Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонетический разбор




Практическое занятие № 8

ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Теоретические вопросы

1. Понятие о системе фонем.

2. Система гласных фонем русского языка.

3. Система согласных фонем русского языка.

4. Сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем.

5. Фонетический анализ текста.

Упр. 24. Определите фонемный состав следующих слов: ешь, шей, кар, рак, сон, кос, мор, ром, туш, шут, фарш, шарф.

 

 

Чем различаются слова с одинаковым составом фонем?

 

Упр. 25. Определите, какими фонемами различаются следующие пары слов.

Выть — вить, лен — моль, медь — мед, суда (мн. ч.) — судья, цена — жена, шут—шьют, фетр — метр, щека — чека.

 

 

Упр. 26. Затранскрибируйте приводимый ниже текст. Сделайте полный фонетический разбор выделенных слов (образец разбора приводится ниже). Выпишите из текста слова, в которых отразились позиционные и исторические чередования согласных. Подберите к ним соотносительные словоформы или слова, иллюстрирующие чередование. Выпишите из текста по три примера ассимиляции, качественных и количественных изменений гласных в слабых позициях. Укажите безударные слова в тексте

Это был наш старый праздник, для которого давно был

 

выработан порядок и который давно сделался важ-

 

нейшей вехой в нашем годовом календаре. Но сейчас

 

в нем преобладала идея сдачиколонии после воен-

ной операции. Эта идея захватила самого последнего

 

колониста, и поэтому подготовка к празднику прохо-

 

дила «без сигналов», в глубоком захвате страсти и

 

крепкого решения: вседолжно быть прекрасно

 

(Макаренко).

Схема разбора

1. Затранскрибировать слово фонетически (в литературном произношении).

2. Провести слогораздел и дать характеристику каждого слога (по отношению к ударению, по начальному и конечному звуку).

3. Охарактеризовать ударение (фиксированное, нефиксированное).

4. Определить количество звуков и букв в слове.

5. Охарактеризовать звуки (по порядку расположения в слове):

а) гласный - позиция, оттенком какой фонемы является, отношение к ударению (для звуков в слабых позициях), характеристика по участию губ, степени подъема языка, по ряду (месту подъема языка);

б) согласный - позиция, характеристика по степени участия голоса и шума, по палатализации, по месту и способу образования.

6. Определить возможные фонетические и исторические чередования в слове, подобрав соотносительные словоформы и слова.

 

Образец разбора

Светлые

1, [с в' зт л ы j ь] и [с' в' э т л ы jъ]

2.[с' в' э/т л ы / j ь] - три слога: 1 св'э - ударный, по начальномузвуку прикрытый, по конечному - открытый; тлы заударный, прикрытый, открытый; jь - заударный, прикрытый, открытый.

3.Ударение на 1-м слоге, фиксированное.

4.Звуков - 8: с, в', э, т, л, ы, j, ь (редуцированный переднего ря­да); букв - 7: эс, вэ, э, тэ. эль, ы. е.

[с] – согласный, оттенок фонемы <с>, по звонкости / глухости позиция сильная (перед согл. [в']), по твердости /мягкости позиция слабая (возможно факультативное смягчение перед губным согласным [ в']), шумный.глухой, непалатализованный (возможно и смягчение), переднеязычный зубной, щелевой,

[в'] - согласный, оттенок фонемы <в'>, по звонкости /глухости позиция сильная (перед гласным), по твердости /мягкости позиция слабая (перед гласным переднего ряда), шумный, звонкий, палатали­зованный, губно-зубной, щелевой;

[э] - гласный, основной оттенок фонемы <э>, ударный, сильная позиция, нелабиализованный, среднего подъема, переднего ряда;

[т] - согласный, оттенок фонемы <т>, по звонкости/глухости позиция сильная (перед сонорным), по мягкости/твердости позиция слабая (перед согласным), шумный, глухой, непалатализованный, переднеязычный зубной, взрывной;

[л] - согласный, оттенок фонемы <л>, внепарный по глухости /звонкости, по мягкости/твердости позиция сильная (перед гласным непереднего ряда), сонорный, непалатализованный, переднеязычный, зубной, смычно-проходной, боковой;

[ы] - гласный, оттенок фонемы <ы>, безударный, слабая заударная позиция, нелабиализованный, верхнего подъема, среднего ряда;

[j] - согласный, оттенок фонемы <j>, внепарный но звонкости/глухости, мягкости/твердости, сонорный, звонкий, палатализованный, среднеязычный, щелевой;

[ь] - гласный, оттенок фонемы <э>, слабая заударная позиция 2-й степени, после мягкого согласного, нелабиализованный, среднего подъема, переднего ряда.

6. Фонетическое чередование э//иэ: светлый - светлее св'этлый - св' иэтл'эjь;

Исторические чередования: т//ч//щ: свет//свечу//освещатъ (см. словарь М. Фасмера).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.