Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма государственного устройства и ее разновидности




Форма государственного устройства - это способ территориальной (и национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти.

Этот аспект формы государства охватывает вопросы территориального устройства государства, устроения государственной власти на определенной территории.

Власть любого государства действует на той территории, на которую распространяется его суверенитет. Власть, которой обладают высшие (центральные) органы государственной власти, является верховной властью на всей территории данного государства. В государственно-территориальном измерении эти высшие (центральные) органы власти являются общетерриториальными субъектами государственной власти.

Наряду с этими общетерриториальными субъектами власти, государственной властью обладают также и те государственные органы, которые формируются и действуют в составных частях данного государства — в специальных территориальных (национально-территориальных) образованиях, обладающих в рамках этого государства определенным правовым статусом и государственно-властными полномочиями.

Форма государственного устройства выражает основания, принцип и особенности территориального структурирования власти в данном государстве, ее распределения между общетерриториальными (центральными) и отдельно территориальными (местными) субъектами государственной власти, государственно-правового статуса всех этих субъектов в рамках данного государства, правового порядка их взаимоотношений между собой и т.д.

По форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные. Формой союза суверенных государств является конфедерация.

Унитарное государ ство - это единое суверенное государство, на всей территории которого действует одна конституция, единые органы власти (представительной, исполнительной и судебной) и единое законодательство. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, единую налоговую и финансовую систему. Современными унитарными государствами являются, например, Португалия, Финляндия и Франция.

Федеративное государство - это единое суверенное союзное государство, субъекты которого в пределах своих территориальных и национально-территориальных образований и в рамках суверенитета единого федеративного государства обладают самостоятельным государственно-правовым статусом, имеют свои системы органов государственной власти и свое законодательство.

Унитарные государства (от лат. unit — единство) — это государства, которые в своем составе не имеют каких-либо других государств либо государственных образований. На территории унитарного государства, как правило, создаются лишь административно-территориальные единицы: области, округа, районы и др.

При этом унитарное государство может иметь в своем составе и автономные, т. е. самоуправляющиеся, образования. Таким образом, унитаризм характеризуется единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Кроме того, унитарные государства имеют единую систему права и государственных органов.

Федеративные государства (от лат. federatio — объединение, союз) — это государства, которые состоят из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются либо по национальному, либо по территориальному принципу, либо по национально-территориальному принципу (при таком подходе государство решает национальные вопросы, обеспечивает децентрализацию власти и разграничивает полномочия центра и регионов).(РФ,США, Канада, Германия, Австрия, Индия, Бразилия)

Субъектами федерации являются либо целые государства (как правило, небольшие), либо государственные образования. Данные субъекты различаются как своим количеством, так и наименованием в различных федеративных государствах (штаты, кантоны, республики, края, области, округа, автономные области и округа и др.).

Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены все субъекты федерации. По такой выгодной и компромиссной схеме строятся все мировые федерации. Территория федеративного государства состоит из территорий входящих в него государств и государственных образований.

Следует отметить, что, несмотря на самостоятельность, за субъектами федерации не закрепляется право выхода из состава федерации, чем обеспечивается единство и целостность государства. Федеративное государство характеризуется тем, что наряду с общефедеральной конституцией и законодательством существуют также конституции (уставы) и законы и на уровне субъектов федерации, которые имеют юридическую силу только в пределах одного субъекта. Однако, несмотря на это, правовым верховенством на всей территории федерации обладают только законы общефедерального значения. Помимо разделения законодательства, федеративные государства характеризуются также и разделением гражданства — на общефедеральное и гражданство субъекта федерации. Федеративное гос-во – сложное гос-во, суб-ты кот-го облад-ют гос-ым сувер-том, причём различают автономную и союзную федерацию.

