Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1 (2 час)




ТЕМА 8. Система гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина (6 час.).

 

 

1.Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина.

2.Защита прав и свобод - обязанность государства.

3.Институт парламентского Уполномоченного по правам человека. Комитеты по правам человека

 

Задание для самостоятельной работы:

Задание 1. Подготовьте сообщение на тему: Основные гарантии прав и свобод в Российской Федерации.

Задание 2. Подготовьте сообщение на тему: Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. (интерактивное)

 

Занятие 2 (4 час.)

 

1.Судебная защита прав и свобод личности.

2.Самозащита прав и свобод человека и гражданина.

3.Международные гарантии прав и свобод человека и гражданина

4.Пределы реализации прав и свобод человека и гражданина.

 

Задание для самостоятельной работы:

Задание 1. Сформулируй те определение следующих понятий: ограничение права, умаление права, лишение права, отмена права, отрицание права. Поясните, в чем различия между ними.

Задание № 2. Что означают категории «признание», «соблюдение», «защита» (ст. 2 Конституции РФ)?

 

Нормативно- правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации 1993г(в ред. 21.07.2014г.)

2.Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014г.) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 12.03.2014г.) "О чрезвычайном положении".

4. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 (в ред. от 12.03.2014г) N 1-ФКЗ "О военном положении".

5.Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013г) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

6. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.12.2014г) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

7. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014г.) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

8. Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

9. Указ Президента РФ от 20.03.2007 N 370 "Вопросы обеспечения деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека"

10.Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка".

 

Методические рекомендации. Важнейшей предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей граждан являются их конституционные гарантии. Гарантированность (обеспеченность) прав и свобод личности относится к числу принци­пов ее конституционного статуса, и вытекает из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, установления обязанности го­сударства признавать, соблюдать и защищать данные права и свободы (ст. 2 Конституции Российской Федерации).Гарантии конституционного статуса личности проявляются как в системе запретов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, так и в предоставлении ряда спе­циальных прав. К числу конституционных запретов относится запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19), запрет издавать законы, отменяющие или умаляющие пра­ва и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), запрет ограничения отдельных прав и свобод независимо от любых обстоятельств (ч. 3 ст. 56), и др. Специальные права связаны с защитой нарушенных прав. Они закреплены в почти трети статей гл. 2 Конституции Российской Федерации (ст. 45 — 54).

Студент должен уделить внимание государственной, в том числе судебной, защите прав и свобод человека. Необходимо назвать органы государственной власти, призванные осуществлять такую защиту, и описать способы восстановления прав, компенсирования ущерба, по­лученного в результате их нарушения.

Отдельно стоит рассмотреть возможность самозащиты граждана­ми своих прав всеми способами, не запрещенными законом. При этом надо понимать, что способы самозащиты (необходимая оборона в уго­ловном праве; отказ от выполнения работы, которая непосредственно угрожает жизни и здоровью гражданина в трудовом праве) должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

В целях профилизации надо максимально полно осветить вопросы, связанные с судебной защитой прав и свобод человека и гражданина, и с соответствующими правами-гарантиями (право на доступ к право­судию; право на справедливое рассмотрение дела; право на получение юридической помощи; право на получение компенсации) с учетом широкого круга решений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации в этой сфере. Здесь же исследуются воз­можности российских граждан обращаться в межгосударственные орга­ны по защите прав и свобод человека в соответствии с международ­ным договором, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударствен­ные средства правовой защиты.

При подготовке к занятию необходимо остановиться на проблемах пределов конституционной свободы личности, гарантиях и формах защиты основных прав и свобод человека и гражданина.Гарантии основных прав, свобод и обязанностей - это условия и средства, обеспечивающие их реализацию. Важнейшие из них - судебная защита и процессуальные гарантии, право жалобы, прокурорский надзор, правомерная деятельность органов государственной власти и управления, право политического убежища, парламентского уполномоченного по правам человека. Главные же условия эффективной реализации основных прав, свобод, обязанностей и их конституционных гарантий в целом определяется тем уровнем демократии, который достигнут обществом и государством, а также их экономическими возможностями.

Рекомендуемая дополнительная литература к теме № 8.

 

1.Конституционное право России: учебник / А. Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А. Михалевой. - М.: Эксмо, 2006. - 864 с.

2.Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Проспект, 2007. - 603 с.

озлова, Е. И.

3. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М.: Проспект, 2010. - 603 с.

4.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учеб. для вузов по направлению 030501 (021100) "Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. – 327

5.Габоев А.Б.Защита прав и свобод человека- важнейший составной элемент при осуществлении государственной национальной политики// Гос-во и право. 2005. № 2.

6.Граф М. П. Вопросы конституционно-правового закрепления и обеспечения социально-экономических прав граждан в Российской Федерации // Вестник Челябинского университета. Сер. 9, Право. - 2007. - Вып. 13, № 12. - С. 31-36.

7. Кузнецова О.В. Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства России: Спец.12.00.025.Конституц.право;Муницип.право:Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.юрид.наук. Челябинск, 2004. - 23с.

8.Конституционные гарантии правового статуса личности в России: теория и практика: материалы межвуз. науч.-практ. конф., 28 апр. 2006 г. / Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова, Чебоксар. кооп. ин-т Моск. ун-та потреб. кооперации; науч. ред. Л. П. Кураков. - Чебоксары. 2006. - 261 с.

9. Уваров А.А.Конституционные гарантии прав и Философское содержание категории «жизнь» и ее реализация в праве // Гос-во и право. 2005. № 6

10.Чукавичев Д.В. Свобода личности и юридическая ответственность// Гос-во и право. 2005. № 3.

РАЗДЕЛ 4. Федеративное устройство Российской Федерации (10 час)

Занятие 1(4 час.)

 

1. Основные этапы становления и развития федеративного устройства Российской Федерации.

2.Статус РСФСР как союзной республики в составе бывшего Советского Союза.

3.Правовая природа и принципы федеративного устройства Российской Федерации.

4. Конституционные изменения принципов федеративного устройства РФ и состава субъектов. Федеративный договор от 31 марта 1992 года и его значение

Задание для самостоятельной работы

Задание 1. Федерация –форма объединения или разделения государств?

Задание 2. Что такое симметрия и асимметрия в федеративном устройстве?

Задание 3. Каким путём решается вопрос о прекращении действия договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственными органами власти РФ и её субъектами:

a) аннулирование договора одной из сторон;

b) аннулирование договора обеими сторонами;

c) заключение договора о прекращении действия договора о разграничении полномочий и предметов ведения;

d) указ президента РФ о прекращении действия договора;

e) федеральный закон.

Задание 4. Составьте сравнительную таблицу признаков федеративной и унитарной форм государственного устройства (интерактивное)

Занятие 2 (2час)

1. Виды субъектов Российской Федерации и их характеристика.

2. Основные черты и конституционные принципы Российской Федерации.

3. Предметы ведения Российской Федерации, их классификация.

4. Национально-культурная автономия, национально- территориальная автономия: понятие, система учреждения и регистрации.

5. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации.

Задание для самостоятельной работы

Задание 1. Означает ли право народа на самоопределение его право на одностороннее государственное обособление в форме создания нового государства?

Задание2. Можно ли говорить о суверенитете субъектов федерации?

Задание 3. Можно ли территориальные единицы рассматривать как самостоятельные звенья государства?

Задание 4. Найдите и законспектируйте любую журнальную статью по федеративной проблематике, не указанной в перечне литературы по данной теме.

Задание 5. Каковы, на ваш взгляд перспективы федерализма в России? Предложите свой вариант совершенствования федеративного устройства России.

Занятие 3 (4 час)

1. Республика как субъект Российской Федерации. Характерные черты конституционно-правового статуса республики в составе Российской Федерации.

2. Край, область, город федерального значения как субъект Российской Федерации. Особенности их конституционно-правового статуса.

3. Автономная область, автономный округ как субъект Российской Федерации.

4. Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

5. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. Виды административно-территориальных единиц.

7.. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства.

Задание для самостоятельной работы

Задание1: Пункт «о» ст.72 Конституции РФ говорит о праве субъектов федерации на установление международных и внешнеэкономических связей. Как содержательно соотносятся это право с правовыми возможностями на международной арене Российской Федерации в целом?

Задание 2. Современные республики в составе Российской Федерации ранее именовались автономными республиками. Изменился ли их сущностный статус в связи с утратой ими признака автономности?

Задание 3. Перечислите все сложноустроенные субъекты.

Задание 4. Сделайте сравнительно-правовой анализ статуса современных субъектов РФ и союзных республик в составе Союза ССР.

Методические рекомендации. Студентам полнее изучить территориальное устройство Российской Федера­ции поможет обращение к истории данного вопроса. Особенно следует остановиться на понятии государственного устройства, сущности федерации, борьбе вокруг идеи федерализации России. Надо коснуться причин провозглашения в январе 1918 года РСФСР (в Декларации прав тру­дящегося и эксплуатируемого народа, утвержденной 25 января 1918 года) и показать ее дальнейшее развитие.

Необходимо помнить, что по идеям, тогда господствовавшим, основой устройства государства должен был национальный вопрос. При этом от­дельно стоит говорить об устройстве СССР и РСФСР, входившей в Союз в качестве республики с 1922 года.

Студент должен знать основные моменты становления современ­ной Российской Федерации: от принятия 12 июня 1990 года Деклара­ции о государственном суверенитете РСФСР до закрепления федера­тивного устройства России в действующей Конституции Российской Федерации. Особую роль в этом процессе сыграл Федеративный дого­вор, заключенный 31 марта 1992 года, действующий в настоящее время лишь в части, не противоречащей основному закону России.

Далее необходимо установить, к какому типу федерацийотносится Россия. Мировая практика знает две разновидности способа форми­рования федераций: конституционный и договорный. Следует уяснить, какой из них реализован в современной Российской Федерации. При этом надо учитывать, что Конституция Российской Федерации и ре­шения Конституционного Суда Российской Федерации исходят из определения России именно как конституционной федерации, хотя и существует возможность договорных отношений между ней и ее субъек­тами. Студент должен проанализировать роль договоров о разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами государственной влас­ти ее субъектов, которые заключались в 90-е годы XX века, и сформулировать собственное мнение насчет необходимости и целесо­образности возврата к такому формату регулирования федеративных отношений.

К 1992г. в России сформировалась принципиально новая модель федеративного устройства. В Российской Федерации существует шесть разновидностей субъек­тов — республики, края, области, города федерального значения, авто­номная область и автономные округа.Надо рассмотреть, какие крите­рии — национальный или территориальный — положены в основу их выделения, назвать их достоинства и недостатки соответствующих под­ходов. Субъектами РФ являются единицы, созданные как по национально- территориальному, так и по территориальному признакам.

Федеративная форма территориального устройства России обус­ловливает ряд особенностей, характеризующих ее статус.

Устройство в форме федерации отражено в наименовании государ­ства: Российская Федерация — Россия (ст. 1 Конституции Россий­ской Федерации).

Состав Российской Федерации (перечень конкретных субъектов, входящих в нее) зафиксирован в самой Конституции (ст. 65). При раскрытии данного вопроса следует обратить внимание на то, что ста­тус субъектов России обретается именно в силу Конституции Россий­ской Федерации, а не по причине добровольного объединения этих субъектов на основании договора. Здесь же следует объяснить, каким образом возможно изменение состава субъектов Российской Федера­ции, проанализировав соответствующие конституционные положения и нормы Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образо­вания в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Ее территория состоит из субъектов Федерации. Российская Федерация - суверенное государство. Ее суверенитет, т.е. верховенство, самостоятельность и независимость ее власти распространяется на всю ее территорию. Права сецессии, т.е. выхода из Федерации, ее субъекты не имеют. Акты РФ, принятые в пределах ее компетенции, обладают высшей юридической силой на территориях ее субъектов не только по предметам ее исключительного ведения, но и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Поскольку субъекты РФ обладают неодинаковым правовым статусом, она является асимметричной Федерацией. Несмотря на различия в правовом статусе, все субъекты во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти между собой равноправны.

31 марта 1992 г. между органами власти Российской Федерации и органами власти ее субъектов был заключен Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий, в соответствии с которым определены предметы исключительного ведения и полномочия Федерации, предметы совместного ведения органов Федерации и ее субъектов, а равно предметы исключительного ведения и полномочия субъектов. Этот Договор не подписали только Республика Татарстан и Чеченская республика. Однако между РФ и Республикой Татарстан 15 февраля 1994 г. был заключен двухсторонний межгосударственный договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. В основу создания Российской Федерации (РСФСР) в 1918 г. был положен национальный принцип, в связи с чем ее субъектами до 1992 г. считались только территориальные образования национального характера. Обычные же края и области являлись административно-территориальными единицами, субъектами Федерации они не были. Но с подписанием Федеративного договора и принятием действующей Конституции РФ национальный принцип построения федерации был дополнен территориальным.

действует соответствующий акт субъекта Федерации.

Рассматривая вопрос о статусе Российской Федерации, студенты должны раскрыть характеристику элементов: территория РФ, гражданство, единый государственный язык, символика и другие.

Студенты должны дать характеристику элементов статуса республик Российс­кой Федерации: наименование, территория, компетенция (в том числе полномочия по предметам совместного ведения Российской Федера­ции и ее субъектов), конституции и законодательство, сис­тема органов государственной власти, собственность, символы и др. Привести примеры. Необ­ходимо соотнести их с элементами статуса Российской Федерации, определить, какие из статусных характеристик России отсутствуют у ее республик либо обладают существенной спецификой.

Отдельно стоит упомянуть о возможности изменения статуса республик Российской Федерации. Из Конституции России следует, что это может произойти либо в результате образования в составе нашего государства нового субъекта либо как самостоятельный процесс (ч. 1 ст. 137).

В государственности республик получил воплощение и национальный суверенитет соответствующих народов, сущность которого составляют свободный выбор форм самоопределения и территориальное верховенство. Республика - это государство национальное, но вместе с тем и государство всего ее народа.

Отдельные этносы (народы) России пожелали воплотить свой национальный суверенитет в различных формах автономии.

Автономия рассматривается в науке конституционного права как политическое самоуправление определенных общностей. В РФ автономия носит национальный характер, позволяя этносам сохранять особенности быта, развивать свою культуру, язык, участие национальных кадров в управлении делами общества и государства.

В России существуют два типа автономии: национально-территориальная и национально-культурная.

Территориальные пределы автономной области и автономных округов не могут быть изменены без согласия населяющих их народов.

Национально-культурная автономия не закрепляет за этносами конкретные территории и предоставляется народам, не имеющим в России собственных форм национальной государственности, либо тем национальным группам, которые компактно проживают вне своих национально-государственных образований. Особое значение она имеет для коренных малочисленных народов (насчитывающих до 50 тыс. чел.), статус которых регул ФЗ РФ от 16 апреля 1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 22 мая 1996 г. "О национально-культурной автономии" могут создаваться федеральные, региональные и местные автономии, которые подлежат государственной регистрации. Так, в декабре 1997 г. прошел учредительный съезд немцев России, который образовал федеральную немецкую национально-культурную автономию. Такие автономии объединяют и координируют деятельность соответствующих центров, обществ и землячеств.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации - это разделение территории субъекта на административно-территориальные единицы. Каждый субъект Федерации самостоятельно определяет свое устройство.

В некоторых субъектах РФ встречаются ЗАТО - закрытые административно-территориальные образования, для которых необходим особый режим безопасности и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ учитывает местные экономические особенности, необходимость максимального приближения органов власти к населению, плотность и этнический состав населения, направление и характер путей сообщения. Далее студенты рассматривают порядок изменения административно- территориального устройства. Изучить закон Удмуртской Республики «Об административно-территориальном устройстве Удмуртской Республики» 1997г.

 

 

Нормативно-правовые акты:

1 Конституция Российской Федерации 1993 г (в ред. 21.07.2014г)

2.Федеративный договор от 31 марта 1992 г. // Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации / Сост. Ю.Л.Шульженко. М.: Юристъ, 1997. С.73 – 95.

3.Федеральный конституционный закон от 25.12. 2000 г. №2-ФКЗ (в ред.12.03.2014г) "О Государственном гербе Российской Федерации"

4. Федеральный конституционный закон от 22.03.2001 (в ред.23.01.2013г) «О государственном гимне Российской Федерации».

5.Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ (в ред.от 31.10.2005г) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации»

6. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. №1-ФКЗ (в ред от 12.04.2006г) "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа".

7. Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. №6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа

8. Федеральный закон от 14.07. 1992 г. №3297-I (в ред.от 29.12.2014г)"О закрытом административно-территориальном образовании".

9. Федеральный закон от 17.06.1996г. №25 (в ред. от 04.11.2014г) «О национально-культурной автономии».

10. Федеральный закон от 4 января 1999 г. №4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации".

11. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ (в ред. 05.04.2009г) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации

12..Федеральный закон от 1 июня 2005 г. №53-ФЗ (в ред. от 05.05.2014г) "О государственном языке Российской Федерации" //

13. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. №12-П "По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области" // СЗ РФ. 1997. №29. Ст.3581.

14 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. №10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. №25. Ст.2728.

15.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. №8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея" // СЗ РФ. №15. Ст.1497.

 

Рекомендуемая дополнительная литература к теме № 9.

 

1.Конституционное право России: учебник / А. Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А. Михалевой. - М.: Эксмо, 2006. - 864 с.

2.Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Проспект, 2007. - 603 с.

озлова, Е. И.

3. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М.: Проспект, 2010. - 603 с.

4.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учеб. для вузов по направлению 030501 (021100) "Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. – 327

5.Государственное единство и целостность Российской Федерации:конституционно-правовые проблемы / Б.С. Эбзеев, С.Л. Краснорядцев, И.В. Левакин и др.. - М.: Экономика, 2005. - 374,с.

6.Добрынин Н.М. Построение концептуальной модели нового российского федерализма и комплексный, системный подход в оптимизации федеративных отношений // Гос-во и право.2005. № 2.

7..Малчинов, А.С. Конституционно-правовые механизмы укрупнения субъектов Российской Федерации / А. С. Малчинов // Власть. - 2006. - С. 27-31.

8. Еникеев, А. З. Конституционно-правовое понятие "Российская Федерация" в контексте разграничения предметов ведения и согласования законодательства / А. З. Еникеев // Право и государство: теория и практика. - 2007. - № 8. - С. 15-17.

9. Притулина, О. В. Особенности конституционно-правового статуса национально-культурных автономий в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа / Притулина О. В. // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2007. - № 3. - С. С. 47-50.

10. Седова, М. В. Конституционно-правовые основы закрепления принципа территориальной целостности Российской Федерации / М. В. Седова // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 21.

11. Столповская Н.Б. Конституционно-правовые основы разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов / Н. Б. Столповская // История государства и права. - 2008. - № 22. - С. С. 8-11.

12.Топорин Б.Н., Хабриева Т.Я. Национально- культурная автономия в Российской Федерации// Гос-во и право. 2005.№6.

13.Федералогия: Учеб.пособие для вузов рек.МО РФ / Р.Г. Абдулатипов. - СПб.: Питер, 2004. - 319с.

14. Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия / А. А. Сергеев; Независимый ин-т выборов. - М.: Юриспруденция, 2005. - 255 с.

15.. Конституционно-правовое регулирование изменения состава субъектов Российской Федерации: спец. 12.00.02 - Конституц. право; муницип. право: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук / Е. В. Дробышева; науч. рук. В. И. Майоров. - Челябинск, 2009. - 22 с.

16.Конституционно-правовые основы согласования федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации: спец. 12.00.02 - Конституц. право; муницип. право: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук / А. З. Еникеев; науч. рук. К. Б. Толкачев. - Челябинск, 2007. - 28 с.

 

 

РАЗДЕЛ 5. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тема 10. Конституционные основы системы органов государственной власти в РФ (2 час)

 

1. Понятие и основные признаки органа государственной власти.

2. Система и виды органов государственной власти в РФ.

3. Общая характеристика федеральных государственных органов власти Российской Федерации: система, общие принципы ее построения.

4. Общая характеристика органов государственной власти субъектов РФ: принципы, виды.

5.Государственные органы, не являющиеся органами государственной власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.