КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Cодержание практической части учебной дисциплины
Три аспекта изучения звуков речи 1. Анатомо-физиологический (биологический) аспект. Органы речи и их функции. Активные и пассивные органы. 2. Акустический (физический) аспект. Качественные (высота, сила, тембр) и количественные (фонетическая и фонематическая длительность) характеристики звуков. Понятие резонатора. 3. Лингвистический (функциональный аспект). Учение И.А.Бодуэна де Куртенэ о фонеме: этимолого-морфологический и психологический взгляды на проблему. Понятие о звуке речи, звуке языка и звуковом типе (фонеме) в современной фонетике. 4. Экспериментальная фонетика. Методы экспериментальных исследований. Литература 1. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. - Л., 1960. 2. Матусевич М.И., Любимова Н.А. Альбом артикуляций звуков русского языка. - М., 1963. 3. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. - Л., 1963. 4. Щерба Л.В. Фонетика французского языка: Очерк французского произношения в сравнении с русским. - М., 1963.
Ударный и безударный вокализм 1. Общие фонетические условия образования гласных. Система русских гласных. 2. Вопрос о фонематической самостоятельности ‹ы›. 3. Закономерности существования оттенков русских гласных (сильная позиция). 4. Безударный вокализм. Понятие редукции. Редукция по подъему и ряду. Литература 1. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Система фонем русского языка (Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии). - М., 1970. 2. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. - М., 1956. 3. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М.,1977. 4. Златоусова Л.В. Фонетические единицы русской речи. - М., 1981. Консонантизм 1. Общие фонетические условия образования согласных. 2. Классификация согласных по участию голоса и шума. 3. Классификация согласных по месту образования. 4. Классификация согласных по способу образования. 5. Классификация согласных по наличию-отсутствию палатализации. 6. Классификация согласных по наличию-отсутствию носового оттенка. 7. Система согласных фонем русского языка. Литература 1. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Система фонем русского языка (Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии). - М., 1970. 2. Бондарко Л.В. звуковой строй современного русского языка. - М., 1977. 3. Златоусова Л.В. Фонетические единицы русской речи. - М., 1981. 4. Скалозуб Л.Г. Палатограммы и рентгенограммы согласных фонем русского литературного языка. - Киев, 1963.
Фонема. Позиционные чередования и комбинаторские изменения фонем 1. Фонема как мельчайшая звуковая единица, ее основные характеристики. ЛФШ и МФШ. 2. Фонемный состав русского языка. Спорные вопросы, касающиеся состава и количества фонем русского языка. 3. Понятие позиции. Сильные и слабые позиции. Условия позиционных чередований гласных и согласных. 4. Комбинаторские изменения фонем. Ассимиляция и аккомодация как основные виды комбинаторных изменений. Литература 1. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Система фонем русского языка (Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии). - М., 1970. 2. Бернштейн С.Б. К вопросу о чередованиях. //Советское славяноведение, 1965. - №5. 3. Бодуэн де Куртенэ И.А. Опыт теории фонетических альтернаций (Гл.1. Определение альтернации и альтернантов). //Избранные труды по общему языкознанию. - Т.1. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. 4. Винокур Г.О. Чередование звуков и смежные явления в современном русском литературном языке. //Доклады и сообщения филологического факультета МГУ, 1947. - Вып.2. 5. Гвоздев А.Н. О звуковом составе морфем //Вопросы языкознания, 1960. - №3. 6. Реформатский А.А. О соотношении фонетики и грамматики (морфологии). Вопросы грамматического строя. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. Слог и слогоделение 1. Понятие слога. Современные теории слога. 2. Слогораздел и типы слогов в русском языке. Колебания в слоговых границах. 3. Слогоделение и перенос слов. Литература 1. Аванесов Р.И. О слогоразделе и строении слога в русском языке //Вопросы языкознания, 1954. - №6. 2. Бондаренко Л.В. Структура слога и характеристики фонем. //Вопросы языкознания, 1967. - №1. 3. Щерба Л.В. Фонетика французского языка. - М., 1963. Ударение и интонация 1. Фонетическая природа словесного ударения. Безударные и слабоударяемые слова. 2. Синтагматическое, логическое и эмфатическое ударение. Фонетические особенности и функции. 3. Интонация как суперсегментная фонетическая единица. Особенности и функции. 4. Основные интонационные конструкции русского языка. Литература 1. Аванесов Р.И. Ударение в современном русском литературном языке. //Русская литературная и диалектная фонетика. - М., 1974. 2. Брызгунова Е.А. Основные типы интонационных конструкций и их употребление в русском языке. //Русский язык за рубежом, 1973, №1,2. 3. Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. - М., 1963. 4. Златоустова Л.В. Типы эмфатического ударения в русском литературном языке. //Ученые записки Казан. Университета, 1957, т. 117, кн.2. 5. Курилович Е. Система русского ударения. //Очерки по лингвистике. - М., 1962. Орфоэпия 1. Нормы произношения и фонетическая система русского языка. 2. Основные орфоэпические правила современного русского литературного языка. 3. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И.Аванесова (М., 1987). Анализ содержания и практическое значение. Литература 1. Аванесов Р.И. Вопросы русского сценического произношения. //Культура речи на сцене и на экране. - М., 1976. 2. Гловинская М.Я. Вариантность произношения заимствованных слов в современном русском языке. //Социально-лингвистические исследования. - М., 1976. 3. Крысин Л.Н. К социальным различиям в использовании языковых вариантов. //Вопросы языкознания, 1973.-№3. 4. Кузьмина С.М. Вариативность произношения групп согласных. //Социально-лингвистические исследования. - М., 1976. Изучение фонетики в школе 1. Цель, задачи, содержание и объем изучения фонетики в школе. Особенности программы для лицеев гуманитарного профиля. 2. Формы и методы изучения фонетики в школе. Литература 1. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо. Факультативный курс. Пособие для учащихся. - М., 1974. 2. Волина В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург, 1996. 3. Ладыженская Т.А. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М., 1999. 4. Программа для средних школ, гимназий и лицеев. - Кишинев, 1994. 5. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. М.М.Разумовской. - М., 1999.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |