КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Писарев Александр Николаевич
Овчинников И.И., Писарев А.Н. Учебник подготовлен в соответствии с планом научно-исследовательской работы Учебник Издание 2-е, переработанное и дополненное
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, 030505 ”Правоохранительная деятельность” и по направлению 030500 ”Юриспруденция”
МОСКВА - 2007
Московского городского университета управления Правительства Москвы Авторы: И.И.Овчинников, доктор юридических наук, профессор, академик Академии экономики, финансов и права (главы 3, 7, 8, 10, 12, Приложения) А.Н. Писарев, доктор юридических наук, профессор (главы 1, 2, 4-6, 9, 11, 13 (в соавторстве с кандидатом юридических наук, доцентом И.А.Алексеевым) Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – М.: 2007.- стр. Р е ц е н з е н т ы: доктор юрид. наук, профессор В.И.Фадеев кафедра конституционного и муниципального права
На основе анализа федерального и регионального законодательства (прежде всего г.Москвы), муниципальных правовых актов, а также исторического и зарубежного опыта развития местного самоуправления исследуются актуальные проблемы теории и практики муниципального права. Подробно освещены особенности организации местного самоуправления в г.Москве. Предназначается для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для депутатов, государственных и муниципальных служащих и, прежде всего, тех из них, кто проходит систематические переподготовку и повышение квалификации в соответствии с требованиями соответствующих законов субъектов Российской Федерации. Учебное издание Овчинников Иван Иванович,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учебник Подписано в печать Формат Печать офсетная. Печ. л. Тираж экз. Заказ №
С И.И.Овчинников, А.Н.Писарев
ПРЕДИСЛОВИЕ В условиях осуществляемой в Российской Федерации муниципально-правовой реформы важным элементом процесса развития народовластия должно стать внедрение самоуправленческих начал. Местное самоуправление является логическим выражением объективно развивающегося в России и необратимого процесса демократизации[1]. После того как Конституция 1993 г. впервые закрепила в нормах права, обладающих высшей юридической силой, местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, в России начался процесс формирования отдельного от государственной власти направления реализации власти народа, создаваемой для решения вопросов местного значения. Предстоит детальная правовая регламентация на федеральном, региональном и местном уровнях самых разнообразных общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления, а также – практической реализации, детализации и конкретизации конституционных норм, в которых местного самоуправления определено в качестве самостоятельной формы народовластия. Особую значимость указанные проблемы приобретают в связи с необходимостью реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, которые содержат принципиально новые подходы к вопросам организации местного самоуправления. Речь идет, прежде всего, о создании многоуровневой территориальной системы осуществления местного самоуправления; закреплении за каждым из видов муниципальных образований соответствующих вопросов местного значения, выявлении особенностей осуществления местного самоуправления на отдельных территориях; определении четкого перечня доходных и расходных статей местного бюджета; установлении перечней видов имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований; закреплении четкой системы и правового положения органов местного самоуправления; значительном расширении форм прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления; закреплении порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и т.д. Реализация положений указанного Федерального закона потребует проведения большого количества различного рода организационных мероприятий, связанных с принятием на федеральном, региональном и местном уровнях ряда новых нормативных актов, внесением принципиальных изменений в уже действующие; существенными изменениями территориального устройства большинства субъектов Российской Федерации; определением доходных и расходных источников местных бюджетов и т.д. Особую значимость и актуальность проблемы правового регулирования деятельности населения по осуществлению местного самоуправления приобретают в настоящее время в столице Российской Федерации – городе Москве. Это объясняется наличием целого ряда конкретных причин, которые условно можно разделить на две группы. Первая группа причин связана с особенностями формирования, организации, деятельности органов местного самоуправления в городе Москве. Достаточно сказать, что в отличие от большинства субъектов Российской Федерации, где формирование органов местного самоуправления начиналось после вступления в силу Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в Москве этот процесс начался только после проведения в марте 2004 г. первых для города выборов депутатов представительных органов местного самоуправления (муниципальных собраний). Кроме этого, в Москве только сейчас начинается процесс разработки муниципальных правовых актов, регламентирующих в соответствии с законодательством города отдельные сферы организации и деятельности местного самоуправления, формирования финансово-экономических основ местного самоуправления, определения полномочий органов местного самоуправления и принципов их взаимодействия с органами государственной власти города. Следствием указанной новизны является пока недостаточная научная разработанность сложнейших проблем правового регулирования организации местного самоуправления в Москве, как в части теоретических основ, так и в части специальных вопросов правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе многообразной деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Вторая группа причин, обусловливающих актуальность проблемы правового регулирования местного самоуправления в Москве, связана с тем, что в настоящее время, несмотря на непродолжительное время функционирования большинства внутригородских органов местного самоуправления, сложилась определенная практика их деятельности по выражению интересов населения, которая не подвергалась в достаточной степени анализу и системному изучению. Исключительно актуальна в Москве и задача обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", особенно в части передачи в муниципальную собственность имущества, решения межбюджетных отношений, закрепления состава, структуры и полномочий муниципальных собраний и муниципалитетов. Указанный Федеральный закон, а также принимаемые в соответствии с его требованиями законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты вносят существенные изменения в продолжающиеся до настоящего времени взаимосвязанные процессы формирования муниципального права как комплексной отрасли права, науки и учебной дисциплин. Полагаем, что эти процессы вызывают необходимость изменения требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности “Юриспруденция”. Обновление учебного курса "Муниципальное право Российской Федерации" имеет важное значение как в системе профессиональной подготовки студентов юридических факультетов и вузов России, особенно тех из них, кто избрал для себя государственно-правовую специализацию, так и в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и лиц, проходящих гражданскую службу в государственных органах. Для последних повышение квалификации и получение дополнительных знаний в рамках муниципального права может стать обязательным требованием, вытекающим из решения аттестационной комиссии, которая в соответствии с требованиями ст.15 и 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" каждые три года решает вопрос о соответствии гражданского служащего замещаемой должности или включении его в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста Требования по обязательному повышению квалификации и переподготовке муниципального служащего устанавливаются, как правило, в соответствующих законах субъектов Российской Федерации. Например, в соответствии с требованиями ст.30 Закона г. Москвы от 24 марта 2004 г. № 15 "О муниципальной службе в городе Москве" повышение квалификации муниципального служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, в образовательных учреждениях высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, в том числе негосударственных и зарубежных. Проведение реформы местного самоуправления, реализация положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" невозможны без качественной профессиональной подготовки кадров для работы в органах местного самоуправления. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации отмечается дефицит специалистов в области организации местного самоуправления, что, несомненно, существенно затрудняет проведение реформы местного самоуправления, реализацию положений указанного Федерального закона. Настоящий учебник в значительной мере восполняет существующий пробел в обеспечении обучающихся необходимой учебной литературой по муниципальному праву. В нем учтены последние изменения федерального и регионального законодательства в области местного самоуправления. Основная цель учебника - оказать помощь студентам и слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации в изучении и освоении не только теоретических положений муниципального права, но и практических навыков реализации правовых актов, регламентирующих основы местного самоуправления, государственные гарантии и организационно-правовые формы его осуществления, полномочия, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной области. Структура, содержание учебника разработаны не только в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, но и на основе требований Министерства образования и науки Российской Федерации, а также Правительства Москвы к порядку, условиям и содержанию программы профессиональной переподготовки специалистов для выполнения соответствующих видов профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, с учетом особенностей организации государственной власти и местного самоуправления в Москве. Учебный курс ”Муниципальное право Российской Федерации” рассчитан на один семестр. Основными формами изучения данной дисциплины являются лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа. Студенты готовят доклады, иные выступления, письменные рефераты и выполняют другие задания. Муниципальное право России является одной из дисциплин, по которой студенты юридического факультета по выбору могут писать курсовую работу, а избравшие для себя государственно-правовую специализацию – выпускную квалификационную (дипломную) работу. Итогом изучения данного учебного курса является экзамен. При подготовке к экзамену продолжается усвоение учебного материала, систематизируются и закрепляются полученные в ходе занятий знания. В целях оказания студентам и слушателям практической помощи в повышении эффективности их самостоятельной работы, наиболее рациональном ее планировании, качественном изучении и усвоении обширного учебного, научного и нормативного материала в качестве приложения к настоящему изданию предлагается учебно-методический комплекс, содержащий: учебную программу курса; примерные планы семинарских занятий; рекомендуемые правовые источники и литературу; примерные темы рефератов, курсовых, выпускных квалификационных (дипломных) работ, вопросы для подготовки к экзамену; глоссарий основных юридических терминов и понятий по муниципальному праву. Кроме этого, к учебнику прилагаются Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г. и Закон города Москвы “Об организации местного самоуправления в городе Москве” 2002 г.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |