Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1 ( 2 час). 2 страница




3.. Глухарева А. К. Конституционно-правовые основы представительного характера гражданского общества в России // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 10. - С. 9-11.

4. Носкова Г. Н. К вопросу о понятии и классификации конституционно-правовых гарантий народовластия в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2007. - № 2. - С. С. 69-74.

5. Карпушкин А. В. Конституционно-правовые основы статуса религиозных объединений в условиях правового характера российской государственности // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2008. - № 4. - С. С. 222-226.

6. Карпов Н. Н. Конституционно-правовое разделение и распределение государственной власти в Российской Федерации // Юстиция. - 2008. - № 4.

7..Карапетян, Л. М. Политические партии в судьбе России. СПб.: Р. Асланова: Юрид. центр Пресс, 2009. - 263

8. Комаров В.А. Конституционно-правовые основы экономической системы Российской Федерации: (новые веяния и старые проблемы) // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2006. - № 3. - С. 33-36.

9. Комарова В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России // Законодательство и экономика. - 2005. - № 6. - С. 16-21.

10.. Комбарова Е. В.Конституционно-правовые процедуры разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - № 2. - С. С. 28-33.

 

 

Методические указания. Студентам необходимо уяснить, как соотносятся между собой категории «правовой статус личности», «правовое положение личности», «правовое состояние». Затем надо установить, в чем состоит разница между конституционным статусом личности и конституционно-правовым статусом личности.

Важно уяснить особенности юридической силы норм Конституции Российской Федерации, закрепляющих правовое положение личности. Следует охарактеризовать исходные принципы конституционного статуса личности, опираясь на нормы Конституции, такие как: ст. ст. 2, ст. 6 ч.2, 15 (ч.2 и 4), 17,18,19,55,64. Основы правового статуса личности - это наиболее существенные отношения между обществом, государством и личностью. Институт основ правового положения личности строится на принципах единства прав и обязанностей, равенства и гарантированности прав личности. Главными компонентами этого института являются: 1) гражданство; 2) основные права, свободы и обязанности личности; 3) правосубъектность,;) принципы;5) гарантии.

Студенту необходимо усвоить, что в конституционном праве различается три типа связи человека с государством: гражданство государства, иностранное гражданство, лицо без гражданство.

 

ТЕМА 5. Гражданство Российской Федерации (2 час)

 

Занятие 1 (2 час)

1. Понятие гражданства. Развитие законодательства о российском гражданстве. Принципы гражданства Российской Федерации.

2. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации

3.Прекращение гражданства Российской Федерации.

4. Порядок изменения гражданства детей и недееспособных Гражданство детей при усыновлении (удочерении).

5. Порядок разрешения дел о гражданстве Российской Федерации. Полномочные органы ведающие делами о гражданстве. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации.

 

Задание для самостоятельной работы:

Задание1. В. является гражданином РФ, его жена- иностранная гражданка. Ребенок родился на территории государства, гражданкой которого является его мать. Чье гражданство получит этот ребенок по законодательству Российской Федерации.

Задание 2. Как различаются права человека и права гражданина? Как эти права закрепляются в Конституции РФ, в Конституции УР?

Задание3. Подготовьте сообщение по теме: Гражданство детей при изменении гражданства родителей. (интерактивное)

Задание 4. Является ли комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ самостоятельным органом государства?

Задание 5. Могут ли субъекты РФ иметь свое гражданство?

 

Нормативно- правовые акты:

 

1. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.04.2002)

2 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 04.02.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 07.07. 2004).

3.Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 06.07.2006) "Об альтернативной гражданской службе" (принят ГД ФС РФ 28.06.2002)

4.Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 22.10.2009, с изм. от 22.10.2009) "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации"

 

Рекомендуемая дополнительная литература к занятию № 5:

 

1. Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства: понятие, содержание, структура // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 4. - С. 2-7.

2. Быченко С. И. Конституционно-правовые аспекты взаимоотношений политических партий и органов государственной власти в Российской Федерации. Ч. 2 // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2008. - № 1. - С. С. 33-36. - Продолж. Начало в N 3, 2007.

3.. Глухарева А. К. Конституционно-правовые основы представительного характера гражданского общества в России // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 10. - С. 9-11.

4. Носкова Г. Н. К вопросу о понятии и классификации конституционно-правовых гарантий народовластия в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2007. - № 2. - С. С. 69-74.

5. Карпушкин А. В. Конституционно-правовые основы статуса религиозных объединений в условиях правового характера российской государственности // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2008. - № 4. - С. С. 222-226.

6. Карпов Н. Н. Конституционно-правовое разделение и распределение государственной власти в Российской Федерации // Юстиция. - 2008. - № 4.

7..Карапетян, Л. М. Политические партии в судьбе России. СПб.: Р. Асланова: Юрид. центр Пресс, 2009. - 263

8. Комаров В.А. Конституционно-правовые основы экономической системы Российской Федерации: (новые веяния и старые проблемы) // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2006. - № 3. - С. 33-36.

9. Комарова В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России // Законодательство и экономика. - 2005. - № 6. - С. 16-21.

10.. Комбарова Е. В.Конституционно-правовые процедуры разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - № 2. - С. С. 28-33.

.

Методические указания. Гражданствопредставляет собой устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаим­ных прав и обязанностей. Вопросы российского гражданства урегули­рованы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном зако­не «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года и в ряде других нормативных правовых актов.

По своей сути гражданство — это предпосылка для обладания права­ми и свободами, для наделения обязанностями. Так, в Конституции Российской Федерации четко разграничиваются права человека и права гражданина. Первые нередко обозначаются словосочетаниями «каждый имеет право...» (ст. 20, 22, 23, 26, 27, 29, 30, 34 и т.д.), «никто не должен...» (ст. 21), «никто не обязан...» (ст. 51), и другими.

В ряде других норм Конституции говорится о правах граждан России (ст. 32, 33 и т.д.).

Изучая данную тему, необходимо сравнить, какими чертами харак­теризовалось гражданство в советский период и в настоящее время. Надо осмыслить, какое значение для гуманизации отношений в обла­сти российского гражданства в постсоветской России имеют соответ­ствующие конституционные принципы (принцип единого и равного гражданства Российской Федерации независимо от оснований его приобретения; запрет лишения гражданства Российской Федерации; возможность двойного гражданства и др.). Следует уяснить и содер­жание принципов, зафиксированных в Федеральном законе «О граж­данстве Российской Федерации» (открытый и свободный характер гражданства; сохранение гражданства России за лицами, проживаю­щими за ее пределами; отрицание автоматического изменения граж­данства Российской Федерации при заключении или расторжении брака и др.).

Исходным для института российского гражданства является то, что оно едино на всей территории Российской Федерации. У субъектов Фе­дерации нет собственного гражданства. Конституция России относит данные вопросы к исключительному ведению Российской Федера­ции (п. «в» ст. 71). Существенная роль в наполнении этих положений реальным содержанием принадлежит Конституционному Суду Рос­сийской Федерации, решения и правовые позиции которого по дан­ным вопросам надлежит знать.

В системе правоотношений гражданство является правовым состояни­ем (длящимся конституционным правоотношением). Надо уметь отли­чить правовые состояния гражданства, безгражданства, иностранного гражданства, подкрепляя теоретические знания в этой сфере конкретны­ми нормами российского законодательства. Отдельное внимание надо уделить институту двойного гражданства: в каких случаях оно признает­ся Российской Федерацией, какие юридические последствия порождает.

Далее необходимо изучить нормы о порядке приобретения и пре­кращения гражданства Российской Федерации.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» уста­навливает неисчерпывающий перечень оснований приобретения рос­сийского гражданства: по рождению (именуемый в зарубежных стра­нах филиацией), в результате приема в гражданство (натурализация), в результате восстановления в гражданстве, в порядке выбора граждан­ства при изменении государственной границы (оптация), иными спосо­бами. Студент должен обратить внимание на то, чем отличаются друг от друга процедуры приобретения гражданства по указанным основа­ниям. Аналогичным образом исследуются правила прекращения граж­данства Российской Федерации. При этом отдельно следует говорить о порядке приобретения и прекращения гражданства детьми разного возраста и недееспособными лицами.

 

 

Тема 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации (8 час.)

 

 

Занятие 1 (4 час).

 

1. Понятие, юридическая природа и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей.

2.Личные (гражданские) права и свободы граждан: понятие и содержание.

 

 

Задание для самостоятельной работы:

Задание 1. Подготовьте сообщение на тему: Права человека и гражданина в Конституции РФ (интерактивное)

Задание2. Подготовьте сообщение на тему: Проблема ограничения прав, свобод и обязанностей

 

Занятие 2 (4 час).

1.Политические права и свободы граждан Российской Федерации: понятие и содержание.

2.Экономические, социальные и культурные права и свободы граждан: понятие и содержание

3.Конституционные обязанности граждан Российской Федерации

 

Задание для самостоятельной работы:

 

Задание1. Подготовьте сообщение на тему: Проблемы классификации основных прав, свобод и обязанностей

Задание № 2. Зачем человеку права? Зачем государство закрепляет за людьми широкий набор прав?

Задание № 3. Что означает принцип равноправия? Можно ли наряду с равноправием говорить о равнообязанности? Равноправие и равенство прав- понятия тождественные?

 

 

Нормативные источники:

 

1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.200) "Об охране окружающей среды" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

2. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (принят ГД ФС РФ 18.07.1996)

3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 27.12.2009) "О занятости населения в Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 11.07.2011 N 95-ФЗ (ред. от 23.07.2011 с изм. от 20.10.2011) "О политических партиях" (принят ГД ФС РФ 21.06.2001).

 

5. Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 25.07.2009) "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (принят ГД ФС РФ 05.03.1999)

6. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010) "О свободе совести и о религиозных объединениях" (принят ГД ФС РФ 19.09.1997)

7. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об общественных объединениях" (принят ГД ФС РФ 14.04.1995)

8. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "(в ред. От 27.07.2010)О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.04.2006)

9. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (в ред 07.02.2011)"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (принят ГД ФС РФ 04.06.2004)

 

Рекомендуемая дополнительная литература к занятию № 6:

 

1. Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства: понятие, содержание, структура // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 4. - С. 2-7.

2. Быченко С. И. Конституционно-правовые аспекты взаимоотношений политических партий и органов государственной власти в Российской Федерации. Ч. 2 // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2008. - № 1. - С. С. 33-36. - Продолж. Начало в N 3, 2007.

3.. Глухарева А. К. Конституционно-правовые основы представительного характера гражданского общества в России // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 10. - С. 9-11.

4. Носкова Г. Н. К вопросу о понятии и классификации конституционно-правовых гарантий народовластия в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2007. - № 2. - С. С. 69-74.

5. Карпушкин А. В. Конституционно-правовые основы статуса религиозных объединений в условиях правового характера российской государственности // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2008. - № 4. - С. С. 222-226.

6. Карпов Н. Н. Конституционно-правовое разделение и распределение государственной власти в Российской Федерации // Юстиция. - 2008. - № 4.

7..Карапетян, Л. М. Политические партии в судьбе России. СПб.: Р. Асланова: Юрид. центр Пресс, 2009. - 263

8. Комаров В.А. Конституционно-правовые основы экономической системы Российской Федерации: (новые веяния и старые проблемы) // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2006. - № 3. - С. 33-36.

9. Комарова В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России // Законодательство и экономика. - 2005. - № 6. - С. 16-21.

10.. Комбарова Е. В.Конституционно-правовые процедуры разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - № 2. - С. С. 28-33.

Методические указания. Права и свободы человека и гражданина являются ядром консти­туционного статуса личности. Для начала надо установить, что пред­ставляют собой субъективные права и свободы, в чем состоит разница между правом и свободой, в каком соотношении находятся права, свобо­ды, законные интересы и обязанности личности. Важно усвоить законо­мерности конституционного регулирования прав и свобод: в основном законе они расположены текстуально следом за основами конститу­ционного строя, и соответствующие нормы не могут быть изменены Федеральным Собранием — парламентом Российской Федерации. При этом вопросы регулирования прав и свобод человека и гражданина относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п. «в» ст. 71 Конституции Российской Федерации), но закрепление в Конституции основных прав и свобод не должно рассматриваться как отрицание или умаление иных общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55). Здесь важно установить взаимоза­висимость между нормами российского основного закона и междуна­родными актами, содержащими общепризнанные принципы и нормы о правах человека. Следует иметь в виду, что при разработке российс­кой Конституции в 1993 году ее глава 2 строилась по образцу Кон­венции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Все права и свободы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, надо рассматривать системно. Необходимо объяснить, чем обусловлен их перечень, а также привести различные варианты клас­сификации их видов, существующих в конституционно-правовой на­уке: в зависимости от «поколения» (первого, второго или третьего); от субъекта — носителя (права человека и права гражданина); от способа реализации (индивидуальные и коллективные); от сферы обществен­ных отношений (личные, политические, социальные, экономические, культурные).

