КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Автономная модель местного самоуправления, ее типы
Понятие и классификации моделей местного самоуправления. Основные вопросы темы Тема 5. Местное самоуправление в зарубежных странах 1. Понятие и классификации моделей местного самоуправления. 2. Автономная модель местного самоуправления, ее типы. 3. Наблюдаемая модель местного самоуправления, ее типы. 4. Порядок формирования и структура органов местного самоуправления в зарубежных странах. 5. Компетенция органов местного самоуправления в зарубежных странах. 6. Финансы местного самоуправления в зарубежных странах. 7. Общая характеристика современных тенденций местного самоуправления в зарубежных странах. Мировая практика дает огромное разнообразие организационных и экономических форм в области местного самоуправления. По ряду причин у России наиболее известен опыт Германии, Франции и Испании, который отнюдь не доминирует в Европе и более того, не является репрезентативным с точки зрения развития местного самоуправления. Для удобства изучения зарубежного опыта, эффективного применения его в практике муниципального строительства целесообразно осуществлять обобщение, классификацию этих форм. Важную роль в этой деятельности играет типология местного самоуправления, его обобщающее моделирование (выявление характерных моделей). Модель местного самоуправления — это форма организации местной власти, воплощающая в себе все наиболее существенные характеристики различных муниципальных систем и выступающая в качестве их типичного представителя. Анализируя муниципальные системы зарубежных стран, можно прийти к выводу, что в мире существует несколько их различных моделей. Они существенно отличаются друг от друга по принципам формирования органов местного самоуправления, характеру взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, формам взаимодействия представительных и исполнительно-распорядительных органов в системе местного самоуправления[33]. Неоднородность критериев оценки порождает разнообразные классификации моделей местного самоуправления. В работах отечественных ученых в качестве основного признака их классификации чаще всего выступает тип правовой системы, к которому принадлежит государство. На основании данного подхода, например, В.Е. Чиркин выделяет три базовые модели местного самоуправления: англосаксонскую (США, Великобритания, Канада, Австралия и др.), романо-германскую или континентальную (Франция, Италия, Бельгия и др.) и иберийскую (Испания, Португалия, Бразилия и др.)[34]. Н. А. Емельянов, используя тот же подход, проводит несколько иную классификацию. Он выделяет англосаксонскую, континентальную или французскую, смешанную или гибридную (Германия, Австрия, Япония) и «советскую» (Китай, КНДР, Куба) модели местного самоуправления[35]. В основном комментируется два типа (модели) системы местного самоуправления: англосаксонский (английский) и континентальный (французский). Первый тип местного самоуправления, обычно приписывается таким странам, как Великобритания, США, Канада, Австралия и предполагает автономию органов местного самоуправления, отсутствие подчинения нижестоящих органов местного самоуправления вышестоящим и прямого государственного контроля за их деятельностью. Континентальный же тип местного самоуправления, относимый, как правило, на счет Франции, Италии, Германии, обладает такими обобщенными признаками, как жесткая опека местного самоуправления со стороны агентов государственной власти, контролирующих деятельность соответствующих органов местного самоуправления (префектов, правительственных комиссаров и т. п.), допущение соподчиненности различных уровней местной власти друг другу, при этом представительные органы власти создаются здесь не во всех административно-территориальных единицах. В отличие от англосаксонского типа местного самоуправления, где населением избираются даже отдельные должностные лица (шериф, казначей, налоговый инспектор и т. п.), при континентальной системе главы муниципальных образований — это одновременно представители государственной власти, назначаемые главой государства или вышестоящим исполнительным органом государственной власти. Помимо этого в рамках конкретных государств авторами выделяется масса разновидностей основных моделей местного самоуправления. Этих разновидностей так много, что все их с трудом можно перечислить. Фактически любая форма организации местной власти, действующая в стране, признается муниципальной моделью. Так, в Германии на уровне общин выделяют четыре разные модели управления, в городах США — три, в приходах Великобритании — одну и т.д. Однако при более детальном анализе выявляется, что во многих странах, муниципальные системы которых отнесены к различным базовым моделям местного самоуправления, разновидности этих моделей имеют иногда больше сходств, чем различий. Например, американская модель «сильный мэр — совет», при которой вся полнота власти в пределах муниципального образования концентрируется в руках избранного непосредственно населением мэра, напоминает модель «южногерманского совета» (точнее, ее разновидность «обербургомистр — совет»), получившую распространение в землях Бавария и Баден-Вюртемберг[36]. В то же время в Германии на окружном уровне осуществляется прямое государственное управление, что является отличительной чертой континентальной модели местного самоуправления (подобная форма управления используется, например, в округах и кантонах Франции)[37]. Во многих странах для организации управления территориями применяют сложные механизмы, сочетающие органы государственной администрации местного уровня и органы, избираемые населением, т.е. собственно органы местного самоуправления. Причем в Европе существуют двух-, трех-, четырех- и даже пятизвенные системы административно-территориального деления, предусматривающие различное сочетание государственных администраций, в том числе местного уровня, и самоуправления. Все это свидетельствует о том, что вышеобозначенная классификация носит во многом условный характер. Она акцентирует внимание больше на частных проявлениях, чем на общих для всех муниципальных систем признаках. Данное обстоятельство выдвигает на первый план необходимость применения новой, более универсальной классификации моделей местного самоуправления, не находящейся в прямой зависимости от индивидуальных особенностей муниципальных систем конкретных государств. С учетом двойственной природы местного самоуправления, его общественно-государственного характера основным признаком классификации муниципальных систем может стать степень влияния государственных структур на деятельность органов местного самоуправления. Принимая за основу данный классификационный признак, все многообразие мировых муниципальных систем можно свести к двум основным моделям: «модели автономного местного самоуправления» и «модели наблюдаемого местного самоуправления»[38]. Данная классификация предпочтительна по ряду причин: во-первых, она является полностью обоснованной с научной точки зрения, так как логично вписывается в рамки дуалистической концепции местного самоуправления; во-вторых, она позволяет четко выделить все наиболее используемые на сегодняшний день разновидности основных моделей местного самоуправления; в-третьих, отсутствие в названии муниципальных моделей регионального оттенка позволяет избежать излишне категоричных суждений некоторых российских ученых о якобы автоматическом переносе западных моделей местного самоуправления на отечественную почву. Следует также отметить, что выделенные в результате подобной классификации модели имеют универсальный характер. Различные их типы применяются во всех без исключения странах мира. Некоторые из них используются и при создании российской системы местного самоуправления. В связи с этим целесообразно дать общую характеристику каждой из вышеобозначенных моделей и определить их разновидности, что будет осуществлено в двух следующих параграфах. Отметим, также, что приведенные выше классификации муниципальных систем в любом случае не являются исчерпывающими: в них содержатся наиболее типичные и часто встречающиеся модели. Существуют также и весьма специфичные варианты. В таких своеобразных административно-территориальных единицах, как кочевое племя или род, вожди единолично и в составе советов старейшин, советов вождей продолжают выполнять управленческие функции. Среди оседлого населения стран Африки и Океании, несмотря на повсеместную ликвидацию административных полномочий вождей, их влияние на решение вопросов местного значения остается достаточно большим. В ряде стран вожди входят в состав органов местного самоуправления, особенно на низовом уровне (Малави, Свазиленд, Сьерра-Леоне, Папуа-Новая Гвинея и др.). Уникальной самоуправляемой общностью является киббуц в Израиле. Киббуц - трудовая коммуна преимущественно сельскохозяйственного профиля, построенная на принципах добровольности членства, совместного владения имуществом и средствами производства, относительного равенства в труде и потреблении.
Модель автономного местного самоуправления наиболее последовательно внедрена в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия. Она базируется на положениях «общественной» муниципальной доктрины и поэтому предполагает отделение местного самоуправления от системы государственной власти, исключает всякое прямое подчинение муниципальных органов органам вышестоящего уровня. Характерная черта данной модели — отсутствие на местах полномочных представителей центрального правительства, контролирующих выборные муниципальные органы. Контроль центра за деятельностью органов местного самоуправления в данном случае носит периодический характер и осуществляется путем финансовых ревизий (особенно в отношении расходования целевых субсидий из вышестоящих бюджетов), министерских инспекций (проверку проводят уполномоченные министра по делам местного самоуправления), судебного контроля (центральные органы могут обращаться в суд с исками против органов местного самоуправления) и т.п. В зависимости от способа выборов главы исполнительной власти и формы взаимодействия представительных и исполнительно-распорядительных органов можно выделить несколько различных типов модели автономного местного самоуправления. Практика показывает, что наиболее распространенные из них, следующие: · глава исполнительной власти непосредственно избирается населением и одновременно совмещает функции председателя (руководителя) представительного органа местного самоуправления. Подобная модель, условно обозначаемая как «совет — сильный мэр», представлена более чем в половине городов США[39], используется она и в южных землях Германии; · глава исполнительной власти избирается на должность из числа депутатов представительного органа и одновременно совмещает функции его руководителя. Данная модель соответствует, например, системе «сильный совет — мэр», применяемой в США, Канаде и Великобритании, а также бургомистерской форме организации местного самоуправления в Германии; · глава исполнительной власти избирается на должность непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления, однако при этом он не становится главой данного представительного органа. Подобная форма организации местной власти получила распространение в некоторых провинциях Канады, на территории земель Гессен и Бремен в Германии; · глава исполнительной власти назначается на должность соответствующим представительным органом по результатам конкурса по контракту. При этой муниципальной модели населением территориального образования избираются и депутаты представительного органа, и высшее должностное лицо местного самоуправления (мэр). Однако сфера их деятельностиограничивается решением вопросов исключительно политического характера. Повседневной же административной работой руководит назначаемый и контролируемый представительным органом местного самоуправления управляющий (менеджер)[40]. Институт «муниципальных менеджеров» получил распространение в США (40 % всех городов)[41], в Канаде (около 150 небольших и средних городов)[42], Германии, Норвегии, Швеции Финляндии и ряде других стран; · глава исполнительной власти не избирается, а все полномочия представительного и исполнительно-распорядительного характера реализуются комиссией — органом, состоящим из выборных должностных лиц, возглавляющих основные подразделения аппарата муниципального управления. Данная форма организации местной власти применяется во многих малых городах США; · местным сообществом избирается единственное должностное лицо местного самоуправления — глава муниципального образования (мэр, староста), в компетенцию которого входит реализация всех полномочий органов местного самоуправления, за исключением утверждения местного бюджета, отчета о его исполнении и контрольных полномочий, осуществляемых непосредственно населением данного муниципального образования. Подобная модель применяется сегодня многими странами Западной Европы при организации системы местного самоуправления на территории, небольших, преимущественно сельских, поселений.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |