Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий 2 страница. 31 марта 1992 Г. Между органами власти Российской Федерации и органами власти ее субъектов был заключен Федеративный договор о разграничении предметов ведения




31 марта 1992 г. между органами власти Российской Федерации и органами власти ее субъектов был заключен Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий, в соответствии с которым определены предметы исключительного ведения и полномочия Федерации, предметы совместного ведения органов Федерации и ее субъектов, а равно предметы исключительного ведения и полномочия субъектов. Этот Договор не подписали только Республика Татарстан и Чеченская республика. Однако между РФ и Республикой Татарстан 15 февраля 1994 г. был заключен двухсторонний межгосударственный договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. В основу создания Российской Федерации (РСФСР) в 1918 г. был положен национальный принцип, в связи с чем ее субъектами до 1992 г. считались только территориальные образования национального характера. Обычные же края и области являлись административно-территориальными единицами, субъектами Федерации они не были. Но с подписанием Федеративного договора и принятием действующей Конституции РФ национальный принцип построения федерации был дополнен территориальным.

действует соответствующий акт субъекта Федерации.

Рассматривая вопрос о статусе Российской Федерации, студенты должны раскрыть характеристику элементов: территория РФ, гражданство, единый государственный язык, символика и другие.

Студенты должны дать характеристику элементов статуса республик Российс­кой Федерации: наименование, территория, компетенция (в том числе полномочия по предметам совместного ведения Российской Федера­ции и ее субъектов), конституции и законодательство, сис­тема органов государственной власти, собственность, символы и др. Привести примеры. Необ­ходимо соотнести их с элементами статуса Российской Федерации, определить, какие из статусных характеристик России отсутствуют у ее республик либо обладают существенной спецификой.

Отдельно стоит упомянуть о возможности изменения статуса республик Российской Федерации. Из Конституции России следует, что это может произойти либо в результате образования в составе нашего государства нового субъекта либо как самостоятельный процесс (ч. 1 ст. 137).

В государственности республик получил воплощение и национальный суверенитет соответствующих народов, сущность которого составляют свободный выбор форм самоопределения и территориальное верховенство. Республика - это государство национальное, но вместе с тем и государство всего ее народа.

Отдельные этносы (народы) России пожелали воплотить свой национальный суверенитет в различных формах автономии.

Автономия рассматривается в науке конституционного права как политическое самоуправление определенных общностей. В РФ автономия носит национальный характер, позволяя этносам сохранять особенности быта, развивать свою культуру, язык, участие национальных кадров в управлении делами общества и государства.

В России существуют два типа автономии: национально-территориальная и национально-культурная.

Территориальные пределы автономной области и автономных округов не могут быть изменены без согласия населяющих их народов.

Национально-культурная автономия не закрепляет за этносами конкретные территории и предоставляется народам, не имеющим в России собственных форм национальной государственности, либо тем национальным группам, которые компактно проживают вне своих национально-государственных образований. Особое значение она имеет для коренных малочисленных народов (насчитывающих до 50 тыс. чел.), статус которых регул ФЗ РФ от 16 апреля 1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 22 мая 1996 г. "О национально-культурной автономии" могут создаваться федеральные, региональные и местные автономии, которые подлежат государственной регистрации. Так, в декабре 1997 г. прошел учредительный съезд немцев России, который образовал федеральную немецкую национально-культурную автономию. Такие автономии объединяют и координируют деятельность соответствующих центров, обществ и землячеств.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации - это разделение территории субъекта на административно-территориальные единицы. Каждый субъект Федерации самостоятельно определяет свое устройство.

В некоторых субъектах РФ встречаются ЗАТО - закрытые административно-территориальные образования, для которых необходим особый режим безопасности и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ учитывает местные экономические особенности, необходимость максимального приближения органов власти к населению, плотность и этнический состав населения, направление и характер путей сообщения. Далее студенты рассматривают порядок изменения административно- территориального устройства. Изучить закон Удмуртской Республики «Об административно-территориальном устройстве Удмуртской Республики» 1997г.

Нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации 1993 г.(с измен. от30.12.2008г.)

Федеративный договор от 31 марта 1992 г. // Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации / Сост. Ю.Л.Шульженко. М.: Юристъ, 1997. С.73 – 95.

Федеральный конституционный закон от 25.12. 2000 г. №2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации", с изменениями 28.12.2010г // "СЗ РФ", 25.12.2000, N 52 (Часть I), ст. 5021, "СЗ РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 1.

Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации». от 25 12.2000г. с изменении. 22.03.2001г // "СЗ РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 1, "СЗ РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 1.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации", с изменениями от 31 октября 2005 г. // СЗ РФ. 2001. №52. Ст.4916; 2005. №45. Ст.4581.

Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. №1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа", с изменениями от 30 июня 2005 г., 12 апреля 2006 г. // СЗ РФ. 2004. №13. Ст.1110; 2005. №27. Ст.2706; 2006. №16. Ст.1644.

Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. №6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" // СЗ РФ. 2005. №42. Ст.4212.

Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. №2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" // СЗ РФ. 2006. №29. Ст.3119.

Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. №6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" // СЗ РФ. 2007. №1. Ст.1.

Закон Российской Федерации от 14.07. 1992 г. №3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании", с изменен. от 07.02.2011г// СЗ РФ", 02.12.1996, N 49, ст. 5503, 2011, N 7, ст. 901.

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2965.2009, N 7, ст. 782.

Федеральный закон от 4 января 1999 г. №4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. №2. Ст.231.

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", с изменен. от 5.04.2009г// от 22 августа 2004 г. // СЗ РФ. 1999. №18. Ст.2208,Российская газета от 5 апреля 2009 г. N 40-ФЗ "

Федеральный закон от 1 июня 2005 г. №53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. №23. Ст.2199.

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. №725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2005. №50. Ст.5311.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. №12-П "По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области" // СЗ РФ. 1997. №29. Ст.3581.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. №10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. №25. Ст.2728.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. №8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея" // СЗ РФ. №15. Ст.1497.

 

Дополнительная литература к занятию

 

1.Конституционное право России: учебник / А. Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А. Михалевой. - М.: Эксмо, 2006. - 864 с.

2.Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Проспект, 2007. - 603 с.

озлова, Е. И.

3. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М.: Проспект, 2010. - 603 с.

4.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учеб. для вузов по направлению 030501

(021100) "Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. – 327

5..Государственное единство и целостность Российской Федерации:конституционно-правовые проблемы / Б.С. Эбзеев, С.Л. Краснорядцев, И.В. Левакин и др.. - М.: Экономика, 2005. - 374,с.

6..Добрынин Н.М. Построение концептуальной модели нового российского федерализма и комплексный, системный подход в оптимизации федеративных отношений // Гос-во и право.2005. № 2.

7.Малчинов, А.С. Конституционно-правовые механизмы укрупнения субъектов Российской Федерации / А. С. Малчинов // Власть. - 2006. - С. 27-31.

8. Еникеев, А. З. Конституционно-правовое понятие "Российская Федерация" в контексте разграничения предметов ведения и согласования законодательства / А. З. Еникеев // Право и государство: теория и практика. - 2007. - № 8. - С. 15-17.

9. Притулина, О. В. Особенности конституционно-правового статуса национально-культурных автономий в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа / Притулина О. В. // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2007. - № 3. - С. С. 47-50.

10. Седова, М. В. Конституционно-правовые основы закрепления принципа территориальной целостности Российской Федерации / М. В. Седова // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 21.

11 Столповская Н.Б. Конституционно-правовые основы разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов / Н. Б. Столповская // История государства и права. - 2008. - № 22. - С. С. 8-11.

12..Топорин Б.Н., Хабриева Т.Я. Национально- культурная автономия в Российской Федерации// Гос-во и право. 2005.№6.

13. Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия / А. А. Сергеев; Независимый ин-т выборов. - М.: Юриспруденция, 2005. - 255 с.

14. Конституционно-правовое регулирование изменения состава субъектов Российской Федерации: спец. 12.00.02 - Конституц. право; муницип. право: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук / Е. В. Дробышева; науч. рук. В. И. Майоров. - Челябинск, 2009. - 22 с.

15.Конституционно-правовые основы согласования федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации: спец. 12.00.02 - Конституц. право; муницип. право: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук / А. З. Еникеев; науч. рук. К. Б. Толкачев. - Челябинск, 2007. - 28 с.

 

Тема 4.Федеральное Собрание Российской Федерации (2 час)

 

1.Общая характеристика российского парламента. Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ.

2. Совет Федерации: состав, порядок формирования, полномочия.

3. Государственная Дума: порядок формирования, полномочия.

Методические рекомендации:

При осуждении этих следует учесть, профессиональный парламентаризм в нашем государстве зародился сравнительно недавно (в РФ-в 1990г)и в своих организации и деятельности во многом еще находятся в процессе становления. Дать понятие «парламента» и «парламентаризма». Студенты должны уяснить функции Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации: в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные законы. Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента ее роспуска. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения - фракции. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы, первого заместителя и заместителя Председателя. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. Государственная Дума собирается на первое заседание на 30 день после своего избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Государственная Дума собирается на сессии, как правило, на весеннюю и осеннюю. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания.

Обращаясь к внутренней организации парламента, желательно вести речь о нижеследующем. Комитеты (комиссии) палат Федерального Собрания - это вспомогательные органы, которые состоят из парламентариев и содействуют палатам в осуществлении их полномочий, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания; кроме того, комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам. Постоянные парламентские комитеты (комиссии) создаются на весь период созыва парламента. Временные парламентские комитеты (комиссии) создаются для выполнения какой-либо определенной задачи, после чего их существование прекращается (например, следственные комитеты).

Парламентские слушания - одна из форм деятельности парламента или его палат, состоящая в заслушивании мнений членов парламента, государственных и общественных деятелей, а также экспертов по конкретному законопроекту или иному вопросу, входящему в компетенцию парламента; различаются открытые и закрытые парламентские слушания.

Законодательство устанавливает гарантии депутатской деятельности - иммунитет и индемнитет, т.е. неприкосновенность и неответственность. Депутатская неприкосновенность (иммунитет) означает, что депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания их на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Депутатский индемнитет означает: 1) неответственность депутата за действия при осуществлении мандата; это значит, что депутат не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказывания, позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока его полномочий; 2) вознаграждение депутата за его деятельность.

Депутаты Государственной Думы на профессиональной основе и не могут совмещать эту деятельность с иной оплачиваемой работой (кроме творческой, преподавательской и научной).Депутат участвует в пленарных заседаниях представительного органа, в работе его постоянных и временных комиссий, проводит работу с избирателями в закрепленном за ним избирательном округе. Он вправе задавать вопросы и обращаться с расспросами к соответствующим должностным лицам с требованием о предоставлении информации, участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на сессиях и в ходе парламентских слушаний, обладает правом законодательной инициативы и решающего голоса в процессе голосования. Он имеет право на первоочередной прием руководителями органов и учреждений, может беспрепятственно выступать в средствах массовой информации и т.д.

Законодательный процесс и парламентские акты. Процесс принятия законов закреплен в Конституции и регламентах палат Федерального Собрания РФ. В нем можно выделить четыре основных стадии: внесение проекта (законодательная инициатива), его обсуждение, принятие и подписание закона с последующим его опубликованием.

Субъекты права законодательной инициативы закреплены в ст. 104 Конституции РФ. Все проекты законов вносятся только в Госдуму.

Кроме законов, палаты принимают постановления, которые подписываются и передаются для опубликования председателями палат. Законы и постановления палат парламента публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и "Парламентской газете". Неопубликованные законы исполнению не подлежат.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.