КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности финансов 2 страница
федеральная часть ГФЗ - отчислений из фондов занятости республик, автономной обла-сти, округов, краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург в части обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан; а также: - ассигнований из городских и районных бюджетов; республиканских, краевых, областных бюджетов, республиканского бюджета РФ; - доходов от размещения средств фондов занятости на депозитных счетах в учреждениях ЦБ РФ; - доходов от кредитных вложений: на договорных началах под гарантию сохранения и создания рабочих мест; подготовку и переподготовку кадров, безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством; - дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящий фондов; - добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений и граждан и др.
Средства ГФЗ населения направляются на: мероприятия по профориентации, профессио-нальной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций материальных затрат безработным гражданам в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного, находя-щимся на его иждивении; возмещение затрат ПФР в связи с назначением досрочной пен-сии безработным; мероприятия по созданию, сохранению дополнительных, новых и спе-циализированных рабочих мест; расходы по анализу рынка труда; создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы и разработку и программного обеспечения; научно-исследовательские работы по вопросам занятости; организацию международного сотрудничества по данным вопросам и др. Средства, поступающие в фонд занятости в виде доходов от финансово-хозяйственной деятельности и других поступлений, направляются в полном объеме на социальную защиту населения от безработицы и налогообложению не подлежат.
Фонды социального и медицинского страхования Фонд социального страхования РФ (ФСС) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального стра-хования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств со-циального страхования в 1992 г и является самостоятельным государственным финансо-во-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществ-ляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Средства фонда образуются за счет: - страховых взносов работодателей; - страховых взно-сов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; - доходов от инвестирования средств фонда в государственные ценные бумаги и банковские вклады; - добровольных взносов физических и юридических лиц; - ассигнований из республиканского бюджета РФ, прочих доходов. Средства фонда направляются на: - выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рож-дении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение; - санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования (частичное содержание санатори-ев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечеб-ное питание, оплата проезда к месту лечения, отдыха и др.); - создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях; - проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда; - обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда; - осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) создан в 1991 г и предназна-чен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государствен-ной системы обязательного медицинского страхования. Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются: - обеспечение реализации Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании граж-дан в РФ»; - обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан; - достижение социальной справедливости и равенства граждан; - участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики; - обеспечение ее финансовой устойчивости. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: - осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фондов по обес-печению финансирования программ обязательного медицинского страхования; - проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; - совместно с органами исполнительной власти принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования; - вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе; - участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования; - осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств системы; - аккумулирует финансовые средства Федерального фонда и осуществляет финансово-кредитную деятельность. Территориальные фонды осуществляют следующие основные функции: - аккумулируют финансовые средства территориальных фондов; - осуществляют финансирование обязательного медицинского страхования; - проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; - выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования; - предоставляют кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств; - накапливают финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования; - осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств; - предоставляют Федеральному фонду информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и др.
Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансовой системы. Связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции, создании национа-льного дохода и распределения его при посредстве финансовой системы.
Кредит выражается в привлечении и аккумуляции в кредитные ресурсы свободных средств государства, юридических и физических лиц, предоставляемых на принципе возв-ратности.
Государственный кредит - отношения по временному использованию денежных средств (юридических и физических лиц) государством, выступающим в данном случае в качестве заемщика. В результате образуется внутренний долг. Заимствование осуществляется в форме государственного займа, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в сберегательные банки в качестве источника кредитных ресурсов.
Банковский кредит - отношения по образованию в распоряжении банков денежных фон-дов (кредитных ресурсов) в результате использования хранящихся на их счетах временно свободных средств и предоставлению этих ресурсов на началах возмездности и возвратно-сти юридическим и физическим лицам на производственные, социальные нужды.
В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Государственный (муници-пальный) кредит как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно она несет в себе черты обеих категорий. Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использо-вание средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как (а) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов (б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов. Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых ка-тегорий. Прежде всего они носят, как правило, добровольный характер (в истории госу-дарств, в том числе СССР, известны случаи и принудительного размещения государствен-ных займов). Далее, для государственного и муниципального кредитов характерными признаками являются возвратность и платность. В классических формах финансов движе-ние финансовых ресурсов происходит в одном направлении. В то же время государствен-ный и муниципальный кредиты существенно отличаются от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкрет-ные ценности, то при государственном и муниципальном займах таким обеспечением выс-тупает все имущество, находящееся в собственности того или иного уровня власти (феде-ральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности). Кроме того, федеральные заимствования не имеют конкретного целевого характера. Госу-дарственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов РФ, органов МСУ, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предос-тавления кредита или гарантии. Государственные и муниципальные займы — это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъектов РФ, муници-пальных образований как заемщиков или гарантов. Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных инсти-тутов и у иностранных государств. В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федера-льного бюджета и бюджетов субъектов РФ. Предоставление государственных кредитов рег-ламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: (а) бюджетные учреждения; (б) государственные и муниципальные унитарные предприятия; (в) российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями; (г) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов. Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государст-венного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды. Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на воз-вратной, безвозмездной или возмездной основах, на срок не более шести месяцев в пре-делах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило,предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов
Финансовая деятельность государства — это деятельность по формированию, распределе-нию и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обес-печивающих функционирование государства на каждом этапе его развития. Финансовая деятельность как особый вид государственной деятельности прежде всего направлена на создание, распределение и использование фондов денежных средств, находящихся на пра-ве собственности у государства. Финансовая деятельность государства – это осуществле-ние им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денеж-ных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Финансовая деятельность — это обязательно плановая деятельность, поскольку постоян-ное изыскание государством дополнительных средств для пополнения доходов с одновре-менной корректировкой расходов может дать положительный результат только при чет-ком планировании. Например, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы госу-дарства уже начинают планировать финансовую деятельность на следующий год. Конеч-ной целью финансового планирования является достижение баланса по каждому денежно-му фонду.
Схема 1.
Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и пере-распределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности. Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходи-мость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является вторым условием существования финансовой деятельности (см. схему 1). Финансовой деятельности свойственны организационно-правовые особенности: 1) финансовую деятельность осуществляют органы государства всех трех ветвей власти— законодательной, исполнительной и судебной — в пределах имеющихся у них полномо-чий; 2) финансовая деятельность носит межотраслевой характер, т.е. охватывает все сферы экономики. Так, осуществление финансовой деятельности в какой-либо одной отрасли экономики практически невозможно, поскольку она тесно связана с другими отраслями (например, финансируя сельское хозяйство, государство вынуждено направлять денежные средства и на развитие машиностроения, химической промышленности и др.); 3) финансовая деятельность является предметом ведения как Российской Федерации, так и субъектов РФ и местного самоуправления. Предметом ведения РФ являются установле-ние основ бюджетной, налоговой, кредитной, валютной политики, а также федеральные банки и денежная эмиссия. В предмет ведения субъектов РФ и МСУ входят принятие и исполнение собственных бюджетов, создание региональных и местных внебюджетных фондов и др. В тоже время финансовая деятельность в определенных направлениях явля-ется предметом совместного ведения РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, в частности в сфере финансирования определенных видов расходов.
В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи: 1. В соответствии с федеральным бюджетом - финансовым планом обеспечить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства. 2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства. 3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов (см. схему 2).
Финансовая деятельность государства напрямую зависит от целого ряда факторов. К та-ким факторам следует отнести:
1) задачи государства на определенном этапе. Государство может ставить на конкретный период задачи по развитию и совершенствованию различных сфер деятельности (тяжелой индустрии, науки, образования ит.п.) и в соответствии с ними осуществлять финансовую деятельность; 2) состояние экономики, которое позволяет осуществить финансовую деятельность в той или иной степени и успешно решить поставленные задачи. Одновременно и финансовая деятельность может ускорять или сдерживать экономическое развитие; 3) объем финансовых ресурсов. Государство основывает свою финансовую деятельность на реальных возможностях и реальных ресурсах, находящихся в его распоряжении, а так-же на привлеченных средствах; 4) уровень собираемости налогов. Так как налоги формируют значительную часть дохо-дов бюджета, государство в своей финансовой деятельности исходит из объемов налого-вых поступлений. В то же время снижение уровня налоговых поступлений за счет предос-тавления льгот или кредитов (в первую очередь для расширения производства, его реконс-трукции, техническогоперевооружения) также влияет на масштабы финансовой деятель-ности; 5) внешнеэкономический фактор. В значительной степени его влияние сказывается на внешнеэкономической деятельности, однако и внутри государства этот фактор может повлиять на экономические процессы и финансовую деятельность. Так, в Российской Фе-дерации такой внешнеэкономический фактор, как цена на нефть на мировом рынке, имеет исключительное значение для формирования доходов бюджета. Существуют и другие факторы, влияющие на финансовую деятельность государства.
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и раз-нообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государствен-ных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управле-ния РФ и субъектов РФ (министерства, службы и агентства.) в рамках отнесенных к их компетенции.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |