Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления




Особенности организации местного самоуправления, обусловленные проживанием на территории муниципального образования коренных малочисленных народов РФ, историческими и иными причинами.

Федеральное законодательство, гарантируя права коренных малочисленных народов РФ, устанавливая правовые основы охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также правовые основы их общинной формы самоуправления, содержит нормы, определяющие особенности организации и осуществления МСУ соответствующих МО.

 

Коренные малочисленные народы – народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствования и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ»).

 

Единый перечень коренных малочисленных народов РФ утверждается правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территории которых проживают эти народы.

 

Органы МСУ в соответствии с федеральным законодательством:

 

1) принимают участие в реализации федеральных и региональных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и в осуществлении контроля за использованием материальных и финансовых средств, выделяемых в соответствии с указанными программами, а также за использованием и охраной земель в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности;

 

2) устанавливают общие принципы организации и деятельности ТОС малочисленных народов в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности;

 

3) образуют на основании обращений лиц, относящихся к коренным малочисленным народам и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей территории традиционного природопользования местного значения;

 

4) обеспечивают охрану окружающей среды в пределах границ территории традиционного природопользования;

 

5) создают условия для реализации прав лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры.

 

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири, Дальнего Востока вправе организовывать на добровольной основе общины малочисленных народов (не обладают властными полномочиями – форма самоорганизации лиц, объединенных по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признакам; создаются в целях защиты исконной среды их обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов, культуры; учредители (не менее 3) – только лица, относящиеся к данным народам, достигшие 18 лет; община подлежит государственной регистрации, обладает правами юридического лица; членство – коллективное и индивидуальное).

 

Органы МСУ взаимодействуют с коренными малочисленными народами, проживающими в границах территории соответствующего МО, с представителями их общин.

 

Органы МСУ могут оказывать помощь общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) этих общин в виде:

 

· заключения с общинами (их союзами) договоров на выполнение работ и предоставление услуг;

 

· целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам (их союзам) для самоуправления и традиционного хозяйствования малочисленных народов;

 

· бесплатной консультативной помощи по вопросам их традиционного хозяйствования;

 

· предоставления на конкурсной основе социального заказа на разработку и реализацию местных программ социально-экономической помощи общинам.

 

Органы и должностные лица МСУ не вправе вмешиваться в деятельность общин (их союзов), за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

 

При органах МСУ формируются советы представителей малочисленных народов (малочисленные народы, их общины (союзы) вправе участвовать через уполномоченных представителей в подготовке и принятии органами МСУ решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни).

 

При организации и осуществлении МСУ исторические и иные местные традиции учитываются также в МО, в которых существуют местные традиции в силу исторического развития данной территории, состава населения, проживающего на этой территории, сложившихся обычаев

Предметы ведения МСУ – круг определяемых КРФ, ФЗ, законами субъектов РФ, уставами МО вопросов, обусловленных осуществлением МСУ, его задачами и целями, местом и ролью в осуществлении власти народа, решение по которым принимается населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы МСУ самостоятельно.

 

КРФ определяет предметы ведения МСУ, устанавливая, что МСУ обеспечивает решение населением вопросов местного значения (управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, охрана общественного порядка) и дает основания для вывода, что к предметам ведения МСУ могут быть отнесены вопросы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться.

 

Органы МСУ также могут решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов МСУ других МО, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции ФЗ и законами субъектов РФ (органы МСУ вправе решать указанные вопросы только при наличии собственных материальных и финансовых средств, за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (ФЗ 2003)).

 

Вопросы организации работы органов и должностных лиц МСУ также относятся к предметам ведения МСУ (закрепляемые ФЗ 2003 полномочия представительного органа, главы МО, главы местной администрации).

 

Содержание предметов ведения МСУ, определяемое КРФ, ФЗ, законами субъектов РФ, уставами МО:

 

Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО, решение которых в соответствии с КРФ, ФЗ 2003 осуществляется населением и (или) органами МСУ самостоятельно.

 

ФЗ 2003 определяет перечень вопросов местного значения, находящихся в ведении МСУ (отдельный перечень вопросов местного значения закреплен для МО каждого вида: городских и сельских поселений; муниципальных районов; городских округов (для внутригородских МО городов федерального значения – устанавливается законами данных субъектов РФ)).

 

Различия в перечнях обусловлены особенностью правового статуса, размерами и составом земель территории МО, типом населенных пунктов, входящих в состав МО и другими факторами.

