КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи на начальном этапе
Направления изучения интонации в РКИ ИНТОНАЦИЯ Единица суперсегментного уровня. Включ. 2 подхода: 1)часть фонетики/движ. тона и прочее 2)формирование коммуникативно направленной ситуации
Интонац. средства: тона передв. интонацию центра. Чем проще контекст, тем важнее интонация. Изучается и в фонетике, и в синтаксисе.
Интонация – звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывания и смысловые части, противоп. высказыванию по цели и передают субъективное отношение к высказыванию
1)артикуляционно-акустическое (основано на строении интонац. единиц) 2)функциональное: изучение взаимодействия интонац. средств языка с лексико-грамм. составом предложения) 3)изучение эмоционально-стилистичских развитий в развитии русской речи.
1)фонетическая (научить правильно интонир. предложение) 2)Функциональная (должны научиться определять коммуник. смысл/значение предложения)
Интонац. средства языка Интонация конкретизирована в языке как система интонац. средств: каждое выделено на основе противопоставлений. Именно с помощью интонации выражаются различия, несовместимые в одном контексте.
1)Интонационная конструкция (ИК) Значения предложения в зависимости от типа ИК. 2)Передвижение интонационного центра В зависимости от центра меняется смысл: Какая(7) она красавица! – совсем не красавица Какая она красавица (7)! – очень красивая 3)синтагматическое членение предложения Синтагма –интонационно неделимая единица речевого потока, выражающая смысловую часть речевого целого. В зависимости от того, делится ли синтагма или нет, меняется смысл предложения. Вчера(3) он был в кино1 Вчера3 он был в кино? Эти 3 средства в поле зрения с 1го урока.
4)Пауза (высшая степень) Как дела? – Плохо2…как Сердце что-то болит, плохо как.
Наглядно представл. интонации: 1)графически 2)Схема (в книге Одинцовой). Общее направление тона. 3)Интонационная транскрипця
Выделяется центр, предцентр и постцентр. Определить тип ИК и место интонационного центра.
С помощью интонационной транскрипции выделяем центр, предцентр и постцентр, место интон. центра. Нужно определить тип ИК и место интон. центра.
Типы ИК. 7 ИК, выделила Брызгунова. Каждый тип ИК мб представлен в разных ситуациях, может определять рзные значения, их список довольно большой.
ИК-1 Это комната. На гласном центра тон идет строго вниз!
Позиции: 1) только центр. Дом. 2) предцентр, центр: Это ДОМ 3) центр, постцентр –ЭТО дом 4) см выше.
Эти позиции надо использовать для отработки интонации. ИК1 употр: 1)при выражении завершенности в конечных и неконечных синтагмах: Это Анна. Это Наташа. (синтагмы, завершенные по смыслу) 2) При произнесении заглавий, названий, объявлений: «Какая машина у мЭра» (номер ИК пишется строго над ударным гласным слова). Куда пойти учИться. Где мы будем рабОтать. 3)При передаче совета Откройте окнО. – центр находится не на императиве! Центр в этом случае двигаться не может.
Типичные отклонения: 1) Отсутствие слитности произношения синтагмы. Выделение каждого слова в синтагме. (восток) 2) недостаточное понижение тона на гласном центра. (почти все) 3) Отсутствие передвижения интонационного центра на слова, к-е несет новую информацию. 4) Сложно – сказать на низком тоне СЕГОДНЯ Вова едет в Пекин.
Методика работы: 1)движения тона вниз- отрабатывать на коротких слогах – дОма, Тома 2)упражнения на слитность произношения. Она. Он и она. Он и она идут в институт. 3)упражнения, отраб. перенос инт. центра. Это ТОМА. ЭТО Тома. Тома ДОМА. ТОМА дома. Анна дома ОДНА. АННА дома одна.
ИК-2 КтО дома? отличие от ИК1: Интонационный центр выд интенсивностью, на последнем слоге постцентра тон понижается. Общий уровень тона при ИК-2 выше, чем при ИК-1. позиции: 1)кто? 2)кто тАМ? 3)КТО там? 4)КОГДА он придет?
Где употр. ИК-2: 1)вопрос с вопросительным словом. центр ИК-2 может передвигаться, передвижение детализирует, уточняет. 2)при смысловом выделении слов или при противопоставлении: Это ДИМА. (не кто-то другой). Она ДОМА (а не где-то еще). 3)в конечной синтагме или в завершенной неконечной синагме. Пример: наступила ОСЕНЬ. Начались ДОЖДИ. 5) При обращении, при выражении приветствия, при прощании. 6) при выражении форм вежливости (извините, простите). Часто бывают формами привлечения внимания. 7) при выражении волеизявления, в данном случае требования, настойчивой просьбы—Откройте ДВЕРЬ. ОткРОЙте дверь. 8) Альтернативный вопрос: Он был в ЛОНДОНЕ (3) или в ЛИОНЕ (2)? если здесь ИК-1, то это—сообщение.
типичные отклонения: 1)тк. ИК-2 употр. в разных ситуациях, то мы анализируем вопрос с вопросительным словом. Предцентровая часть часто характеризуется повышением тона. КогдА он приедет? 2)представители разных языков затрудняются дать интенсивное выделение центра. 3)огромная трудность – слитное произношение распространенной постцентровой части. 4) передвижение интонац. центра вызывает большие трудности.
Система упражнений очень похожа (23-24)
ИК-3 считается изюминкой русской интонации) Вы поедете в Париж? позиции: 1)он? 2)он тАМ? 3)ОН там? 4)вы поЕдете в Париж?
Употребляется: 1)вопрос без вопросительного слова Интон. центр находится на слове, к-е выражает НЕИЗВЕСТНОЕ. Различительные возможности интонационного центра. 2)выражение переспроса - Мы были в Москве. а) где? б)где? в Москве?3 в)В Москве? 3 г) Где-где? В Москве?3
3) Повторение вопроса при ответе а)вопрос с вопр. словом? Где я былА?3 На лекции. б)вопрос без вопр. сл – вы Идёте 3 завтра а выставку? иду ли я завтра на выставку? Ли – формальный признак, к-й им нужно подсказать. И при переспросе, и при повторении вопроса, центр ИК 3 на последнем слоге.
4)выражение просьбы: закрОЙТЕ дверь. ИК-3 – уже вежливая просьба. В этом случае центр только на императиве, передвижение центра невозможно. 5)ИК-3 при выражении незавершенности (в неконечных синтагмах): ВчерА(3) мы были в кино.??
Типичные отклонения: 1)отсутствие повышения тона на гласном в центре. 2)не понижение тона на постцентре, а небольшое понижение и сразу повышение. Часто наблюдается повышение тона только на последнем слоге. 3)В смысловом отношении трудности вызывает перемещение интонационного центра.
Упражнения: сначала на предложениях, где есть центр: он ТАМ, он ТУТ, он ДОМА, он на РАБОТЕ? Упражнения на слитность произношения Упражнения на передвижение интонационного центра.
ИК-4 А Наташа? А он? А Вы? Предцентровая – на среднем уровне, постцентровая – на высшей границе среднего уровня. употр: 1)неполный вопрос с сопоставительным союзом А. Трудности – в ответе на этот вопрос. Чаще всего – да, но это ошибка – надо говорить ТОЖЕ. Еще ответ: И онА идет. Об этом специально нужно сказать. Центр на разных местах – на ТОЖЕ всегда падает инт. центр. Если «нет»: А она не идёт. А она уже ходила. 2)неконечная синтагма: ВчерА(4) президент России посетил Японию. ИК4 и ИК3 здесь синонимы. Ик3 в разговорной речи, ИК4 в офиц. стиле речи.
отклонения: 1) отсутствие понижения тона на гласном центра, часто даже повышение. Тогда не получается это значение. 2) коммуник. функция – все время хотят ответить «да» или «нет».
ИК-5 Какие у него картины! постцентр произносится ниже предцентра. Употребляется 1) при выражении высокой степени проявления признака, действия,состояния, в предложениях с местоименными словами и без них. Как хорошо! Как он рисует! Сколько в Москве красивых девушек! 2)Оценка: Настоящая весна! ИК-5 может употребляться даже если есть всего 1 слово – замечательно, прекрасно, чудесно! Может иногда выражать отрицат оценку, надо конкретизировать: «какой у нее плохой муж!»
Отклонения: 1)студенты не слышат оценку и вопрос. Какой сегодня день! -да, прекрасный! Какая книга! –А мне не очень нравится. Это нужно отличать от вопросов. ИК5 дается с самого начального этапа, обращаем внимание на разницу между вопросом и сообщенеим.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |