Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вера в судный день 2 страница




 

Нет сомнения в том, что если раб уверует в то, что данный харам есть харам и в то, что подчиняться Аллаху в данном хараме обязательно, но вместе с этим совершит этот харам, то он не станет неверным. Но если он не уверует в то, что данный харам есть харам; или уверует, но не признает это, то он отказался подчиняться Аллаху и вошел в куфр отвержения и упрямства. Поэтому говорится: Кто пойдет против Аллаха, восставая, наподобие Иблиса, тот становится неверным. А кто пойдет против Аллаха (совершит харам), поддавшись соблазну, искушению и низким страстям, тот согласно мнению ахлю-сунны неверным не становится; кроме хариджитов никто таковым такфир не делает. Но как мы и говорили, если человек отворачивается от поклонения и возносится, то становится неверным, даже если признает Аллаха своим Господом, ибо его упрямство и вызов Аллаху сводят к нулю его признание. Это объясняется следующим образом: Кто принимает харам за халяль, есть неверный, даже если он и не совершил их собственноручно. Тот, кто принимает харамы Корана за халяль, тот не уверовал в него. Это может происходить двояко: не верить, что Аллах установил данный харам харамом или верить, что Аллах не установил данный харам харамом. Это простое неверие, источником которого является неверие в господство (в данном случае господство в области законодательства) или в посланничество. А еще может быть вот как: Человек знает, что Аллах установил это харамом, но не действует адекватно. Он погружается в харам, так как будто это вовсе не харам. Хоть теоретически он и знает, что это харам, но на практике он действует так, как будто это халяль. Такой вид куфра более интенсивный, чем предыдущий. Это может происходить даже в том случае, когда он знает, что Аллах накажет его. Источником его упрямства в совершении харама может быть слабая уверенность в могуществе или всезнании Аллаха, а это уже входит в сферу непризнания свойств и атрибутов Аллаха. Также это может наблюдаться вкупе с тем, что человек знает и свойства Аллаха. В таком случае причина его упрямства это чрезмерная греховность и прельщенность души. Это и есть само неверие и вот почему: Хоть он и признает Аллаха и посланника со всех сторон, как это и делают муслимы, хоть он и признает истину; но он питает к ней неприязнь и недовольство. Из-за того, что истина противоположна его пристрастиям и требует от него покинуть то, к чему душа его привязана, он не доволен ею и гневается на нее. Такой человек не похож на того, кто просто совершает харам, поддаваясь страстям. Знать, что такой человек кафир и делать такфир его является основами религии Ислама. Коран полон такфирами таких людей. Про таких также было сказано: "Больше всего на том свете получит наказания знающий, которого Аллах лишил пользы его знания". Они и есть последователи Иблиса. Кстати в случае с Иблисом явственно чувствуется разница между сторонниками Иблиса и обычным грешником. Обычный грешник твердо верит в запрещенность харама и в то, что необходимо избегать его. Просто пристрастия не дали ему избежать его совершения. Но вместе с этим он боится и сожалеет о том, что совершает харам. Он пытается его покинуть, не упорствует в его совершении и не погружается в него полностью. Поэтому он продолжает оставаться обладателем веры, состоящей из признания Аллаха, страха перед ним, покорности и подчинения ему. (Ас-сарим аль-Маслюль, 458-459)

 

В этом ценном отрывке Ибн Таймии имеется много полезного и поучительного. Для того чтобы полностью понять этот отрывок и извлечь из него максимальную пользу необходимо подробно, со всем вниманием останавливаться на каждом слове. Как видно из этого отрывка свидетельство имеет силу только при наличии признания (знания, уверенность сердцем, признание языком) и подчинения. Кроме этого Ибн Таймия обратил внимание на следующее: Источником путаницы и неразберихи в осуждении (выносить суждение о вере, грешности или неверии определенного человека) является неточность определения сущности и содержания веры. Именно описание феномена веры является исходной точкой для вынесения суждений относительно веры или неверия человека. Если природа веры не будет точно сформулирована, то в правилах осуждения будет царить полнейший беспорядок и смута. Поэтому мы нашли нужным поместить, с помощью Аллаха, в четвертом разделе этой части некоторые правила и принципы касающиеся феномена веры, установленные учеными. Для начала остановимся на правиле: "Нет веры (иман) без Ислама и нет Ислама без веры".

 

 

Раздел четвертый. Некоторые основополагающие правила и принципы, связанные с понятием веры

 

Глава первая. Без Ислама нет веры и без веры нет Ислама.

 

Имам ибн Таймия передает от ибн аби Шайбы:

 

Вера ни в коем случае недействительна без Ислама и Ислам ни в коем случае недействителен без наличия веры. (Маджму1уль-Фатава, 7/329)

 

Ибн Таймия передает от ибн АбдульБарра:

 

Имеется разница между совместным и раздельным употреблением слов "вера" и "Ислам". Взаимосвязь между этими двумя феноменами похожа на взаимосвязь между двумя частями свидетельства ("Ля иляха илля Аллах" и "Мухаммадун расулюллах"). Вообще то эти две составные сами по себе разные вещи, но они так взаимосвязаны, что составляют одно неразрывное целое так, что одна составная не имеет силы без наличия другой. Вот и вера с Исламом точно так же взаимосвязаны. У кого нет Ислама, тот не может быть обладателем веры и, наоборот, у кого нет веры, тот не может быть обладателем Ислама. Обнаружение Ислама со стороны человека – обладателя веры есть явление неотвратимое. Точно также нет возможности случиться такому, что у человека был бы Ислам, но не было бы минимума веры, необходимой для действительности Ислама. Это так потому, что Аллах для деяний привязал условием веру и для веры привязал условием деяния:

 

"А кто творил добрые дела, будучи при этом верующим, - не будет отвергнуто его старание, и Мы для него его (деяния) запишем". (Пророки, 94)

 

Здесь для действительности деяний поставлено условие - наличие веры.

 

"А кто предстанет пред Ним верующим, совершив праведные деяния, для тех - высшие ступени". (Та Ха, 75)

 

Здесь же для действительности веры поставлено условие – наличие деяний. Поэтому тот, кто внешне выглядит обладателем Ислама, а причина этому не вера, что в сердце, то такой человек есть неверный по причине двуличия. Кто же искренен и по-своему верит, но не следует положениям Ислама, таковой есть неверный по причине того, что его таухид не завершился. Муслимом может быть только тот, кто признал Аллаха и посланника صلى الله عليه و سلم, уверовал в то, что принес посланник от Аллаха и на практике выполняет все следствия Ислама. Если это было бы не так, как мы сказали, а как-то по-другому (то есть если вера и Ислам не составляли бы одно неразрывное целое), то было бы возможно существование муслимов, не являющихся верующими, и верующих, не являющихся муслимами. Но все сторонники къиблы (все мусульмане) проявили единогласие в том, что каждый верующий неминуемо является муслимом, и каждый муслим, неминуемо является верующим в Аллаха, ангелов и Книги. (Маджму1уль-Фатава, 7/269-270)

 

Ибн Раджаб сказал:

 

Принципиальная разница между верой и Исламом состоит в следующем: Вера это знание, признание сердцем и обнаружение веры языком. Ислам же это подчинение человека Аллаху, покорность ему душой и телом, что в свою очередь, возможно, осуществить только при помощи деяний. Одновременно Ислам это есть религия – устройство и порядок жизни общественной и личной. Аллах в своей Книге Ислам назвал религией. Теперь проследим, какая тесная и неразрывная связь имеется между Исламом и верой: Нет сомнения в том, что свидетельство единобожия является базовым стержнем Ислама. А единобожие, как известно, имеет силу только наряду с признанием и произношением языком, что, как мы и указали раньше, относится к предмету веры. Таким образом мы доказали, что Ислам без веры недействителен. Поэтому то и говорится, что признавание это условие Ислама. Так, например, многие ученые, среди которых находится и Мухаммад бин Джаъфар бин аз-Зубайр выражение "Ислам", использованное в аяте: "Настоящая религия (кроме которой он ничего не принимает) у Аллаха это Ислам". (Семья Имрана, 19), толкуют как "единобожие и признавание". Что касается тех, которые охарактеризованы как обладатели Ислама, без веры, как это, например, имеет место в аяте:

 

"Сказали бедуины: "Мы уверовали!" Скажи: "Вы не уверовали, но говорите: "Мы подчинились ("Асламнаа")", ибо еще не вошла вера в ваши сердца. А если вы будете повиноваться Аллаху и Его посланнику, Он ни в чем не умалит ваших дел". Поистине, Аллах Прощающий, Милосердный!" (Комнаты, 14)

 

В аяте отрицается наличие не основы веры, минимум которой необходим для того, чтобы человек все еще продолжал оставаться единобожником; там отрицается наличие совершенной веры (все, что кроме основ). Если бы они не обладали минимумом основ веры, то они вообще не могли бы быть муслимами. (Джами1уль-1улюм валь-Хикам, 27-29)

 

Как видно высказывания ученых сходятся в одном: Ислам и вера представляют собой одно неразрывное целое и для того, чтобы человек не стал мушриком обязательно наличие и внутреннего мира (вера) и внешнего (практическое выполнение требований таухида и Ислама). Ученые говорят следующее: Мы не обязаны вскрывать внутренний мир человека, исследовать, что у него в сердце. От нас лишь требуется относиться к людям согласно их внешнему виду. Если человек обнаруживает деяния единобожника, мы предполагаем, что он действительно единобожник и все правовые отношения между нами строим согласно этому предположению.

 

 

Глава вторая. Кто посчитает нормальным покидать Шариат, станет неверным.

 

Имам Ибн Таймия говорит:

 

"Любой, кто скажет "Человек, произносящий свидетельство единобожия, войдет в рай и не будет подвергнут мучениям, даже если он не будет следовать положением Ислама и избегать запретного", такой станет вероотступником и неверным. Его следует пригласить к покаянию. Если он покается, то все хорошо; в противном случае он подвергается умерщвлению. Наоборот произносящие свидетельство состоят из различных групп. Например, двуличные не только не войдут в рай, они глубже всего в огне". (Маджму1уль-Фатава, 35/106)

 

Ибн Таймия сказал:

 

Хумайди сказал, что как-то он услышал от людей, как они говорили: "Тот, кто признал обязательность намаза, закята, поста и хаджджа, но вместе с этим за всю свою жизнь не сделает ничего из перечисленного, таковой является верующим, даже если будет совершать намаз, спиной направляясь на къиблу. Достаточно того, что он уверует в них и не отвергнет их обязательность и обязательность направления на къиблу". Тогда я (Хумайди) сказал: "Говорить такое есть явный куфр и выступление против Книги Аллаха, Сунны Его посланника صلى الله عليه و سلم, и Исламских ученых. Великий Аллах повелевает:

 

"И не было им приказано ничего иного как, только будучи ханифами (единобожниками), поклоняться Аллаху, очищая пред Ним религию. (Ясное знамение, 5)

 

Я слышал как Абу Абдуллях Ахмад бин Ханбаль (имам Ахмад) сказал: "Кто скажет это, тот станет неверным по отношению к Аллаху. Кроме этого опровергнет то, что пришло от Аллаха". (Маджму1уль-Фатава, 7/209)

 

Ибн Таймия сказал:

 

Имам Ахмад передал от Халафа бин Хаййана, что Макиль бин 1убайдуллах аль-Абси сказал: К нам пришел, Салим аль-Афтас с идеологией (умеренной) мурджии. Мы вместе с Маймуном бин Махраном, Абдуль-Каримом бин Маликом и другими с ненавистью отвернулись от него. Абдуль-Карим даже поклялся именем Аллаха, что не будет находиться вместе с ним под одной крышей, кроме как в масджиде (если Салим, войдет в масджид, то не покидать же Абдуль-Кариму обязательный намаз). Макиль продолжает рассказывать: "Я с ними подискутировал а затем вместе с некоторыми моими друзьями мы пошли к Ата бин Аби Рабаху. Он как раз в это время читал аят Йусуф, 110. Я сказал ему: "Нам нужно кое о чем с тобой поговорить. Он согласился и тогда я сообщил ему, что некоторые люди говорят, что намаз и закят не входят в состав религии. Тогда он сказал: "А разве Аллах не сказал:

 

"А ведь им не было приказано ничего иного, как только поклоняться Аллаху, очищая перед Ним религию (от ширка), будучи ханифами (свободными от ширка и заблуждений) и выполнять молитву (намаз) и давать закят. Это и есть прямая религия (вера)!" - (Ясное знамение, 5).

 

Согласно этому аяту, и намаз и закят входят в состав религии. Я продолжил: "Они также говорят, что вера не возрастает. Ата сказал на это: "Разве Аллах не низвел аят:

 

"Он — тот, кто ниспослал покой в сердца верующих, дабы прибавилась вера к их вере". (Победа, 4).

 

Вот, здесь вера возрастает. Далее я ему сказал: "Они приписывают эти воззрения тебе. Как до меня дошло, Ибн Зарр со своими сторонниками пришли к тебе и представили эти воззрения тебе. И ты, оказывается, подтвердил их…? Тогда Ата два или три раза сказал: "Клянусь Аллахом, кроме Которого нет божества! Нет, я такого не говорил. Затем (Макиль) продолжил: "Как-то раз, я пришел в Мадину, подошел к Нафи и сказал ему: "Эй Абу Абдуллях, У меня есть вопрос к тебе". "Вопрос открытый?" "Нет, нужно поговорить с глазу на глаз". "Сколько есть скрытных дел, в которых нет добра". "Нет, это другое". Он сделал послеобеденный намаз, встал и взял меня за одежду. Затем, не дожидаясь, что я ему скажу, вышел через маленькую дверь и сказал: "Ну, что там у тебя?" "Удали этого человека. Останемся наедине". Тогда тот, сказал ему: "Отойди". Я рассказал ему все то, что говорили те люди. Он сказал: "Расулюллах صلى الله عليه و سلم, сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулюллах", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (жизнь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаху". (То есть намаз и закят это условие Ислама) Тогда я сказал:"Они также говорят следующее: "Мы признаем, что намаз фард (обязателен), но не делаем. Мы веруем, что алкоголь это харам, но пъем. Мы признаем, что с матерями жениться харам, но мы женимся".Как только я это сказал, он произнес:"Кто сделает это, станет неверным". (Маджму1уль-Фатава, 7/204-205)

 

Глава третья. Знание и деяния – неотъемлемые составляющие веры, без которых она недействительна.

 

Одним из основополагающих принципов Ислама является то обстоятельство, что знание – есть первейшая и главнейшая составляющая веры. Одновременно знание является основой признания и убежденности, которые тоже в свою очередь являются частями веры. Но знание первичнее и изначальнее их, потому что они возникают как следствие знания. Вторая составляющая веры это деяния, выполнение практических следствий веры.

 

Судья Абу Бакр бин аль-Араби сказал:

 

Кто скажет, что вера состоит из знания, слова (обнаружение веры языком) и деяния, тот объединит все концепции о составе веры. Методологии и лингвистика также наталкивают нас на верность такого объединения. К примеру, проследим явление с точки лингвистики: Деяние или подтверждает или опровергает слово. Имеется близкий к этому по смыслу хадис: Посланник صلى الله عليه و سلم, сказал: "Глаза тоже прелюбодействуют, и руки тоже прелюбодействуют, и душа тоже чувствует похоть и сладострастие. Детородный орган же или подтверждает или опровергает их прелюбодеяние". (то есть, Аллаху а1лам, смысл хадиса следующий: Если человек совершит прелюбодеяние непосредственно органом, то прелюбодеяние других органов подтвердится, в противном случае опровергнется). Подобно этому человек знает свидетельство "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулюллах", и затем как следствие своего знания произносит его языком, а затем претворяет это на практике. Теперь стала явственной очередность знания, слова и деяний, которые в совокупности составляют веру. (Ахкам аль-Къур’ан, 2/945)

 

Ибн Къайим сказал следующее:

 

Здесь есть еще одно очень важное обстоятельство. Суть веры состоит из слова и деяния, которые в свою очередь разделяются на два:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.