КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Территориальное устройство России
1. Субъекты Российской Федерации: Всего 83:, Автономная область (1), города федерального значения (2), автономные округа (4), края (9), республики (21), области (46). - какие субъекты Российской Федерации могут входить и входят в состав других субъектов Российской Федерации? автономные округа могут быть в составе края, области (Ненецкий авт. округ в составе Архангельской области, Ханты-мансийский авт. округ, а также Ямало-Ненецкий авт. округ - в составе Тюменской области, Чукотский авт. округ не входит НИКУДА). 2. Обладают ли субъекты Российской Федерации суверенитетом? Аргументировать: Косвенно не обладают, так как хотя в статье 1-ой второго раздела, и говорится о «суверенных республиках в составе Российской Федерации», статья 71 предполагает большой спектр вопросов, находящихся в ведении только РФ (внешняя политика, вопросы войны и мира, оборона и безопасность и т.п.), что свидетельствует об отсутствии суверенитета у субъектов РФ. - основываясь на судебных решениях: Однозначно нет, так как: Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей... т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. 3. Гражданство субъектов Российской Федерации: законодательные и судебные решения: Ст. 71 КРФ: В исключительном ведении Российской Федерации находится гражданство в Российской Федерации (подпункт в). (т.е. этот вопрос находится в ведении РФ, а не субъектов) ФЗ "О гражданстве Российской Федерации": Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации..., настоящим Федеральным законом... (т.е. этот вопрос, опять же, находится в ведении РФ, а не субъектов) Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 250-О «По запросу Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации»: Конституция Российской Федерации ни в статье 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области.
4. Специфика российской модели разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами: - группировка предметов ведения: a) Предметы ведения РФ (ст. 71 -внешняя политика, вопросы войны и мира, оборона и безопасность и т.п.) b) Предметы в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72 - природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности и т.п.) c) Предметы ведения субъектов (ст. 73 - вне пределов ведения РФ совместного ведения РФ и субъектов, субъекты обладают всей полнотой государственной власти). - формы, используемые для разграничения: a) По предметам ведения РФ (пункт 1 статьи 76) - принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. b) По предметам совместного ведения РФ и субъектов (пункт 2 статьи 76) - издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов. c) Предметы ведения субъектов (пункт 4 статьи 76) - вне пределов ведения РФ или совместного ведения субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. 5. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов:
a) Статьей 11 Конституции (разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.), b) фед. закон N184-ФЗ ("Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") с) фед. закон N131-ФЗ ("Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации) - соотношение положений договора с законодательными установлениями По ст. 26.7 фед. закона N184-ФЗ: Заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий (пункт 1-ый статьи 26.7 фед. закона N184-ФЗ). Договор о разграничении полномочий имеет силу федерального закона (пункт 9-ый статьи 26.7 фед. закона N184-ФЗ) - лица, уполномоченные на подписание договора Президент Российской Федерации и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. (пункт 7-ой статьи 26.7 фед. закона N184-ФЗ) - форма утверждения (назвать вид документа) Федеральный закон (пункт 9-ый статьи 26.7 фед. закона N184-ФЗ). Утверждается постановлением законодательного органа государственной власти субъекта РФ.
6. Соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов: Ст. 78 КРФ, N184-ФЗ Передача осуществления части полномочий от Фед. органов исполнительной власти органам исп. власти субъектов (и наоборот). Руководитель федерального органа исполнительной власти и высшее должностным лицо субъекта. соглашение
7. Ведение Российской Федерации Сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено исключительно к компетенции РФ. Внешняя политика, вопросы войны и мира, оборона и безопасность, федеральный бюджет.
8. Какие вопросы относятся к ведению субъектов Российской Федерации? Сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов. (например, порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации). Могут ли субъекты Российской Федерации осуществлять исполнительную и судебную власть по предметам ведения Российской Федерации? (аргументировать) Не могут, поскольку в силу ст. 71 Конституции РФ вопросы организации и осуществления судебной и исполнительной власти отнесены к исключительному ведению РФ. 9. По каким предметам согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации принимаются федеральные и по каким – федеральные конституционные законы (не называть конкретные предметы ведения)?
Фед. конст. законы: По предметам ведения РФ Фед. законы: По предметам ведения РФ По предметам совместного ведения РФ и субъектов По предметам ведения субъектов.
10. Специфика конституционно-правового положения (в сравнении с другими субъектами Российской Федерации): -республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. -республики вправе устанавливать свои государственные языки.
-имеет свой устав и законодательство. -законами городов федерального значения могут быть предусмотрены особенности осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований. Сами города муниципальными образованиями не являются. - автономных округов - По представлению законодательных и исполнительных органов автономного округа может быть принят федеральный закон об автономном округе. - имеет свой устав и законодательство. - отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и края или области. - вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно-правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса - по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области может быть принят федеральный закон об автономной области. -имеет свой устав и законодательство. 11. Под федеральными округами в законодательстве Российской Федерации могут пониматься (назвать варианты) -Федеральные округа - единица территориального деления РФ, возглавляемая полномочным представителем Президента РФ.
-Федеральный избирательный округ (включающий в себя всю территорию РФ), по которому избираются депутаты ГД и Президент РФ.
12. Изменение статуса субъекта Российской Федерации: Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ).
- проблемы его реализации Вместе с тем, указанный в Конституции федеральный конституционный закон в настоящее время не принят, а также в науке конституционного права отсутствует единая точка зрения по вопросу о том, что представляет собой статус субъекта РФ. 13. Образование нового субъекта Российской Федерации: N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", Конституция РФ.
-Объединение двух и более граничащих субъектов. -Разделение субъекта на несколько субъектов.
- возможно ли образование нового субъекта Российской Федерации без упразднения существующих? -Нет, поскольку без упразднения существующих субъектов возможно принятие, а не образование субъектов РФ.
- порядок принятия решения (назвать стадии) 1) Инициатива субъектов
С 1993 и по начало 2000-ых - 89. С 2008 - 83. 9 субъектов прекратили существование в ходе объединения регионов, 3 новых образовалось. 14. Принятие нового субъекта в состав Российской Федерации: N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", Конституция РФ, международный договор с конкретным иностранным государством. - в качестве нового субъекта в состав Российской Федерации может быть принята часть иностранного государства или иностранное государство. - порядок принятия решения (назвать стадии): 1) Инициатива иностранного гос-ва или его части и заключение международного договора. 2) Внесение в ГД международного договора на ратификацию и проекта ФКЗ о принятии нового субъекта. 3) Принятие и вступление в силу ФКЗ, внесение изменений в Конституцию. 15. Изменение границ между субъектами Российской Федерации: КРФ (67, 102 статьи), N184-ФЗ (статья 5), Регламент СФ ФС РФ (часть 3, глава 18) 1) соглашение (договор) об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами субъектов 2) Вопрос об утверждении изменения границ между субъектами рассматривается на заседании Совета Федерации с полномочными представителями законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. 3) Постановление Совета Федерации об изменении границ между субъектами направляется в законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов, а также в соответствующие федеральные органы исполнительной власти для исполнения. Субъекты принятия решения: высшие должностные лица субъектов РФ, законодательные органы государственной власти субъектов РФ; СФ. 16. Порядок изменения наименования субъекта Российской Федерации: Ст. 137 КРФ, Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о толковании части 2 статьи 137" - порядок внесения нового наименования в Конституцию Российской Федерации В случае изменения наименования субъекта, оно подлежит включению в статью 65 КРФ указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |