Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подзаконные нормативные правовые акты в системе источников экологического права




Законодательные акты Республики Беларусь как источники экологического права.

Конституционные основы экологического права

Конституция является основным Законом Республики Беларусь. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Беларуси. Законы, декреты, указы и иные, акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Как основной Закон страны Конституция Республики Беларусь регламентирует права, свободы и обязанности граждан. В ней изложены все важнейшие принципы развития нашего общества, определены основные задачи и функции государства, скреплено юридическое равенство всех форм и видов собственности. В качестве источников экологического права непосредственное и большое значение имеют следующие конституционные нормы.

Согласно Конституции (ст.9), территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния. Эта конституционная норма юридически защищает приоритет экологических интересов народа в месте жительства, а также определяет территорию (Землю) не только как объект использования, но и прежде всего как основу его жизнедеятельности.

В Республике Беларусь конституционно закреплено (ст. 13), что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Наибольшее значение как источник экологического права имеет конституционная норма (ст.46), установившая, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. При этом каждому гарантируется (ст.34) право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Вместе с тем конституционно установлено, что охрана природной среды - долг каждого (ст.55).

 

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены. Президентом также могут издаваться указы, регулирующие экологические отношения. Таким примером является Указ Президента Республики Беларусь от 24 марта 1995 г. № 121 "О реализации на территории Республики Беларусь системы раннего предупреждения, обеспечивающей радиационный мониторинг в районах, прилегающих к действующим атомным электростанциям" и др.

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений. Решения палат считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство от полного состава палат, если иное не предусмотрено Конституцией.

Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" - комплексный нормативный акт. Он регулирует природоохранительные отношения в сфере всей окружающей среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. (см. раздел 4).

Правовой базой режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы служит Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. "об особо охраняемых природных территориях и объектах". Использование и охрану животного мира регулирует Закон от 19 сентября 1996 г. "Об охране и использовании животного мира". Правовая охрана атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с Законом от 15 апреля 1997 г. "Об охране атмосферного воздуха".

Источниками экологического права являются также законы: от 18 июня 1993 г. "О государственной экологической экспертизе"; от 23 декабря 1991 г. "О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)"; от 25 ноября 1993 г. "Об отходах производства и потребления"; от 23 ноября 1993 г. "О санитарно-эпидемическом благополучии населения"; от 5 января 1998 г. "О радиационной безопасности населения"; от 5 мая 1998 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также Уголовный кодекс, предусматривающий составы преступлений в экологической области, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, в котором имеется специальная глава, устанавливающая ответственность за административные правонарушения в сфере охраны окружающей среды, памятников истории и культуры и др.

Учитывая сложную экологическую обстановку в республике, охрана здоровья и обеспечение благополучия граждан - конечная цель охраны окружающей среды. В связи с этим законодательные акты, направленные на охрану здоровья граждан республики занимают ведущее место.

В этом направлении источником экологического права является Закон «Об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 23 ноября 1993 года. Закон регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятных воздействий среды - производственной, бытовой, природной. Экологические требования, содержащиеся в статьях 'закона, одновременно являются источником экологического права. Источником экологического права в части норм, направленных на охрану здоровья граждан, является Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З. Во втором разделе «Окружающая среда проживания» содержатся требования к качеству окружающей среды, к архитектурно-градостроительной деятельности в зонах особого государственного регулирования, также изложении требований к государственному кадастру территорий. Эти два закона подсистемы экологического законодательства составляют основу охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности человека. Также источниками экологического права является Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной Кодекс и кодекс Республики Беларусь о недрах.

 

5. Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды": общая характеристика и место в системе источников экологического права

Закон «Об охране окружающей среды» в Республике Беларусь был принят Верховным Советом Республики Беларусь 26 ноября 1992 г.

Этот Закон является комплексным головным правовым актом прямого действия, регулирующим природоохранительные отношения. Он преследует следующие цели: сохранение природной среды; предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека; оздоровление и улучшение качества окружающей среды.

Данный Закон возглавляет систему экологического законодательства, все другие правовые нормы не должны противоречить ему в области охраны природы. Основное содержание Закона - человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В Законе человек рассматривается как субъект воздействия на окружающую природную среду, несущий ответственность за результаты своей деятельности, и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями по возмещению причиненного вреда. Закон закрепляет: экономический механизм охраны окружающей среды как меру экономического стимулирования, обязательность государственной экологической экспертизы, обязательность государственного экологического контроля, его правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности экологически вредных объектов. Закон также закрепляет меры административной, уголовной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое воспитание и образование, международное сотрудничество в области охраны природы. Стержнем данного Закона являются природоохранительные нормы, обеспечивающие выполнение задач по охране природной среды, которые действуют в комплексе гражданского, хозяйственного, административного, уголовного и международного права.

Закон включает 104 статьи, разбитые на 17 глав:

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ;

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ;

ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ;

ГЛАВА 4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ;

ГЛАВА 5. НОРМИРОВАНИЕ, МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ;

ГЛАВА 6. ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ;

ГЛАВА 7. ОХРАНА ОЗОНОВОГО СЛОЯ. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КЛИМАТ;

ГЛАВА 8. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА;

ГЛАВА 9. ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСОБОЙ ИЛИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОХРАНЕ;

ГЛАВА 10. ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ;

ГЛАВА 11. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:

ГЛАВА 12. УЧЕТ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ДАННЫХ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ;

ГЛАВА 13. ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ;

ГЛАВА 14. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ;

ГЛАВА 15. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ;

ГЛАВА 16. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ;

ГЛАВА 17. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

 

На основании Конституции и Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» от 7.07.1998 г., правительство Республики Беларусь издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановление правительства - нормативно-правовой акт, имеющий обязательную силу на всей территории Республики Беларусь (ст. 108 Конституции Республики Беларусь).

Постановления правительства в области экологии можно разделить на 3 группы: первая - те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельного положения. К таким следует отнести Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 949 с изм. и доп. от 16 марта 2004 г. № 298 «О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь». Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля. Например, «Положение о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды».

Третья группа постановлений правительства включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

Также источниками экологического права являются нормативные акты министерств и ведомств. Природоохранительные министерства и ведомства в пределах своей компетенции наделены правом издавать нормативные акты, обладающие обязательностью в исполнении другими министерствами, ведомствами, юридическими и физическими лицами. Так, например, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь издает приказы, инструкции, положения, другие нормативные акты по вопросам использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Кроме Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды правом издания обязательных нормативных актов обладают другие ведомства природоохранительного профиля: Министерство лесного хозяйства, Министерство здравоохранения, Государственная инспекция по охране растительного и животного мира при Президенте Республики Беларусь и т.д.

Большое место в обеспечении охраны природы занимают нормативные правила - санитарные, строительные, технические, технологические, технико-экологические, организационные и т.д. К ним относятся нормативные качества окружающей среды: предельно допустимые нормы воздействия вредных веществ на окружающую среду и здоровье человека, нормы допустимой радиации, уровень шума, вибрации.

Эти нормы выражают технические, технологические правила, и в таком виде они не рассматриваются как источники права. Но гл.5 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает юридическую обязательность их исполнения. Эта юридическая обязанность придает таким нормам правовой характер и позволяет оценивать их как источники права.

В настоящее время установлен строгий порядок в разработке и принятии ведомственных актов. Прежде всего, предусмотрена обязательная регистрация этих актов в Министерстве юстиции и публикация. Незарегистрированные в Министерстве юстиции и неопубликованные в СМИ ведомственные акты не считаются действующими и не порождают никаких юридических последствий.

В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», исполнительный комитет местною Совета осуществляет на соответствующей территории государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, вод, лесов, недр, растительного и животного мира, приостанавливает хозяйственную деятельность и строительство объектов в случаях нарушения природоохранительного и иного законодательства. Местные Советы заботятся о сохранении, приумножении и рациональном использовании природных ресурсов, охране окружающей среды и в пределах своих полномочий вправе издавать правовые акты, которые не должны противоречить Конституции и законам Республики Беларусь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.