Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Cодержание теоретической части учебной дисциплины




ФОНЕТИКА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Фонетика

«Фонетика» - дисциплина, открывающая курс «Современный русский язык», поэтому ее чтение предваряется информацией о задачах курса и его структуре, обусловленной иерархией языковых единиц. Главная цель дисциплины – изучение звуковой стороны языка как системы сегментных (звук, слог, фонетическое слово, синтагма, фраза) и суперсегментных (ударение, интонация) единиц. Рассматриваются материальная и лингвистическая природа этих явлений, их взаимосвязь в потоке речи. Основное внимание традиционно уделено звукам речи: анализируются их акустико-артикуляционная природа, законы сочетания и изменения. Учение о фонеме (в трактовке ЛФЩ и МФШ) как функциональном звукотипе занимает в дисциплине центральное место.

Основные вопросы смежных наук – орфоэпии, графики и орфографии, представлены как производные изучения звуковой стороны языка.

Главными практическими целями «Фонетики» являются умение проводить фонетический анализ слова (школьный и вузовский подходы), транскрибировать образцовую литературную речь и корректировать собственное произношение.

Темы занятий Кол-во часов
Лекц. Практ. Всего
1. Введение в курс и предмет      
2. Три аспекта изучения звуков речи      
3. Ударный и безударный вокализм      
4. Консонантизм      
5. Фонема. Позиционные чередования и комбинационные изменения фонем      
6. Слог и слогоделение      
7. Ударение и интонация      
8. Орфоэпия      
9. Графика и орфография      
10. Изучение фонетики в школе      
ВСЕГО:      

1. Введение в курс и предмет. Лингвистика. Цели и задачи науки о языке. Место лингвистики в системе других наук. Уровни языка, их специфика. Разделы лингвистики, исследующие уровни языка. Язык и речь.

Фонетика как наука о звуковой стороне языка. Основные разделы: общая фонетика, описательная фонетика, сопоставительная фонетика, историческая фонетика. Место фонетики в системе лингвистических дисциплин.

Понятие речевого потока. Сегментные (звук, слог, фонетическое слово, синтагма, фраза) и суперсегментные (ударение, интонация) единицы.

2. Три аспекта изучения звуков речи. Анатомо-физиологический аспект. Устройство речевого аппарата: диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, голосовые связки, надгортанник, глотка, носоглотка, зев, мягкое небо, альвеолы, язык, губы, носовая полость. Активные и пассивные органы речи.

Акустический (физический) аспект. Звук как колебательные движения упругой среды. Качественные характеристики звуков: высота, сила, тембр. Поняти6е резонанса. Полости рта, носа и глотки как резонаторы. Количественная характеристика звуков речи – длительность звучания. Фонетическая и фонематическая длительность.

Лингвистический (функциональный) аспект. Звук и фонема. Словоразличительная и смыслоразличительная функции фонемы. Фонема и ее оттенки.

3. Ударный и безударный вокализм. Общие фонетические условия образования гласных. Особенности артикуляции гласных. Признаки, лежащие в основе артикуляционной классификации гласных. Система гласных фонем русского языка. Вопрос о фонематической самостоятельности ‹ы›. Две точки зрения на проблему.

Закономерности существования оттенков ударных гласных. Дифтонгоидность, позиции tat, tat′, t′at, t′at′. Назализация. Влияние согласных, различающихся по месту и способу образования.

Безударный вокализм. Понятие редукции. Редукция по подъему и по ряду. Закономерности существования оттенков безударных гласных. Система ударных и безударных оттенков русских гласных.

4. Консонантизм. Общие фонетические условия образования согласных. Дифференциальные признаки согласных: конститутивные, коррелятивные и относительные. Место и способ образования как конститутивные признаки согласных. Звонкость-глухость и твердость-мягкость как коррелятивные признаки согласных. Шумность и сонорность как относительные признаки согласных.

Артикуляторная характеристика русских согласных. Классификация по 5 признакам. Система согласных фонем русского языка. Фонематическая самостоятельность ‹г′›, ‹к′›, ‹х′›. Фонемы ‹ш′› и ‹ж′›. отличительные признаки фонемы ‹j›.

5. Фонема. Позиционные чередования и комбинаторные изменения фонем. Фонема как мельчайшая звуковая единица, потенциально связанная со значением. Фонема как независимая единица в системе фонетических противопоставлений. Неделимость фонемы. И.А. Бодуэн де Куртенэ какосновоположник учения о фонеме. Ленинградская и Московская школы (ЛФШ и МФШ).

Понятие чередования фонем. Позиционные и исторические чередования. Аллофоны и алломорфы. Позиционные чередования гласных и согласных. Изучение проблемы позиционных чередований в работах И.А.Бодуэна де Куртенэ, Л.В.Щербы, Р., Г.О.Винокура и др.

Понятие комбинаторных изменений гласных и согласных: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, метатеза, элизия, стяжение, диэреза, развитие новых звуков в группах звуков.

Ассимиляция прогрессивная и регрессивная, полна и частичная. Ассимиляция по способу артикуляции, по месту образования, по работе голосовых связок, по работе средней части спинки языка.

Фонетические явления на стыке слов.

6. Слог и слогоделение. Слог как фонетическая единица. Различные теории слога: экспираторная, сонорная (Р.И.Аванесов), теория мускульного напряжения (Л.В.Щерба).

слогораздел и типы слогов в русском языке. Причины, обусловливающие сложность слогоделения. Колебания в слоговых границах. Слогоделение и перенос слов. Слогоделение на стыке слов.

7. Ударение и интонация. Словесное ударение. Фонетическая природа словесного ударения. Место ударения. Русское ударение как качественное, количественное и силовое. Ударение свободное и связанное. Ударение подвижное и неподвижное. Безударные и слабоударяемые слова.

Синтагматическое ударение, его место и роль в создании общего ритмического рисунка синтагмы. Выделительное (логическое) ударение как смысловое выделение. Фонетическая характеристика выделительного ударения. Эмфатическое (эмоциональное) ударение. Тембр и мелодика как основные способы выражения эмфатического ударения.

Понятие интонации. Функции интонации. Средства организации звучащей речи: мелодика (движение основного тона голоса), паузы, темп речи, тембр речи. Основные интонационные конструкции русского языка.

8. Орфоэпия. Понятие орфоэпии и ее практическое значение. Развитие норм русского литературного произношения. Единство русского литературного произношения. Варианты норм. Стили произношения.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произношение безударных гласных. Произношение согласных и их сочетаний. Произношение звуков в некоторых грамматических формах. Произношение иноязычных слов. Произношение имен и отчеств. Основные тенденции в развитии русского литературного произношения.

9. Графика и орфография. Понятие графики. Соотношение между буквами (графемами) и звуками (фонемами). Слоговой принцип русской графики. Двузначные и однозначные буквы. Разновидности букв по количеству обозначаемых ими звуков. Ограничения в применении слогового принципа русской графики. Отступления от слогового принципа русской графики.

Понятие орфографии и ее важнейшие разделы. Морфологический принцип как ведущий принцип русского правописания. Нарушения и ограничения морфологического принципа. Фонетический и традиционный принципы. Типы написаний в их соотношении с произношением.

10. Изучение фонетики в школе. Место фонетики в школьном куррикулуме по русскому языку. Выработка основных знаний, умений и навыков. Роль фонетики в предупреждении орфографических ошибок. Вопросы орфоэпии. Звукопись как средство выразительности речи.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.