Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий 1 страница




Нормативно-правовые акты

Конституция РФ 1993г (в ред. 30.12.2008г)

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред.20. 10.2020г) СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712; 2020.№30.Ст. 3984.

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. (в ред.2.06.2010г) № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в РФ» г. Консультант Плюс.

Регламент Правительства Российской Федерации: Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. №260 (в ред. 26.11.2008г.) // СЗ РФ. 2004. №23. Ст.2313; 2008.№49.Ст.5833.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. (в ред 20.02.2010г) №347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации. Консультант Плюс.

Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации: Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1.06. 2004 г. (в ред. 01.06.2011г)№260 // СЗ РФ. 2004. №23. Ст.2313. Констант Плюс.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. №9-П "По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. №50. Ст.5371.

. Рассохин, В. П. О проблеме конституционно-правовой ответственности Правительства Российской Федерации и федеральных ведомств за инновационную политику / В. П. Рассохин // Юстиция. - 2008. - № 1. - С. С. 93-100.

Дополнительная литература к занятию

 

1.Конституционное право России: учебник / А. Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А. Михалевой. - М.: Эксмо, 2006. - 864 с.

2.Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Проспект, 2007. - 603 с.

озлова, Е. И.

3. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М.: Проспект, 2010. - 603 с.

4.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учеб. для вузов по направлению 030501

(021100) "Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. – 327

 

(заочная форма обучения сокращенные сроки на базе СПО)

 

Тема Количество часов
Лекции Семинары Сам.работа
Семестр I (зачет)
1. Конституция Российской Федерации и ее развитие      
2. Основы конституционного строя Российской Федерации      
3. Основы правового статуса личности в Российской Федерации      
4. Федеративное устройство России      
5. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации      
6. Федеральное Собрание Российской Федерации      
7. Правительство Российской Федерации      
  ВСЕГО      
Семестр II (контрольная работа, экзамен)

ТЕМА 1. Конституция РФ и ее развитие (2 часов).

1. Понятие, сущность Конституции РФ.

2. Юридические свойства Конституции РФ.

3. Функции Конституции РФ.

 

Нормативно-правовые акты:

 

1.КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (принят ГД ФС РФ 25.05.1994).

3. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.02.1998).

4. Указ Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 (ред. от 14.02.2011) "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации".

5. Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 N 576 (ред. от 07.07.2011) "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов".

Дополнительная литература к занятию

 

1.Конституционное право России: учебник / А. Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А. Михалевой. - М.: Эксмо, 2006. - 864 с.

2.Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Проспект, 2007. - 603 с.

озлова, Е. И.

3. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М.: Проспект, 2010. - 603 с.

4.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учеб. для вузов по направлению 030501

(021100) "Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. – 327

 

 

Методические указания:

При подготовке к семинарскому занятию по этому вопросу следует исходить из того, что Конституция - это основной закон государства и общества, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства. Студентам необходимо показать, в чем причины принятия Конституции РФ 1993,сущность конституции и ее социальная ценность.

Особое внимание стоит уделить процессу разработки проекта действу­ющей Конституции Российской Федерации на Конституционном сове­щании (июнь-октябрь 1993 года), его экспертизы в Комиссии Совета Европы «За демократию через право» (Венецианской комиссии) и принятию на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

Характеристику Конституции Российской Федерации следует на­чинать с ее внешней формы как единого систематизированного акта. По своей форме и сущности Конституция РФ - это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Участники дискуссии объясняют особенности структуры действующей Конституции РФ, т.е. виды и последовательность ее разделов и глав, надо описать внутреннюю структуру Конституции России (пре­амбула и два раздела; первый раздел не имеет названия и состоит из 9 глав, объединяющих 137 статей; второй раздел «Заключительные и переходные положения» включает в себя 9 пунктов). Концептуально важно уяснение внутренней логики расположения составных частей Конституции, их взаимной согласованности.

Студентам необходимо дать определение свойств Конституции. Место конституции в системе источников конституционного пра­ва обусловлено ее социально-политическими (легитимность, реаль­ность, стабильность) и юридическими верховенство на всей террито­рии страны, высшая юридическая сила, прямое действие) свойствами. Далее раскрываются юридические свойства Конституции РФ

Студентам необходимо исходить из того, что функции отражают роль ее в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства и показывают специфику воплощения таких функций, как: учредительная, организаторская, идеологическая, воспитательная, внешнеполитическая.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо уяснить, что основные черты Конституции характеризуют ее связь как политико - юридического документа с общественным развитием, ее истоки, специфику воздействия общественных отношений на характер конституции и воздействия Конституции на общественные отношения, роль Конституции в реальных процессах страны. Далее необходимо рассмотреть особенности Конституции РФ 1993 г., отличающие ее от предыдущих Конституций. Необходимо указать, что Конституции республик, входящих в РФ,- это конституции государств (ч. 1 ст. 5). Следует рассмотреть на занятии, что объединяет конституции: по порядку принятия, внесению изменений, содержанию, структуре. Каковы особенности, различия между конституциями республик.

Выступающие излагают понимание толкования Конституции. При этом они должны пояснить, почему толкование Конституции РФ поручено Конституционному суду РФ? Толкование Конституции зачастую приводит к созданию новых правил, и это надо проиллюстрировать примерами. Постановлений Конституционного Суда о толковании Конституции РФ много, студенты могут распределить между собой отдельные постановления и сделать по ним сообщения на семинаре.

По вопросу семинарского занятия надо сначала ответить на вопрос, что есть охрана Конституции, кто в ней участвует. Особенно следует показать роль Президента РФ как гаранта Конституции РФ (ст. 80 Конституции), а также Конституционного Суда РФ.

 

ТЕМА 2. Основы конституционного строя Российской Федерации (2 часов).

1. Понятие и основные черты конституционного строя РФ.

2. Российское государство и его конституционные характеристики.

3. Институты непосредственной и представительной демократии в конституционном строе РФ.

- общая характеристика непосредственной и представительной демократии;

- референдум;

- общий обзор институтов непосредственной демократии (выборы, отзыв депутатов и выборов должностных лиц, опрос населения, публичное слушания, обращения граждан, наказы избирателей, массовые мероприятия).

Нормативно - правовые акты:

 

1. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996).

2. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Государственном гербе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000).

3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995).

4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2009).

5. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 08.11.2008) "О Государственном флаге Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000).

6. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997).

7. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004).

8. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001)

9. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (в ред. От 28.12.2010) "О военном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002).

10. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 22.03.2001) "О Государственном гимне Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000).

11. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005)

12. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.01.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001).

13. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 04.02.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 07.07.2004).

14. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 17.12.2009) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)

15. Федеральный закон от 11.07.2011 N 95-ФЗ (ред. от 23.07.2011 с изм. от 20.10.2011) "О политических партиях" (принят ГД ФС РФ 21.06.2001)..

16. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998).

17. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 20.07.1995).

18. Федеральный закон от 12.05.2009 N 95-ФЗ "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами" (принят ГД ФС РФ 24.04.2009).

19. Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ (ред. от 12.05.2009) "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (принят ГД ФС РФ 15.12.1994).

20. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 09.02.2009) "О средствах массовой информации".

21. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (в ред. От 07.02.2011) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (принят ГД ФС РФ 04.06.2004).

Дополнительная литература к занятию

 

1.Конституционное право России: учебник / А. Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А. Михалевой. - М.: Эксмо, 2006. - 864 с.

2.Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Проспект, 2007. - 603 с.

озлова, Е. И.

3. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М.: Проспект, 2010. - 603 с.

4.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учеб. для вузов по направлению 030501

(021100) "Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. – 327

 

Методические рекомендации:

Изучение данной темы необходимо начать с определения понятия основ конституционного строя. Оптимальным здесь будет последовательное уяснение смысла близких, но не равнозначных явлений: госу­дарственный строй, общественный строй, конституционный строй. Не­обходимо иметь в виду, что термин «конституционный строй» отра­жает базовые характеристики государства и общества, которые и фик­сируются в конституции страны в качестве его основ.

Важно понимать значение, которое имеют основы конституцион­ного строя, содержащиеся в главе 1 Конституции Российской Федера­ции с аналогичным названием, для системы российского права в це­лом и для самой Конституции, в частности. Это фундаментальные принципы, ценностные ориентиры, которые должны быть незыбле­мыми для всех в нашем государстве и уважаемыми всеми субъектами права. Надо вспомнить также, каковы особенности юридической силы основ конституционного строя: остальные нормы Конституции Рос­сийской Федерации строятся на их базисе, и не могут им противоре­чить, а для изменения этих конституционных положений необходимо принимать новый основной закон.

Студентам следует дать обобщенную характеристику конституционного строя, раскрыть его принципы, используя положения гл. 1 Конституции РФ, а также показать соотношение основ государственного, общественного и конституционного строя.

Надо показать роль Российского государства как фундамента конституционного строя. Рассказать, в чем заключается суверенитет Российской Федерации (ст. 4 Конституции РФ). Конституция содержит ряд характеристик нашего государства, которые отражены в Конституции РФ (ст. ст. 1-3.5,7,8,10,14). При рассмотрении этого вопроса необходимо раскрыть и показать особенности каждой из характеристик.

Студенты должны усвоить основные характеристики Российской Федерации, проявляющиеся в различных сферах: политической, эко­номической, социальной, духовной. Однако предварительно необходи­мо рассмотреть «суперпринцип» основ конституционного строя, явля­ющийся их целью и результатом — гуманизм. Принцип гуманизм выражается через признание человека, его прав и свобод высшей цен­ностью, и установление обязанности государства по признанию, соблю­дению и защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Более подробно следует раскрыть и показать содержание экономических, политических, социальных и духовных основ.

Последовательность освещения политических основ конституцион­ного строя проистекает из формулировки ч. 1 ст. 1 Конституции Рос­сийской Федерации, именующей Россию демократическим федера­тивным правовым государством с республиканской формой правле­ния.

Для начала нужно остановиться на особенностях демократического правового режима. Студенты излагают сущность демократии, и характе­ризуют различные стороны ее проявления. Довольно много внимания требуется уделить вопросам непосредственной и представительной демократии и формам их осуществления (непосредственная демокра­тия реализуется через референдумы, выборы, иные способы прямого волеизъявления граждан; представительная — через органы государ­ственной власти и местного самоуправления). Эти моменты освеща­ются с учетом федеративного устройства России, и отделения местно­го самоуправления от государственной власти.

Далее надо раскрыть особенности федеративной формы террито­риального устройства. Необходимо, в частности, отграничить ее от фор­мы унитарного государства; определить основные черты России как федеративного государства; назвать виды субъектов Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа); упомянуть о принципах взаимо­отношений между федерацией и ее субъектами.

Следует объяснить, какое значение имеет провозглашенный в Консти­туции Российской Федерации принцип правового государства. Он свя­зывается с правилами о верховенстве Конституции Российской Фе­дерации и федеральных законов на всей территории России, а также о признании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной час­тью российской правовой системы (ст. 4, 15 Конституции России).

При изучении республиканской формы правления надо не только отразить ее специфику по сравнению с монархией, но и продумать, к какой разновидности республики — президентской, парламентской, смешанной (президентско-парламентской или парламентско-президентской) относится Российская Федерация, и чем это обусловлено.

В завершение изучения политических основ конституционного строя России исследуются вопросы суверенитета Российской Федера­ции и политического многообразия.

Приступая к освещению экономических основ конституционного строя, необходимо определить, на основании какого типа экономики функционирует Российское государство, найдя подтверждение своему мнению в Конституции Российской Федерации. Следует обозначить и разъяснить принципы экономического устройства страны: един­ство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода эконо­мической деятельности; равное закрепление и защита частной, госу­дарственной, муниципальной и иных форм собственности. Немало­важно здесь определиться, какой объем конституционного регулиро­вания вопросов экономики оптимален; должно ли государство быть активным участником таких отношений или ему следует максималь­но самоустраниться от этой сферы.

Следующий вопрос темы — социальные основы конституционного строя. Студенты раскрывают понятие социального государства, зафикси­рованное в Конституции Российской Федерации, а также указывают, по каким направлениям должна двигаться социальная политика государ­ства для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

Отдельно рассматриваются духовно-культурные основы конституци­онного строя и их элементы: идеологическое многообразие; светскость государства. Студенту следует сформулировать и высказать свое отно­шение по поводу проблем поиска государственной идеологии, опреде­ления взаимоотношений государства и религиозных объединений.

 

Важно обратиться к анализу понятий непосредственной и представительной демократии. При рассмотрении вопроса надо подробнее остановиться на категории «народовластие» (ст. 3 Конституции). Надо разобраться с соотношением понятий: референдум и опрос, императивный и консультативный референдум, референдум и народное обсуждение законопроекта, вопросов государственной жизни, референдум и народная инициатива. Конституция закрепляет и такую форму народовластия, как местное самоуправление. Наконец, в процессе осуществления политической власти непременно участвуют средства массовой информации, церковь и некоторые другие институты, которые формально не считаются институтами власти, но оказывают на нее заметное влияние.

ТЕМА 3. Основы правого статуса человека и гражданина (2 час).

1.Понятие и структура основ правового статуса человека и гражданина, их закрепление в Конституции Российской Федерации.

2.Принципы правового статуса человека и гражданина: понятие, виды.

3. Гражданство Российской Федерации.

 

Нормативно - правовые акты:

 

1.КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2.Всеобщая декларация прав человека // Права человека и судопроизводство: Собрание международных документов. // Новое время.-1998.-С.20-21.

3.Декларация прав и свобод человека и гражданина// Ведомости… 1991. № 52 от 28 ноября 1991.

4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997).

5. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001).

6. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002).

7. Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 25.07.2009) "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (принят ГД ФС РФ 05.03.1999).

 

Студентам необходимо уяснить, как соотносятся между собой категории «правовой статус личности», «правовое положение личности», «правовое состояние». Затем надо установить, в чем состоит разница между конституционным статусом личности и конституционно-правовым статусом личности.

Важно уяснить особенности юридической силы норм Конституции Российской Федерации, закрепляющих правовое положение личности. Следует охарактеризовать исходные принципы конституционного статуса личности, опираясь на нормы Конституции, такие как: ст. ст. 2, ст. 6 ч.2, 15 (ч.2 и 4), 17,18,19,55,64. Основы правового статуса личности - это наиболее существенные отношения между обществом, государством и личностью. Институт основ правового положения личности строится на принципах единства прав и обязанностей, равенства и гарантированности прав личности. Главными компонентами этого института являются: 1) гражданство; 2) основные права, свободы и обязанности личности; 3) правосубъектность,;) принципы;5) гарантии.

Студенту необходимо усвоить, что в конституционном праве различается три типа связи человека с государством: гражданство государства, иностранное гражданство, лицо без гражданство.

Дополнительная литература к занятию

 

1.Конституционное право России: учебник / А. Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А. Михалевой. - М.: Эксмо, 2006. - 864 с.

2.Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Проспект, 2007. - 603 с.

озлова, Е. И.

3. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М.: Проспект, 2010. - 603 с.

4.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учеб. для вузов по направлению 030501

(021100) "Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. – 327

 

 

Тема 3. Федеративное устройство Российской Федерации (2 час)

1. Правовая природа и принципы федеративного устройства Российской Федерации.

2. Виды субъектов Российской Федерации и их характеристика.

3. Основные черты и конституционные принципы Российской Федерации.

4. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. Виды административно-территориальных единиц.

Методические рекомендации к семинарскому занятию:

 

Студентам полнее изучить территориальное устройство Российской Федера­ции поможет обращение к истории данного вопроса. Особенно следует остановиться на понятии государственного устройства, сущности федерации, борьбе вокруг идеи федерализации России. Надо коснуться причин провозглашения в январе 1918 года РСФСР (в Декларации прав тру­дящегося и эксплуатируемого народа, утвержденной 25 января 1918 года) и показать ее дальнейшее развитие.

Необходимо помнить, что по идеям, тогда господствовавшим, основой устройства государства должен был национальный вопрос. При этом от­дельно стоит говорить об устройстве СССР и РСФСР, входившей в Союз в качестве республики с 1922 года.

Студент должен знать основные моменты становления современ­ной Российской Федерации: от принятия 12 июня 1990 года Деклара­ции о государственном суверенитете РСФСР до закрепления федера­тивного устройства России в действующей Конституции Российской Федерации. Особую роль в этом процессе сыграл Федеративный дого­вор, заключенный 31 марта 1992 года, действующий в настоящее время лишь в части, не противоречащей основному закону России.

Далее необходимо установить, к какому типу федерацийотносится Россия. Мировая практика знает две разновидности способа форми­рования федераций: конституционный и договорный. Следует уяснить, какой из них реализован в современной Российской Федерации. При этом надо учитывать, что Конституция Российской Федерации и ре­шения Конституционного Суда Российской Федерации исходят из определения России именно как конституционной федерации, хотя и существует возможность договорных отношений между ней и ее субъек­тами. Студент должен проанализировать роль договоров о разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами государственной влас­ти ее субъектов, которые заключались в 90-е годы XX века, и сформулировать собственное мнение насчет необходимости и целесо­образности возврата к такому формату регулирования федеративных отношений.

К 1992г. в России сформировалась принципиально новая модель федеративного устройства. В Российской Федерации существует шесть разновидностей субъек­тов — республики, края, области, города федерального значения, авто­номная область и автономные округа.Надо рассмотреть, какие крите­рии — национальный или территориальный — положены в основу их выделения, назвать их достоинства и недостатки соответствующих под­ходов. Субъектами РФ являются единицы, созданные как по национально- территориальному, так и по территориальному признакам.

Федеративная форма территориального устройства России обус­ловливает ряд особенностей, характеризующих ее статус.

Устройство в форме федерации отражено в наименовании государ­ства: Российская Федерация — Россия (ст. 1 Конституции Россий­ской Федерации).

Состав Российской Федерации (перечень конкретных субъектов, входящих в нее) зафиксирован в самой Конституции (ст. 65). При раскрытии данного вопроса следует обратить внимание на то, что ста­тус субъектов России обретается именно в силу Конституции Россий­ской Федерации, а не по причине добровольного объединения этих субъектов на основании договора. Здесь же следует объяснить, каким образом возможно изменение состава субъектов Российской Федера­ции, проанализировав соответствующие конституционные положения и нормы Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образо­вания в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Ее территория состоит из субъектов Федерации. Российская Федерация - суверенное государство. Ее суверенитет, т.е. верховенство, самостоятельность и независимость ее власти распространяется на всю ее территорию. Права сецессии, т.е. выхода из Федерации, ее субъекты не имеют. Акты РФ, принятые в пределах ее компетенции, обладают высшей юридической силой на территориях ее субъектов не только по предметам ее исключительного ведения, но и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Поскольку субъекты РФ обладают неодинаковым правовым статусом, она является асимметричной Федерацией. Несмотря на различия в правовом статусе, все субъекты во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти между собой равноправны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.