Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образцы орфографического разбора




• Свечόй

св е ч - безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы гласная оказалась под ударением.

Проверка: св é чи.

Принцип написания: фонематический.

о й - правописание «о» и «е» в окончаниях существительных после шипящих.

Правило: в окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется «о», без ударения - «е».

Принцип написания: фонетический.

• Разбег

р а з - правописание безударной гласной в приставках раз-/рас-, - роз-/рос-.

Правило: в приставках раз-/рас-, - роз-/рос- под ударением пишется «о», без ударения «а».

Принцип написания: фонетический.

ра з - правописание «з» и «с» в приставках на з/с.

Правило: в приставках на з/с пишется «з» перед гласными и звонкими согласными и пишется «с» перед глухими согласными.

Принцип написания: фонетический.

бег - правописание парных звонких-глухих согласных в корне слова.

Правило: чтобы проверить, какую согласную следует писать, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы согласная стояла перед гласной или сонорной согласной.

Проверка: бе г ать.

Принцип написания: фонематический.

• Ошибкой

о шиб - непроверяемая безударная гласная в корне.

Правило: правописание непроверяемых гласных в корне устанавливается по словарю и запоминается.

Принцип написания: традиционный.

ош и б - правописание гласных после шипящих.

Правило: после шипящих «ж», «ш», «щ» не пишутся буквы «ы», «ю», «я», а пишутся «и», «у», «а».

Принцип написания: традиционный.

оши б - правописание парных звонких-глухих согласных в корне слова.

Правило: чтобы проверить, какую согласную следует писать, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы согласная стояла перед гласной или сонорной согласной.

Проверка: оши б очный.

Принцип написания: фонематический.

ой - правописание безударных окончаний существительных.

Правило: чтобы проверить безударную гласную в окончании, нужно подобрать однотипное слово с ударным окончанием.

Проверка: головόй.

Принцип написания: фонематический.

• Плач

плач - написание ь на конце слова после шипящих.

Правило: на конце слова после шипящих буква «ь» пишется только в существительных женского рода в форме именительно-винительного падежа и не пишется в других случаях.

Принцип написания: дифференцирующий, т.к., во-первых, отсутствие «ь» указывает, что это существительное мужского рода (разграничение грамматических классов); во-вторых, отсутствие «ь» помогает разграничить на письме словоформу существительного мужского рода, стоящего в именительном (винительном) падеже единственного числа, и словоформу глагола «плакать» в повелительном наклонении единственного числа (разграничение на письме словоформ, совпадающих по фонемному составу).

 

Упражнение1. Прочитайте текст и укажите имеющиеся орфографические и пунктуационные ошибки. Чем они объясняются? В соответствии с какими из действующих в русской орфографии принципов эти слова пишутся?

Приезжайте ко мне дорогой соседушка, ей-богу. Откроем что-нибудь вместе, литературой займемся и Вы меня поганенького вычислениям разным поучите.

Я недавно читал у одного французского учёного, что львиная морда совсем не похожа на человеческий лик,как думают учёны и. И нас щ от этого мы поговорим. Прие ж жайте, сделайте милость. Прие ж жайте хоть завтра например. Мы теперь постное едим, но для Вас буд и м готовить скромное. Дочь моя Наташенька просила Вас, чтобы Вы с собой какие-нибудь умные книги привезли. Она у меня эман ц ипе, все у ней дураки, только она одна умная. Молоде ж теперь, я Вам скажу, даёт себя знать. Дай им бог! Через неделю ко мне прибудетбрат мой Иван (ма ё р), человек хороший, но между нами сказать, Бурбон и наук не любит. Это письмо должен вам доставить мой ключник Трофим ровно в 8 часов вечера. Если же привезёт его по ж же, то побейте его по щекам, по-профессорски, нечего с этим племенем церемониться. Если доставит по ж же, то значит в кабак, анафема, заходил. Обычай ездить к соседям на нами выдуман, не нами и окончится, а потому непременно прие ж жайте с машинками и книгами. Я бы сам к вам поехал, да конфузлив очень и смелости не хватает. Изв е ните меня, негодника, за беспокойство.

Остаюсь, уважающий Вас Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш сосед Василий Семи-Булатов (А. Чехов).

Упражнение 2. Проанализируйте предложения и выделите все слова, в которых какие-либо части пишутся в соответствии с фонетическим принципом.

а ). Историческое изыскание может иногда с успехом заменить чисто логические рассуждения (И.Тургенев).

б). Было известно, что на фронте - неудачи, враг неуклонно приближается к Царицыну (А.Н.Толстой).

в). Заря между тем разгоралась. Бледная полоса света, показавшаяся на востоке, окрасилась пурпуром и обняла весь горизонт; зарево росло и разливалось по небу (Д.Григорович).

Упражнение 3. Придумайте предложения, которые бы носили двусмысленный характер, если бы слова Роман - роман, узнаем - узнаём, туш - тушь, все - всё, плачь - плач графически были изображены одинаково?

Упражнение 4. Укажите, как изменятся значения приведенных слов, если они будут написаны с прописной буквы?

Браунинг, ом, возрождение, чёрное, мишка, ватман.

Упражнение 5. В соответствии с каким принципом русской орфографии пишутся подчёркнутые гласные? Докажите.

Д о лина, насл а ждаться, обн а жать, обст о ятельство, озн а меновать, ост а новиться, погл о щать, пренебр е жительный, препод а ватель, прод о лжение, распространять, сокр а щение.

☺Контрольная работа №1

1. Проанализируйте 10 слов текста по всем типам написания.

2. Сделайте орфографический разбор подчеркнутых слов.

Вариант № 1

Пастухи были не одни. На сажень от них, в сумраке, застилавшем дорогу, темнела осёдланная лошадь, а возле нее, опираясь на седло, стоял мужчина в большихсапогах и короткой чумарке, по всем видимостям, господский объездчик.

Вариант № 2

Присутствие людей, особенно Егора Семёныча, теперь уже раздражало Коврина, он отвечал ему сухо, холодно и даже грубо и иначе не смотрел на него, как насмешливо и с ненавистью, а Егор Семёныч смущался и виновато покашливал, хотя вины за собой никакой не чувствовал.

Вариант № 3

Был седьмой час вечера - время, когда белая акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха. В городскомсад у уже играла музыка. Лошади звонко стучали по мостовой; со всех сторон слышались смех, говор, хлопанье калиток.

Вариант № 4

Сом же представлял из себя огромного чёрного пса на длинных ногах и с хвостом жёстким, как палка. За обедом и за чаем он обыкновенно ходил молча под столом и стучал хвостом по сапогам и ножкам стола. Это был добрый глупый пёс, но Никитин терпеть его не мог за то, что он имел привычку класть свою морду на колено обедающим и пачкать слюною брюки.

Вариант № 5

Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат.

Вариант № 6

Она вспоминала, как мучительно было венчание, когда казалось ей, что и священник, и гости, и все в церкви глядели на нее печально: зачем, она, такая милая, хорошая, выходит за этого пожилого, неинтересного господина? Ещё утром сегодня она была в восторге, что всё так хорошо устроилось, во время же венчания и теперь в вагоне чувствовала себя виноватой, обманутой, смешной.

Вариант № 7

Однажды, возвращаясьдомой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи протянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею.

Вариант № 8

Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мной неожиданно развернулся вид на барский двор и широкий пруд с купальней, с толпой зелёных ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходящее солнце.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.