Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территориальное устройство России




1. Субъекты Российской Федерации:
- виды и численное распределение по видам
-

Всего 83:, Автономная область (1), города федерального значения (2), автономные округа (4), края (9), республики (21), области (46).

- какие субъекты Российской Федерации могут входить и входят в состав других субъектов Российской Федерации?

автономные округа могут быть в составе края, области (Ненецкий авт. округ в составе Архангельской области, Ханты-мансийский авт. округ, а также Ямало-Ненецкий авт. округ - в составе Тюменской области, Чукотский авт. округ не входит НИКУДА).

2. Обладают ли субъекты Российской Федерации суверенитетом? Аргументировать:
- руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации:

Косвенно не обладают, так как хотя в статье 1-ой второго раздела, и говорится о «суверенных республиках в составе Российской Федерации», статья 71 предполагает большой спектр вопросов, находящихся в ведении только РФ (внешняя политика, вопросы войны и мира, оборона и безопасность и т.п.), что свидетельствует об отсутствии суверенитета у субъектов РФ.

- основываясь на судебных решениях:

Однозначно нет, так как:

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей... т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

3. Гражданство субъектов Российской Федерации: законодательные и судебные решения:

Ст. 71 КРФ:

В исключительном ведении Российской Федерации находится гражданство в Российской Федерации (подпункт в). (т.е. этот вопрос находится в ведении РФ, а не субъектов)

ФЗ "О гражданстве Российской Федерации":

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации..., настоящим Федеральным законом... (т.е. этот вопрос, опять же, находится в ведении РФ, а не субъектов)

Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 250-О «По запросу Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации»:

Конституция Российской Федерации ни в статье 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области.

 

4. Специфика российской модели разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами:

- группировка предметов ведения:

a) Предметы ведения РФ (ст. 71 -внешняя политика, вопросы войны и мира, оборона и безопасность и т.п.)

b) Предметы в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72 - природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности и т.п.)

c) Предметы ведения субъектов (ст. 73 - вне пределов ведения РФ совместного ведения РФ и субъектов, субъекты обладают всей полнотой государственной власти).

- формы, используемые для разграничения:

a) По предметам ведения РФ (пункт 1 статьи 76) - принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

b) По предметам совместного ведения РФ и субъектов (пункт 2 статьи 76) - издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

c) Предметы ведения субъектов (пункт 4 статьи 76) - вне пределов ведения РФ или совместного ведения субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов:


- правовые основы (где предусмотрены такие документы?)

a) Статьей 11 Конституции (разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.),

b) фед. закон N184-ФЗ ("Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации")

с) фед. закон N131-ФЗ ("Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации)

- соотношение положений договора с законодательными установлениями

По ст. 26.7 фед. закона N184-ФЗ:

Заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий (пункт 1-ый статьи 26.7 фед. закона N184-ФЗ).

Договор о разграничении полномочий имеет силу федерального закона (пункт 9-ый статьи 26.7 фед. закона N184-ФЗ)

- лица, уполномоченные на подписание договора

Президент Российской Федерации и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. (пункт 7-ой статьи 26.7 фед. закона N184-ФЗ)

- форма утверждения (назвать вид документа)

Федеральный закон (пункт 9-ый статьи 26.7 фед. закона N184-ФЗ). Утверждается постановлением законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

 

6. Соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов:
- правовые основы (где предусмотрены такие документы?)

Ст. 78 КРФ, N184-ФЗ
- предмет

Передача осуществления части полномочий от Фед. органов исполнительной власти органам исп. власти субъектов (и наоборот).
- лица, уполномоченные на подписание соглашения

Руководитель федерального органа исполнительной власти и высшее должностным лицо субъекта.
- форма утверждения (назвать вид документа)

соглашение

 

7. Ведение Российской Федерации
- определение (исходя из положений ст. 76 Конституции Российской Федерации)

Сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено исключительно к компетенции РФ.
- привести примеры предметов ведения

Внешняя политика, вопросы войны и мира, оборона и безопасность, федеральный бюджет.

 

8. Какие вопросы относятся к ведению субъектов Российской Федерации?

Сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов. (например, порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации).

Могут ли субъекты Российской Федерации осуществлять исполнительную и судебную власть по предметам ведения Российской Федерации? (аргументировать)

Не могут, поскольку в силу ст. 71 Конституции РФ вопросы организации и осуществления судебной и исполнительной власти отнесены к исключительному ведению РФ.

9. По каким предметам согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации принимаются федеральные и по каким – федеральные конституционные законы (не называть конкретные предметы ведения)?

 

Фед. конст. законы:

По предметам ведения РФ

Фед. законы:

По предметам ведения РФ

По предметам совместного ведения РФ и субъектов

По предметам ведения субъектов.

 

10. Специфика конституционно-правового положения (в сравнении с другими субъектами Российской Федерации):
- республик

-республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

-республики вправе устанавливать свои государственные языки.


- городов федерального значения

-имеет свой устав и законодательство.

-законами городов федерального значения могут быть предусмотрены особенности осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований. Сами города муниципальными образованиями не являются.

- автономных округов

- По представлению законодательных и исполнительных органов автономного округа может быть принят федеральный закон об автономном округе.

- имеет свой устав и законодательство.

- отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и края или области.

- вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно-правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса
- автономной области

- по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области может быть принят федеральный закон об автономной области.

-имеет свой устав и законодательство.

11. Под федеральными округами в законодательстве Российской Федерации могут пониматься (назвать варианты)

-Федеральные округа - единица территориального деления РФ, возглавляемая полномочным представителем Президента РФ.

 

-Федеральный избирательный округ (включающий в себя всю территорию РФ), по которому избираются депутаты ГД и Президент РФ.

 

12. Изменение статуса субъекта Российской Федерации:
- конституционный порядок

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ).

 

- проблемы его реализации

Вместе с тем, указанный в Конституции федеральный конституционный закон в настоящее время не принят, а также в науке конституционного права отсутствует единая точка зрения по вопросу о том, что представляет собой статус субъекта РФ.

13. Образование нового субъекта Российской Федерации:
- правовые основы (назвать документы)

N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", Конституция РФ.


- допустимые варианты (разделение, объединение, иное?)

-Объединение двух и более граничащих субъектов.

-Разделение субъекта на несколько субъектов.

 

- возможно ли образование нового субъекта Российской Федерации без упразднения существующих?

-Нет, поскольку без упразднения существующих субъектов возможно принятие, а не образование субъектов РФ.

 

- порядок принятия решения (назвать стадии)

1) Инициатива субъектов
2) Предложение Президенту, который уведомляет ФС и Правительство
3) Референдум субъектов
4) ФКЗ по итогам и изменение Конституции


- динамика субъектного состава Российской Федерации в XXI в. (указать годы, число прекративших существование и образованных субъектов)

С 1993 и по начало 2000-ых - 89.

С 2008 - 83.

9 субъектов прекратили существование в ходе объединения регионов, 3 новых образовалось.

14. Принятие нового субъекта в состав Российской Федерации:
- правовые основы (назвать документы)

N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", Конституция РФ, международный договор с конкретным иностранным государством.

- в качестве нового субъекта в состав Российской Федерации может быть принята

часть иностранного государства или иностранное государство.

- порядок принятия решения (назвать стадии):

1) Инициатива иностранного гос-ва или его части и заключение международного договора.

2) Внесение в ГД международного договора на ратификацию и проекта ФКЗ о принятии нового субъекта.

3) Принятие и вступление в силу ФКЗ, внесение изменений в Конституцию.

15. Изменение границ между субъектами Российской Федерации:
- правовые основы (назвать документы)

КРФ (67, 102 статьи), N184-ФЗ (статья 5), Регламент СФ ФС РФ (часть 3, глава 18)
- стадии принятия решения

1) соглашение (договор) об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами субъектов

2) Вопрос об утверждении изменения границ между субъектами рассматривается на заседании Совета Федерации с полномочными представителями законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.

3) Постановление Совета Федерации об изменении границ между субъектами направляется в законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов, а также в соответствующие федеральные органы исполнительной власти для исполнения.

Субъекты принятия решения: высшие должностные лица субъектов РФ, законодательные органы государственной власти субъектов РФ; СФ.

16. Порядок изменения наименования субъекта Российской Федерации:
- правовые основы (назвать документы)

Ст. 137 КРФ, Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о толковании части 2 статьи 137"

- порядок внесения нового наименования в Конституцию Российской Федерации

В случае изменения наименования субъекта, оно подлежит включению в статью 65 КРФ указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.