Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма правления




ФОРМА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА

Пол формой государства понимаются организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень развития демократии и культуры населения. Иными словами, форма государства — это сложная, причудливо переплетенная совокупность его признаков, сформировавшихся под воздействк-изличных объективных и субъективных причин, отличающих государство от другого. В характеристике государства при-о выделять такие его основные признаки, как форму правле-І, форму государственного устройства и политический режим

 

Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного как особоїі политической организации, необходимо ганаличнроиать всю совокупность его признаков и выделить І них важнейшие. К числу последних можно отнести при-:и, характеризующие порядок формировании и организацию Ших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления. Эту сторону формы государства определяют:

структура и полномочия высших органов государственной власти страны;

порядок их образования и взаимоотношений между собой

степень участия населения в формировании этих органов и пния на принимаемые ими решения.

По формам прзшюпин государства подразделяются на монархии республики Монархией (гр. monarchtit — единовластие) называется такое госулауктво, в котором верховная вдасть и стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличною Государства. Пост монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по лвой линии, и пи один орган власти не вправе повлиять на Т Процесс. Правда, современные формы государства в отдельных лучаях прелусмачрииают выборы монлрха на определенный, го нашему мнению, такие монархии утрачивают один из главных своих приліаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления.

В свою очередь, монархии делятся на абсолютные и ограниченные. В абсолютных монархиях вся полнота государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной — сосредоточена в руках монарха (примером такой монархии может служить Россия XV1I-XVIII вв.. Франция до революции 1789 г. и др.). Однако следует заметить, что абсолютные монархии — категория исторически ограниченная. Созданные как альтернатива феодальной раздробленпости и междоусобным войнам абсолютные монархии, выполнив свою историческую миссию, в боль-шинсше стран мира либо видоизменились под воздействием буржуазных преобразований R ограничейные, либо, в случае неспособности к подобным преобразованиям, были уничтожены в результате буржуазных революций, как это произошло в Австрии. России, Польше. Франции и др.

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом — парламентом — либо особым правовым актом — конституцией. В большинстве ограниченных монархии налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха — конституции и парламента. Но, например, Великобритания имеет парламент и не имеет конституции в ее традиционном виде — в виде единого писаного документа. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентарными. Примерами таких монархий являются многие европейские государства — помимо названной выше Великобритании также Бельгия, Данин, Нидерланды и др. С одной стороны, сохранение в этих государствах монархии — лань традиции, поскольку монарх в них выполняет чисто номинальные, представительские функции, а власть а стране принадлежит выборному органу — парламенту. С другой стороны, сохранение поста главы государства в лице монарха является символом стабильности этих государств, их ува- I жения к историческому прошлому и собственной государственности.

Уместно было бы ц связи с рассматриваемым вопросом обратиться к актуальной в последнее время проблеме восстановления монархии в России. Думается, что возврат к этому историческому прошлому невозможен но двум причинам. Во-первых, потомуі I что утрачены исторические традиции в силу длительного отсутствия эгаго института в нашей стране, породившего психологнчес-кую неготовность большинства населения к возврату этой традиции. Во-вторых (и это гораздо важнее), в связи с тем. что сто-возрожления монархии ратуют за восстановление не ибуль абстрактной монархии, а самодержавия, символом) считается дом Романовых. Таким образом, речь идет о восстановлении в России абсолютнои монархии, которая исторически изжила себя в нашей стране еше в конце XIX столетии.

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Их отличие от парламентских состоит в сосредоточении и руках монарха больших полномочий в сфере госу-ласти. Ему принадлежит не только вся полнота нительной власти, но и значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето (от. veto — запрещаю) па законы, принятые парламентом. Этот не позволяет закону вступить в силу, зато монарх в дуалистичной монархии обладает неограниченным правом на издани, подминяющих собой законы либо имеющих даже боль-(рмативную силу по сравнению с ними.

В некоторых монархических государствах (например, в Cаудовскойкой Аравии) ич глава возглавляет не только светское, но и Іигиозное управление страной. Такие монархии носят название кратических.

Степень участия населения в формировании органов власти монархии составляет пропорцию, обратную объему власти, сверенной в руках монарха. Как отмечалось выше, в абсолютных не только население страны, но и ни один орган даже самый высший, не вправе изменить выбор главы государства. Исключение составляют лишь нелегитимные устранения Монарха путем заговора (пример тому — "Новых переворотов в России 1725-1761 гг. и убийство Павла 1 в І80І г.) или добровольное отречение от престола (в России, например, императора Константина в 1825 г. І II — а 1917 г.) Говоря о конституционном закреплении формы правления, следует отметить, что абсолютная власть а опирается исключительно на силу и поэтому какому-либо правовому регулированию подвергнута быть не может, полу любая попытка опереться на закон означает ограничение И, введение ее в определенные рамки. Поэтому большинство монархии приняли на вооружение теорию божественного происхождение государственной власти.

Население приобретает право на участие в формировании органов государственной власти и монархии только с момента ограничения власти Монарха. Этот процесс набирает силу с появлением на политической арене нового класса — буржуазии. Д0 ее пояиления абсолютная монархия была построена на балансе политических сил. Все общество было поделено как бы на две неравные части. С олной стороны — монарх и класс рабовладельцев или феодалов (дворянство, помещики), заинтересованных в укреплении и поддержке власти монарха, поскольку с его помощью они осуществляют эксплуатацию населения, а монарх через них осуществляет свою власть. С другой стороны — класс зависимого населения (рзбы или крепостные крестьяне, ремесленники, посадский люд), образующий категорию подданных монарха, находящихся в его власти и власти более мелких эксплуататоров.

С вступлением общества в стадию капиталистического развития полного совпадения интересов буржуазии и монарха, как это было в случае с дворянством и помещиками, не происходит Этот класс, опирайсь на частную собственность — основу экономической самостоятельности, начинает рваться к государственной идас-ти И монарх, пытаясь сохранить спою власть, идет или на сознательное ее ограничение путем "дарования" (октроирования) Конституции, или на создание коллегиального органа, обладающего в той или иной мере властными полномочиями (либо на то и другое одновременно). Объем властных полномочий и. следовательно, степень участия населения в формировании такого органа находятся в прямой зависимости от степени развития в стране капиталистических отношений. В странах развитого капитализма коллегиальный орган — парламент — приобретает огромные полномочия, превращая монарха в номинальный орган. А там. где эти отношения развиты недостаточно, номинальный характер приобретает деятельность органа, избираемого населением (пример — Государственная Дума ІІ России 1905-1914 гг.). Из сказанного можно сделать вывод, что конкретный тип монархии, установившийся в стране, зависит в первую очередь от степени развития в ней производственно-экономических отношений.

Ограниченные монархии являются формой правления, близкой к республиканской. Республикой (лат. res puhlica — общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. В свою очередь, современные республики делятся на парламентарные, президентские и смсшаные (полупрезидентские).

В парламентарной (фр. parle — говорить) республике насслением страны на строго определенный срок избирается высший представительный законодательный орган государственной власти. Поскольку впервые подобный орган появился в Англии, все послдущие государства такого типа стали называться парламентарии Особенность этих государств состоит втом, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только высшим законодательным органом государственной ио и, опираясь на представительный (делегированный м) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). При подобной конструкции,' хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент:и) правительство) и судебную (верховный, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственого (перед парламентом) правительства.

Зависимость исполнительной власти от законодательной проявляется в том, что парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку Правительство в полном составе или отдельных его членов. Отставка парламента или изменение соотношения в нем партийно-политического большинства и (нышшства автоматически влечет за собой отставку ответствсн-нерел ним правительства, сформированного по принципу тийною большинства. Исключение составляет коалиционное правительство, формируемое парламентом в условиях отсутствия ярко выраженною парламентского большинства, представленного Депутатами одной политической партии.

Концентрация государствен ной власти в руках парламента пеодалевается наличием в стране многопартийности, которая 'печивает участие в нем, а иногда и а правительстве, представлен различных политических партий. Подвергая друг друга кртике в ходе парламентских дебатов, депутаты, представляющие различные политические течения, в конечном итоге приходят к Ииансированиому решению, устраивающему всех или. по край-ней мере, большинство населения страны. Поэтому неотъемлемым элементом парламентарной республики является развитая многопартийная система.

Положение президента и парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью а стране обладает глава правительства — премьер-министр (в ФРГ — канцлер). Чисто парламентарных республик в мире сравнительно немного (ФРГ. Италия, Индия и некоторые другие).

В отличие от парламентарных президентские республики возникают преимущественно в странах со слаборазвитой или с неразвитой многопартийной системой (США, Россия). В президентской (лат president — букв сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства — президент, который одновременно является и Ілаиой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде президентского правления (диктатуры), означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политических партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы избежать этого, в президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система взаимных "сдержек и противовесов" Они включают в себи отлагательное вето, налагаемое президентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента; импичмент (англ. impeachment — досрочное отрешение от должности) президента; судебный контроль за его деятельностью и др.

Глявным признаком президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся прежде всего в отсутствии ответственности исполнительной власти перел парламентом.

Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также нопых, не известных ни одному щ рписмш-ренных выше типов республики черт.

В частности, для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный Президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (характерный пример — Россия). В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительстну.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанною типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента и случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (такое правомочие президента закреплено конституцией не только России, но и Франции).

По окончании установленного законом срока истекают полномочия избираемых населением органов государственной власти, и вся процедура их формирования повторяется заново. Следовательно, республиканская форма правления в наибольшей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют максимального правового регулирования, не говоря уже о том, что форма правления и структура высших органов государственной пласти получают закрепление в конституции страны.

Характеризуя республиканскую форму правления, нельзя не сказать несколько слов о республиках советского типа. Несмотря на то что данная форма правления была характерна лишь для нескольких государств "социалистического" типа и является таким же анахронизмом, как абсолютная монархия, тем не менее она оставила заметный след в истории отечественной государственности и требует сегодня объективной оценки.

Характерным для формы правления данного типа было отсутствие разделения властей, формальное полновластие Сонетов (или иных представительных органов власти), формируемых по классовому или иному недемократическому принципу. Советы представляли собой единую пирамиду вертикально подчиненных друг другу органов государственной власти, камуфлирующих реальное всевластие коммунистической партии, точнее, ее руководящих органов.

Господство партийно-бюрократического руководства обеспечивалось непрофессиональным характером деятельности Советов:

их депутаты за редким исключением НС порывали связей со своей основной работой, а сами Советы созывались на периодические заседания, а не работали постоянно

Сочетание республик советского типа с недемократическим политическим режимом приводило в ряле случаев к выхолашииа-нию смысла принципа республиканского государственного устройства, поскольку в истории СССР известны случаи, когда сессии Советов не созывались в течение длительного времени и не проводились перевыборы их состава (в голы Великой Отечественной войны).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.