КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практические занятия № 4, 5
Упр. 5. Охарактеризуйте гласные фонемы в приведенных ниже словах. Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными. Практическое занятие № 3 Ш'] - обозначение буквы Щ.
Упр. 2 Затранскрибируйте текст (фонетически)
Дни проходили в ожидании. Шли теплые тихие дожди.
Шевченко не спал по ночам, лёжа в своей беседке. Он
много думал о будущем и мечтал после возвращения
из ссылки заняться гравюрой.
Упр. 3 Затранскрибируйте текст фонетически, укажите позиционные изменения гласных в корнях выделенных слов. Определите причины этих изменений, подбирая необходимые для объяснения словоформы. Казалось, что деревья росли и, разрывая ткани теней,
одевавшие их, становились зеленее и свежее. Это
казалось потому, что свет луны уже померк, и в воз-
духе повеяло острой свежестью весеннего утра. Запах
цветов все усиливался, и утренняя роса.
ФОНЕМА. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОНЕМ Теоретические вопросы 1. Понятие фонемы. 2. Гласные и согласные фонемы, их акустические и артикуляционные различия. 1. Классификация согласных фонем. 2. Классификация гласных фонем.
Понятийный аппарат Звук речи. Звук языка. Фонема. Артикуляция. Артикуляционная характеристика фонем. Гласные фонемы. Согласные фонемы.
Упр. 4. Определите количество и соотношение букв и фонем в словах.
Семь, бровь, пятый, пьяный, мёд, чёрный, парчовый, дощатый.
Атом, вьюн, глаз, грязь, еж, ель, жизнь, клад, ключ, плуг, поэт, ряд, сук, сыр, цирк, черный, чохом (наречие) шелк, шест, шип.
Упр. 6. Определите сильные и слабые позиции гласных фонем в словах. Сгруппируйте слова с одинаковыми гласными в сильной позиции. Укажите, где гласный выступает в основном виде, а где — в неосновном. Впустую, имя, низкий, ножницы, объявление, остановка, патрубок, порядок, правда, предложение, пылесос, синева, союз, судак, сын, тюфяк, улица, цех, чертик, шепот, шорох; эпоха.
Упр. 7. В следующих предложениях выделите все согласные. 1. Одного способа образования: Вода наконец-то поднялась, собрала и подчистила лед по берегам, затопила ложки и луговину.(Астафьев).
2. Одного места образования: В яркие ночи, когда по небу хлещет сплошной звездопад, я люблю бывать один, в лесу, смотрю, как звезды вспыхивают, кроят, высвечивают небо и улетают куда-то (Астафьев).
3. Тождественные по работе голосовых связок: Солома прогорела. Веточки акаций лежали горсткой раскаленных гвоздиков, и от них шел сухой струйный жар (Астафьев).
4. Тождественные по дополнительной артикуляции средней части спинки языка: Ветер вовсе утих. Снег не кружило. На небе с одной стороны объявилась луна (Астафьев).
ПОЗИЦИОННЫЕ (ФОНЕТИЧЕСКИЕ) И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ Теоретические вопросы 1. Звук и фонема. 2. Сильные и слабые позиции фонем. 3. Сильные и слабые позиции гласных. 4. Сильные и слабые позиции согласных 5. Основные фонетические законы: 6. Позиционные (фонетические) чередования гласных. 7. Позиционные (фонетические) чередования согласных. 8. Исторические чередования гласных и согласных. Понятийный аппарат Звук. Фонема. Сильная позиция. Слабая позиция. Позиционное (фонетическое) чередование. Историческое чередование. Редукция. Ассимиляция. Диссимиляция. Аккомодация. Палатализация.
Упр. 8. Продолжите соотношения: [б] так относится к [м], как…; [б] так относится х [б'], как..., [б] так относится к [п], как...; [б] так относится к [д], как...; [в] так относится к [з] и [ж], как...; [к] так относится к [х], как....
Упр. 9. Определите позиции гласных в следующих словах. Молоко, железо, становление, преобразование, чудотворный, померкнуть.
Упр. 10. Определите позиции согласных в следующих словах (по звонкости/глухости, мягкости/твёрдости, месту и способу образования). Звать, излом, князь, подвиг, расход,,, снять, снежинка, храбрец, сшить.
Упр. 11. Затранскрибируйте приведенные ниже пары слов. Отметьте позиционные (фонетические) чередования гласных в приведенных ниже словах. Одинаковы ли причины, вызвавшие чередования гласных? Разграничьте чередования гласных звуков и фонем. Игла — с иглой, икать — разыкаться, клен — кленовый, коза — козы, пар — паровоз, свет — светает — светлячок, смех — смешно, стол — столовый — столоваться, тряс — трясу, цвет — цветы, шест — шесты.
Упр. 12. Затранскрибируйте приведенные ниже группы слов. Отметьте фонетические чередования согласных в разных частях приведенных ниже слов. Назовите, какие фонетические законы лежат в основе этих чередований. Дубы – дуб – на дубе, Зуб – зубки – о зубе глаз – глаза – о глазе, угол – угольник, разбить—расписать, снял – сгорел, сон – во сне, рассыпал – расшил, мама – к маме.
Упр. 13. Укажите исторические чередования в следующих парах слов. Вытопить – вытапливать, размолоть – размалывать, успокоить – успокаивать, сон – сна, снег – снежок, город – горожане – градостроитель, звук – звучать, стерегу – стеречь.
Упр. 14. Разграничьте фонетические и исторические чередования гласных и согласных. Писать – пишу, день – дня, кормить – кормлю – корм, закончить – заканчивать, зелёный – зелень, пять – пятёрка, учёт – учитывать, чередовать – черёд, мягкий – мягок, несу – нёс, предложить – предлагать
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |