Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, предмет и методы финансового права




Лекция 2. Финансовое право как отрасль российского права.

Современное финансовое право является самостоятельной отраслью права, соответствующей отраслью российского законодательства, учебной дисциплиной и наукой. Финансовое право стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет финансово-правового регулирования, обновляются его подотрасли и институты. Так, после вступления в силу Бюджетного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ правовое регулирование финансовых отношений пополнилось многими новыми для России объектами, методами, механизмами, принципами и т.д.

Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих однородные общественные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований (местного самоуправления).

Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликты. Вместе с тем они исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне изучаться финансово-правовой наукой и регулироваться правовыми нормами. Системная организация финансово-правовых норм находит свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, образующих систему финансового законодательства.

Финансовое законодательство – это система взаимосвязанных законодательных и других нормативных правовых актов, содержащих нормы, закрепляющие и регулирующие однородные общественные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований (местного самоуправления).

Наука финансового права является теорией и методологией изучения, анализа и разработки концепций и рекомендаций по вопросам регулирования финансово-правовой сферы, т.е. по формированию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований (местного самоуправления). Теория финансового правапредставляет собой систему знаний об общих закономерностях существования и развития финансового права, аккумулирующих коллективный опыт и результат достаточно длительной познавательной деятельности специалистов в данной отрасли правоведения. Эти знания объективируются в форме публикаций, приобретая таким образом самостоятельное и независимое от их автора существование. С этими знаниями может ознакомиться каждый желающий, дать им соответствующую оценку и использовать в процессе новых научных исследований[1].

Чтобы выяснить содержание финансового права как отрасли права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Специфика отношений, регулируемых нормами финансового права, состоит в том, что они складываются в особой сфере жизни общества - финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Предмету правового регулирования финансового права свойственны отличительные признаки, которые заключаются в том, что эти отношения имеют имущественный характер либо обусловлены имущественным характером; направлены на формирование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов; их участником и управляющим субъектом всегда является государство или муниципальное образование в лице его компетентных органов или должностных лиц; им присуща политическая компромиссность правового регулирования и изначальная конфликтность, вызванная противоречиями между частной и публичной формами собственности, частными и публичными интересами и др.

Финансовое право постоянно развивается и совершенствуется в соответствии с происходящими в государстве и обществе изменениями. В настоящее время особую актуальность приобретает финансовый контроль, возрастает значение процессуальной формы осуществления финансовой деятельности и др. Все это позволяет рассматривать предмет финансового права как систему однородных имущественных отношений, складывающихся между государством (муниципальным образованием) и иными субъектами по формированию, распределению и использованию государственных денежных фондов и осуществления финансового контроля.

К предмету финансового права можно отнести и ответственность за нарушения бюджетного и налогового законодательства, хотя по этому вопросу существуют различные точки зрения. Ряд авторов считают, что по правовой природе ответственность за нарушения бюджетного и налогового законодательства является к административной ответственностью.

Предмет финансового права классифицируют по различным основаниям. Во-первых, в зависимости от функций финансовой деятельности, к предмету финансового права относятся отношения, складывающиеся в ходе: формирования государственных или муниципальных денежных фондов; распределения государственных или муниципальных денежных фондов; использования государственных или муниципальных фондов; осуществления финансового контроля; эмиссии денег.

Во-вторых, в зависимости от институциональной принадлежности выделяются отношения: бюджетные; возникающие в процессе деятельности государственных или муниципальных внебюджетных фондов; по поводу образования государственных или муниципальных доходов; по поводу осуществления государственных или муниципальных расходов; складывающиеся в процессе финансовой деятельности организаций; налоговые; кредитные; обязательного страхования; по денежному обращению и расчетам; по валютному регулированию и валютному контролю.

В-третьих, по экономическому критерию финансовые отношения подразделяются на финансовые и нефинансовые.

Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов (например, отношения по бюджетному регулированию, распределению прибыли государственного унитарного предприятия, взиманию налогов, взысканию пени и штрафа за нарушение бюджетного и налогового законодательства и др.).

К нефинансовым относятся отношения, в которых нет движения денег, но эти отношения лежат в основе финансовых отношений и направлены на их возникновение, изменение или прекращение (например, установление налогов, утверждение бюджета субъекта РФ или сметы организации, надзор Центрального банка РФ за деятельностью кредитных организаций и др.). Такого рода отношения можно отнести к неимущественным, но связанным с имущественными отношениями финансовой деятельности.

В-четвертых, по субъектному составу различают финансовые отношения, складывающиеся между: Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями в лице компетентных государственных или муниципальных органов по поводу распределения финансовых ресурсов государства; финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, относительно выполнения финансовых обязательств перед государством или муниципальным образованием; государственными или муниципальными финансово-кредитными органами, а также между государственными или муниципальными финансово-кредитными органами и юридическими или физическими лицами в связи с образованием и распределением кредитных ресурсов, централизованных страховых взносов; государственными и муниципальными организациями, с одной стороны, и учредившими их государственными (муниципальными) органами, с другой стороны, относительно средств этих организаций.

Данная классификация общественных отношений говорит о том, что в предмет финансового права входят не все денежные отношения, а только те из них, которые опосредуют процессы формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в публичных интересах.

Наряду с финансовыми существуют денежные отношения, составляющие предметы правового регулирования иных отраслей права. Так, расчеты по договору купли-продажи между юридическими и физическими лицами, кредитование банками граждан и организаций относятся к отношениям, регулируемым нормами гражданского права, взыскание административных штрафов - к отношениям, регулируемым нормами административного права, выплата пенсий — к отношениям, регулируемым нормами права социального обеспечения.

Критерием выделения финансового права в самостоятельную отрасль российского права наряду с предметом финансового права служит метод правового регулирования, который является способом воздействия на общественные отношения, составляющие предмет финансового права. Специфика общественных отношений, образующих предмет финансового права, обусловила и особенности способов государственного воздействия на эти отношения.

Понятие «метод», являющееся одним из основополагающих в методологическом и мировоззренческом развитии современной науки, определяется как научная абстракция, фиксирующая совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы осуществления финансовой деятельности являются важным составляющим элементом финансового права, поскольку отражают качественную сторону финансовой деятельности и позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений.

Метод финансово-правового регулирования - это совокупность специфических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержанию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений.

При регулировании финансовых отношений, один и тот же правовой способ (прием) может применяться различными институтами финансового права. Но структура отраслевого метода властных предписаний всегда остается неизменной, а отдельные правовые приемы могут переходить от одного правового метода к другому, не разрушая их структуры.

Методом финансового права является не какая-то одна юридическая особенность, а это всегда совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия норм финансового права на регулируемые им отношения финансовой сферы.

Владельцем и распорядителем денежных фондов как публичной собственности является государство или муниципальное образование, вступающее в финансовые правоотношения через свои компетентные органы. Но выступают эти органы в финансово-правовом обороте либо в виде органов - носителей государственного суверенитета, либо в качестве органов - юридических лиц или бюджетных учреждений. Поэтому и методы финансово-правового воздействия на разных участников финансовых правоотношений различны: в первом случае проявляется императивность, во втором - относительная диспозитивность.

Среди общих методов, применяемых в финансовом праве, наиболее ярко выделяется императивный метод. Императивный метод воздействия на финансовые отношения представляет собой способ властных предписаний, сочетающий в себе позитивные обязывания и запреты в виде обязывающих норм и норм-запретов. Этот метод насквозь пронизывает финансовое право и является присущим всем его составным частям (институтам), но в отдельных институтах он имеет свои особенности.

Императивный (властный) характер финансовой деятельности государства присущ в силу того, что государство самостоятельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Волевой характер финансовой деятельности опосредован тем, что в процессе ее выполнения происходят осмысление, познание и оценка реальной действительности, принятие самых разнообразных решений. Субъекты финансового права осознают юридический смысл своей компетенции, полномочий, поставленных перед ними целей и задач, необходимость соблюдения финансовой дисциплины, применяют адекватные методы финансово-правового регулирования, познают меру ответственности за свои действия.

Преобладание в финансовом праве метода императивного регулирования, которому характерны властные предписания и запреты, объясняется публичной природой финансовых отношений и их значимостью для нормального функционирования государства. В урегулированных нормами финансового права общественных отношениях, как правило, присутствует известное подчинение воли управляемых субъектов единой управляющей воле, выразителем которой выступает Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования в лице их уполномоченных органов, наделенных властными полномочиями. Именно выражение финансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников финансовых отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов финансового права.

Императивный метод правового регулирования представляет собой не просто специфический способ воздействия на общественные отношения относительно государственного (муниципального) права собственности на централизованные и децентрализованные денежные фонды, а служит выразителем основных особенностей финансового права, отраженных в сфере имущественного регулирования.

В финансовом праве императивный метод правового регулирования не исключает возможность управляемого субъекта влиять на принятие решения управляющим субъектом. В условиях рыночной экономики стало возможным применение согласительных процедур, обсуждение принимаемых решений и использование договорных методов регулирования финансовых отношений. В Российской Федерации достаточно широко используется диспозитивный метод правового воздействия на финансовые отношения, хотя он более присущ частным отраслям права.

Проникновение диспозитивного метода правового воздействия в сферу финансовых отношений свидетельствует о сочетании и сбалансированности частных и публичных интересов. Диспозитивность в финансовом праве следует рассматривать в качестве альтернативной возможности выбора субъектами финансового права вариантов поведения в рамках, предусмотренных финансовым законодательством.

Диспозитивные начала проявляются и в межбюджетных отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, что свидетельствует о признании субъектов РФ равноправными участниками бюджетных отношений. Свидетельством диспозитивности финансовых отношений могут служить нормы БК РФ, допускающие возникновение публичных бюджетных правоотношений на основании юридических фактов, вытекающих из частных гражданских правоотношений.

Так, например, в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании п. 1 ст. 72 БК РФ установлена возможность распределения бюджетных денежных средств не только ранее известными методами финансирования и кредитования, но и посредством государственного (муниципального) заказа и государственных (муниципальных) закупок, представляющих собой договор, заключенный органами государственной власти или органами местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами. На основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, предоставляются бюджетный кредит или бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (п. 1 ст. 76, п.1 ст. 80 БК РФ).

Гражданско-правовые отношения в сфере страхования также могут вызывать к жизни публичные финансовые отношения. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»[2] государство выплачивает инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования. Компенсация предоставляется за счет средств федерального бюджета в размере 50 процентов от суммы страхового взноса. В рассмотренном примере гражданско-правовая сделка по страхованию выступает юридическим фактом, порождающим бюджетные правоотношения.

На договорной основе могут привлекаться кредитные организации для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе (п. 1 ст. 156 БК РФ). Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ позволяют говорить о том, что в финансовом праве применяется и метод согласования.

Внешнее юридическое выражение метод диспозитивности находит и в установлении государством рекомендательных финансово-правовых норм. В современных условиях способ рекомендаций приобретает новую актуальность и наиболее ярко показывает обусловленность финансовой деятельности федеративным устройством государства. Так, ежегодные законы о федеральном бюджете содержат определенные указания субъектам РФ, выполнять которые не обязательно, но в целях реализации единой финансовой политики — желательно.

В финансовом праве метод диспозитивности носит условный характер и его действие имеет определенные особенности, обусловленные в первую очередь приоритетом публичных интересов. Согласование каких-либо условий финансовой деятельности возможно только в случаях, прямо оговоренных финансовым законодательством. Во многих случаях применение метода согласования, выбора правил поведения предшествует принятию нормативного правового акта или заключению договора (соглашения), нормы которых становятся обязательными для субъектов финансового права. Последующее регулирование согласованных форм финансовой деятельности осуществляется императивным методом.

С помощью методов финансового права осуществляется реформирование взаимоотношений субъектов финансового права на основе совокупности или системы целенаправленных средств для дальнейшего развития финансовой деятельности в соответствии с государственным устройством и публичными потребностями общества.

Наличие обособленного предмета финансового права и соответствующих методов воздействия позволяет утверждать, что финансовое право представляет собой самостоятельную публично-правовую отрасль российского права, которая регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Посредством этой отрасли права государство воздействует на систему специфических однородных общественных отношений, возникающих относительно формирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, осуществления финансового контроля, денежной эмиссии и привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.

Таким образом, финансовое право - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность (систему) юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления публичных функций.

С помощью финансового права государство реализует свою экономическую функцию. Объективная необходимость регулирования финансовых отношений существует в любом обществе, поскольку таким образом государство на основе специфических императивных средств получает возможность влияния (воздействия) на формирование имущественных отношений путем прямого или косвенного вмешательства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.