Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические занятия № 4, 5




Упр. 5. Охарактеризуйте гласные фонемы в приведенных ниже словах. Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными.

Практическое занятие № 3

Ш'] - обозначение буквы Щ.

 

Упр. 2 Затранскрибируйте текст (фонетически)

 

Дни проходили в ожидании. Шли теплые тихие дожди.

 

Шевченко не спал по ночам, лёжа в своей беседке. Он

 

много думал о будущем и мечтал после возвращения

 

из ссылки заняться гравюрой.

 

 

Упр. 3 Затранскрибируйте текст фонетически, укажите позиционные изменения гласных в корнях выделенных слов. Определите причины этих изменений, подбирая необходимые для объяснения словоформы.

Казалось, что деревья росли и, разрывая ткани теней,

 

одевавшие их, становились зеленее и свежее. Это

 

казалось потому, что свет луны уже померк, и в воз-

 

духе повеяло острой свежестью весеннего утра. Запах

 

цветов все усиливался, и утренняя роса.

 

 

ФОНЕМА. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОНЕМ

Теоретические вопросы

1. Понятие фонемы.

2. Гласные и согласные фонемы, их акустические и артикуляционные различия.

1. Классификация согласных фонем.

2. Классификация гласных фонем.

 

Понятийный аппарат

Звук речи. Звук языка. Фонема. Артикуляция. Артикуляционная характеристика фонем. Гласные фонемы. Согласные фонемы.

 

Упр. 4. Определите количество и соотношение букв и фонем в словах.

 

Семь, бровь, пятый, пьяный, мёд, чёрный, парчовый, дощатый.

 

Атом, вьюн, глаз, грязь, еж, ель, жизнь, клад, ключ, плуг, поэт, ряд, сук, сыр, цирк, черный, чохом (наречие) шелк, шест, шип.

 

Упр. 6. Определите сильные и слабые позиции гласных фонем в словах. Сгруппируйте слова с одинаковыми гласными в сильной позиции. Укажите, где гласный выступает в основном виде, а где — в неосновном.

Впустую, имя, низкий, ножницы, объявление, остановка, патрубок, порядок, правда, предложение, пылесос, синева, союз, судак, сын, тюфяк, улица, цех, чертик, шепот, шорох; эпоха.

 

Упр. 7. В следующих предложениях выделите все согласные.

1. Одного способа образования:

Вода наконец-то поднялась, собрала и подчистила лед по берегам, затопила ложки и луговину.(Астафьев).

 

2. Одного места образования:

В яркие ночи, когда по небу хлещет сплошной звездопад, я люблю бывать один, в лесу, смотрю, как звезды вспыхивают, кроят, высвечивают небо и улетают куда-то (Астафьев).

 

3. Тождественные по работе голосовых связок:

Солома прогорела. Веточки акаций лежали горсткой раскален­ных гвоздиков, и от них шел сухой струйный жар (Астафьев).

 

 

4. Тождественные по дополнительной артикуляции средней части спинки языка:

Ветер вовсе утих. Снег не кружило. На небе с одной стороны объявилась луна (Астафьев).

 

 

ПОЗИЦИОННЫЕ (ФОНЕТИЧЕСКИЕ) И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Теоретические вопросы

1. Звук и фонема.

2. Сильные и слабые позиции фонем.

3. Сильные и слабые позиции гласных.

4. Сильные и слабые позиции согласных

5. Основные фонетические законы:

6. Позиционные (фонетические) чередования гласных.

7. Позиционные (фонетические) чередования согласных.

8. Исторические чередования гласных и согласных.

Понятийный аппарат

Звук. Фонема. Сильная позиция. Слабая позиция. Позиционное (фонетическое) чередование. Историческое чередование. Редукция. Ассимиляция. Диссимиляция. Аккомодация. Палатализация.

 

Упр. 8. Продолжите соотношения:

[б] так относится к [м], как…;

[б] так относится х [б'], как...,

[б] так относится к [п], как...;

[б] так относится к [д], как...;

[в] так относится к [з] и [ж], как...;

[к] так относится к [х], как....

 

 

Упр. 9. Определите позиции гласных в следующих словах.

Молоко, железо, становление, преобразование, чудотворный, померкнуть.

 

 

Упр. 10. Определите позиции согласных в следующих словах (по звонкости/глухости, мягкости/твёрдости, месту и способу образования).

Звать, излом, князь, подвиг, расход,,, снять, снежинка, храбрец, сшить.

 

Упр. 11. Затранскрибируйте приведенные ниже пары слов. Отметьте позиционные (фонетические) чередования гласных в приведенных ниже словах. Одинаковы ли причины, вызвавшие чередования гласных? Разграничьте чередования гласных звуков и фонем.

Игла — с иглой,

икать — разыкаться,

клен — кленовый,

коза — козы,

пар — паровоз,

свет — светает — светлячок,

смех — смешно,

стол — столовый — столоваться,

тряс — трясу,

цвет — цветы,

шест — шесты.

 

Упр. 12. Затранскрибируйте приведенные ниже группы слов. Отметьте фонетические чередования согласных в разных частях приведенных ниже слов. Назовите, какие фонетические законы лежат в основе этих чередований.

Дубы – дуб – на дубе,

Зуб – зубки – о зубе

глаз – глаза – о глазе,

угол – угольник,

разбить—расписать,

снял – сгорел,

сон – во сне,

рассыпал – расшил,

мама – к маме.

 

Упр. 13. Укажите исторические чередования в следующих парах слов.

Вытопить – вытапливать,

размолоть – размалывать,

успокоить – успокаивать,

сон – сна,

снег – снежок,

город – горожане – градостроитель,

звук – звучать,

стерегу – стеречь.

 

Упр. 14. Разграничьте фонетические и исторические чередования гласных и согласных.

Писать – пишу,

день – дня,

кормить – кормлю – корм,

закончить – заканчивать,

зелёный – зелень,

пять – пятёрка,

учёт – учитывать,

чередовать – черёд,

мягкий – мягок,

несу – нёс,

предложить – предлагать

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.