Традиционно характеристика конкретных прав и свобод происхо­дит именно в связи со сферой общественных отношений, ими затра­гиваемой. Данной схемы следует придерживаться и при раскрытии рассматриваемой темы. Студент должен указать, чем обусловлена оче­редность расположения прав и свобод в главе 2 Конституции России; пояснить, чем личные, политические, социальные, экономические и культурные права отличаются друг от друга; последовательно охарак­теризовать каждое право, содержащееся в российской Конституции, с учетом решений и правовых позиций Конституционного Суда Рос­сийской Федерации. При этом надо оценивать не только содержание данных прав и свобод, но и особенности реализации каждого из них.

Наряду с правами, свободами и законными интересами централь­ное место в конституционном статусе граждан занимают обязанности. Основные обязанности граждан — это мера их должного поведения, закрепленная в Конституции Российской Федерации. Большинство из них связано с необходимостью совершать определенные действия (обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и за­коны (ч. 2 ст. 15); обязанность родителей заботиться о детях, воспиты­вать их (ч. 2 ст. 38); долг трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38); обязательность основного общего образования (ч. 4 ст. 43); обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники

истории и культуры (ч. 3 ст. 44); обязанность платить законно уста­новленные налоги и сборы (ст. 57); обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); обязанность защиты Отечества (ст. 59)). В Конституции России сформулировано также требование воздерживаться от определенных действий (осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17)).

При изучении основных обязанностей надо уделить внимание их конституционной характеристике. В частности, необходимо учитывать, кому они адресуются (так, обязанность соблюдать Конституцию Рос­сийской Федерации и законы вменяется не только гражданам и их объединениям, но и органам государственной власти, органам местно­го самоуправления, должностным лицам, в то время как защита Оте­чества является долгом и обязанностью лишь граждан Российской Федерации). Надо знать и иные их свойства (прямое действие; рав­ный объем для всех граждан Российской Федерации на ее террито­рии; обязательность официальной публикации любых нормативных актов, затрагивающих их; возникновение в полном объеме с 18 лет). Особое внимание следует уделить взаимосвязи основных обязанно­стей и российского гражданства: как несут обязанности иностранные граждане и лица без гражданства на территории Российской Федера­ции; как определяется круг обязанностей для лиц с двойным граж­данством.

Для полноты уяснения содержания конституционных обязаннос­тей надо ориентироваться и на нормы отраслевого законодательства, конкретизирующие порядок их выполнения и устанавливающие от­ветственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение. Необ­ходимо изучить решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам конституционных обязанностей граждан.

Рассмотрение вопроса об основных (конституционные) правах, свободах и обязанностях личности необходимо начать с понятий основных прав и свобод и основных обязанностей. Как отмечалось, на территории России проживают не только ее граждане. Поэтому Конституция закрепляет понятие прав человека и гражданина, имея в виду, что статус граждан и неграждан различен. Права и обязанности гражданина России шире, чем права человека. В целом же, говоря об основных, т.е. закрепленных в Конституции, правах и свободах личности, необходимо учитывать их особую юридическую природу. Главные их отличия от прав, свобод и обязанностей, закрепляемых в текущем законодательстве, заключается в следующем:

а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе прав, закрепляемых текущим законодательством, нормами других отраслей права;

б) они принадлежат личности независимо от ее индивидуальных особенностей;

в) они для всех равны;

г) они не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению физического лица. Права человека принадлежат ему в силу самого факта его рождения; права гражданина - не только в силу его рождения, но и в силу его гражданства;

д) основные права, свободы и обязанности заключаются в Конституции, т.е. в правовом акте, имеющем высшую юридическую силу Обосновывая классификацию, надо пояснить, что, в зависимости от интересов и физического лица, и его участия в жизни общества, и государства основные права и свободы делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные.

Студентам необходимо определить классификацию прав и свобод по различным основаниям, дать характеристику.

Основные конституционные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

1. Конституция РФ возлагает на всех обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15).

2. Согласно ст. 57 Конституции РФ "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".

3. Ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого "сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам".

4. Ст. 59 Конституции РФ определяет защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.

Употребление в Конституции категории "долг" указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина, отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества.

5. Основной, наиболее активной формой реализации обязанности защиты Отечества является служба в Вооруженных Силах РФ.

Наличие конституционной обязанности военной службы сочетается с возможностью добровольного поступления на службу по контракту.

В Конституции РФ 1993 г. содержится новое для нашего законодательства положение об альтернативной службе. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Конституция допускает ограничение прав и свобод личности.

 

ТЕМА 7. Система гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина (4 часов).

 

 

Занятие 1 (2 час).

1.Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина.

2.Защита прав и свобод- обязанность государства.

3.Институт парламентского Уполномоченного по правам человека. Комитеты по правам человека

 

Задание для самостоятельной работы:

Задание 1.Подготовьте сообщение на тему: Основные гарантии прав и свобод в Российской Федерации.

Задание 2.Подготовьте сообщение на тему: Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. (интерактивное)

 

Занятие 2 (2 час )

 

1. Судебная защита прав и свобод личности.

2.Самозащита прав и свобод человека и гражданина.

3.Международные гарантии прав и свобод человека и гражданина

4.Пределы реализации прав и свобод человека и гражданина.

 

Задание для самостоятельной работы:

 

Задание 1. Сформулируй те определение следующих понятий: ограничение права, умаление права, лишение права, отмена права, отрицание права. Поясните, в чем различия между ними.

Задание № 2. Что означают категории «признание», «соблюдение», «защита» (ст. 2 Конституции РФ)?

 

Нормативно- правовые акты:

 

1. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997)

2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001)

3. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 (в ред. от 28.12.10) N 1-ФКЗ "О военном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002)

4.Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)

5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 20.07.1995)

5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

6. Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

7. Указ Президента РФ от 20.03.2007 N 370 "Вопросы обеспечения деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека"

8.Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка".

 

Рекомендуемая дополнительная литература к занятию № 7:

 

1. Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства: понятие, содержание, структура // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 4. - С. 2-7.

2. Быченко С. И. Конституционно-правовые аспекты взаимоотношений политических партий и органов государственной власти в Российской Федерации. Ч. 2 // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2008. - № 1. - С. С. 33-36. - Продолж. Начало в N 3, 2007.

3.. Глухарева А. К. Конституционно-правовые основы представительного характера гражданского общества в России // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 10. - С. 9-11.

4. Носкова Г. Н. К вопросу о понятии и классификации конституционно-правовых гарантий народовластия в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2007. - № 2. - С. С. 69-74.

5. Карпушкин А. В. Конституционно-правовые основы статуса религиозных объединений в условиях правового характера российской государственности // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2008. - № 4. - С. С. 222-226.

6. Карпов Н. Н. Конституционно-правовое разделение и распределение государственной власти в Российской Федерации // Юстиция. - 2008. - № 4.

7..Карапетян, Л. М. Политические партии в судьбе России. СПб.: Р. Асланова: Юрид. центр Пресс, 2009. - 263

8. Комаров В.А. Конституционно-правовые основы экономической системы Российской Федерации: (новые веяния и старые проблемы) // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2006. - № 3. - С. 33-36.

9. Комарова В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России // Законодательство и экономика. - 2005. - № 6. - С. 16-21.

10.. Комбарова Е. В.Конституционно-правовые процедуры разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - № 2. - С. С. 28-33.

 

Методические указания. Важнейшей предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей граждан являются их конституционные гарантии. Гарантированность (обеспеченность) прав и свобод личности относится к числу принци­пов ее конституционного статуса, и вытекает из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, установления обязанности го­сударства признавать, соблюдать и защищать данные права и свободы (ст. 2 Конституции Российской Федерации).Гарантии конституционного статуса личности проявляются как в системе запретов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, так и в предоставлении ряда спе­циальных прав. К числу конституционных запретов относится запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19), запрет издавать законы, отменяющие или умаляющие пра­ва и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), запрет ограничения отдельных прав и свобод независимо от любых обстоятельств (ч. 3 ст. 56), и др. Специальные права связаны с защитой нарушенных прав. Они закреплены в почти трети статей гл. 2 Конституции Российской Федерации (ст. 45 — 54).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.