 

Вопросы местного значения (ФЗ 2003 года):

 

1) Вопросы формирования, утверждения, исполнения местного бюджета, контроль за его исполнением; установления, изменения и отмены местных налогов и сборов; владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 

2) Вопросы, связанные с оказанием населению различных услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения:

 

· вопросы ЖКХ, строительства, транспорта, связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, строительства и содержания муниципального жилищного фонда, муниципальных дорог; утверждение генпланов поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами и др.);

 

· вопросы образования, культуры, здравоохранения, отдыха и спорта (организация начального и среднего образования; создание условий для организации досуга и спорта и обеспечения жителей МО услугами организаций культуры; организация библиотечного обслуживания населения; организация оказания на территории муниципального района, городского округа скорой медицинской помощи и др.);

 

· вопросы организации благоустройства и озеленения территории, содержания мест захоронения, охраны окружающей среды (организация освещения; организация экологического контроля и др.);

 

· вопросы охраны общественного порядка, гражданской обороны, обеспечения безопасности населения, опеки и попечительства (участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах МО; организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории МО; обеспечение первичных мер пожарной безопасности; создание аварийно-спасательных служб; обеспечение безопасности людей на водных объектах; опека и попечительство);

 

· вопросы формирования и содержания муниципальных архивов (формирование архивных фондов поселений, в городском округе, муниципальном районе – формирование муниципального архива);

 

· (для муниципального района) – вопрос выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.

 

Вопросы, связанные с реализацией органами МСУ отдельных государственных полномочий (органы МСУ как публичные органы власти принимают участие в реализации экономической и социальной политики государства и могут в целях более эффективного участия наделяться этими полномочиями; в силу наибольшей приближенности к населению органы МСУ могут осуществлять их с большей эффективностью, чем государственные органы).

 

Отдельные государственные полномочия:

 

· в области регистрации актов гражданского состояния (их регистрация на территории МО);

 

· в области социальной защиты населения (социальная поддержка ветеранов труда, детей-сирот, безнадзорных детей, многодетных семей);

 

· в области с/х (поддержка с/х производства в форме субсидий на животноводческую продукцию);

 

· по образованию и организации деятельности административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (органы МСУ образуют эти комиссии, обеспечивают их деятельность);

 

· другие вопросы.

 

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам МСУ – полномочия органов МСУ, установленные ФЗ и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным ФЗ 2003 к вопросам местного значения.

 

Порядок наделения органов МСУ отдельными государственными полномочиями:

 

· наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется ФЗ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ – законами субъектов РФ;

 

· наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит ФЗ;

 

· отдельные государственные полномочия, передаваемые органам МСУ, осуществляются органами МСУ муниципальный районов и городских округов, если иное не установлено ФЗ или законом субъекта РФ;

 

· органы МСУ могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок или на срок действия этих полномочий;

 

· ФЗ, закон субъекта РФ, предусматривающие наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями должны содержать (вид, наименование МО; перечень прав и обязанностей органов МСУ и органов государственной власти при осуществлении указанных полномочий; способ расчета нормативов для определения объема субвенций; перечень подлежащих передаче в пользование материальных средств; порядок отчетности органов МСУ; порядок осуществления органами государственной власти контроля; условия и порядок прекращения осуществления органами МСУ указанных полномочий);

 

· финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (порядок предоставления субвенций устанавливается ФЗ 2003).

 

Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами МСУ указанных полномочий, определяется ФЗ о федеральном бюджете и законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ по каждому из указанных полномочий.

 

Субвенции предоставляются из создаваемого в составе бюджета субъекта РФ регионального фонда компенсаций, формируемого за счет (субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами МСУ отдельных государственных полномочий; иных доходов субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами МСУ указанных полномочий, переданных им законами субъектов РФ).

 

Требования к осуществлению органами МСУ отдельных государственных полномочий (по вопросам их осуществления органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ в случаях, установленных ФЗ и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения НПА и осуществлять контроль за их исполнением) (признанное в судебном порядке их несоответствие ФЗ 2003 – основание для отказа от исполнения указанных полномочий).

 

Формы государственного контроля за осуществлением органами МСУ отдельных государственных полномочий (за осуществлением органами МСУ отдельных государственных полномочий; за использованием на эти цели материальных и финансовых средств) (органы МСУ обязаны предоставлять государственным органам документы, связанные с осуществлением указанных полномочий; отмена МуПА и приостановление их действия в части, регулирующей осуществление органами МСУ указанных полномочий; ответственность органов МСУ в пределах выделенных МО на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств).

 

Иные вопросы, принимаемые к рассмотрению и решению органами МСУ (не входят в законодательно установленный перечень вопросов местного значения и не относятся к отдельным государственным полномочиям; не отнесены к ведению других МО и не входят в компетенцию органов государственной власти; не исключены из компетенции органов МСУ ФЗ и законами субъектов РФ).

 

Органы МСУ вправе решать указанные вопросы только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

 

Вопросы, связанные с формирование и организацией работы органов и должностных лиц МСУ:

 

1) глава МО (глава местной администрации) издает постановления (по вопросам местного значения; по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий; по вопросам организации работы местной администрации);

 

2) представительный орган МО принимает решения (по вопросам организации своей деятельности);

 

3) председатель представительного органа издает постановления и распоряжения (по вопросам организации деятельности представительного органа).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.