Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, как органы финансовой деятельности




9.

По общей схеме гос.фин.система развитых зарубежных стран, как правило, включает в себя: гос.бюджет, специальные правительственные фонды, финансы местного самоуправления, финансы государственных предприятий. Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы, крупнейшим централизованным фондом и в каждой стране имеет свою специфику и национальные особенности. В США фед.бюджет состоит из двух частей: 1. Собственно правительственный бюджет (федеральные фонды) – (формируется в основном из налогов и таможенных пошлин, финансируются общенациональные программы: военные, экономические, внешнеэкономические, социальные) и 2. доверительные (траст) фонды – (носят целевой характер и в основном связаны с деятельностью отдельных видов государственной производственной инфраструктуры (федеральные автострады, аэропорты, гидроэлектростанции и т.п.). Доходная часть этих фондов формируется за счет эксплуатации гос. собственности и фондов соц. страхования, расходы идут на содержание гос. собственности и выплаты по соц.страхованию. Великобритании гос.бюджет также имеет две части: 1. обычный бюджет на 90% формируется из налогов и расходуется на текущие затраты страны, 2. Нац.фонд займов предст.собой бюджет капиталовложений. Во Франции центральный бюджет состоит из общего (гос.) бюджета и присоединенных бюджетов различных гос.организаций и спец.счетов казначейства. Общий бюджет по расходам делится на функциональный (текущие и капитальные расходы на содержание администр.служб, обслуживание гос.долга, капиталовложения, трансферты) и институционный (расходы на оборону, экономические, социальные и иные общегосударственные затраты). Присоединенные бюджеты введены для организаций, не имеющих статус ЮЛ, но осущ.торгово-промышленную деятельность и обладающие фин.самостоятельностью: почта, телеграф, телефон, национальная типография, монетный двор и т.п. Спец.счета казначейства (их около 20) - это различные фонды, например, инвестиционно-дорожный, нац.-спортивный, торговые счета казначейства. Спец.правительственные фонды как специальные фонды государства пред.собой совокупность ден.ресурсов целевого назначения. К таким фондам относятся различные автономные и присоединенные бюджеты, внеб.фонды, спец.сметы и счета, через которые государство мобилизует дополнительные доходы для финансирования конкретных мероприятий. По своему правовому положению и месту в фин.системе страны специальные фонды можно подразделить на три группы. 1. фонды, доходы и расходы которых включаются в государственный бюджет как составная, но обособленная его часть. В РФ по такой схеме образуются бюдж.целевые фонды. 2. фонды, обладающие финансово-правовой самостоятельностью. Они, как правило, формируются на основе закона парламентом, но обособлены от государственного бюджета и других звеньев финансовой системы. В России подобные фонды называются внебюджетными. 3. фонды, обладающие относительной самостоятельностью, поскольку создаются под выполнение социально-эк.или политических программ. Обычно это выделенные средства из госбюджета конкретному министерству, отвечающему за выполнение утвержденной программы. В зависимости от целевого назначения они могут быть экономические, научно-исследовательские, кредитные, социальные, страховые, военно-политические, межгосударственные. Экономические это чаще всего инвестиционные фонды или иные, предназначенные для регулирования хоз.деятельности. Например, в США функционирует фонд перестройки и развития экономики, формируемый за счет средств федерального бюджета. Во Франции действует с 1955 года фонд экономического и социального развития (ФЭСР), предназначенный для финансирования инвестиционных программ. Особенно развиты фонды социального страхования, формируемые за счет взносов работников (20-50%) и предпринимателей (20-50%), а также субсидий государства и прочих источников (20%). В США наиболее крупными являются три таких общенациональных фонда: фонд помощи нуждающимся, фонд страхования государственных служащих, фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца. В Германии имеются фонды пенсионного страхования, страхования по болезни, страхования по безработице и другие. Среди межгосударственных фондов наибольшее значение имеют Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и фонды ЕС. Финансы местного самоуправления включают в себя денежные фонды соответствующих административно-территориальных единиц. В США - это финансы штатов, округов (графств, приходов), городов, тауншипов, муниципалитетов. В Германии - земель, общин, городов. Во Франции департаментов, коммун и т.д. На их долю приходится значительная часть общих финансовых ресурсов: в США, Германии, Японии в пределах 50%; в Великобритании и Франции более 30%. Местные финансы включают в себя местные бюджеты, специальные местные фонды, фонды местных предприятий. В последние десятилетия объем местных бюджетов развитых зарубежных государств увеличился в 6-8 раз, а их доля в национальном доходе страны составляет в США, Великобритании - свыше 18%, в Японии и Германии - свыше 21%. В собственности (в ведении и управлении) местных органов самоуправления, главным образом, находятся коммунальные предприятия, местный транспорт, иные муниципальные предприятия. Финансы государственных предприятий охватывают денежные отношения, опосредствующие кругооборот основного и оборотного капитала, образование и использование прибыли, амортизационного, резервного и других фондов. Несмотря на широко проводимую в последние десятилетия приватизацию, гос.собственность в экономике большинства развитых зарубежных стран сохраняет солидные позиции, особенно в энергетике, военно-промышленном комплексе, атомной промышленности и других. Практика налогообложения гос.предприятий различна. В США они освобождены от налогов. В Германии освобождены частично. В Великобритании и Франции уплачивают на ряду с другими. По гос. предприятиям, находящимся на бюджетном финансировании (военные заводы, почта, телеграф, железные дороги и некоторые иные), в гос.бюджетах отражаются либо их валовые доходы и расходы, либо сальдо по данным доходам и расходам. С помощью налогов в заруб.странах формируется 80-90 % доходной части гос.бюджетов и соц.фондов. В целом налоговая структура примерно выглядит следующим образом: прямые налоги (на имущество и доходы) около 40 %, косвенные налоги (в цене товара) - около 30%, взносы в социальные фонды (социальный налог) - более 20%, другие - около 10%. Бюджет и налоги США. Бюдж.система США включает в себя федеральный бюджет, бюджеты штатов, местные бюджеты. Бюдж.год с 1 октября по 30 сентября. Через гос.бюджеты распределяется 25 % валового национального продукта страны. Бюджетные расходы на 60% финансируются из федерального бюджета и на 40% из бюджетов штатов и местных бюджетов. Федеральный бюджет по расходам на финансирование военных расходов составляет одну треть. Более 20% составляют расходы по социальному страхованию, 14% - на выплату процентов по государственному долгу, 12 % на обеспечение доходов бюджета и только 20 % на все другие текущие затраты (космос, экология, сельское хозяйство, образование, здравоохранение и т. д.) Таким образом, основные соц.расходы падают на региональные (штатов и местные) бюджеты. В конституциях всех 50 штатов установлено требование о сбалансированности бюджетов, то есть ни один штат не может планировать дефицит. Запрета на профицит нет. Это правило обычно распространяется и на местные бюджеты внутри штата. Фед.правительство не отвечает за покрытие дефицита, возникшего при исполнении бюджета штата, а законодательство США не требует, чтобы правительство стремилось к сбалансированному фед.бюджету. Начиная с 1987 года фед.правительственные трансферты на 99% направляются на поддержку конкретных программ (здравоохранение, охрану природы, образование и другие), а на финансовую помощь регионам идет всего лишь 1%. По закону США о налоговой реформе 1986 г. налогообложение было упрощено и сделано более равномерным. Для индивидуального налогообложения убрана максимальная ставка в 50% и установлены две ставки, вместо ранее существовавших 15 ставок, в размере 15% и 25 %. Для корпораций максимальная ставка в 46 % снижена до 34 %, а минимальная с 20% до 15 %. Первые 50 тысяч долларов США с прибыли корпораций облагаются по ставке 15%, следующие 25 тысяч долларов прибыли - по ставке 25 % и свыше 75 тысяч долларов по максимальной ставке 34 %. По высшей ставке облагается 85 % всех доходов корпораций, а низшая ставка предназначена в основном для мелкого бизнеса. В США наиболее развитая кредитная система, включающая в себя всю совокупность гос.и частных кредитных институтов. Ее основным гос.-монополистическим компонентом является Фед.резервная система (ФРС), выполняющая функции ЦБ США. Структурно ФРС состоит из Совета управляющих, 12 федеральных резервных банков и около 6 тысяч банков членов. В структуру ФРС входят также два ее органа, созданные конгрессом, - Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и Федеральный консультативный совет. Вся территория США разделена на 12 федеральных резервных округов, в каждом из которых имеется фед.резервный банк, выполняющий функции ЦБ. Фед.резервные банки осущ.банкнотную эмиссию, кассовое обслуживание фед.бюджета, операции с правительственными ц.бумагами и ряд административно-надзорных функций.

 

10. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: понятие, виды.

Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

1) органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:

а) Президент РФ - подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;

б) законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) - рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;

в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:

а) Министерство финансов РФ. Основная задача - выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

б) Федеральное казначейство РФ. Задачи:

- организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление средствами на счетах Казначейства;

- регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

- управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

в) Министерство РФ по налогам и сборам. Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности:

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;

- участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

- осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов;

г) Банк России. Основные цели:

- разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

 

 

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. В ней участвуют и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы, регулирование финансовых отношений. Однако в силу различия задач и правового положения тех или иных государственных и местных органов масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы.

Представительные (законодательные) органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также муниципальных образований. При этом к полномочиям представительных органов относится прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов.

Согласно принципу разделения властей прерогативой представительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.