Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. И органов местного самоуправления




И органов местного самоуправления

Тема 1. Правовые основы финансовой деятельности государства

Изучение темы, дающее общее представление о финансах и финансовой деятельности следует начать с прочтения 1 главы учебника Финансовое право. Студент должен освоить категориальный аппарат данного раздела дисциплины. В первую очередь он должен иметь четкое представление о том, что такое «финансы», «финансовая деятельность», «система финансов», различать категории «финансы» и «деньги», для этого он должен уяснить, что входит в понятие «финансовые ресурсы».

Необходимо четко запомнить, что «финансовые ресурсы» – это деньги, денежные суррогаты (квазиденьги) ценные бумаги), материально-вещественные элементы (если их можно измерить, оценить и они ликвидны, т.е. могут легко обмениваться на деньги), нематериальные объекты, исключительные права (интеллектуальная собственность, ноу-хау, информация, товарные знаки, патенты изобретения, авторские свидетельства – если также их можно измерить, оценить и они ликвидны, т. е. способны легко превращаться в деньги) – все, что участвует в распределении и перераспределении совокупного общественного продукта. Однако, даже деньги перестают быть финансовыми ресурсами, тогда когда они исключены из оборота, не участвуют в воспроизводственном цикле и товарно-денежных отношениях.

Студенты должны уяснить, что любое государство для осуществления своих функций и реализации, стоящих перед ним задач для защиты своего суверенитета с неизбежностью нуждается в материальных ресурсах. Поэтому с момента возникновения товарно-денежных отношений и денег как всеобщего универсального эквивалента материальной основой жизнедеятельности любого государства становятся финансы.

Студентам должно быть известно из других курсов, что любая категория имеет форму и содержание. Финансы, будучи экономической категорией, в материальном смысле являются денежным фондом, которым государство владеет, пользуется и распоряжается, с другой стороны – это общественные отношения по поводу создания, распределения и использования фондов денежных средств государства. При этом следует иметь ввиду, что сфера денежных отношений шире финансовых, так как в последних обязательно участвует государство, а в первых – любые другие заинтересованные лица.

Необходимо запомнить, что финансам, как целостной экономической категории, свойственны распределительная, контрольная и регулирующие функции. Регулирующая функция заключается в экономических методах воздействия на предмет. Путем реализации этой функции государство регулирует экономический закон стоимости, который отражает объективное стремление капитала перетекать из наименее рентабельных отраслей в наиболее рентабельные (это могут быть прямые льготы, кредиты, льготное налогообложение в приоритетных отраслях).

Финансы, как целостная категория включают в себя взаимосвязанные звенья и институты, которые представляют собой группу однородных отношений, складывающиеся в процессе образования и использования соответствующих денежных фондов, основным из которых является бюджет. Совокупность финансовых институтов образует финансовую систему России. Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денег и безналичными расчетами, на характер которых значительное влияние оказывает валютное регулирование.

Следует понимать, что под финансовой системой государства понимается также совокупность государственных органов, осуществляющих свою деятельность в рамках представленной компетенции. В науке финансового права есть и другая точка зрения, предполагающая, что финансовая система – это лишь совокупность институтов. Студентам предлагается выбрать свою позицию по данному вопросу и обосновать ее.

Органы общей компетенции – это высшие органы представительной и исполнительной власти (Федеральное собрание – Совет Федерации и Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федераций и местного самоуправления).

Органы специальной компетенции – это органы, для которых финансовая деятельность является основной.

Студентам следует усвоить, что в процессе владения, пользования и распоряжения фондом денежных средств государство и муниципальные образования вступают в те или иные общественные отношения с прочими субъектами. Таким образом, оно осуществляет финансовую деятельность, связанную с образованием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения своей жизнедеятельности.

Отсюда, финансовая деятельность государства и муниципальных образований – это осуществление ими функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсах) в целях реализации стоящих перед ними задач. В связи с тем, что в настоящее время в России происходит построение правового государства, такая деятельность, как финансовая, может осуществляться только в жестких рамках закона и под контролем государства.

 

Задание 1

Изучив Конституцию РФ, назовите номера и изложите положения статей, устанавливающих:

– предметы ведения в области финансов Российской Федерации;

– предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в области финансов;

– полномочия в области финансов:

а) Президента РФ;

б) Государственной Думы, Федерального собрания;

в) Совета Федерации;

г) Правительства РФ.

 

Задание 2

Руководствуясь Федеральным законом от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», охарактеризуйте финансово-правовое положение муниципальных образований.

 

Задание 3

Банк России установил процентные ставки на определенный вид кредитных операций, осуществляемых банками и кредитными организациями. Волгореченская городская администрация в целях «создания благоприятных условий для развития предпринимательства» приняла постановление, обязывающее расположенные на территории города банки кредитовать юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, по сниженным ставкам. Банки обратились с запросом в ЦБ РФ, а Банк России – в суд с жалобой на незаконность постановления Волгореченской городской администрации.

Как строятся взаимоотношения между ЦБ РФ, банками и организациями местного самоуправления? В чем состоит допущенное нарушение законодательства?

 

Задание 4

По договору поставки кондитерская фабрика получила от маслозавода сырье для производства кондитерских изделий и поставила готовую продукцию в магазин. В бюджет кондитерская фабрика уплатила налоги, а в государственные внебюджетные фонды – страховые взносы. Своим работникам фабрика выплатила заработную плату и премию за IV квартал года, а банку возвратила кредит и уплатила проценты.

Какие из взаимоотношений кондитерской фабрики с другими субъектами являются финансовыми?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.