Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компетенция Парламента. 2 страница




Тема 21. Конституционные основы создания и функций органов государственного управления Республики Беларусь Совета министров, министерств, государственных комитетов, комитетов при министерствах Республик Беларусь

Лекция 21. 27. Место и роль органов государственного управления в механизме государства. Осуществление органами государственного управления исполнительной власти.

Порядок формирования, состав, структура, подотчетность и подконтрольность Совета Министров Республики Беларусь. Совет Министров в системе органов исполнительной власти. Компетенция Совета Министров.

Акты Совета Министров. Конституционный статус Премьер-министра Правительства, его заместителей и членов.

 

Место и роль органов государственного управления в механизме государства. Осуществление органами государственного управления исполнительной власти.

Согласно статье 106 Конституции, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь, которое к тому же является центральным органом государственного управления. Правительство РБ состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления (ст.106 ч.1 Конституции).

Правительство РБ является коллегиальным органом. Согласно статье 84 п.7, Президент РБ определяет структуру Правительства и назначает на должность (освобождает) заместителей Премьер-министра, министров и др. членов Правительства.

В настоящее время в состав Совета Министров входят:

· Премьер-министр

· 1-ый заместитель Премьер-министра

· 5 заместителей Премьер-министра

· 25 министров

· 17 Председателей Государственных комитетов

· Глава Администрации Президента РБ

· Председатель Комитета государственного контроля

· Председатель Правления Национального банка РБ

· Президент Национальной Академии Наук

 

Порядок формирования, состав, структура, подотчетность и подконтрольность Совета Министров Республики Беларусь. Совет Министров в системе органов исполнительной власти. Компетенция Совета Министров.

Премьер-министр в соответствии со ст.106 ч.5 назначается Президентом с согласия Палаты представителей не позднее, чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре. В случае 2 отказов в даче согласия Палатой представителей Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, одновременно распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

В целом, можно констатировать, что формирование Правительства (за исключением Премьер-министра) осуществляется Президентом без вмешательства и контроля Парламента.

Согласно Конституции, Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Правительство или любой его член вправе заявить о своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство также заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству.

Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РБ по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства.

 

Полномочия Правительства РБ:

· руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и др. органов исполнительной власти

· разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации

· разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении

· обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда

· принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

· выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью РБ, организует управление государственной собственности

· обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента

· отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента

Как видим, Конституция содержит открытый перечень полномочий Совета Министров в разных областях жизни общества и государства. Правительство является органом общей компетенции и руководит практически всеми отраслями хозяйства, социально-культурной, административно-политической деятельности.

 

Полномочия Премьер-министра:

Конституция РБ отводит важную роль Премьер-министру Правительства.

1.возглавляет Правительство и организовывает его работу, т.е. осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу

2.подписывает постановления Правительства

3.подписывает временные декреты, если они изданы по предложению Правительства

4.в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства

5.ставит перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству

6.информирует Президента об основных направления деятельности правительства и о всех его важнейших решениях

7. выполняет иные функции связанные с организацией и деятельностью Правительства (ст.101 ч.1; ст.106 ч.6,8; ст.102 ч.2)

 

Роль Правительства в законотворческом процессе

Правительство наделено правом законодательной инициативы (ст.99 ч.1). При необходимости Правительство также вправе предложить Президенту издать временный декрет (ст.101 ч.1). По поручению Президента Правительство дает согласие на внесение в Палату Представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов.

Правительство по поручению Президента имеет право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным, вправе требовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение, если согласительной комиссией обеих палат Парламента не принят согласительный текст законопроекта.

С согласия Президента Правительство вправе требовать, чтобы палаты Парламента на своих заседаниях принимали решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты президентом или Правительством (ст.99 ч.4).

Акты Правительства:

В соответствии со ст.108 ч.1 Конституции, Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории РБ. Этот нормативный акт является весьма важным в правовой системе РБ. Как правило, этот акт носит нормативный характер (в отличие от распоряжений Премьер-министра, которые носят индивидуальный характер)

Постановления принимаются простым большинством голосов членов Правительства, присутствовавших на заседании Правительства, и вступают в силу с момента их подписания, если в них не указаны иные сроки введения в действие. Постановления, которые касаются прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу после их официального опубликования. Постановления Совета Министров должны соответствовать Конституции РБ, международным правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам Президента.

Постановления Совета Министров могут быть отменены Президентом, а также признанны утратившими силу в целом или в части самим Советом Министров, а также признанны противоречащими Конституции, международно-правовым договорам, законам, указам и декретам Президента Конституционным Судом РБ.

Подготовка проектов постановлений Совета Министров и распоряжений Премьер-министра, а также документов Правительства, представляемых Президенту, Парламенту, иным государственным органам возложена на Аппарат Совета Министров.

 

Президиум Совета Министров, аппарат, комиссии.

Президиум создан для решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров в качестве его постоянного органа.

Состав:

§ Премьер-министр

§ Его заместители

§ Глава Администрации Президента РБ

§ Председатель КГК

§ Председатель Правления Национального банка

§ Министры (финансов, экономики, иностранных дел)

Форма работы—заседания (по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц) под председательством Премьер-министра. Заседания являются правомочными при присутствии более половины членов.

Решение принимается простым большинством голосов от общей численности, оформляется в виде постановления Совета Министров и должно соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров.

Для организационно-технического обеспечения деятельности премьер-министра и его заместителей создается Аппарат Совета Министров на основе специального положения.

Комиссии:

ü Постоянные

ü Временные (для подготовки решений по отдельным вопросам государственного управления, разработки постановлений Совета Министров, выполнения отдельных поручений).

 

 

Аппарат Правительства:

Аппарат Правительства возглавляется руководителем Аппарата, который назначается на должность и освобождается от нее Советом Министров по согласованию с Президентом. Структура Аппарата, его задачи, а также функциональные обязанности работников структурных подразделений определены положением «об Аппарате Совета Министров».

 

Делегированные полномочия Правительства:

Данный вид полномочий Правительства может быть делегирован ему главой государства. В конституции закреплено, что есть так называемые «поручения Правительству исходящие от Президента», но само содержание понятия «делегированные полномочия» в Конституции не раскрываются. Однако в самих указах Президента, например, в п.5 указа Президента от 11.01.97г. «о системе республиканских органов государственного управления подчиненных Правительству» закреплено положение делегировать правительству РБ право вносить при необходимости изменения в систему комитетов при министерствах (в государственных комитетах) РБ путем создания новых комитетов, реорганизации и ликвидации комитетов.

 

Лекция 21. 28. Порядок отставки Правительства. Взаимодействие Правительства с Президентом и Парламентом.

Повышение роли Правительства в связи с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь 24 ноября 1996 года.

Министерства, государственные комитеты, комитеты при министерствах и государственных комитетах - субъекты исполнительной власти; порядок их образования, компетенция, роль, подчиненность, виды издаваемых актов.

Порядок отставки Правительства. Взаимодействие Правительства с Президентом и Парламентом.

В соответствии с ч. 7 ст. 106 Конституции Республики Беларусь, Правительство в целом или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет также об отставке Президенту в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству.

Согласно ч. 8 ст. 107 Конституции, Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки, Правительство продолжает осуществлять свою деятельность

Президент наделен правом по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики беларусь по поручению президента продолжает осуществлять свои полномочия по формированию нового правительства.

Повышение роли Правительства в связи с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь 24 ноября 1996 года.

В отличие от первоначальной редакции Конституции, на Правительство возложена организация полномочий исполнительной ветви власти, т.е. Правительство практически возглавляет исполнительную власть.

Министерства, государственные комитеты, комитеты при министерствах и государственных комитетах - субъекты исполнительной власти; порядок их образования, компетенция, роль, подчиненность, виды издаваемых актов.

Совет Министров в соответствии с частью 2 ст.12 закона «О Совете Министров» руководит системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления, координирует, контролирует, направляет их работу. В данную систему входят:

1. Министерства

2. 6 государственных комитетов: Государственный комитет по авиации, Государственный комитет пограничных войск, Государственный комитет безопасности, Государственный таможенный комитет, Государственный комитет по науке и технологиям, Государственный военно-промышленный комитет)

Комитет при Совете Министров —республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику и реализующий функцию регулирования в конкретной сфере деятельности.

Государственные комитеты —органы (функциональные или отраслевые), которые проводят государственную политику, осуществляют регулирование и управление в определенной отрасли и координируют деятельность в этой отрасли других государственных органов РБ.

Комитет при Совмине несет ответственность перед Совмином за выполнение возложенных на них задач и организацию работы. Следует заметить, что научно определенные критерии определения специфики республиканских органов государственного управления не всегда определены.

Министерство, по своему назначению,--орган отраслевого направления, который возглавляется министром, реализуя компетенцию органа на основе единоначалия, т.е. министр несет персональную ответственность за работу министерства.

Государственный комитет—орган, предназначенный для выполнения межведомственных (надведомственных) полномочий. Его решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу непосредственно связанную с профилем государственного комитета.

Например, государственный комитет по авиации больше подпадает под термин «министерство».

 

Компетенция, порядок деятельности республиканских органов государственного управления

Компетенция, порядок деятельности республиканских органов государственного управления определяется Конституцией, законами, актами Президента и Правительства. Особое место занимают положения об этих органах, утверждаемые положениями Совмина. В положениях закрепляются задачи, функции и полномочия данных органов. На основании ст. 14 закона «О совете Министров» утверждается состав коллегий республиканских органов государственного управления, подчиненных Совмину, если иное не предусмотрено актами Президента РБ.

Республиканские акты:

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Правительству в пределах своей компетенции, издают акты на основе и с целью использования Конституции, законов, декретов, указов, распоряжений Президента РБ, а также постановлений Правительства и Премьер-министра. Относительно предприятий, организаций, учреждений негосударственной формы собственности или иного подчинения вступают в силу и являются обязательными при условии, что данные акты зарегистрированы Министерством юстиции.

Наименования актов республиканских органов государственного управления: приказы, инструкции, постановления, указания, разъяснения и др. Акты могут быть и без специального наименования, например, утверждение какого-либо положения о… и т.д.

Правительство вправе отменить акты подчиненных ему республиканских органов государственного управления не только с точки зрения законности, но и целесообразности.

 

Администрация Президента РБ.

В соответствии с п. 5 ст. 84 Конституции РБ, Президент РБ образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента РБ, другие органы государственного управления, непосредственно подчиненные Президенту РБ.

Администрация, согласно положению о ней, является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента РБ в области государственной кадровой политики, идеологии, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента РБ.

Главные задачи Администрации:

1. обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии

2. координация деятельности подотчетных Президенту государственных органов в области государственной кадровой политики и идеологии

3. обеспечение взаимодействия Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной власти

4. организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента РБ.

С целью обеспечения проведения государственной кадровой политики, на Администрацию Президента возложено:

Ø общее руководство деятельностью государственных органов и учреждений по подготовке, переподготовке, повышению квалификации управленческих кадров

Ø согласование, в случаях предусмотренных законодательством, кандидатур при назначении их на должности

Ø создание и совершенствование системы аттестации руководящих работников, их конкурсного отбора и выдвижения, формирования резерва управленческих кадров

Ø обеспечивает общее руководство деятельностью министерств и др. республиканских органов государственного управления, а также местных исполнительных и распорядительных органов и учреждений образования

Ø осуществляет переподготовку и повышение квалификации резервов кадров по всем направлениям их деятельности

Ø осуществляет контроль за Министерством образования по регулирования и аккредитации этих учреждений, утверждает их перечень

Общее руководство деятельностью Администрации Президента осуществляется Главой Администрации Президента РБ, назначаемого и освобождаемого от должности указом Президента РБ и являющегося по должности членом Правительства.

В структуру Администрации входят:

· 6 Главных управлений: государственно-правовое, кадровой политики, по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти, организационное, общественно-политической информации;

· 4 отдела: по вопросам гражданства и помилования, по работе с общественными объединениями, подготовки выступлений;

· Секретариат Главы Администрации Президента РБ;

· Помощники Президента РБ,

· Канцелярия Президента РБ,

· Пресс-служба Президента РБ;

Управление делами создано в целях совершенствования финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения деятельности высших органов государственной власти, подчиненных Президенту РБ лично.

Тема 22. Судебная власть в Республике Беларусь

 

Лекция 22.29. Осуществление судами и судьями судебной власти.

Понятие, особенности и формы проявления судебной власти.

Принципы организации и деятельности органов судебной власти в Республике Беларусь. Понятие и функции конституционного правосудия.

Порядок формирования и состав Конституционного Суда. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного Суда. Конституционный Суд Республики Беларусь в системе органов судебной власти. Конституционный Суд Республики Беларусь в системе органов судебной власти.

Конституционно-правовой статус судебной власти.

Конституционные основы судебной власти закреплены в Главе 6 «Суд». В соответствии со ст.109 Конституции судебная власть принадлежит судам, причем судебная система строится на принципах территориальности и специализации.

В соответствии со ст.112 суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней нормативно-правовых актов. В этой же статье (2 абзац) закрепляется прямое действие норм Конституции. Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу, что нормативно-правовой акт не соответствует Конституции, то он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит вопрос о признании данного акта неконституционным.

Ст.110 закрепляет принципы судоустройства:

§ независимости судей

§ подчинение только закону

Для того чтобы независимость судьи была реальной, он не имеет права осуществлять предпринимательскую и иную деятельность, за исключением научно-исследовательской.

Ст.113 закрепляет принцип коллегиальности, а в ряде случаев единоличное рассмотрение дел.

Ст.114 закрепляет принцип открытости судебного заседания. Слушание дел в закрытых судебных заседаниях допускается лишь в исключительных случаях.

Ст. 115 закрепляет принцип состязательности и равенства сторон в процессе. Также принцип обязательности судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.