Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статус и порядок формирования Суда Европейских сообществ




Читайте также:
  1. I. Определение единиц территорий, приближенных к населению со статусом самоуправляемой общности.
  2. II. Информация об услугах, порядок оформления проживания в гостинице и оплаты услуг
  3. II. Основания и порядок приема и учета лиц, арестованных в административном порядке
  4. II. Порядок вручения воинской части государственной награды
  5. II. Порядок выполнения курсовой работы
  6. II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  7. III. Организация информирования поступающих
  8. III. Порядок защиты дипломной работы
  9. III. Порядок предоставления услуг 1 страница
  10. III. Порядок предоставления услуг 2 страница
  11. III. Порядок предоставления услуг 3 страница
  12. III. Порядок предоставления услуг 4 страница

Суд Европейских сообществ занимает особое место в системе институтов Европейского Союза. Совет, Комиссия и Парламент, как правило, квалифицируются исследователями в качестве политических институтов. В отличие от них, Суд ЕС выступает как строго функциональный специализированный институт неполитического характера. Более того, какая-либо политическая деятельность членам Суда категорически запрещена соответствующими правовыми актами. Суд во всей своей деятельности обязан руководствоваться предписаниями учре­дительных актов, актов вторичного права и нормативно-правовыми актами, специально предназначенными для регулирования его деятельности. К числу последних относится, прежде всего, Устав Суда. Этот акт был утвержден специальными Проколом, подписанным в Париже в 1951 г. применительно к УДУ ЕОУС, и Протоколами, подписанными в 1957 г. в Брюсселе применительно к Евратому и ЕЭС. В том же году на основе специального акта был создан единый Суд Европейских сообществ. Второй важнейший нормативно-правовой акт, регламентирующий его деятельность, — это Процессуальный регламент. Его кодифицированная версия в форме документа № С-65/01 опубликована в специальном выпуске «Журналь офисьель» Европейских сообществ от 6 марта 1999 г.

Все учредительные акты четко и определенно относят Суд ЕС к числу главных институтов Сообществ и Союза. Согласно ст. 4 Договора о ЕС задачи, возлагаемые на Сообщества, осуществляются такими институтами, как Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд Европейских сообществ и Счетная палата. Таким образом, Суд остается и по настоящее время судебным органом Европейских сообществ. В то же время, согласно ст. С Договора о Союзе, этот последний обладает единой институциональной структурой. Она призвана обеспечить согласованность и преемственность деятельности, направленной на достижение его целей, и при условии соблюдения и развития общего достояния Сообществ. Применительно ко всем политическим институтам указание на то, что они являются одновременно и институтами Сообществ и Союза, проблем не вызывает. Что же касается Суда ЕС, то ситуация несколько иная. Дело в том, что по общему правилу юрисдикция Суда неразрывно связана с применением права Сообществ. Оно образует ведущую составляющую европейского права, но не применяется в рамках второй и третьей опор Союза (за очень небольшими исключениями), Более того, ст. В Договора о Союзе распространяет юрисдикцию Суда ЕС только на те статьи Договора о Союзе, которые четко указаны в самом Договоре. Это означает на практике, что Суд ЕС остается институтом, осуществляющим свою юрисдикцию почти исключительно в рамках Европейских сообществ, а значит, выступает преимущественно как институт последних. На это указывает и тот факт, что в офи­циальных текстах он продолжает именоваться Судом Европейских сообществ, а не Европейского Союза. Правда, при этом нельзя игнорировать, что сами Сообщества — составная часть Союза. Но решающее значение имеет то, что юрисдикция Суда ЕС не распространяется на те новые политики и формы сотрудничества, присоединение которых к Сообществам и послужило юридическим основанием для образования Союза.



Необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что образованный в 1988 г. Суд первой инстанции (СПИ) нигде не квалифицируется в качестве самостоятельного института или органа Сообществ или Союза. Суд первой инстанции создается как подчиненный и дополняющий Суд ЕС. Он призван содействовать Суду ЕС в выполнении его функций. Практически СПИ, как судебное учреждение призван разгрузить сам Суд ЕС, буквально затопленный наплывом исковых заявлений. Это позволяет Суду ЕС получить уже самостоятельную возможность сосредоточиться на рассмотрении наиболее важных проблем при решении споров между государствами-членами, государствами-членами и институтами и между институтами, а равно при решении вопросов преюдициального характера. Соответственно в том же решении указывается, что резиденция СПИ находится при Суде ЕС. СПИ становится, таким образом, составной частью судебной системы Европейских сообществ, но он занимает в ней подчиненное положение по отношению к Суду ЕС. Это подтверждается и тем обстоятельством, что решения, выносимые СПИ, могут быть обжалованы в кассационном порядке в Суд ЕС. Решение последнего и будет носить окончательный характер.

Суд ЕС призван обеспечить единообразное истолкование и применение права Европейских сообществ на всем пространстве, подпадающем под юрисдикцию Сообществ и в отношении всех субъектов права ЕС, находящихся под его юрисдикцией. Суду ЕС за годы его существования удалось наполнить эту несколько абстрактную формулу весьма конкретным содержанием. Благодаря полномочиям, связанным с толкованием учредительных договоров и актов вторичного и третичного права, Суд ЕС смог реально обеспечить единообразное понимание предписаний права ЕС. Одновременно он в значительной мере обеспечил расширение юрисдикции Сообществ. Своей деятельностью он способствовал утверждению авторитета нормативно-правовых актов, принимаемых институтами ЕС. Ему удалось обеспечить высокую значимость и авторитет самих судебных решений. В результате они стали одним из важнейших источников права ЕС и способствовали расширению и активному развитию процесса европейской интеграции.

Не меньшее значение имеет и то обстоятельство, что Суд наряду с Комиссией выступил в роли стража права ЕС и в определенной степени взял на себя функции арбитра в разрешении споров между государствами-членами и институтами, также институтов между собой по всем вопросам, связанным с применением права Сообществ. В меньшей степени Суд выступает в рамках Сообществ в качестве стража личной свободы. В первое десятилетие существования Суда и самих Сообществ им нередко адресовывались критические замечания в связи с отсутствием постановлений и судебной практики, обеспечивающей защиту личных субъективных прав и свобод. Однако если даже эти упреки в значительной мере справедливы, нельзя не учитывать, что гарантия и защита личной свободы — это, прежде всего задача другого важнейшего международного судебного учреждения — Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). Поскольку все государства — члены Союза являются участниками Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), осуществление которых гарантируется ЕСПЧ, параллельная юрисдикция Суда ЕС оказалась далеко не обязательной и возможно даже не улучшила бы, а осложнила дело защиты личных прав и свобод.

Следует вместе с тем подчеркнуть, что именно Суд ЕС первым сформулировал в своих решениях положение о том, что личные права и свободы, в частности, в том виде, как они зафиксированы в ЕКПЧ, образуют основополагающие принципы права ЕС. Исходя из этой посылки, Суд ЕС должен не допускать принятия актов или совершения каких-либо действий на уровне Сообществ и Союза, которые идут вразрез с этими основополагающими принципами. Это положение достаточно четко зафиксировано в Договоре о Европейском Союзе. Правда, в данном случае речь скорее идет о контрольных и надзорных полномочиях Суда ЕС. Но, учитывая, что он обладает юрисдикцией по рассмотрению исков о законности ре­шений, принимаемых институтами Сообществ, это дает ему право и возможность пресекать любые акты или акции, нарушающие основные права. Можно полагать, следовательно, что Суд ЕС свою основную и главную задачу быть стражем европейской интеграции и ее продвижения сочетает в определенной степени, хотя и в ограниченных пределах, с функцией защитника прав и свобод, коими наделены субъекты права ЕС.

Основные принципиальные положения, относящиеся к порядку формирования Суда ЕС и лежащие в основе судопроизводства, полностью применимы и к Суду первой инстанции.

Члены Суда ЕС назначаются с общего согласия правительствами государств-членов сроком на шесть лет. Каждое государство — член ЕС располагает одним местом и выдвигает кандидата на его замещение. Главное требования к судье – высокая профессиональная квалификация и независимость. До вступления в должность на первом же открытом заседании, на котором вновь избранный член присутствует, он принимает присягу, в которой клянется осуществлять свои функции полностью беспристрастно и с сознанием ответственности, а равно обязуется не разглашать секретов совещательной комнаты. В отличие от Европейского Суда по правам человека, в котором отдельные судьи могут заявлять о своей особой позиции и несогласии с решением большинства судей, в рамках Суда ЕС сохраняется абсолютная секретность судейских дебатов, мнения каждого из судей и результатов внутреннего голосования. Решение выносится от имени Суда в целом и никакому публичному оспариванию со стороны членов Суда не подлежит. Нарушение этого правила рассматривается как посягательство на основы судопроизводства, нарушение обязанностей судьи и может повлечь за собой весьма строгие санкции, вплоть до принудительной отставки последнего. Такого рода решение принимается общим собранием судей и генеральных адвокатов.

Помимо принесения присяги каждый судья подписывает заявление, в котором он торжественно декларирует, что будет соблюдать в течение всего срока исполнения своих полномочий, а равно по их завершении обязательства, вытекающие из исполнения его обязанностей. Особо подчеркивается соблюдение судьей правил добропорядочности и скромности, в частности, в том, что касается принятия различного рода предложений о работе или получении каких-либо дополнительных выгод даже после выхода в отставку. Одновременно с судьями и практически в том же порядке назначаются генеральные адвокаты. (В русскоязычной литературе их иногда именуют юридическими советниками, но употребление этого термина может создать некоторую путаницу. Дело в том, что каждый член Суда имеет свой личный и им формируемый кабинет, в который входят, в частности, юридические советники). Генеральные адвокаты — это должностные лица Суда, которые выполняют чрезвычайно важные полномочия, связанные с изучением дела, подготавливаемого к рассмотрении Суде. Генеральный адвокат представляет Суду свое заключение по изученному им делу. В подавляющем большинстве случаев заключение генерального адвоката, излагаемое в открытом публичном заседании Суда, оказывает весьма большое влияние на вынесение решения. Однако Суд следовать рекомендациям генерального адвоката не обязан.

Обновление Суда происходит наполовину каждые три года (в настоящее время — по состоянию на начало 2005 г. — каждые три года переизбирается 7 или 8 членов Суда). В том же порядке изменяется состав генеральных адвокатов. Каких-либо ограничений для переизбрания не установлено. Соответственно судья или генеральный адвокат, срок полномочий, которых истек, может быть назначен вновь.

Аналогичная процедура применяется при формировании Суда первой инстанции. Основное отличие заключается в том, что в рамках СПИ отсутствует институт генеральных адвокатов. Их функции может в определенной степени выполнять специально назначенный в связи с рассмотрением конкретного дела член Суда.

Рассмотрение дел в Суде ЕС имеет место как пленумом Суда, так и палатами. В СПИ оно производится в основном палатами. В составе Суда ЕС насчитывается шесть палат, из которых одна включала трех судей, три — четырех судей и две — семь судей. В рамках Суда первой инстанции в тот же период функционировало десять палат, из которых пять включали по три судьи и пять — по пять судей. Персональный состав палат определяется ежегодно. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В случае, если один из членов палаты отсутствует, его может замещать при рассмотрении конкретного дела иной судья, специально назначенный для этого Председателем. В 1998 г. Суд ЕС внес на рассмотрение Комиссии предложение, предусматривающее возможность рассмотрения некоторых дел, в том числе по трудовым спорам, единолично судьей Суда первой инстанции.

Весьма важную роль в руководстве работой Суда играет его Председатель. Он избирается самими судьями путем тайного голосования абсолютным большинством голосов сроком на три года. В случае, если ни один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, проводится второй тур, по результатам которого считается избранным кандидат, получивший относительное большинство голосов. В случае досрочной вакансии поста Председателя вновь назначенный глава Суда выполняет эти обязанности в течение оставшегося срока полномочий. Председатель руководит работой Суда и деятельностью его служб. Он председательствует на пленарных заседаниях Суда, а также при обсуждениях, имеющих место в совещательной комнате. Председатель распределяет дела между палатами и назначает судью-докладчика. Критерии, в соответствии с которыми производится распределение дел, устанавливаются самим Судом.

Применительно к делам, которые переданы на рассмотрение той или иной палаты, функции главы судебного учреждения выполняет ее Председатель. Председатели палат назначаются Судом сроком на один год. Суд назначает также на аналогичный срок первого генерального адвоката. Первый генеральный адвокат распределяет дела между генеральными адвокатами сразу же после назначения судьи-докладчика. В случае временной вакансии поста Председателя Суда его функции выполняет один из председателей палат, старшинство которых определяется сроком их пребывания на данной должности в Суде. Председатель назначает дату и часы заседаний Суда. Применительно к палатам эти функции осуществляют их председатели. По общему правилу заседания Суда и палат имеют место в резиденции Суда ЕС, которая находится в Люксембурге. Однако заседания могут проводиться по указанию Председателя и в ином месте.

Решение по существу рассматриваемого дела выносится нечетным числом судей. Однако в тех случаях, когда в силу каких-либо причин это число оказывается четным, самый младший судья по сроку пребывания в Суде должен воздержаться от участия в принятии решения (кроме случая, когда это судья-докладчик).

Суд назначает сроком на шесть лет грефье (постоянного секретаря), который работает под руководством Председателя Суда. Именно грефье ведает приемом, реадресованием и хранением всей документации. Он является хранителем архивов, несет ответственность за опубликование решений и иных до­кументов Суда, а также выполняет обязанности хранителя печати. Грефье оказывает всю необходимую техническую помощь, обеспечивая заседания Суда и палат, и присутствует на их заседаниях. Это требование не применяется в случае, если суд рассматривает в закрытом заседании дисциплинарные дела своих членов. Под руководством грефье работают административные и технические службы Суда. В руководстве финансовыми делами и бухгалтерией ему помогает специально назначенный управляющий.

 





Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 215; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.162.118.107
Генерация страницы за: 0.003 сек.