В федерат-ом гос-ве сущ-ют общефедер-ые орг-ы гос-ой власти (законод-ой, исполн-ой и судебной), реш-ия кот. явл-ся обязат-ми для суб-ов федерации только в той мере, в какой это опред-но в её комп-ции. Наряду с высш-ми федер-ми орг-ми сущ-ют высшие орг-ны гос-ой власти членов, частей, суб-ов федерации. Как прав-о, федерация возник-ет на основе норм-го док-та (напр., принятие Конс-ции). Террит-ия союзной федерации состоит из совокупности территорий её суб-ов, каждый гр-ин суб-та федерации явл-ся одновременно гражд-ом всей страны. Имеют-ся единые федер-ые вооруж-ые силы, финансовая, налоговая и денежная сис-мы. Основную внешнеполит-ую деят-ть осущ-ют федер-ые орг-ы. Суб-ты федерации мог. иметь собств-ые войсковые формиров-ия. СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ - государственное образование в составе федерации. Каждое федеративное государство состоит из С.ф., которые называются по-разному: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина, Пакистан), земли (Австрия, Германия), кантоны (Швейцария) и др. См. также Субъекты РФ. Социально-политическая трактовка региона показывает регион в качестве социально-территориальной общности, то есть совокупности социальных, экономических, политических факторов развития территории. Сюда входит целый набор характеристик такие как: этнический состав населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, политические аспекты развития региона, культурные факторы и т. д.

По форме государственного устройства выделяется также и третья разновидность государств — это конфедерация. Конфедерация — это такая форма объединения государств, которая сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Обычно в конфедерацию объединяются государства, которые имеют общие цели в решении внешнеполитических либо внутриполитических задач. Такие государства сохраняют свои собственные государственные суверенитеты и создают общие конфедеративные органы управления. Следует отметить, что современный мир не знает таких объединений государств, как конфедерация.

Ранее было рассмотрено именно национально-государственное устройство мировых стран, однако независимо от национально-государственного устройства территории государств подразделяются на административно-территориальные единицы. При этом в основу административно-территориального разделения территории страны положены следующие три принципа:

1) экономический — учитываются естественно-климатические и производственные особенности страны, размеры ее территории, численности и плотности населения, размещение производительных сил по территории государства;

2) национальный — учитывается плотность размещения народа той или иной национальности по территории страны;

3) политический — предполагает приближение государственной системы власти, а также системы местного самоуправления к населению, к местным особенностям.

Суверенное государство. Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. В буквальном смысле слово "суверенитет", происходящее от латинского слова supraneitas (от supra - выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, т.е. ее верховенство. Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти. Следовательно, верховенство государственной власти - это такое ее состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Однако верховенство власти не означает ее неограниченности. В конституционном государстве власть всегда ограничена правом. Как и всякая другая власть в конституционном государстве, суверенная власть основана на праве и ограничена правом. Другое дело, что из всех устанавливаемых правом властей суверенная власть является высшей.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — высшее управление; обыкновенно этот термин прилагается к высшему управлению в государствах, представляющих союз отдельных государств, штатов (напр. в Соед. Штатах Сев. Америки), именно к общему всем штатам учреждению, пользующемуся правами верхов …

Помимо названных трех основных форм государственного устройства, в истории имели место и некоторые другие специфические формы – протектораты, унии, империи. Империи – государственные образования, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Для империй характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация подчиненных и зависимых народов. Империи существовали в различные исторические эпохи, – достаточно назвать Римскую, Британскую или Российскую империи.

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным государством. Как правило, протекторат ведет к потере самостоятельности слабого государства, может сопровождаться оккупацией его территории или оккупация предшествует протекторату. Так Великобритания оккупировала Египет в 1882 году, а в 1914 году установила над ним протекторат. Иногда протекторат является переходной формой к полному присоединению зависимого государства.

Уния представляет собой тесный союз, объединение нескольких государств. Это объединение может происходить в форме персональной унии – объединения двух монархических государств под властью одного монарха, при этом каждое государство сохраняет свои властно-управленческие структуры. Реальная уния предусматривает не только общего главу, но и объединение важнейших органов власти и управления, позволяющее проводить единую внешнюю политику двух государств. В истории существовали Кальмарская (1397 г.) и Утрехтская (1579 г.) унии, уния протестантских князей в Европе (1608 г.). Известны исторические примеры личной унии, обусловленной династическими связями или приглашением на новый престол короля, императора из другой страны при сохранении им прежнего государственного статуса.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.