КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Форма правления и ее разновидности
Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами. Форма правления наряду с формой государственного устройства и политическим режимом характеризуют форму государства. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей. Таким образом, форма правления показывает: как создаются высшие органы власти в государстве, их структуру, какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами, как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны, в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан. При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая характеристика государства характеризующая в большей степени взаимоотношение по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом. Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле. В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия). Указанный критерий остался до настоящего времени: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления Практически во всех странах современного мира политико-управленческие структуры включают в себя все три ветви государственной власти. В той или иной мере там соблюдается и принцип разделения властей. Тем не менее в силу разнообразных причин, связанных с традициями, политическим опытом, степенью демократизации, страны мира во многих случаях различаются по форме государственного правления (или, иначе, форме государственной власти). Под этим термином имеется в виду устройство (структура) высших политических институтов, осуществляющих власть в стране, характер взаимоотношений между ними, а также степень влияния населения на их формирование]. Форма правления. Итак, по виду формы правления все мировые государства подразделяются на две группы: монархии и республики. Монархия — это такая форма правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит лишь одному человеку — главному лицу государства. Титул этого лица в различных странах может называться по-разному: монарх, царь, король, шах, император, султан и др. Однако в любом случае данное лицо одновременно выполняет функции и главы государства в целом, и главы законодательной и во многом исполнительной власти. Как правило, монарх приходит к власти следом за своим родственником из той же правящей династии, то есть происходит передача власти по наследству. Монарх осуществляет свою власть бессрочно, пожизненно. Кроме того, он является единственным представителем государства (монархии), выступает от имени всего народа. Одновременно с этим за все свои действия монарх не может нести никакой юридической ответственности. Как указывалось выше, монархии различаются на ограниченные и неограниченные. Как правило, при ограниченной монархии безусловная власть монарха ограничивается силой Конституции (Основного закона страны) — конституционная монархия либо силами парламента (Законодательного органа) — парламентская монархия. Неограниченная же монархия не предполагает никаких ограничений власти монарха, правление которого является полностью единоличным. Республика как форма правления в мировой истории является более распространенным явлением, нежели монархия. Республиканская форма правления характеризуется следующими отличительными особенностями: 1. Государственная власть передается (делегируется) народом не какому-либо конкретному лицу (единоличному органу), а коллегиальному органу правления — сенат, парламент, народное собрание, федеральное собрание и т. п. Данный представительный орган выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» в соотношении с другими ветвями власти (исполнительная, судебная). 2. Представительная (законодательная) власть является сменяемой, т. е. не бессрочной. Напротив, представительный орган избирается населением (в ином порядке) на определенный срок. 3. Любая ветвь власти, любой государственный орган, любое должностное лицо является ответственным. Иными словами, законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности. Ответственность может носить как просто политический характер (лишение политических привилегий, отстранение от занимаемой должности), так и юридический характер. Как было сказано выше, республика стала наиболее распространенной формой государственности. Она представлена двумя основными разновидностями — парламентской и президентской, однако существует и промежуточный вариант — смешанная республика. Кроме того, существуют полупрезидентские и полупарламентские республики. Главное же различие между разновидностями республиканской формы правления состоит в особенностях политической ответственности правительств — совет (кабинет) министров. В классической парламентской республике правительство формируется политическими партиями, которые обладают большинством (меньшинством) в парламенте. Такое правительство несет политическую ответственность только перед парламентом, который в свою очередь может объявить правительству вотум недоверия. Президент в парламентской республике избирается либо самим парламентом непосредственно, либо расширенной коллегией, которая состоит из числа членов парламента и числа представителей регионов государства. Юридически (формально) президент такой республики может обладать достаточно обширными полномочиями, однако фактически является лишь номинальным главой государства. В классической президентской республике президент одновременно является и главой государства в целом, и главой исполнительной власти. При такой форме правления именно президент назначает всех министров, т. е. формирует правительство, которое является подотчетным перед президентом. Парламент не имеет права отправить в отставку как правительство в целом, так и какого-либо министра в отдельности. В президентской республике президент, избранный населением, является и юридическим, и фактическим главой государства, а поэтому непосредственной ответственности перед парламентом он не несет. Однако президент при решении ряда вопросов нуждается в одобрении парламента. Кроме того, президент не может распустить парламент по своему единоличному решению. Отношения между президентом и парламентом строятся по принципу «сдержек и противовесов». Следует отметить, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда остаются целесообразными и уместными при решении некоторых государственных вопросов, и нередко приводят к политическому кризису в стране. Именно поэтому в мировой государственности нашла отражение смешанная республиканская форма правления, сочетающая в себе элементы парламентской и президентской форм правления. Итак, при смешанной республике устраняются некоторые негативные явления классических форм республиканского правления. Так, например, в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих сил, которые редко могут достигнуть парламентского единогласия, а вследствие этого государство часто испытывает политические кризисы и отставки. Президентская же республика несколько тяготеет к авторитаризму со стороны президента. Форма государственного устройства. Как указывалось ранее, под формой государственного устройства понимается территориальная организация государства, а именно — национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Иными словами, государственное устройство — это соотношение целого и частей. ФП представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного гос-ва. Основными формами правл-ия явл-ся монархия и республ-ка. Юр-ие св-ва монархии (М): 1 – пожизненное польз-ие властью; 2 – занятие трона по наслед-ву или по праву родства; 3 – представит-во во всех внешн-х отнош-ях по собств-ому праву; 4 – безотвеств-ть главы гос-ва. Монарх – единоличный глава гос-ва. Это явл-ся основным св-ом М как ФП. Известны 2 её формы: абсолютная и огранич-ая. Абсол-й М свойственно – отсутствие к.-либо гос-ых орг-ов, ограничив-их полномочия монарха, наличие постояннной армии во главе с монархом и гос-ой казны с сис-мой пост-ых податей, зачатки тамож-ой сис-мы, господство дворян, управл-их с особой кастой чинов-ков и полиц-их.(арабские эмираты) К огранич-ой М относят: сословно-представительная, конституц-ая, которая может быть. дуалистической и парламентарной. Слабый парламент или др. органы.(Марокко Иордания) Сословно-представ-ая М – форма, при кот. власть главы гос-ва огранич-на сословно-представит-ми орг-ми (напр., Земский собор в Росии, парламент в Англии), хотя сословное собрание как арена легальной борьбы сословий не была представлена огромному больш-ву насел-ия (напр, крестьянам). Конституционная М – представл. собой такую ФП, при кот. власть монарха ограничив-ся представит-ым орг-ом, что закрепл-ся, как прав-о, в К-ции, утвержд-ой Парл-ом. Монарх не вправе её измен-ть. Дуалиситическая М – здесь гос-ая власть носит двойств-ый хар-ер. Фаткич-ки и юрид-ки власть разделена между правит-ом, сформированным монархом, и парл-том, которое законодательствует. Управл-ие страной осущ-ет монарх, перед кот. (а не перед парламентом) несут отвеств-ть министры. Правит-во образ-ся независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключ-ся в том, что монарх преимущ-но выражает интересы феодалов, а парламент представл. интересы буржуазии и др. слоёв насел-ия. Сейчас такая ФП в Марокко. Парламентская М – здесь монарх царствует, но не правит, права превращаются в обязанности, не имеет политической силы. Правит-во формир-ся парл-ом из представ-ей опред-ых партий, получивших больш-во голосов на выборах и ответственно только перед ними. Лидер партии, облад-ий большим числом депут-ких манд-ов, станов-ся главой правит-ва. Законод-ые акты приним-ся парл-ом и формально подписыв-ся монархом. В законод-ой, исполн-ой и суд-ой сферах власть монарха фактич-ки символ-на. Данная ФП сущ-ет в Великобритании, Японии, Нидерландах, Швеции, Дании, Бельгии, Испании, Канаде, Австралии и др. Республика (Р) (от лат. res publica - общественное дело) – представл. собой такую ФП, при кот. гос-ая власть осущес-ся выборными орг-ми, избир-ми насел-ем на опред-ый срок. Юрид-ми признаками Р явл-ся: 1 - выборность высших орг-ов гос-ной власти; 2 - Избрание орг-ов верховной власти на опред-ый срок; 3 – осущ-ние власти от имени народа, а не по собств-ому усмотрению; 4 – юрид-кая ответств-ость орг-ов власти за принимаемые реш-ия; 5 - принцип раздел-ия власти; 6 гарантиров-сть прав чел-ка и гр-нина. В совр-ом мире сущ-ют 3 основные разновидности Р: президентская, парламентарная и смешанная (президентско-парламенская). Президентская Р – классич-ой президентской Р-ой явл-ся США. Это разнов-ть ФП, при кот. през-ет либо совмещ-ет полномочия главы гос-ва и главы правит-ва в 1-ом лице (США), либо непосред-но учавств-ет в формиров-ии состава правит-ва и назнач-ет его главу. Наиболее характ-ые черты президентской Р: - президент одновременно выступ. и главой гос-ва, и гл-ой правит-ва.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |