Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды финансово-правовых норм




Лекция 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.

 

Финансовое право представляет собой сложную и многообразную систему финансово-правовых норм. В отечественной юридической литературе сложилось устойчивое представление о правовой норме. Ее характеризуют несколько признаков: 1) это первичная клетка права; 2) государственное повеление, обеспеченное принудительной силой государства; 3) общеобязательное правило, персонально неконкретное и рассчитанное на многократное применение; 4) формально определенное правило. Все эти признаки в полной мере характерны и для финансово-правовой нормы.

Характерные черты финансово-правовой нормы проявляются в сущности регулируемых ею отношений - т. е. отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Предназначение нормы финансового права по формированию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов обусловливает ее особенности, которые просматриваются в характере установленных в ней предписаний, в мерах ответственности и способах защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание нормы финансового права составляет предписание действий субъектов, вступающих в конкретное финансовое правоотношение, закрепленное этой нормой; условия, при которых норма финансового права действует; само правило поведения; санкции, применяемые государством к правонарушителям.

Характерная особенность содержания финансово-правовой нормы состоит в том, что она отражает наиболее важные, существенные признаки, которые неизбежно присутствуют, повторяются во всех конкретных финансовых правоотношениях, возникающих на ее основе. Благодаря этому финансово-правовая норма и приобретает способность быть регулятором публичных финансовых отношений.

Норма финансового права представляет собой своеобразный эталон, модель общественных отношений в сфере финансов, характеризует их наиболее устойчивые, типичные черты. В финансовых правоотношениях устойчивые, типичные признаки финансовых отношений могут конкретизироваться и дополняться специфическими индивидуальными признаками финансов или субъектов финансового права. Причем эти особенные признаки могут оказывать большое влияние на возникновение, изменение или прекращение конкретного финансового правоотношения.

Однако любое финансовое правоотношение, каким бы специфическим оно не было, может возникнуть и существовать при одном обязательном условии - финансовое правоотношение должно полностью соответствовать всем требованиям, общим, типичным признакам, закрепленным соответствующей нормой финансового права. Несоблюдение каких-либо требований финансово-правовой нормы неизбежно повлечет различные негативные последствия: от отказа государства в защите прав и законных интересов участников финансовых правоотношений до признания подобного финансового правоотношения правонарушением и применения к виновным санкций.

Свойство финансово-правовой нормы отражать наиболее устойчивые, главенствующие и специфические черты финансовых отношений возникает не само собой, а является результатом научной и нормотворческой деятельности. Необходимость государственного и муниципального нормотворчества в финансовой сфере обусловлена закономерностями объективного развития и отражает потребности государства (муниципального образования) в финансовых ресурсах. В целях достижения эффективности финансово-правового регулирования нормы финансового права должны быть материально обоснованы и экономически оправданы.

Таким образом, финансово-правовая норма - это установленное государством (муниципальным образованием) и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в финансовых отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства или муниципального образования.

Финансово-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений выделяют следующие их основные виды:

обязывающие финансово-правовые нормы - нормы, требующие от участников финансовых отношений совершения активных действий: встать на учет в налоговые органы; использовать по целевому назначению бюджетные средства; осуществлять ведение кассовых операций и т. д. За неисполнение либо несвоевременное исполнение субъектами финансового права возложенных на них обязанностей со стороны государства применяются различные меры принуждения. Обязывающий характер присущ большинству финансово-правовых норм, что является прямым отражением основного метода финансового права - метода властных предписаний;

запрещающие финансово-правовые нормы - нормы, содержащие категорические требования к участникам финансовых правоотношений не совершать определенные деяния под угрозой применения санкций со стороны государства. Данный вид финансово-правовых норм нацеливает субъектов финансового права на пассивное поведение в виде отказа от совершения запрещенных государством деяний. Так, Центральному банку РФ запрещается осуществлять денежную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита. Запрещающие финансово-правовые нормы могут устанавливать пределы дозволенного поведения субъектов финансового права. Например, юридическим лицам запрещено осуществлять между собой денежные расчеты в наличной форме на сумму более чем 60 тыс. рублей в день; данные действия образуют состав правонарушения и влекут применение предусмотренных законом санкций;

уполномочивающие финансово-правовые нормы - нормы, устанавливающие права субъектов финансового права использовать свои субъективные права. Например, субъекты РФ имеют право осуществлять внутренние заимствования. Уполномочивающие нормы не обременены признаком обязательности, они представляют субъектам финансового права возможность самостоятельно определять в какой ситуации и в каком объеме реализовывать права, предоставленные им финансово-правовой нормой. Отказ субъектов финансового права от использования принадлежащих им прав не влечет применения мер государственного принуждения.

По своему содержанию финансово-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют содержание финансово-правовых отношений, т. е. состав финансовой системы, юридические факты, правовой статус субъектов финансового права, принципы финансового права, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством (муниципальным образованием), источники формирования кредитных ресурсов банков, объекты налогообложения, ставки налогов и т. д. Материальные нормы имеют денежное содержание. В качестве примера можно привести ежегодно принимаемые законы (решения) о бюджетах, большинство норм которых являются материальными. Любая материальная норма будет являться регулятором общественных отношений только в случае наличия соответствующих процедурно-процессуальных предписаний. В ином случае материальная норма выступает только средством информации.

Процессуальные финансово-правовые нормы закрепляют правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований - финансовые процедуры, порядок применения и действия финансово-правовых норм, сроки, финансовую юрисдикцию и т. п. Таковы, например, нормы, содержащиеся в части третьей БК РФ, регулирующие бюджетный процесс. В финансовом праве процессуальные нормы имеют важное значение, поскольку формализуют финансовую деятельность государства и муниципальных образований. Процессуальные финансово-правовые нормы определяют порядок реализации материальной нормы.

В финансовом праве нет строгого подразделения на материальную и процессуальную части: большинство финансово-правовых институтов в единстве концентрируют материальные и процессуальные нормы. Однако процессуальные нормы четко обособлены в бюджетном праве, а в налогом также можно выделить нормы процедурного характера.

Структура финансово-правовой нормы традиционно включает три составные части: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза как условие применения нормы не всегда выражена в ней самой и может находиться в общих положениях или иных нормах правового акта. Она может быть общей для ряда или многих норм.

Диспозиция как ядро финансово-правовой нормы выражается в определении прав, обязанностей и ответственности субъекта права. Установленные ею правила поведения предписывающего, запрещающего и уполномочивающего характера могут содержаться в одной или нескольких статьях правового акта. Субъекты финансового права с учетом диспозиции определяют варианты своих действий и решений.

Санкция финансово-правовой нормы содержит предусмотренную ею меру ответственности за нарушение или игнорирование правил, установленных диспозицией. Санкции могут содержаться в том же акте, что и диспозиция, или в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Составные части финансово-правовой нормы и способы их взаимосвязи соответствуют ее назначению как регулятора общественных публичных отношений в финансовой сфере. В своей совокупности элементы финансово-правовой нормы закрепляют все те требования, свойства, которые обеспечивают реальное действие этой первичной клетки права, ее воплощение в конкретные финансовые правоотношения.

 

2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация

В сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления складываются различные взаимоотношения. В результате правового регулирования финансовых отношений государство придает им юридическую формализованность. Таким образом, общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, т.е финансовыми правоотношениями.

Финансовые отношения выражаются в тех формах, которые придает им государство. Так, государство посредством права устанавливает виды расходов и доходов бюджетов, порядок установления и взимания налогов, денежное обращение, определяет способы использования валютных ценностей и т. д.

Финансовые правоотношения представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому они обладают общими признаками любого правоотношения. Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; охраняются государством.

Финансовые правоотношения имеет и характерные особенности. Поскольку сфера возникновения всех финансовых отношений - финансовая деятельность государства и муниципальных образований, то специфика этой области общественной жизни обусловливает следующие характерные черты финансовых правоотношений:

они возникают и функционируют в процессе планового формирования, распределения и использования государственных или муниципальных денежных фондов;

являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер;

требуют обязательного участия государства или муниципального образования в лице его компетентных органов или должностных лиц;

большинство финансовых правоотношений имеют субординационный характер и построены по схеме «власть — подчинение»;

юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Названные особенности только в совокупности дают полное представление о финансовом правоотношении. Определяющим признаком при отграничении финансового правоотношения от смежных правоотношений (например, административных, гражданских, конституционных и других) является их возникновение в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию государственных или муниципальных денежных фондов и их урегулирование нормами финансового права.

Таким образом, финансовые правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, предусмотренных нормами финансового права. Такими условиями служат юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, при которых только на основе правовой нормы между субъектами финансового права должны сложиться правоотношения. Многообразие видов финансовых правоотношений обусловливает наличие огромного количества жизненных обстоятельств - юридических фактов.

Наиболее полной и имеющей существенное значение для понимания значимости юридических фактов в процессе формирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов является их классификация по волевому признаку на действия и события.

Юридические факты-действия - это поведение субъектов финансового права, осуществляемое согласно их воле и желаниям. Такое поведение может полностью соответствовать требованиям действующего финансового законодательства, то есть быть правомерным поведением, либо ему противоречить, то есть быть неправомерным поведением.

В состав правомерных действий входят юридические поступки, совершаемые с намерением достичь определенного финансово-правового результата или создающие какой-либо выраженный в материальной форме результат (например, заплатить установленный налог, использовать бюджетные средства для тех целей, на которые они были выделены и т.п.).

Неправомерными действиями являются нарушения финансового законодательства, т. е. виновное противоправное деяние (действие или бездействие), за которые законом предусмотрена ответственность. Неправомерными являются и так называемые объективно-противоправные действия, т. е. акты поведения субъектов финансового права, приводящие к противоправному результату (например, неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога вследствие действия непреодолимой силы; принятие субъектом РФ финансового нормативного правового акта, противоречащего федеральному законодательству и др.).

Юридические факты-события представляют собой обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей. Например, смерть налогоплательщика прекращает налоговое правоотношение; увечье, полученное сотрудником органов внутренних дел при исполнении им своих служебных обязанностей, является страховым случаем, т. е. юридическим фактом, лежащим в основе права требования выплаты страхового возмещения и т.п.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации. В зависимости от структуры финансовой системы финансовые правоотношения подразделяются на бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности организаций.

В зависимости от характера финансово-правовых норм финансовые правоотношения бывают материальными и процессуальными. Материальные правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства и/или муниципальных образований. Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму формирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, являются вторичными относительно материальных правоотношений и гарантирующих (обеспечивающих) эти правоотношения.

Финансовые правоотношения могут быть также подразделены по структуре их юридического содержания (простые и сложные); по юридическому характеру взаимоотношений участников (вертикальные и горизонтальные); по форме проявления (двусторонние и многосторонние) и др.

Финансовое правоотношение имеет свою структуру (состав), т. е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность. Каждый отдельный элемент выполняет особые, только ему присущие функции. При отсутствии хотя бы одного из названных элементов становится невозможным наличие и самого финансового правоотношения.

Содержание финансового правоотношения выражается в следующих трех функциях:

во-первых, финансовое правоотношение детализирует круг лиц, на которых распространяет свое действие финансово-правовая норма, таким образом в финансовом правоотношении участвуют не абстрактные субъекты, а индивидуально определенные лица;

во-вторых, оно переводит абстрактные права и обязанности в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъектов. При этом правам одного субъекта всегда соответствуют обязанности другого;

в-третьих, финансовое правоотношение создает конкретные ситуации для реализации мер государственного принуждения и реализации правовых санкций в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами своих обязанностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.