Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трактовку законов Фома дополняет учением о праве




Второй период.

Философия права средневековья – конец V в. - середина XVII в. Этот исторический период развития философии права характеризуется деятельностью ряда интересных мыслителей своей эпохи.

Фома Аквинский (1226-1274 гг.) – наиболее крупный авторитетный средневековый представитель католического богословия и схоластики, с чьим именем связано идейное течение томизм (позднее неотомизм) – официальная философская доктрина католической церкви. Суть ее – «философия – это служанка богословия».

Его философско-правовые воззрения изложены в трактатах «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

Проблема права и закона трактуется Фомой Аквинским в контексте христианских представлений о месте и назначении человека в божественном миропорядке, о характере и смысле человеческих действий. Всему придается теологическая окраска с опорой на античных мыслителей. Но, если Аристотель ведет речь о человеке как «политическом существе», то Аквинский представляет его «общественным существом».

Интересны суждения Фомы Аквинского о смысле закона и права. Сущность закона он усматривает в упорядочении человеческой жизни и деятельности под углом зрения блаженства как конечной цели. Закон у него ***должен являться общим правилом, ***выражать общее благо всех членов общества, ***должен устанавливаться всем обществом, ***быть обнародованным.

Фома классифицирует законы так:

1) вечный закон, который представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в качестве направляющего начала, абсолютного правила. Он является источником всех других законов;

2) естественный закон, он является проявлением вечного закона и согласно ему вся богосотворенная природа и природные существа (в т.ч. человек), в силу прирожденно присущих им свойств, движутся к реализации целей, обусловленных законом природы;

3) человеческий закон, т.е. положительный закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Совершенные и добродетельные люди, отмечает Аквинский, могут обходиться и без человеческого закона, для них достаточно и естественного закона. Но чтобы обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждения;

4) божественный закон, имеется в виду закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (в ветхом и новом заветах).

Право (ius) – это, по мнению Аквинского, действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость – одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека не к самому себе, а к другим людям.

В целом Ф. Аквинский разработал достаточно последовательный христианско-теологический вариант юридического правопонимания.

Средневековые юристы. В общетеоретическом плане правопонимание средневековых юристов вращалось вокруг положений и идей римского права.

Юридические школы существовали в Х-ХI в. в ряде городов: Риме, Павии и Равенне (Сев. Италия), Готе. Правовая деятельность этих школ заключалась в соотношении римского и местного права (готского, лангобардского и т.д.). Но приоритет оставался в большей мере за римским правом, которое приобретало более общий и универсальный смысл. Ключевым понятием была – «справедливость» в решении правовых вопросов.

В конце ХI – середине ХIII в.в. появляется новое направление – школа глоссаторов (или экзегетов; экзегезе или глоссаторская деятельность – есть толкование текста), представители которой стали уделять главное внимание толкованию самого текста источников римского права – Свода законов Юстиниана (Юстиниан – ок.483-565 г.г., византийский император с 527 г., провел кодификацию римского права) и Дигест (часть Кодификации Юстиниана, помимо Институции и Кодекса Юстиниана, включает отрывки из сочинений римских классических юристов) – систематизированных правовых сборников, условно делившихся на 3 части и, состоящих из 50 книг. Глоссаторы внесли заметный вклад в разработку позитивного права (изучающего римское право, как систему источников публично признаваемого права, цивильного права), в формирование и развитие юридико-догматического метода трактовки действующего законодательства. Изучение положительного права не может обойтись без экзегезы, без догматической и систематической обработки, здесь проявляются приемы человеческого ума – анализ и синтез. Это направление связано с деятельностью юристов Болонского университета, ставшего центром юридической мысли того времени. Аналогичный подход к праву был развит в университетах Падуе, Пизы, Парижа, Орлеана.

Постглоссаторы (или комментаторы) заняли доминирующие позиции в юриспруденции в ХIII-ХV в.в. Основное внимание уделяли комментированию самих глосс (положений права), пытаясь вывести более частные правоположения, нормы и понятия. Представители – Раванис, Луллий, Бартолус и др.

В отличие от глоссаторов постглоссаторы вновь обращаются к идеям естественного права и соответствующим учениям римских юристов и других своих предшественников. Естественное право они трактуют как вечное, разумное право, выводимое из природы вещей, соответствие которому выступает в качестве критерия для признания тех или иных норм позитивного права (норм законодательства и обычного права).

Третий период.

Философия права Нового времени – середина ХVII в. - ХIХ в.

Этот период богат прежде всего выдающимися умами человечества от Гуго Гроция до Георга Гегеля, внесших блестящий вклад в понимание и развитие философии права.

Гуго Гроций (1583-1645 г.г.) – один из ранних творцов «юридического мировоззрения» Нового времени. Он стоял у истоков современной доктрины международного права, формирования основ новой рационалистической философии права и государства. В основе юридического подхода Гроция лежит идея справедливости как необходимого признака права. Вслед за Аристотелем он делит право на естественное и волеустановленное. Естественное – «предписанное здравым смыслом», согласно ему то или иное действие может быть признано морально порочным либо морально необходимым. Волеустановленное – имеет своим источником волю: человеческую или божественную.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626 г.г.) – отвергая схоластику, он защищал и развивал эмпирической метод исследования природы, включая сюда и «природу человека».

К заслугам Бэкона можно отнести:

***разработку им проблем «всеобщей справедливости», которая в юридическом плане трактуется в плоскости позитивного (признанного) права;

***различие права и закона (форма и содержание; социальная воля по защите общества и конкретная норма – справедливая или нет);

Имея в виду справедливые (правовые) законы, Бэкон писал, что «законы - якори государства».

Томас Гоббс (1588-1679 г.г.) представитель ярко выраженной этатистской философии права и государства (фр. Etat – государство, позиция абсолютизации роли государства в решении всех вопросов). В его учении принципиально противопоставляются естественное состояние и государство (гражданское состояние).В естественном состоянии, по мнению Гоббса, нет общей власти, а где нет власти, нет закона, а нет закона, нет справедливости. Естественное право – это свобода всякого человека действовать по своему усмотрению, но эти действия не всегда правильные (правовые).

Естественное право, по мысли Гоббса, не следует смешивать с естественным законом – предписанием или найденным разумом общим правилом, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни.

Наличие лишь естественных законов не ведет к безопасности. Гарантировать соблюдение таких законов может лишь общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Такая власть может быть сосредоточена только у государства (группы людей обладающих волей). Гоббс разработал договорную теорию возникновения государства, в основе которой лежат естественные законы, суть которых заключена в поисках людьми мира, согласия, справедливости. Такой поиск жестко, с угрозой наказания должно контролировать государство.

Джон Локк (1632-1704 г.г.) отражал идеи зарождающегося либерализма (лат. liberalis – свободный; совокупность идей, направленных на защиту личности, ее прав и свобод от диктата государства).

В учении Локка идеи естественного права и договорного происхождения государства интерпретируются в духе а) утверждения неотчуждаемых прав и свобод личности, б) разделения властей, в) правовой организации государственной власти, г) господства права в общественной и политической жизни.

В естественном (договорном) состоянии, согласно Локку, господствует естественный закон, закон природы, который выражает разумность человека. И человек в соответствии с требованиями разума также и в естественном состоянии, преследуя свои интересы и отстаивая свое – свою жизнь, свободу, собственность, - стремится не навредить другому (в отличии от теории Гоббса).

Разумное преодоление недостатков естественного состояния людей ведет, по Локку, к общественному договору об учреждении политической власти и государства, причем «великой и главной целью объединения людей в государство и передачи себя под власть правительства» является обеспечение за каждым человеком его естественных прав на собственность – жизнь, свободу, имущество.

Самозащита каждым человеком своих естественных прав и требований закона природы при переходе от естественного состояния к государству заменяется публичной защитой прав и свобод личности политической властью.

Необходимо отметить, что значительный вклад в развитие философии права и государства в период Нового времени внесли французские и немецкие мыслителя Шарль Монтескье (1689-1755 г.г.) и Жан-Жак Руссо (1712-1778 г.г.), Иммануил Кант (1724-1804 г.г.) и Георг Гегель (1770-1831 г.г.). Были проанализированы и обоснованы в понятиях такие явления, как «политическая свобода», «республика», «монархия», «демократия», «деспотизм», «система разделения властей», «судебные процедуры», «суверенитет», «права и свободы индивида», «законодательная власть», «правовое равенство», «моральность и легальность», «правосудие» и многие другие.

Несколько подробнее остановимся на творчестве Г.В.Ф. Гегеля, которое было ярко проявилось в области философии права в первой половине ХIХ в.

Право в это время представляло собой раздел философии. Курс лекций по философии права читался в ряде университетов Европы. В частности, в Гейдельбергском университете в Германии его читал выдающийся немецкий мыслитель, философ от Бога Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Окончив Тюбингемский богословский институт, Георг Гегель работал домашним учителем, редактором газеты, директором гимназии, и в последствии был профессором философии в Гейдельбергском (1817-1818 г.г.) и Берлинском (с 1818 г.) университетах. Его пытливый ум имел необычайно широкое поле применения в различных областях знания: в философии, в логике, в праве, в политике. В Гейдельберге он издает в 1817 г. «Энциклопедию философских наук», состоящую из 3-х частей: «Логики», «Философии природы» и «Философии духа», которая явилась прелюдией к «Философии права», впервые изданной им в Берлине в 1820 г.

«Философия права», представляла собой, согласно гегелевской концепции, философскую науку о праве, являвшуюся «частью философии», а именно той частью, которая принадлежит философии объективного духа.

Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа у Гегеля являются: *** субъективный дух (антропология, феноменология, психология); *** объективный дух (право, мораль, нравственность); *** абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Объективный дух – это, по Гегелю, та ступень развития духа (и всемирной истории), когда свобода впервые приобретает форму реальности, т.е. наличного бытия в виде государственно-правовых формообразований. Дух выходит из формы своей субъективности, познает и объективирует внешнюю реальность своей свободы: объективность духа входит в свои права.

(«Дух» у Гегеля – это сфера разума. Реализация духа осуществляется через «идею», т.е. понятие. Например, идея права, которая есть свобода, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права, а сфера объективного духа (читай – разума, знаний) предстает как идеальная правовая деятельность).

Гегель раскрывает диалектическое движение понятия «права» от его абстрактных форм до конкретных – от абстрактного права к моральности, а затем к нравственности (семье, гражданскому обществу и государству).

Свою концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, которая, занимаясь позитивным правом (законодательством), имеет дело, по его характеристике, лишь с противоречиями. Задача философии права, по Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие, диалектика которого и раскрыта им в «Философии права».

Развитиефилософии права в России.

Начало преподавания и научной разработки проблем философии права в России относится к ХVIII в.

«Наше отношение к западной науке, – писал русский юрист к. ХIХ – н. ХХ в.в. Н.М. Коркунов, - можно сравнить с отношением глоссаторов к римской юриспруденции. И нам приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы, и нам прежде всего надо было подняться до уровня иноземной науки… Тем не менее в каких-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишком столетий».

Уже в начале ХVIII в. по указанию императора Петра I была переведена работа Самуэля Пуфендорфа – немецкого юриста, представителя естественно-правового учения в Германии – «Об обязанностях гражданина и человека».

Первыми преподавателями в русских университетах были иностранцы, в основном – немцы, ориентировавшиеся на положения тогдашней немецкой юриспруденции и философии естественного права.

***Первым русским преподавателем права был профессор Московского университета Сергей Ефимович Десницкий (1740-1789 г.г.), который во многом разделял взгляды Гуго Гроция о естественном праве.

***В 1818 г. вышла в свет книга русского юриста А.П. Куницына «Право естественное», основанная на идеях И. Канта. Но вскоре была запрещена правительством как «вредное учение», а сам автор был изгнан из Петербургского университета и Александровского лицея.

***Заметной вехой в становлении философско-правовых исследований в России явилась «Энциклопедия законоведения» Константина Алексеевича Неволина (1806-1855 г.г.) – профессора Киевского университета. Он был одним из немногих русских (наряду с Петром Григорьевичем Редкиным 1808-91г.г. – историком философии. Редкин впоследствии был профессором Московского и Петербургского университетов, являлся ректором Петербургского университета в 1873-76 г.г.; а также Иваном Васильевичем Киреевским 1806-56 гг. – религиозным философом, одним из основоположников славянофильства), кто слушали лекции Гегеля в Берлинском университете и хорошо знал о состоянии европейской философии права в то время. «Энциклопедия права» К.Неволина – первая в России философско-правовая работа, в которой нашли отражение и были использованы гегелевские позиции по философии права.

***Определенный вклад в развитие в России философии права внес Петр Григорьевич Редкин. В первый период своей преподавательской деятельности в Московском университете он исходил из гегельянских представлений. Впоследствии в Петербургском университете он исходит из того, что в условиях современности на смену спекулятивной философии (скрывающей некоторые правовые недоработки) закономерно пришла положительная философия.

П. Редкин различал три метода систематического научного освещения права: органический, диалектический и генетический. Органический метод – наименее научный из всех систематических методов; диалектический метод – разработан Гегелем; генетический метод, который разработал сам П.Редкин, и есть, по его представлениям, подлинно научный (в духе позитивизма, т.е. используя достижения естественных наук).

Чичерин Борис Николаевич (1828-1904 г.г.) – выдающийся русский юрист и философ права. Сторонник конституционной монархии. Профессор Московского ун-та. Основоположник «государственной школы».

В своих философско-правовых воззрениях Б.Чичерин находился под влиянием идей Гегеля и Канта. Но предпринял попытку совершенствования философии объективного идеализма и свою позицию называл универсализмом.

Суть сводилась к тому, что он, признавая что без диалектики нет философии, гегелевскую триаду (тезис – антитезис – синтез) заменяет четырехчленом (с разделением антитезиса на два противоположных начала – единство и множество): «исходное начало» – «единство: множество» – «конечное единство». Такой четырехчленный подход он применяет повсюду – в онтологии, гносеологии и аксиологии. Тем самым в трактовке диалектики у Б. Чичерина акцент переносится с борьбы противоположностей (и «снятия» одной из них на пути к синтезу) на их сохранение и разделенное бытие в виде двух самостоятельных начал. То, что у Гегеля выступает в качестве преходящих моментов развития (в истории и в философии), у Чичерина трактуется в виде вечных элементов человеческого духа.

Такая философская позиция Б.Чичерина явно метафизична, но он обозначает ее как универсальную и на ее основе строит свою концепцию философии права.

Философские основания права, по оценке Чичерина, должны служить руководящими началами практики. Необходимость и глубокий смысл философии права, отмечает он, обусловлены тем, что «область права не исчерпывается положительным законодательством».

Положительные законы изменяются сообразно с изменениями потребностей и взглядов людей и, будучи, произведениями человеческой воли, могут быть хорошими или дурными. Поэтому они нуждаются в оценках. Дать такую оценку может философия.

Для разумного установления в законе прав и обязанностей лиц необходимо знание того, «что есть право, где его источник и какие из него вытекают требования». Эти проблемы тесно связаны с человеческой личностью, так что их уяснение, в свою очередь, требует исследования природы человека. Ее свойств и назначения.

Все эти вопросы относятся к сфере философии права. «Отсюда та важная роль, которую играла философия права в развитии европейских законодательств», - отмечал Чичерин.

Понятие права у Б.Чичерина.

Он говорит о субъективном и объективном праве. «Субъективное право определяется как нравственная возможность, или иначе, как законная свобода что-либо делать или требовать. Объективное право есть самый закон, определяющий эту свободу. Соединение обоих смыслов дает нам общее определение: право есть свобода человека, определяемая общим законом».

Таким образом, под «правом» здесь понимается позитивное право, юридический закон, т.е. действующие нормы права. Причем Чичерин специально подчеркивает: «В отличие от нравственности право есть принудительное начало».

Он различает положительное и естественное право. Положительное право – это теоретические нормы; естественное право вытекает из человеческого разума и служит мерилом для положительного законодательства. Это мерило и составляет, по мнению Чичерина, содержание философии права.

Общим разумным естественным началом, которое служит руководством как для установления закона, так и его осуществления, является «правда или справедливость».

Новгородцев Павел Иванович (1866-1924 г.г.) – русский юрист и философ. Профессор Московского ун-та. Его правовые взгляды находились под заметным влиянием кантианства и естественного права, необходимость возрождения которого является стержневой идеей всей его философско-правовой позиции.

Философско-правовая концепция П.Новгородцева пронизана стремлением утвердить нравственный идеализм в философии права. С этим связаны его призывы к возрождению естественного права в качестве необходимой духовной и нравственной основы права. Только с помощью таких идеальных построений можно преодолеть кризис современного правосознания. Поэтому он высоко оценивал кантовское моральное обоснование права.

Нравственный долг каждого - вложить свои усилия «в неопределенную перспективу грядущего», содействовать реализации нравственного принципа «свободного универсализма», осуществлению «идеи свободной солидарности всех», в которой свобода и равенство лиц сочетаются со всеобщностью их объединения.

Сущность естественного права у Новгородцева состоит в «этическом критицизме», и ему «свойственно стремление оценивать факт существующего с этической точки зрения. Но именно в этом и состоит задача философии права».

Естественное право противопоставляется праву положительному (читай законодательству) как идеал для последнего, «создаваемый ввиду недостатков и несовершенств положительных установок».

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900 г.г.) – выдающийся представитель русской религиозно-философской мысли.

В трактовке Вл. Соловьева право и государство выступают в виде необходимого связующего звена между идеальным нравственным сознанием (требованиями безусловного нравственного начала) и общественной практикой.

В своем философском учении о праве он различает право положительное и право естественное.

Естественное право выступает как общая идея права, его разумное начало. Соловьев отмечает, что о естественном праве речь идет «каждый раз, когда вообще говорится о каких бы то ни было правовых отношениях. Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из правовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь общей идеи права, или его нормы». (Мое пояснение: по сути говорится о философии права).

Естественное право как нечто умозрительное – это не реально действующее право, наряду с положительным правом, а сущность всякого действующего права.

Соотношение естественного и положительного права Соловьев раскрывает как соотношение разумной сущности права и ее реального проявления в действующем праве.

Понятие права Вл. Соловьевым.

Оно несколько расплывчато. «В основе права лежит свобода как характеристический признак личности». Правом определяется отношение лиц. Закон должен соответствовать праву, иначе он перестает быть правовым явлением и теряет свое правовое значение.

Взаимосвязь нравственности и права, одинаково необходимая для них обоих. В трактовке Вл. Соловьева следующая: между идеальным добром и злой действительностью есть «промежуточная область права и закона, служащая воплощению добра, ограничению и исправлению зла. Правом и его воплощением – государством – обусловлена действительная организация нравственной жизни в целом человечестве». Без права нравственная проповедь осталась бы пустословием.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948 г.г.) – один из крупнейших русских религиозных философов. В 1922 г. был выслан из Советской России.

Главная философско-правовая проблема всей его жизни - проблема свободы.

Данная проблема, а вместе с ней и все социальные вопросы, включая вопросы права и государства, освещаются Бердяевым с позиций разработанной им философской концепции христианского персонализма.

В своем персоналистическом учении о свободе человека Н.Бердяев отличает личность от индивида. Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая, а личность - категория духовная. Именно в качестве личности человек есть микрокосм, универсум, а не часть или атом какого-то внешнего целого (космоса, общества, государства и т.д.).

«Личность есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает, подобно индивидуализму, эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием». Н.Бердяев.

Концепция правопонимания у Бердяева.

Центральное место в ней занимает положение об абсолютных и неотчуждаемых правах человека, имеющих божественное (и духовное) происхождение и идущих от Бога, а не от природы, общества, государства. Корни этого права в том, что «от Бога происходит лишь свобода, а не власть».

Государство у Н.Бердяева.

Государство по версии христианского персонализма было создано в грешном мире актом насилия, и оно лишь терпимо Богом. В силу своего нехристианского происхождения и нехристианской сущности государство находится в конфликте и борьбе с личностью, свободой, царством Духа. Личность вынуждена, с одной стороны, признавать государство, а с другой стороны, неизбежно восстает против него, т.к. последнее давит всякое личное существование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.