КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Позиционные изменения звуков. Позиционные изменения согласных
Позиционные изменения, происходящие со звуками в потоке речи (в пределах одной морфемы), связаны с воздействием звуков друг на друга, а также с общими условиями произношения: положением в абсолютном начале / конце слова, в ударном / безударном слоге и т.п. Позиционные изменения гласных связаны прежде всего с положением в ударном / конкретном предударном или заударном слоге, в абсолютном начале или конце слова (см. редуцированные гласные), а также с влиянием мягких согласных: гласные приспосабливаются к артикуляции мягких согласных и при произношении сдвигаются вперед и вверх либо в начальной фазе своего образования (если мягкий согл. предшествует гласному), либо в конечной стадии (мягкий согл. стоит после гласного), либо в целом (гласный окружен мягкими согласными). Позиционные изменения согласных в потоке речи могут касаться любого из признаков: глухости / звонкости, твердости / мягкости, места и способа образования. Сильные позиции для глухости / звонкости (т.е. такие, где данный признак остается самостоятельным, ни от чего не зависящим и служащим для различения слов и морфем): 1) перед гласными: там – дам; 2) перед сонорными: слой – злой; 3) перед [в], [в’]: сверь – зверь. Слабые позиции для глухости / звонкости (т.е. такие, где данный признак несамостоятелен, зависит от положения в слове или фонетического окружения): 1) на конце слова звонкие шумные оглушаются: снег, дуб; 2) перед согласными (кроме сонорных и [в], [в’]): - оглушение звонких шумных перед глухими (лодка, ложка); - озвончение глухих шумных перед звонкими (молотьба, просьба). Артикуляционное уподобление звуков одной природы, т.е. двух гласных или двух согласных, называется ассимиляцией (от лат. assimilatio – «уподобление»). В некоторых случаях в результате ассимиляции могут возникать долгие согласные (сзади, отдать). В любом случае направление воздействия одно – от последующего звука к предшествующему. Такой вид ассимиляции называется регрессивной ассимиляцией. (Прогрессивная ассимиляция крайне редка: наблюдается, например, в диалектном произношении слов типа «Ванька» [ван'к'а], но это не соответствует современным орфоэпическим нормам.) Сильные позиции для твердости / мягкости согласных: 1) перед гласными, включая [э]: лук – люк, нос – нёс, пастель – постель (мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, твердые – в заимствованных); 2) на конце слова: кон – конь; 3) перед заднеязычными согласными (у переднеязычных): банка – банька, горка – горько; 4) перед губными согласными (у переднеязычных): изба – резьба; 5) у звуков [л], [л’] независимо от их положения: волна – вольна. Слабые позиции – все остальные. Ассимиляция по твердости, например, наблюдается в случае соединения мягкого зубного с твердым зубным (конь – конский, искл.: июньский). Ассимиляция по мягкости осуществляется непоследовательно и соблюд а ется не всеми говорящими (дверь - [д], [д’], съем - [с], [с’]). Не знает отступлений лишь замена [н] на [н’] перед [ч'], [ш’] (барабанчик, барабанщик). Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга (т.е. нет сильных позиций). Ассимиляции по месту образования подвергаются зубные щелевые, которые заменяются на передненебные перед передненебными шумными (сшить, с чемпионатом, отсчитать); Ассимиляции по способу образования подвергаются взрывные согласные, которые чередуются с аффрикатами перед щелевыми и аффрикатами того же места образования (отсыпать, отцепить). Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Обратное ассимиляции явление, или диссимиляция (от лат. dissimilatio – «расподобление»), заключается в утрате звуками общих фонетических признаков. Подобные изменения характерны для диалектов и просторечия, в литературном языке они связаны с ограниченным кругом примеров: легкий, мягкий ([х'к’]) – диссимиляция по способу образования + по глухости и мягкости. Помимо описанных явлений в русской речи может фиксироваться упрощение групп согласных (в ряде звуковых сочетаний при соединении трех согласных один выпадает): уездный, местный, сердце.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 10486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |