

Личная жизнь —совокупность взаимных отношений граждан, обусловленных их личными привязанностями, симпатией, дружбой, любовью и другими сокровенными чувствами человека».

Ст.29—неприкосновенность жилища и законных владений.

Ст.30 «Граждане РБ могут свободно передвигаться и переселяться в пределах РБ, а также имеют право покидать и беспрепятственно возвращаться в РБ».

Свобода совести включает в себя свободу вероисповедания.

Ст.32—свобода вступления в браки, забота о родителях и т.д.

 

Политические права и свободы.

По ним судят о демократичности государства. Обладание политическими правами зависит от наличия гражданства.

Они закреплены в ст.33-40 Конституции:

Ст.33—каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их выражение.

Ст.34—Государство гарантирует гражданам право на получение, хранение и распространение полной достоверной информации о государственных органах, учреждениях.

При ознакомлении с материалами дела гражданин имеет право делать выписки, а при вынесении решения—требовать его копии.

Ст.35—свобода собраний, митингов, пикетов. Порядок их проведения определяется законом (закон «О массовых мероприятиях РБ» от 2003г.). Но существует разрешительный порядок, ответ дается письменно

Ст.36—каждый имеет право на свободу объединен6ий. Но для обеспечения беспристрастности ОВД, закон запрещает их членам быть состоять в политических партий, а также судьям, Президенту членам Центральной избирательной Комиссии.

Ст. 37—граждане РБ имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей.

Ст.38—граждане РБ обладают избирательным правом. (Оно может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным)).

Ст.39—граждане РБ в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям государственных органов.

Ст.40—граждане РБ имеют право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы и соответствующие должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенные сроки.

Виды обращений:

Предложение (граждане направляют рекомендации, критические замечания в соответствующие органы по улучшению их деятельности)

Заявление (просьба лиц к органам государства в осуществлении им содействия в реализации их прав либо сообщение каких-либо важных заявлений)

Жалоба (обращение в государственный орган тех, чьи права нарушены, с требованием восстановить их)

 

V. Социально-экономические права и свободы.

Социально-экономические права закреплены в ст. 41-51 Конституции. От этих прав зависит материальное и духовное благосостояние человека.

Ст.41—право на труд, т.е. право на выбор профессии, рода занятий, работы в соответствии с желание, образованием, способностями. Государство создает полные условия для полной занятости, а в случае незанятости существует право на переобучение. Раньше право на труд рассматривалось как обязанность, а теперь — как возможность.

Ст. 42—право лиц, которые работают по найму на вознаграждение за выполнение работы с качеством, количеством, общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера. Мужчины и женщины, взрослые и несовершеннолетние, имеют право на одинаковое вознаграждение.

Ст. 43—право на отдых: 40-часовая рабочая неделя, ежегодные отпуска, еженедельные выходные, др. виды отпусков.

Ст.44-право собственности. Собственник имеет право владеть, пользоваться, распоряжаться своим имуществом. Особенность: обязанность собственника не наносить вред окружающей среде, ущемлять права и законные интересы др. лиц.

Ст.45—право на охрану здоровья, включая право на бесплатное медицинское обслуживание в государственных органах здравоохранения.

Ст.46—право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, связанного с нарушением этого права.

Ст.47—право на социальное обеспечение в старости, в случаях болезни и т.д.

Ст.48—право на жилище.

Ст.49—государство гарантирует доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. А среднее и высшее—на конкурсной основе.

Ст.50—право каждого сохранить свою принадлежность.

Ст.51—право на участие в культурной жизни. Государство гарантирует свободу творчества.

 

VI. Основные обязанности граждан РБ.

Основные обязанности закрепляются в ст. 52-57 Конституции. Там закреплены 6 основных обязанностей и + взаимная ответственность детей перед родителями и наоборот.

+ собственность не должна использоваться во вред обществу и государству.

 

Гарантии прав и свобод.

По вопросам гарантий в литературе единого мнения нет.

Гарантии прав и свобод — условия и средство их реализации, связующее звено, которое дает возможность осуществить необходимый в правовом статусе граждан, переход от предусмотренной в законе возможности к действительности.

--обеспечение обладания и пользования ими на практике.

Классификация:

Внутригосударственные

Международно-правовые (ст.61)

Внутригосударственные делятся по объему на:

Общие (предназначены для обеспечения всех прав и свобод, которыми гражданин наделен как субъект правоотношений:

Основной гарант—Президент (ст. 79)

Правительство--общий гарант (ст. 107)

Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами, либо к отказу от своих прав (ст.58)

Государство обязано принимать все доступные меры для создания порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан РБ (ст. 59)

Гарантии правосудия (ст.60)

Никто не должен принуждать к даче показаний и объяснений против себя, членов семьи, близких родственников (ст.27)

Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления защиты прав и свобод (ст. 62)

Специальные (закрепляются вместе, в одной и той же статье, с теми правами и свободами, которыми ими гарантируются (ст.25—право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста)).

Необходимым условием для реализации прав и свобод является хорошая международная обстановка (ст.59).

 

 

Тема 14. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь

 

Лекция 14.17. Понятие иностранец и его правовой статус. Правовой статус иностранцев, представляющих дипломатический корпус своих государств на территории Республики Беларусь. Правовая ответственность иностранных граждан.

Понятие "лицо без гражданства". Правовой статус лиц без гражданства, проживающих на территории Республики Беларусь. Правовая ответственность лиц без гражданства.

 

Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовой статус иностранцев в РБ регулируется Конституцией, законом РБ от 03.06.1999г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ», законом от 29.12.1998г. «Об интеграции», законом от 22.02.1995г. «О беженцах» и другими нормативно-правовыми актами.

Иностранные граждане —лица, не являющиеся гражданами РБ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лица без гражданства —лица, не являющиеся гражданами РБ и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

2 категории иностранцев:

1. постоянно проживающие в РБ

2. временно проживающие в РБ

Эти лица въезжают в РБ по своим паспортам или документам их заменяющим при наличии эмиграционной визы, которая выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением и действительно в течение 1 года.

Перечень случаев, когда иностранцам может быть отказано во въезде в РБ:

если это необходимо для защиты прав и интересов граждан РБ

в интересах обеспечения государственной безопасности, здоровья граждан

если лицо представило заведомо ложные сведения

если лицо имеет заболевание, включенное в перечень запрещенных болезней

лицо является членом террористической организации, пропагандирующей войну, национальную рознь

Иностранцам, получившим разрешение на постоянное жительство, ОВД выдают вид на жительство, может ставиться пометка в паспорте, но не даваться вид на жительство. В целях регулирования процессов эмиграции Совет министров определил эмиграционную квоту. Но Президент может принимать решение о приеме эмигрантов сверх установленной квоты.

Разрешение на постоянное жительство выдается иностранцам, если они:

находятся в близком родстве с гражданами РБ

заключили брак с гражданином РБ

являются работниками СМИ, аккредитованных в РБ

они или члены их семьи являются сотрудниками международных организаций

являются высококвалифицированными работниками, в которых нуждается РБ

гарантируют инвестирование не менее 150 тыс. $ в экономику РБ и реализацию конкретных государственных программ

Некоторые иностранцы имеют двойное гражданство— бипатриды. Большинство государств отрицательно относятся к многогражданству и заключают договоры о предотвращении случаев многогражданства. Двойное гражданство осуществляется без договора между государствами, а как политическая акция.

Закон «О гражданстве РБ» (2002г.) допускает для своих граждан наличие двойного гражданства. Вместе с тем, данным законом предусмотрено, что Беларусью не признается принадлежность лица к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами.

 

Основные права, свободы и обязанности иностранцев. Право убежища.

В соответствии с Конституцией (ст.11) и иным законодательством РБ иностранцы пользуются правами, свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами РБ, если иное не предусмотрено международными договорами. Все иностранцы равны перед законом. В случае ареста или задержания иностранца соответствующий орган должен проинформировать МИД той страны, гражданином которой лицо является.

Положения законодательства относительно правового статуса иностранцев применяются на взаимной основе.

Законодательство закрепляет некоторые права, которые не могут быть использованы иностранцами:

· избирать и быть избранными в государственные органы

· участвовать в Референдумах

· занимать должности требующие наличия гражданства РБ

· не исполняют всеобщую воинскую обязанность

Законодательство предусматривает случаи как возможного, так и обязательного выдворения (депортации) иностранцев. Так они могут быть выдворены, если:

1. это необходимо для охраны здоровья, интересов граждан РБ

2. лицо нарушило законодательство о правовом положении иностранцев

3. действия противоречат интересам государственной безопасности или охране общественного порядка

иностранец подлежит выдворению, если:

1. незаконно получал прибыли в РБ

2. совершил тяжкие преступления вне территории РБ

3. им онулировали разрешение на постоянное жительство

4. они получили уведомление об отказе признании их беженцами

Иностранцам в соответствии с Конституцией (с. 12) и законодательством может быть предоставлено право убежища.

 

Понятие беженцев, их правовой статус в РБ.

Беженец – это лицо, которое не является гражданином РБ и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданско-правовой принадлежности по признаку расы, гражданства, религии, национальности и т.д.

Международное сообщество не безразлично к беженцам и стремится улучшить их положение: в структуре ООН существует специальный отдел, занимающийся проблемами беженцев – Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Так же по инициативе ООН 20 июня – всемирный день беженцев.

В РБ имеется орган государственного управления, который занимается проблемами беженцев – Департамент по гражданству и миграции МВД РБ и его структурные подразделения.

В2003 году РБ предоставило статус беженца 106 иностранным гражданам, а сего на территории РБ на 01.01.04 г. проживало 412 беженцев.

Международное сотрудничество по проблемам беженцев берет начало с момента образования Лиги Наций (1919г.). В1945 году на смену ей приходит ООН.

Правовой статус беженцев регулируется законом РБ от 22.02.1995 г. «О беженцах»

Органы, связанные с беженцами:

1. пограничные войска задерживают при пересечении государственной границы иностранцев, не имеющих разрешения на въезд, но заявивших о желании быть признанными беженцами. Войска передают информацию в территориальные органы о миграции.

2. КГБ в пределах компетенции представляет информацию в орган о миграции о наличии у иностранца обстоятельств, исключающих присвоение статуса.

3. МИД принимает участие в переговорах, в заключении международных договоров по вопросам о делах беженцев.

4. Местные исполнительно-распорядительные органы определяют места для расселения беженцев.

Иностранец обязан лично или через уполномоченного представителя подать ходатайство о присвоении ему статуса беженца, а лица до 18 лет вносятся в ходатайство одному из родителей. Ходатайство отправляется в территориальный орган о миграции. Процедура признания иностранца беженцем может быть приостановлена, если будет установлено, что он сообщил о себе заведомо ложные сведения или совершил деяние, создающее угрозу безопасности государства. Решения признания иностранца беженцем или об отказе принимаются Департаментом по миграции и гражданству МВД. Иностранцам, признанным беженцем, выдается удостоверение в соответствии с положением «Об удостоверении беженцев», утвержденном Советом министров. Сведения о несовершеннолетних заносятся в удостоверение одного из родителей. При выдаче удостоверения у иностранцев изымается его национальный паспорт и др. документы, которые хранятся в территориальном органе по миграции в течение срока проживания беженца на территории РБ. Иностранец признается беженцем на срок до 3 лет. Он может продлеваться каждые последующие 5 лет. Иностранец, получивший уведомление об отказе в признании беженцем обязан покинуть территорию РБ в течение 1 мес.

 

Тема 15. Административно-территориальное устройство Республики Беларусь

Лекция 15.18. Понятие административно - территориального устройства.

Цели и задачи деления территории государства на части - административно - территориальные единицы и территориальные единицы.

Основные принципы административно - территориального устройства.

Развитие административно - территориального устройства в Республике Беларусь и законодательства о нем.

Виды и государственно-правовая характеристика административно-территориальных единиц Беларуси. Области, района (в сельской местности). Городов, района в городе. Сельского Совета, поселков (городских, рабочих, курортных). Сельские поселения.

Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно - территориального устройства.

Порядок переименования административно-территориальных единиц и изменения их границ.

 

Понятие административно-территориального устройства

Под административно-территориальным делением понимается деление территории государства на части. Административно-территориальное устройство белорусского государства - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь В соответствии со ст. 9 Конституции Республики Беларусь территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.

В целях решения вопросов административно-территори­ального устройства издан Закон от 5 мая 1998 года "Об административно-территориальном делении и по-ядке решения вопросов административно-территориального уст-юйства Республики Беларусь", Указ Президента Республики Бе­ларусь от 29 сентября 1998 г. № 468 "Об утверждении Положения порядке решения вопросов, связанных с объединением одноимённых административно-территориальных единиц, имеющих административный центр", постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998 г. № 1238, которым утвержден ряд нормативных актов, направленных на реализацию закона, в том числе Порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц Республики Беларусь, Порядок наименования и переименования предприятий учреждений, организаций, железнодорожных станций и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, Положение об Топонимической комиссии при Совете Министров.

Законом определены основные принципы административно-территориального деления. Оно основывается на следующих принципах:

единства и неотчуждаемости территории Республики Бела­русь как естественного условия существования и пространствен­ного предела самоопределения народа, основы его благосостоя­ния и суверенитета Республики Беларусь;

сочетания общегосударственных интересов и интересов насе­ления, проживающего на соответствующей территории;

сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;

осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц и т.д.

Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси.

Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, созда­ются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

В целях определения пространственных пределов компетен­ции местных Советов депутатов, исполнительных и распоряди­тельных органов для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти органы.

Территории городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делятся на территориальные единицы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.

Территория Республики Беларусь делится на территорию областей и территории областей как административно-территориальных единиц.

Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.

Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения являющихся административно-территориальными единицами, а т поселков городского типа и городов районного подчинения являющихся территориальными единицами.

Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсовете составляют их территорию.

Компетенция республиканских органов государственного уп­равления и местных Советов депутатов, исполнительных и распо­рядительных органов в пределах соответствующих администра­тивно-территориальных единиц определяется законодательством Республики Беларусь.

Законом предусмотрено, что административно-территориаль­ная и территориальная единица в связи с необходимостью уста­новления особого режима государственного управления, обус­ловленного требованиями национальной безопасности, экологи­ческими и иными требованиями, может объявляться закрытой.

Порядок объявления административно-территориальной и территориальной единицы закрытой и особенности управления ею определяются законодательством Республики Беларусь.

В законе дано определение населенных пунктов. Населенный пункт - компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необ­ходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

В Республике Беларусь устанавливается три категории городов:

город Минск - столица Республики Беларусь;

города областного подчинения;

города районного подчинения.

Населенные пункты, в которых находятся местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, *

играми соответствующих административно-территориаль­ных единиц.

Установлены критерии отнесения населенных пунктов к кате­гориям.

Населенные пункты Республики Беларусь относятся к определённым категориям в зависимости от:

численности проживающего населения;

уровня развития и специализации производственной и соци­ально-культурной инфраструктуры;

государственных функций, осуществляемых на соответству­ющей территории.

К категории городов относятся:

город Минск - столица Республики Беларусь. Статус города Минска определяется законом;

города областного подчинения - населенные пункты с чис­ленностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфра­структурой.

В отдельных случаях к категории городов областного подчи­нения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административ­ными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющими важное промышленное, историческое значение, пер­спективы дальнейшего развития и роста численности населения;

города районного подчинения - населенные пункты с числен­ностью населения свыше 6 тысяч человек, имеющие промышлен­ные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и рос­та численности населения.

К категории поселков городского типа относятся:

городские поселки - населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

курортные поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные учреждения;

рабочие поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.

Все остальные населенные пункты (деревни, поселки) относятся к категории сельских населенных пунктов.

Наряду с административно-территориальными единицам предусмотрено создание территориальных единиц Республики Беларусь.

Территориальными единицами Республики Беларусь являют­ся населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памят­ников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие).

Порядок образования, реорганизации, ликвидации, использо­вания, учета и регистрации территориальных единиц определяет­ся Законом от 5 мая 1998 года и иными актами законодательства Республики Беларусь.

В Республике Беларусь ведется учет и регистрация административно-территориальных единиц.

 

Компетенция государственных органов в области административно-территориального устрой.

Законом определена компетенция государственных при решении вопросов административно-территориального устройства.

Основные, наиболее важные вопросы в этой области решает Глава государства. Так, согласно статье 5 мая 1998 года Президент Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь с учётом мнения местных Советов депутатов:

Образовывает и упраздняет области и районы, устанавливает и переименовывает административные центры, принимает решения по спорам между областными Советами депутатов связанным с вопросами административно-территориального устройства;

относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, из­меняет и упраздняет районы в городах;

принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядитель­ных органов города Минска и городов областного подчинения;

объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-террито­риальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов де­путатов, исполнительных и распорядительных органов соответст­вующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь (ст. 8).

В соответствии со статьей 9 Закона Совет Министров Респуб­лики Беларусь:

представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.