КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чрезвычайное законодательство мирного времени (чрезвычайное положение и правовой режим проведения контртеррористической операции). 1 страница
Правоотношения, возникающие в процессе действия чрезвычайного законодательства, регламентируются различными отраслями законодательства. Чрезвычайное законодательство имеет много общего с административным законодательством. Независимо от наличия или отсутствия разработанного заблаговременно чрезвычайного законодательства любое государство имеет право на принятие адекватных угрозе мер по защите своего суверенитета. В истории СССР такие ситуации встречались неоднократно. Например, чрезвычайное законодательство военного времени СССР, действовавшее в 1941 - 1945 гг., создавалось непосредственно в годы Великой отечественной войны. С 1945 г. и до начала 90-х годов XX столетия в связи с объявленной в стране перестройкой, повлекшей за собой вначале возникновение ряда зон вооруженных конфликтов, а затем и распад СССР, - в Советском Союзе также не было разработанного заранее чрезвычайного законодательства. Несмотря на то что возможность введения в действие особых правовых режимов не предусматривалась, все равно в различных регионах распадающегося государства неоднократно объявлялись "особые положения", предусматривающие ограничение конституционных прав и свобод, а также силовой характер действий не только правоохранительных органов, но и подразделений Вооруженных Сил <1>. -------------------------------- <1> По действующей на рассматриваемый период времени Конституции СССР (1977 г.) Вооруженные Силы страны предназначались только для отражения агрессии, исходящей со стороны других государств.
Наряду с другими признаками наличие законодательства, предусматривающего правовой характер действия в различных ситуациях в соответствии с требованиями норм международного права, является одним из основных признаков и одновременно принципов действия правового государства.
14.2. Основные черты чрезвычайного законодательства Российской Федерации:
является составной частью законодательства Российской Федерации и базируется на нем; обладает системностью, характерной для законодательства Российской Федерации; его содержание имеет направленность на защиту не только государства, но личности и общества; предусматривает более жесткие по отношению к обычному законодательству методы регулирования общественных отношений <1>; -------------------------------- <1> КоАП РФ в обычных условиях устанавливает срок административного ареста до 15 суток, а в период действия режима чрезвычайного положения - до 30 суток. Такой же подход в усилении юридической ответственности наблюдается и в других государствах. Например, если в обычных условиях КоАП Республики Казахстан (часть 2 ст. 63) допускает при назначении наказаний за совершение нескольких правонарушений, рассматриваемых одним органом административной юрисдикции, максимальный размер административного ареста до 30 суток, то за нарушение требований режима чрезвычайного положения - 45 суток.
для обеспечения позитивного поведения субъектов права государством предпочтение отдается использованию мер запретительного характера и в меньшей степени - дозволениям <1>; -------------------------------- <1> Поэтому принятие нормативных правовых актов, относящихся к системе чрезвычайного законодательства, вызывает неоднозначную реакцию со стороны гражданского общества (опасения по поводу возможности отсутствия надлежащего контроля со стороны институтов общества за законностью действий специальных служб или принятия ими неадекватных мер, ограничивающих конституционные права и свободы).
в процессе реализации должны быть предусмотрены возможности для того, чтобы степень вводимых ограничений, основания и продолжительность их действия контролировались не только самим государством, но и мировым сообществом; при введении в действие предусматривает необходимость создания специальных органов управления или изменения полномочий у постоянно действующих органов государственной власти; оперативные органы управления наделяются надведомственными полномочиями; по времени действия чрезвычайное законодательство подразделяется на мирное и военное; по продолжительности действия оно устанавливается на: ограниченный законом конкретный срок (режим чрезвычайного положения); срок окончания действия чрезвычайных обстоятельств, послуживших причиной введения в действие чрезвычайного законодательства (прекращение войны, достижение поставленных целей в ходе проводимой контртеррористической операции); вводит ограничения, подразделяющиеся на комплексные (политические, идеологические, экономические, правовые и другие), системные (совокупность применяемых мер различными субъектами, наделенными официальными полномочиями) и отдельные. Отличительной особенностью действующего чрезвычайного законодательства Российской Федерации, основывающейся на отечественном и зарубежном опыте правоприменительной деятельности, является его профилактическая направленность на возможность предотвращения совершения (наступления) чрезвычайной ситуации определенного вида. В современных условиях возможность введения в действие чрезвычайного законодательства, как было отмечено в докладе специального докладчика ООН Н. Кестье (Франция), представленном 27 июля 1982 года 35 сессии Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств (Экономический и Социальный Совет ООН, Комиссия по правам человека), может быть совместима с демократическими принципами при выполнении следующих условий: если такое законодательство принято до возникновения кризиса; если оно содержит процедуры, предусматривающие предварительный и последующий контроль; если предусматривается, что оно будет применяться как временная мера. Конституция России является первичным внутригосударственным источником формирования чрезвычайного законодательства. Ее отдельные статьи, отражающие различные стороны проблем чрезвычайных ситуаций, расположены практически во всех главах Конституции. Содержащиеся в них правовые предписания в зависимости от адресата изложены различными способами: императивными (например, запрет на создание чрезвычайных судов); управомочивающими (полномочия в рассматриваемой сфере Президента, Федерального Собрания и Правительства России); предписывающими (характер вводимых ограничений при ЧС). Заблаговременный характер разработки чрезвычайного законодательства выполняет одновременно несколько функций: политическую; психологическую; организационную; экономическую и т.д. Кроме того, это позволяет создать не только основы механизма его реализации, но и минимизировать в рассматриваемых условиях случаи возникновения применения закона по аналогии. Исторический опыт свидетельствует, что это было характерно для норм административного и уголовного права, где аналогия закона запрещена. Введение в действие чрезвычайного законодательства предполагает разработку механизма его реализации, содержащего процедурные и материальные гарантии. Он должен включать в себя следующие обязательные для исполнения критерии: основания введения; указание на должностное лицо, принявшее решение о введении чрезвычайного законодательства; необходимость одобрения законодательным органом государственной власти принятого уполномоченным законом должностным лицом решения о введении чрезвычайного законодательства; перечень подлежащих ограничению конституционных прав и свобод граждан и юридических лиц; перечень дополнительных обязанностей, возлагаемых на физических и юридических лиц; применительно к государствам с федеративным устройством - временные изменения в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. Реализуя конституционный принцип правового государства о взаимной ответственности между государством и гражданами, в современной России принимаются соответствующие виды нормативных правовых актов. Одним из них является Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 545, утвердившее Правила компенсации убытков, понесенных владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перевозчиками в результате осуществления отдельных перевозок железнодорожным транспортом в случае возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях <1>. Эти Правила устанавливают порядок компенсации убытков, понесенных указанными лицами при выполнении не предусмотренных мобилизационными планами и заданиями (заказами) отдельных перевозок в следующих случаях: -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 545 "Об утверждении Правил компенсации убытков, понесенных владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перевозчиками в результате осуществления отдельных перевозок железнодорожным транспортом в случае возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях" // Российская газета. 2008. 23 июля.
при попытках насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженном мятеже, массовых беспорядках, террористических актах, блокировании или захвате особо важных объектов или отдельных местностей, подготовке и осуществлении деятельности незаконных вооруженных формирований, межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями, создающих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; при эпидемиях и эпизоотиях, которые повлекли (могли повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требуют проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ, и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. "Компенсация убытков осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых в федеральном бюджете на финансовый год, следующий за отчетным, в форме субсидий" (пункт 3 Правил), которые перечисляют с Федеральным агентством железнодорожного транспорта в установленном порядке на расчетный счет получателя, открытый в кредитной организации (пункт 9 Правил).
14.3. Административно-правовая характеристика чрезвычайных (кризисных) ситуаций
В законодательных актах, научной и специальной литературе отсутствует единство мнений в отношении различных понятий, характеризующих условия, при которых наступает возможность реализации чрезвычайного законодательства, а именно: "опасность", "особые условия", "особый период", "чрезвычайные происшествия", "экстремальные условия", "чрезвычайные ситуации", "чрезвычайные или особые обстоятельства" и т.д. Подобная проблема характерна и для других государств. Например, в США есть три различных определения понятия "терроризм": в военных уставах; у Министерства юстиции и у государственного департамента. В международно-правовых документах содержится около 10 формулировок понятия "терроризм". Нормативные правовые акты понятие "чрезвычайная ситуация" связывают с различными явлениями материального мира: с ликвидацией последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий <1>; -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711.
с массовыми беспорядками, стихийными бедствиями, пожарами, крупными производственными авариями, катастрофами, эпидемиями и эпизоотиями <1>; -------------------------------- <1> См.: Приказ МВД России от 18 января 1993 г. N 17 "О мерах по совершенствованию организации патрульно-постовой службы милиции".
с обстановкой, требующей дополнительного привлечения сил и средств для тушения пожара <1>; -------------------------------- <1> См.: Приказ МВД России от 5 июля 1995 г. N 257, утвердивший Устав службы пожарной охраны.
с реакцией государства на происходящие события, выражающиеся в возможности введения ограничений на конституционные права и свободы граждан, а также юридических лиц <1>; -------------------------------- <1> См.: ФКЗ "О чрезвычайном положении" (2001 г.) и ФКЗ "О военном положении" (2002 г.).
с реакцией органов государственной власти более высокого управленческого уровня на ненадлежащее осуществление полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в финансово-бюджетной сфере. Федеральное законодательство Российской Федерации понятие " чрезвычайная ситуация" формулирует следующим образом: "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей" <1>. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 24 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.
В Положении о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) особо подчеркнуто, что в компетенцию РСЧС предупреждение социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков и действия по ликвидации их последствий не входят. РСЧС предназначена лишь для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству. В Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" используется несколько иное понятие - "чрезвычайная экологическая ситуация". Употребление этой дефиниции создает предпосылки для многообразного толкования причин экологических чрезвычайных ситуаций. В статьях этого Закона, определяющих функции Совета безопасности Российской Федерации, указаны вопросы прогнозирования, предотвращения и преодоления чрезвычайных ситуаций, способных повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, организации их ликвидации (ст. ст. 13, 15 Закона). Это позволяет исследователям применять комплексный подход к пониманию чрезвычайных ситуаций, выделяя следующие виды: социальные, природные и техногенные. Ранее были случаи, когда руководители исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации объявляли режим чрезвычайной ситуации в целях противодействия угрожающей общественной безопасности обстановки или выхода из создавшейся критической ситуации <1>. Прежним законодательством Российской Федерации <2> не были определены процедурные вопросы, связанные с порядком введения административно-правового режима чрезвычайной ситуации, а также объемом и сроками действия вводимых ограничений. Сейчас эти проблемы решены <3>. -------------------------------- <1> Подобный практический опыт действий уже накоплен. В основном он был связан с необходимостью ликвидации стихийных сил природы: наводнение в г. Ленске (2001 г.), ливневые дожди и ураганы на Северном Кавказе (лето 2002 г.); массовые лесные пожары в Московской области (лето 2002 г.) и т.д. <2> См., например: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 46. Ст. 4459), которое было отменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // Российская газета. 2004. 20 января. <3> См.: статьи 24 - 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // Российская газета. 2004. 20 января.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования. Для эффективного функционирования РСЧС в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС: - режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственной, промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке при получении прогноза возможности возникновения чрезвычайных ситуаций; - режим повышенной готовности устанавливается при ухудшении промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки при получении прогноза возможности возникновения чрезвычайных ситуаций; - режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными мероприятиями, осуществляемыми в этих режимах, являются: а) в режиме повседневной деятельности: - осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях; - планирование и выполнение целевых и научно-технических программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях; - совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях; - создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; - осуществление целевых видов страхования; б) в режиме повышенной готовности: - принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев ЕГСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по ее нормализации; - усиление дежурно-диспетчерской службы; - усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов; - принятие мер по защите населения и окружающей природной среды по обеспечению устойчивого функционирования объектов; - приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации; в) в режиме чрезвычайной ситуации: - организация защиты населения; - выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации; определение границ зоны и организация ликвидации чрезвычайной ситуации; - организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; - осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории. В зависимости от обстановки подсистемы и звенья РСЧС могут функционировать одновременно в различных режимах. Такое построение системы управления позволяет: - сократить время реагирования; - иметь (путем постановки в готовность более высоких эшелонов сил) значительные резервы уже в начальных стадиях развития кризиса; - реагировать "через уровень" (то есть степень готовности); - сегментировать систему управления; - учитывать инвариантность развития кризиса; - повышать эффективность (в том числе и экономическую); - снизить человеческие потери и материальный ущерб. Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации; б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы чрезвычайной ситуации; в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации; г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации; д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения. По своим сущностным характеристикам чрезвычайная ситуация представляет собой разновидность типов ситуаций, способных повлечь за собой наступление чрезвычайных последствий для личности, общества и государства. Существуют различные критерии, применяемые при классификации ЧС. Например, по масштабам и размерам вредоносных последствий они делятся на местные, территориальные, региональные и национальные. Степень и масштабы опасности определяются размерами явления, организованностью и силой участников конфликта. По этому пути пошли некоторые министерства и ведомства. Например, в системе МВД России ведомственным нормативным актом чрезвычайные ситуации предусмотрено классифицировать на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Сложившаяся практика нашла свое отражение и в постановлениях Правительства Российской Федерации. Вначале Постановление Правительства "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" подразделило их по масштабу распространения опасного явления на трансграничные, федеральные, региональные, территориальные, местные и локальные <1>. В последующем новым Постановлением Правительства Российской Федерации <2> чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера было предписано подразделять на: -------------------------------- <1> Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // СЗ РФ. 1996. N 39. Ст. 4563. <2> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // Российская газета. 2007. 26 мая.
1) ЧС локального характера - если зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта, количество пострадавших людей (погибших или получивших ущерб здоровью) не превышает 10 человек, а размер материального ущерба составляет не более 100 тысяч рублей; 2) ЧС муниципального характера - если зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей; 3) ЧС межмуниципального характера - если зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или "межселенную территорию", количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба - не более 5 млн. рублей; 4) ЧС регионального характера - зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, количество пострадавших более 50 человек (но не более 500) либо размер материального ущерба свыше 5 млн. рублей (но не более 500 млн. руб.); 5) ЧС межрегионального характера - зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество пострадавших составляет свыше 50 человек (но не более 500) либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей (но не более 500 млн. руб.); 6) ЧС федерального характера - количество пострадавших составляет более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей. В основе такого подхода к определению видов чрезвычайных ситуаций лежат: количество людей, пострадавших в этих ситуациях и у которых были нарушены условия жизнедеятельности; размер нанесенного материального ущерба; границы зон распространения; силы, осуществляющие ликвидацию последствий ЧС; привлекаемые силы к ликвидации последствий ЧС; завершение ликвидации последствий ЧС. Наличие опасностей и риска еще не означает, что обстановка может быть чрезвычайной, кризисной. Наиболее часто под риском понимают произведение величины события (например ущерба от чрезвычайных ситуаций) на меру возможности наступления этого события. Риск рассматривается как ожидаемый ущерб от чрезвычайных ситуаций <1>, или количественной мерой уровня опасности <2>. -------------------------------- <1> Вангородский С.Н., Калинин О.В. Развитие федерального законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. М.: ВИНИТИ, 1998. Вып. 5. С. 4. <2> Иойрыш А.И. Концепция риска: его оценка и управление им // Обеспечение безопасности населения и территорий (организационно-правовые вопросы). М., 1994. С. 19.
Под кризисом (с греческого "кризис" означает "решение") <1> понимается тяжелое переходное состояние, затруднительное положение, угрожающее суверенитету и основам конституционного строя государства, жизни и безопасности его граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов и требующее принятия от общества и государства энергичных, экстренных, чрезвычайных организационно-правовых мер по их устранению. -------------------------------- <1> Кризис - перелом, переворот, решительная пора переходного состояния. См.: Даль В. Указ. соч. Т. 3. С. 194. Это резкий, крутой переворот в чем-либо. Затруднительное тяжелое положение. См. Ожегов С.И. Указ. соч. С. 307.
Кризисы, как и катастрофы, бывают различного вида. По своим сущностным характеристикам и негативному воздействию на общественные отношения они имеют ряд общих черт. Часто катастрофы предшествуют кризисам, иногда бывают кризисы без катастроф. Известны случаи, когда катастрофы переходят в кризис. Существует международно-правовая классификация кризисов, основывающаяся на нормах четырех Женевских конвенций 1949 г. и двух Дополнительных протоколах к ним 1977 г. <1>. Их действие распространяется и на Россию. С учетом степени применяемого насилия и допускаемых государством пределов силового воздействия выделяют следующие четыре вида кризисов <2>, роль международного права в урегулировании которых пропорционально возрастает. -------------------------------- <1> Женевские конвенции: "Об улучшении участи раненых и больных в действующей армии", "Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море", "Об обращении с военнопленными", "О защите гражданского населения во время войны" от 12 августа 1949 года. Первый и Второй дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 года, касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и вооруженных конфликтов немеждународного характера от 8 июня 1977 года.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |